Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2014 в 12:26, курсовая работа
Цель нашей работы – теоретически изучить, выявить проблемы развития одаренности школьников и организовать работу по развитию одаренных детей.
В соответствии с поставленной целью в нашей работе будут решены следующие задачи:
1. Раскрыть понятие детская одарённость в истории психолого-педагогической мысли.
2. Рассмотреть сущность понятия «одарённость».
3. Выявить виды одаренности и типологию одаренных детей.
4. Изучить основные подходы к разработке концепции одаренности.
5. Ознакомиться с тренинговыми методами выявления одаренных детей.
Введение 3
Глава I. Дидактические основы развития одаренных школьников.
Детская одаренность в истории психолого - педагогической мысли. 7
Сущность понятия «одаренность». 10
Виды одаренности и типология одаренных детей. 12
Основные подходы к разработке концепции одаренности. 15
Глава II. Изучение процесса выявления одаренных детей.
2.1 Методы выявления одарённых детей. 20
2.2 Влияние генотипических и средовых факторов на развитие одаренности. 22
2.3 Характеристика программы развития одаренности. 26
Глава III. Организация работы по выявлению и развитию одаренных детей.
3.1 Констатирующий этап 31
3.2 Формирующий этап 38
3.3 Заключительный этап 41
Заключение 46
Список литературы
- не ограничивать стремление детей глубоко вникать в сущность той или иной изучаемой темы. [4;84].
Существуют следующих принципы специализации учебных программ применительно к одарённым детям:
- предусматривать детальное, углубленное изучение наиболее важных тем, идей;
- давать возможность приобщаться к новой информации, прививать стремление к приобретению знаний;
- предусматривать развитие продуктивного мышления, а также навыков его практического применения;
- поощрять инициативу детей, их самостоятельность в учёбе и развитии.
Содержание программы. Как отмечает 3. Н. Бекетова: «... должно отличаться новизной, оригинальностью, арсеналом специализирования исследовательской деятельности». [4;86].
В ходе нашего исследования мы рассмотрели городскую программу «Одарённые дети», разработанную в г. Ростове-на-Дону. В основу данной программы положены Федеральная и Областная программы, в которых обращается внимание на следующие базовые положения:
- роль наследственности и воспитания в развитии одарённости;
- комплексный, синтетический характер понятия одарённости, анализ этого явления как совокупности взаимодействующих компонентов;
- наличие различных качественно своеобразных видов одарённости;
- значение профессиональной подготовки специалистов, работающих c одарёнными детьми;
- необходимость специальных форм работы с одарёнными детьми и помощи им, выходящие за рамки традиционного обучения.
В настоящее время в г. Ростове-на-Дону формируется сеть образовательных учреждений, ориентированных на работу с одарёнными детьми, имеющими высокие интеллектуальные способности. Устойчивую положительную мотивацию к учению.
Предусматривается создание Городского центра по работе с одарёнными детьми. Как обнаруживает 3. Н. Бекетова: «... важнейшими задачами центра должны стать: - информационно - аналитическая деятельность;
- координация усилий всех участников программы в масштабах города;
- научно - методическая деятельность по разработке содержания
- организация системы выявление одарённых детей, включающей методы изучения и тестирования школьников;
формирование целостной системы основного и дополнительного образования, способствующей проявлению и развитию творческой деятельности...» [4;89].
Таким образом, речь идёт об осуществлении комплексного подхода к организации работы с одарёнными детьми, базирующегося на возможностях, как основного, так и дополнительного образования.
В данной главе освещены вопросы методов выявления одарённых детей и вопросы генетической и средовой детерминации. В ходе ознакомления с диагностическими методиками выявления одарённых детей, мы пришли к выводу. Что одним из методов, позволяющим работать с процессуальной стороной способностей, которая предопределяет возможность быть одарённым, и вообще сознание детей и взрослых, является психологический тренинг и учебно-игровые методы.
Долгое время исследователи пытаются количественно определить, какая доля наследственные (генотипических) факторов и каков вклад факторов средовых в развитие умственных способностей. То есть, на сколько выдающийся интеллект, способность к творчеству зависят от наследственной предрасположенности, а на сколько - от внешнего окружения и воспитания. Изучив эту проблему, мы установили, что одарённость является сложным сплавом генетических особенностей и влияний внешней среды, и основными вопросом считается не только в том, что играет главную роль, а в том, как, по каким законам происходит взаимодействие между ними.
Ознакомившись с организацией работы с одарёнными детьми, мы пришли к заключению, что в области данной проблемы осуществляется комплексный подход, базирующегося на возможностях, как основного, так и дополнительного образования. Такой подход является личностно ориентированным, развивающим, он также способствует формированию системы непрерывного образования.
Глава III. Организация работы по выявлению и развитию одаренных детей
3.1 Констатирующий этап
Исследование по данной проблеме проводилось в СОШ №13 в 6 «В» классе. На основе различных методик мы старались практически решить поставленные нами задачи.
В 6 «В» классе 13 человек, из них 8 девочек, 7 мальчиков (10 чел. 2001 г. р., 3чел. 2000 г. р.). Согласно характеристики предоставленной классным руководителем, класс по уровню развития - средний. Есть дети, которые учатся на «отлично» (1 чел.) и «хорошо» (7 чел.), но есть и слабые учащиеся (2 чел.). 6 «В» класс - класс с математическим уклоном. Все учащиеся изучают факультативный курс «Наглядная геометрия». 6 учащихся обучаются английскому языку. Многие в классе имеют высокий творческий потенциал. Детей легко организовать при подготовке к праздникам, часто выступают на общешкольных, районных и городских мероприятиях.
Список класса.
1. Адамова Исмира
2. Велибеков Мурад
3. Гайкало Екатерина
4. Гурьева Анастасия
5. Иванча Полина
6. Иванча Александра
7. Ильяшенко Марина
8. Кучиев Джамиль
9. Кобзева Виктория
10. Кукушкина Мария
11. Мусаев Дени
12. Разинкова Олеся
13. Сардоров Махсун
На констатирующем этапе была проведена диагностика направленности интересов учащихся для педагогов и родителей Савенкова А.И. (см. приложение №1). Результаты мы можем рассмотреть в следующих графиках, построенных на каждого учащегося (см. приложение №2). Проанализировав полученные данные, мы выявили направленность интересов и склонностей детей. Подробнее можно рассмотреть на одном из графиков (см. график №1)
График №1
График диагностики направленности интересов учащегося 6 «В» класса В.М.
Как видно из графика данный ребенок проявляет интерес в большей степени к сфере художественной деятельности, естествознания и труда по самообслуживанию.
Изучив результаты диагностирования, мы установили, что данный класс имеет разносторонние интересы, но прослеживается наибольшее преобладание интересов в следующих сферах человеческой деятельности: труд по самообслуживанию, естествознание, художественная и гуманитарная сферы, сфера коммуникативных интересов (см. график №2).
График №2
Общий график направленности интересов учащихся6 «В» класса
На данном этапе исследования мы использовали тест-анкету «Оценка способностей в девяти видах человеческой деятельности» Афониной Г.М. (см. приложение №3). Результаты тестирования можно проследить в диаграммах, построенных на каждого учащегося (см. приложение №4). По результатам данного исследования мы выявили наиболее выраженные способности детей, которые можно рассмотреть в следующих диаграммах (см. диаграмму №1).
Диаграмма №1
Диаграмма оценки способностей в девяти видах человеческой деятельности учащегося 6 «В» класса В.М.
Анализируя полученную диаграмму, мы выявили наиболее выраженные способности данного ребенка: способности к изучению иностранного языка, технические, артистические, интеллектуальные способности, способности к научной работе и менее выраженные - художественные и музыкальные.
Изучая полученные данные на следующего учащегося, мы обнаружили ярко выраженные способности к изучению иностранного языка, технические способности (см. диаграмму №2).
Диаграмма № 2
Диаграмма оценки способностей в девяти видах человеческой деятельности учащегося 6 «В» класса М.Д.
Особый интерес представляет диаграмма, построенная на одного из учащегося класса. Данная диаграмма отличается от выше упомянутых высокими показателями художественных способностей, музыкальных и литературных. Как выяснилось из беседы с данным ребенком, он профессионально занимается изобразительным искусством, учится в музыкальной школе, пишет стихи.(см. диаграмму №3).
Диаграмма № 3
Диаграмма оценки способностей в девяти видах человеческой деятельности учащегося 6 «В» класса С.М.
Исходя из результатов тестирования, мы выявили, что в данном классе прослеживается небольшое преобладание спортивных, интеллектуальных способностей, способностей к изучению иностранного языка (см. диаграмму №4).
Диаграмма №4
Общая диаграмма оценки способностей в девяти видах человеческой
деятельности учащихся 6 «В» класса
3.2 Формирующий этап
На формирующем этапе были проведены уроки по английскому языку, классные часы и классные мероприятия, которые включали различные формы работы с учащимися, способствующие выявления и развитию отдельных способностей.
Уроки по английскому проводились по учебно-методическому комплексу "Нарру Еnglish. гu" для 6 класса (К.И. Кауфман, М.Ю. Кауфман). На одном из уроков, посвященному теме "Меггу Christmas in Britain and Russia" нами были поставлены следующие задачи: общеобразовательная, воспитательная и развивающая, суть которой состояла в том, чтобы выявить литературные способности на иностранном языке. Для решения данной задачи мы предложили учащимся небольшую творческую работу "Letter to Santa Clause " (см. приложение №5), которая позволила проконтролировать на каком уровне усвоен лексический материал по данной теме, сформированность умений использовать его в письменной речи, грамотность построения предложений, а также как учащиеся умеют в своих письменных рассказах придерживаться выбранного сюжета, не теряя основной мысли, импровизировать на тему, придавая ей новую, необычную окраску изложения.
На уроке по теме "Еvегу
country has its customs" нами было использовано
задание, которое способствовало решению
одной из задач урока - развивать
память, умения анализировать и обобщать,
то есть развивать интеллектуальные
способности. Учащимся для изучения был
предложен лингвострановедческий
материал " About England" (см. приложение
№6), который соответствовал
возрасту и языковой подготовке. Детям
необходимо было установить сходства
и различия жизни и быта Англии и России,
предварительно прочитав и
проанализировав текст. Данное задание
было направлено на развитие памяти,
так как учащиеся в процессе работы неоднократно
возвращались к материалу и
частично воспроизводили по памяти, а
также способствовало развитию таких
мыслительных операции, как анализ и
синтез. Задание позволяло
проконтролировать cформированность
умений оперировать лингвострановедческой информац
Было проведено несколько уроков, на одном из которых по теме "When I was…" мы предложили учащимся выполнить задание, суть которого состояла в том, чтобы с помощью опоры на сюжетные картинки восстановить содержание стихотворения "When Robin was..." и задать к нему вопросы, используя изучаемую грамматическую конструкцию (см. приложение №7). Исходя из анализа урока, мы выяснили, что данное упражнение способствовало развитию языковой догадки с опорой на визуальный ряд, а также обучению учащихся расспрашивать и рассказывать, используя грамматическую конструкцию сложного предложения, соединенного союзом when. Ученикам было дано творческое задание: рассказать о себе в стихотворной форме на тему When I was..."(см. приложение №8). Анализируя творческие работы детей, мы обнаружили, что у нескольких учащихся прослеживается импровизация на данную тему, необычная рифмованность строк, что свидетельствует о наличии творческих способностей.
Урок по теме "In the country DoDidDone" посвящен изучению грамматического материала по теме «Использование модального глагола Соuld in the Past Simple». На уроке использовалось игра "Where were you?", в которой участвовал весь класс. Каждый участник получал карточку с изображением того места, где он был (см. приложение №9). Ребенку необходимо было найти в классе еще одного человека, который был там тоже. В течение игры участники перемешиваются по классу и задают друг другу вопросы. Проследив работу учащихся на уроке, мы пришли к выводу, что данное задание обеспечивает первичную отработку изучаемого грамматического материала в речевых упражнениях, способствует развитию интеллектуальных способностей, развитию умений понимать недосказанное, задавать вопросы, быстро реагировать на вопросы, строить диалогическую речь, направлено на развитие наблюдательности. Урок носил коммуникативный характер, что активизировало всех учащихся в работу на уроке.
На заключительном уроке цикла "Customs and traditions" учащиеся выполняли творческое задание - проект по теме «Моя родословная». Дети описывали членов своей семьи, рассказывали о семейных традициях. Анализируя результат работы учеников, мы пришли к выводу, что данная форма работы побуждает учащихся к самостоятельному поиску информации, к самостоятельным выводам, обобщениям, способствует проявлению творческих способностей. При отборе содержания урока были предусмотрены вспомогательные материалы (см. приложение №10), которые соответствовали личному опыту учащихся и побуждали их к выражению собственного мнения, оценки, что стимулирует формированию ценностных ориентации. На уроке использовалась технология «Метод проектов», отвечающая требованиям личностно-ориентированного подхода к образованию и воспитанию учащихся, который учитывает потребности, возможности, склонности и способности учащихся.