Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2014 в 12:26, курсовая работа
Цель нашей работы – теоретически изучить, выявить проблемы развития одаренности школьников и организовать работу по развитию одаренных детей.
В соответствии с поставленной целью в нашей работе будут решены следующие задачи:
1. Раскрыть понятие детская одарённость в истории психолого-педагогической мысли.
2. Рассмотреть сущность понятия «одарённость».
3. Выявить виды одаренности и типологию одаренных детей.
4. Изучить основные подходы к разработке концепции одаренности.
5. Ознакомиться с тренинговыми методами выявления одаренных детей.
Введение 3
Глава I. Дидактические основы развития одаренных школьников.
Детская одаренность в истории психолого - педагогической мысли. 7
Сущность понятия «одаренность». 10
Виды одаренности и типология одаренных детей. 12
Основные подходы к разработке концепции одаренности. 15
Глава II. Изучение процесса выявления одаренных детей.
2.1 Методы выявления одарённых детей. 20
2.2 Влияние генотипических и средовых факторов на развитие одаренности. 22
2.3 Характеристика программы развития одаренности. 26
Глава III. Организация работы по выявлению и развитию одаренных детей.
3.1 Констатирующий этап 31
3.2 Формирующий этап 38
3.3 Заключительный этап 41
Заключение 46
Список литературы
В ходе нашего исследования мы пришли к выводу, что в целом одарённость предстаёт как сложное, многомерное и вместе с тем осязаемое явление, изучение которого полезно для разработки теоретических педагогических проблем.
Выявив виды одарённости и типологию одарённых детей, мы обнаружили, что одарённость в целом представляет собой динамическое явление, изменяющееся во времени как по предмету и интенсивности проявления, так и по степени и характеру взаимосвязи между её структурными компонентами.
В данной главе, изучив основные подходы к разработке концепции одарённости, мы установили, что в самом общем виде одарённость определялась как повышенный уровень развития одной из нескольких способностей человека, на основе которых появляется возможность достигать высоких результатов в социально значимых видах деятельности. Данное явление рассматривали чаще всего с феноменальной её стороны, как уже проявившее себя свойство психики ребенка. Поэтому её изучали и выявляли с точки зрения либо индивидуальных свойств (природных задатков, склонностей, способностей), либо психических процессов (интеллектуальная, творческая одарённость).
Глава II. Изучение процесса выявления одаренных детей
2.1 Методы выявления одаренных детей
Для выявления одаренности используются самые различные методы: от простого педагогического наблюдения до специально разработанных тестовых заданий, а также игровых и тренинговых методов. Однако особая сложность одаренности как объекта психологической теории и практики подчеркивать, что идентификация (выявление одаренных детей производится специально подготовленными психологами).
С точки зрения В.И. Панова «… главным недостатком используемых сейчас диагностических методов (прежде всего тестов) является как ориентированность на результативную сторону проявления психических процессов». [19;35]. Таким образом, он подчеркивал, что процессуальная сторона этой деятельности, которая соответственно и определяет возможность быть одаренным, остается «вне поля зрения».
Одним
из методов, позволяющим работать
именно с процессуальной
Главное отличие тренинговых методов от других в том, что с их помощью переключаются с анализа достигнутых результатов на извлечение способов осуществления деятельности. При этом способы выполнения одного и того же задания могут быть разными. В.И.Панов утверждает: «Переход от одного способа работы к другому по своей хронологической сути и является преодолением ранее сложившегося и неосознаваемого способа деятельности». [18;36].
Ю.Д. Бабаевой и Е.Л. Яковлевой были разработаны тренинговые методы работы развития социальной одаренности, эмоционального развития одаренных детей.
Таким
образом, использование этих методов
целесообразно для выявления
скрытых способностей
2.2 Влияние генотипических и средовых факторов на развитие одаренности
Во всех современных психолого-педагогических концепциях признаётся зависимость психики человека и от генотипических, и от средовых факторов. Однако разброс мнений очень велик. Поэтому до сих пор такое явление, как детская одарённость, сторонники первой точки зрения склонны вообще не замечать, приписывая наличие ранних высоких достижений исключительно средовому влиянию: среди вторых встречаются сторонники представлений о фатальной предопределённости как темпа созревания, Так и конечных результатов развития.
В отечественной психологической и педагогической в течение многих десятилетий, как отмечал В. П. Кащенко: «утвердилась в качестве неоспоримой истины мысль о том, что «все здоровые дети одарены одинаково», что «вундеркиндов» и « бесталантливых» создаёт окружение или среда». [9;48]
Эти идеи пустили глубокие корни в общественном сознании и продолжают оказывать существенное влияние на педагогику. В настоящее время специалистами в области генетики и психогенетики открыто много фактов, выявлены закономерности, позволяющие диагностировать развитие живых организмов, в том числе человека, основываясь на знании генетических особенностей.
Мы рассмотрели термины «генотип» и «среда» с целью выявить факты и закономерности, влияющие на развитие одарённости.
Генотипом называют генетическую конструкцию, совокупность генов полученную от родителей. Иначе говоря, генотип- это информация записанная в молекулах ДНК.
Под термином «среда» в педагогической и психологической литературе понимают весь комплекс внешних факторов, влияющих на процесс развития. По словам А. И. Савенкова: «... этот комплекс можно условно поделить на «макросреду» и «микросреду». [24;39]. К факторам «макросреды» он относит глобальные средства воздействия (особенности национальной культуры, специфика социально политического устройства общества, географическая среда). К факторам «микросреды» относится всё то, с чем ребёнок выступает в непосредственный контакт: семья, школа, сверстники, то есть ближайшее окружение. Эти факторы, по мнению А. И. Савенкова: «относятся к числу наиболее мощных средств воздействия на процесс формирования личности». [23;53].
В советской психолого-педагогической науке было принято выделять и ставить на один уровень с «генотипом» и «средой» третий фактор воспитания. Ему приписывали роль ведущего. По мнению сторонников этой точки зрения, именно воспитания, а не генотипические особенности или неуправляемые средовые факторы, обеспечивают развитие личности.
По результатам экспериментальных исследований последнего времени генотипические факторы считаются ведущими. Что может повлиять на генотип, одним из первых эту проблему изучал Ф. Гальтон, утверждавший, что гениальный человек есть продукт гениального рода. Но это утверждение, как свидетельствуют современные исследования в области психогенетики, справедливо лишь частично. Наследование признаков не имеет прямого характера, так как оно опосредовано многими факторами.
Одарённость, в особенности ярко выраженная, может быть результатом «ошибки природы» при делении клетки. «Именно ошибкам - отклонениям от генетической программы развития, которые происходят всегда и на всех уровнях жизни, обязан процесс организмов..., - считают специалисты в области генетики Н. Д. Тарасенко и Г. Н. Лушанова. Некоторые отклонения от нормы как бы сообщают данному организму дополнительные возможности, а значит, и некоторые преимущества перед другими организмами».[23;44].
Внезапные, скачкообразные и при этом стойкие изменения в структуре генотипа специалисты в области генетики называют мутациями. Выделяют мутагены трёх категорий: физические, химические и биологические (бактерии и Вирусы).
Влиянию среды на уровень развития интеллектуально - творческого потенциала личности и уровень её достижения традиционно посвящается много специальных исследований.
Решающим средовым фактором развития детского интеллекта признаётся психическая стимуляция, происходящая при общении ребёнка и взрослого. Одним из важнейших составляющих средового воздействия, как утверждал А. И. Савенков: «... признаётся внутрисемейная среда». [23;58]. В работе В. Н. Дружинина «Психология общих способностей» выделены три группы моделей, объясняющих её влияние на интеллект детей.
Первая группа моделей утверждает, что решающая роль принадлежит общению между родителями и детьми. Это и оказывает, по мнению их сторонников, решающее влияние на развитие интеллекта ребёнка. Особенно в данном случае подчёркивается важность фактора времени. Чем больше родитель общается с ребенком, тем больше его интеллектуальное влияние на него.
Вторая группа моделей, называемая идентификационной, предполагает, что ребёнок развивается благодаря тому Что осваивает новые роли. При идентификации себе, с одним из родителей, он овладевает способами поведения, характерными для родителей.
В качестве третьей В. Н. Дружинин выделяет модель Р. Зайонца. Она прогнозирует зависимость интеллекта ребёнка от числа детей в семье.
Социально педагогические исследования свидетельствуют: чем неблагоприятнее среда, тем большую роль она играет в общих различиях. Там, где только ограниченная часть населения может обеспечить своим детям хорошее образование. От среды зависит очень многое, но в условиях, когда образование становится общедоступным, вперёд выходят наследственные факторы.
Люди рождаются психически не одинаковыми, даже в одной и той же семье. Но основной вопрос не только в том, что играет главную роль - генотип или среда, а в том по каким законам происходят взаимодействия между ними. Результат этих взаимодействий - качественные изменения психики. Как пишет А. И. Савенков: «Многофакторность наследственности плюс многофакторность среды порождают бесконечное разнообразие столкновений этих двух стихий. В итоге этих столкновений рождается такое же бесконечное разнообразие психических свойств». [23;60].
2.3 Характеристика программы развития одарённости
Задача создания эффективной истины образования одарённых детей затрудняется недостаточной научной проработанностью самих понятий «одарённость», «талант». В педагогической практике сложились представления о некоторых конкретных формах проявления детской одарённости, среди которых, как отмечает А.А. Лосева:
-общая интеллектуальная одарённость;
-конкретно - предметная или конструктивно - продуктивная одарённость;
-организаторская, лидерская одарённость;
-художественная одарённость. [13;31].
При этом они различают:
-по темпу развития и освоения различных видов деятельности;
-по ширине и глубине содержания деятельности;
-по природе содержания деятельности.
Одним из основных компонентов создания системы работы с одарёнными детьми является разработка оригинальных образовательных программ. В этой связи как подчёркивает А. А, Лосева: «... на сегодняшний день можно обозначить ряд подходов к организации и составлению образовательных программ и конструированию образовательного пространства. [13;64].
Различают три подхода.
Первый из них построен на интерпретации базовых программ путём их уплотнения и ускорения.
Второй подход предусматривает построение программ на основаниях развивающего обучения с учётом следующих принципов:
вариативность учебного содержания, задаваемая образовательной потребностью личности;
- стремление к овладению способами
взаимоотношения с миром, при котором
знания, умения, навыки обретают инструментальную
ценность;
- обретение
субъективности развития всеми участниками
образовательного
процесса.
Третий подход предполагает содержания образования, при котором от общепринятой обучающей педагогической системы осуществляется переход к познавательной, природно-естественной системы образования, в двух формах: исследовательской и проектной.
Приобретают особое значение централизованные программы поиска и поддержки одарённых детей в масштабах всего государства, области, города, района, отдельной школы.
В практике образовательной работы как утверждает А. А. Лосева: «...сложились три основные организационные формы такой работы:
- организация обучения в условиях
массовой школы, но по индивидуальным
программам с включением дополнительного
по объёму и усложнённого по
содержанию материала;
- организация обучения на основе специализированных программ по выявленной группе способностей;
- создание специализированных образовательных учреждений с принципиально иным содержанием образования...». [13;78].
В настоящее время созданы образовательные программы для работы с одарёнными детьми. Цели и задачи этих программ:
- предусмотреть степень и меру самораскрытия одарённых учащихся, умственное, эмоциональное, социальное развитие и индивидуальное развитие учащихся;
- удовлетворение потребности в новой информации (широкая информированность);
- коммуникативная адаптация;
- помощь одарённым учащимся в самораскрытии
- самопределяющие в отношениях.
В программах отражены различные формы работы с одарёнными детьми:
- гибкий и мобильный учебный план;
- независимое продвижение при изучении отдельных предметов;
- планирование и принятие решений самими учениками;
- конструирование учебного плана на базе интересов учащихся.
З.Н. Бекетова приводит следующие требования к содержанию программ для одарённых школьников:
- выходить за рамки общепринятых программ;
- учитывать специфику интересов учащихся;
- соответствовать их стилю усвоения знаний;