Особенности психологического консультирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Января 2011 в 21:36, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования:

1.Определить структуру процесса психологического консультирования.
2.Проведение психологической консультации.
Задачи исследования:

1. Осуществить теоретико-методологический анализ психологического консультирования в современной психологической науке.

2. Изучить цели психологического консультирования.

3. Проанализировать теоретические представления о процессе психологического консультирования и выделить профессиональные особенности психологов-консультантов.

4. Оказать психологическую помощь клиенту.

Объект исследования: процесс психологического консультирования.

Предмет исследования: структура процесса психологического консультирования.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………. 3
ГЛАВА 1: Особенности психологического консультирования
1.1 Сущность и специфика психологического консультирования…….. 5
1.2 Цели психологического консультирования…………………………… 7
1.3 Принципы психологического консультирования…………………… 10
1.4 Структура процесса консультирования……………………………… 13
1.5 Техники консультирования
1.5.1 Постановка вопросов………………………………………………… 16
1.5.2 Одобрение и успокаивание………………………………………… 18
1.5.3 Отражение содержания: перефразирование, обобщение………… 20
1.5.4 Отражение чувств…………………………………………………….. 21
1.5.5 Паузы молчания…………………………………………………….. 22
1.5.6 Предоставление информации……………………………………… 23
1.5.7 Интерпретация……………………………………………………… 24
1.5.8 Конфронтация………………………………………………………. 25
1.6 Модель эффективного психолога-консультанта…………………… 27
ГЛАВА 2: Проведение психологической консультации…………………….. 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИТОЧНИКОВ…………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

на сдачу.docx

— 77.38 Кб (Скачать файл)

     Об  эмпатии, которая является одной из важнейших черт личности эффективного консультанта, более подробно поговорим при обсуждении вопроса о взаимоотношениях в процессе консультирования.

     Обобщая обсужденные выше требования, предъявляемые  к личности консультанта, можно утверждать, что эффективный консультант  — это прежде всего зрелый человек. Чем разнообразнее у консультанта стиль личной и профессиональной жизни, тем эффективнее будет его деятельность. Иногда выражать чувства и попросту слушать, что говорит клиент, — это самое лучшее, но опасно ограничиваться только такой тактикой консультирования, порой необходимо вступать с клиентом в конфронтацию. Иногда следует интерпретировать его поведение, а подчас и побуждать клиента толковать смысл своего поведения. Порой в консультировании требуется директивность и структурированность, а иногда можно позволить себе увлечься беседой без определенной структуры. В консультировании, как и в жизни, следует руководствоваться не формулами, а своей интуицией и потребностями ситуации. Такова одна из важнейших установок зрелого консультанта.

 

Глава 2 ПРОВЕДЕНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОНСУЛЬТАЦИИ

       Клиентка: Нина, 26 лет, работает бухгалтером в  типографии, замужем, детей нет, образование высшее. Обратилась за консультацией через знакомых.

       Запрос (телефонный разговор): «Здравствуйте, меня зовут Нина, у меня проблема, я не умею сдерживаться и в семейной ссоре всегда «лезу в бочку»- эдакая, пороховая бочка… Завожусь с пол-оборота, даже из-за пустяка, и не могу сдержать эмоции! Итог-скандал, ссоры, недопонимания! Помогите, пожалуйста, мне разобраться!»

       Встреча с клиенткой происходила у  нее дома. Когда я к ней пришла домой, то, первым делом, я заметила, что Нина была напряжена, что выражалось в скованности движений. Сев в кресло, она приняла следующую позу: нога на ногу, руки скрещены на груди.

       Консультант: « О чем бы, Вы, хотели поговорить?»

       Клиентка  промолчала. Консультант: « Что, Вас, тревожит?»

       Клиентка: « Я так больше не могу! В последнее  время у меня постоянные истерики…  стала заводиться с пол-оборота. »

       Пауза. Консультант: «Приведите пример.»

       Клиентка: « Ну, например, для меня становится нестерпимым, если мой муж, возвращаясь с работы, говорит, что сейчас будет, приходит через час- полтора, а я, к тому моменту, как он вернется, уже вся в бешенстве. Для меня это нестерпимо ».

       Консультант: «А что, Вы, при этом чувствуете?»

       Клиентка: «Я начинаю нервничать и злиться  уже минут через тридцать, хотя умом понимаю, что причины его  опоздания могут быть самые различные, через сорок минут я уже  не могу успокоиться, через час я  уже в диком бешенстве, готова его порвать на месте».

       Консультант: «Расскажите, о чем, Вы, думаете, когда ваш муж задерживается?»

       Клиентка: «У меня в голове сразу проносится миллион сценариев развития событий  от реальных до невероятных. И с каждой новой мыслью я накручиваю себя все больше и больше. И при встрече с Сашей взрываюсь как бочка с порохом».

       Консультант: «Приведите конкретный пример ваших  мыслей в тот момент».

       Клиентка: «Начиная с элементарного: задержали  на работе, попал в пробку, попал в аварию, пошел отмечать что-нибудь с друзьями, и, заканчивая абсурдом, он в этот момент изменяет мне с другой. У меня уже просто нет сил».

       Консультант: «А, Вы, ему пробовали звонить  в этот момент?»

       Клиентка: «Да, конечно, я ему часто звоню».

       Консультант: «И что он, Вам, отвечает?»

       Клиентка: «У него одни и те же ответы».

       Консультант: «А конкретно?»

       Клиентка: «То, что он, действительно, задержался на работе, зашел в магазин, застрял  в пробке, встретил знакомого и  еще чудь-чудь и будет дома».

       Консультант: «А почему, Вы, ему не верите?»

       Клиентка: «Я как-то об этом не задумывалась».

       Пауза.

       Консультант: «А он давал, Вам, повод сомневаться в себе?»

       Клиентка: «Нет, он хорошо ко мне относиться, он нежен, заботлив, вообще, он хороший  человек. Я понимаю, что он меня любит, а к нему так плохо отношусь, вечно кричу, наговорю кучу гадостей, о которых после ссоры я жалею. У меня после ссоры появляется чувство вины, ведь я могла бы и промолчать. После начинаю опять нервничать из-за ссоры. И такой круговорот событий повторяется каждый день. Я боюсь его потерять».

       Консультант: «Правильно ли я Вас поняла, что  Вашего молодого человека все устраивает?»

       Клиентка: Пауза. «Если он со мной уже столько  времени живет и терпит мое  поведение, то я думаю, что его  все устраивает.

       Консультант: «А как на работе относятся к вашей  вспыльчивости?»

       Клиентка: «А, что на работе, там одни цифры, так что там ссор практически нет».

       Консультант: «Если Ваша вспыльчивость устраивает близких вам людей и не мешает на работе, чем Ваша эмоциональность мешает?»

       Клиентка: Пауза. «Мне кажется, что у моего  мужа в один прекрасный момент лопнет терпение, и он меня бросит, просто развернется и уйдет, а я останусь одна».

       Консультант: «А почему он, Вас, должен бросить?»

       Клиентка: «Я же уже сказала, потому что я  на него ору по делу и без дела».

       Консультант: « А, может, есть еще какая-нибудь причина?»

       Клиентка: «Я не уверена, но, мне кажется, что  я стала менее привлекательна»

       Консультант: «А почему?»

       Клиентка: «Когда мы познакомились, я была такая  стройная, такая красивая, веселая, вечная оптимистка, а с того времени  я с сорок четвертого размера  одежды добралась до сорок восьмого размера…»

       Пауза.

       Консультант: «Правильно ли я поняла из нашей  беседы, что, Вы, боитесь потерять мужа, не уверены в себе». Пауза. « Мне кажется, что наличие проблем у людей нормальное явление. Ваши проблемы возникли не сразу, а постепенно, Вы, живете с проблемами уже некоторое время. Я уверена, что у каждой проблемы есть свое решение, которое требует определенного времени. При следующих встречах мы попытаемся найти пути решения».

       Анализ  проведенной консультации. Консультация длилась 60 минут. В ходе консультации были использованы следующие психологические  техники: постановка вопросов, отражение  содержания, паузы молчания, успокоение. В начале консультации: постановка открытых вопросов, которые были направлены на получение информации, о том, что  тревожит клиентку, как она видит  свою проблему, что она чувствует; а также использовалась техника  паузы молчания, для того, чтобы снять напряжение с клиентки. По ходу консультации использовалась техника отражения содержания беседы для получения информации о взаимоотношениях между клиенткой и ее супругом. В середине и конце консультации паузы молчания были направлены на то, чтобы клиентка обдумала, по-новому взглянула на свое отношение к себе и к своему мужу, услышала сама себя. В конце консультации была применена техника обобщения (как я поняла проблему) и техника успокоения, для того, чтобы клиентка немного успокоилась и поняла, что у всех людей есть проблемы, ее проблемы возникли не сразу, и требуют анализа и времени для решения.

       За  дальнейшеми консультациями Нина ко мне не обращалась, я думаю, это связано с тем, что она на проблему своей вспыльчивости и излишней эмоциональности в отношениях с мужем не смотрела со стороны своей неуверенности в себе.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

         Психологическое консультирование – это относительно новая область  профессиональной деятельности психолога, которая сравнительно недавно в  нашей стране выделилась в качестве самостоятельной сферы деятельности наряду с такими традиционными формами  работы, как научные исследования, преподавание психологии, психологическая  коррекция и психодиагностика.

    Психологическое консультирование направлено на решение  различного рода психологических затруднений, прежде всего ситуативных и межличностных  проблем. В трудный, критический  момент жизни человека, психолог-консультант  может помочь преодолеть стресс, жизненный  кризис, потерю близкого человека, а  также лучше понять жизненную  ситуацию и принять верное решение.  

    Психологическое консультирование также может помочь в понимании и реорганизации  отношений с другими людьми. Основная задача психолога-консультанта в данной ситуации состоит в том, чтобы  помочь посмотреть на характер взаимоотношений  с другими людьми со стороны, обсудить те их стороны, которые будучи источниками  трудностей, обычно не осознаются и  не контролируются. Основа такой работы состоит в исследовании и изменении  установок относительно других людей, и форм взаимодействия с ними. В  ходе консультативной беседы имеется  возможность шире взглянуть на ситуацию, иначе оценить свою роль в ней  и, в соответствии с этим новым  видением, изменить свое отношение  к происходящему и собственное  поведение. 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Абрамова Г.С. Введение в практическую психологию. - М., 1994.

  2.Абрамова Г.С. Практикум по психологическому консультированию. Екатеринбург, 1995.

  3.Айви А.Е., Айви М.Б. Психологическое консультирование и психотерапия. - М., 1999.

  4.Алешина Ю. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование. М, 1999.

  5.Бондаренко А.Ф. Психологическая помощь: теория и практика. - М., 2000.

  6.Гулина М. Основы индивидуального психологического консультирования. - СПб., 2000.

  7.Гулина М. Терапевтическая и консультативная психология. - СПб., 2001.

  8.Коттлер Дж., Браун Р. Психотерапевтическое консультирование. - СПб., 2001.

  9.Кочюнас Р. Основы психологического консультирования. - М., 1999.

  10.Меновщиков В.Ю. Введение в психологическое консультирование. М., 1999.

  11.Мэй Р. Искусство психологического консультирования. - М., 1994.

  12.Нельсон-Джоунс Р. Теория и практика консультирования. - СПб., 2000.

Информация о работе Особенности психологического консультирования