Особенности работы с одаренными детьми

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2014 в 12:26, курсовая работа

Краткое описание

Цель нашей работы – теоретически изучить, выявить проблемы развития одаренности школьников и организовать работу по развитию одаренных детей.
В соответствии с поставленной целью в нашей работе будут решены следующие задачи:
1. Раскрыть понятие детская одарённость в истории психолого-педагогической мысли.
2. Рассмотреть сущность понятия «одарённость».
3. Выявить виды одаренности и типологию одаренных детей.
4. Изучить основные подходы к разработке концепции одаренности.
5. Ознакомиться с тренинговыми методами выявления одаренных детей.

Содержание

Введение 3
Глава I. Дидактические основы развития одаренных школьников.

Детская одаренность в истории психолого - педагогической мысли. 7
Сущность понятия «одаренность». 10
Виды одаренности и типология одаренных детей. 12
Основные подходы к разработке концепции одаренности. 15

Глава II. Изучение процесса выявления одаренных детей.

2.1 Методы выявления одарённых детей. 20
2.2 Влияние генотипических и средовых факторов на развитие одаренности. 22
2.3 Характеристика программы развития одаренности. 26

Глава III. Организация работы по выявлению и развитию одаренных детей.

3.1 Констатирующий этап 31
3.2 Формирующий этап 38
3.3 Заключительный этап 41

Заключение 46
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Новая курсовая.docx

— 215.28 Кб (Скачать файл)

Кроме уроков по английскому языку, были проведены классные часы, один из которых был посвящен проблеме «Отношение с родителями». Выбранная тема актуальна для данного возраста детей, так как обусловлен психологическими особенностями и сложностями подросткового возраста. Анализируя работу учащихся, мы обнаружили, что творческое задание «Найди выход из сложившейся ситуации выход» (см. приложение №11) способствовало выявлению артистических и развитию интеллектуальных способностей. При отборе содержания урока были предусмотрены материалы: «Интересные факты», «Обращение родителей к детям», которые наталкивают учащихся на рассуждения, требует развернутых ответов на вопросы (см. приложение №11).

 

 

 

 

 

 

3.3 Заключительный этап

На формирующем этапе нашего исследования были проведены уроки в нетрадиционной форме, включающие творческие задания, использованы технологии личностно - ориентированного подхода, такие как: метод проектов, обучение в сотрудничестве. В конце преддипломной практики на заключительном этапе нами была повторно проведена тест-анкета «Оценка способностей в девяти видах человеческой деятельности» Савенкова А.И. (см. приложение №3). Результаты тестирования мы можем проследить на диаграммах, построенных на каждого учащегося (см. приложение №12). Подробнее можно рассмотреть несколько их них (см. диаграмма №1).

Диаграмма №1.

Диаграмма оценки способностей в девяти видах человеческой деятельности учащегося 6 «В» класса В.М.

 

Анализируя данную диаграмму можно проследить за результатами деятельности учащегося. При сравнении их мы видим, что показатель технических, музыкальных, интеллектуальных и литературных способностей увеличились на 1 балл, а способности к изучению иностранного языка и спортивные увеличились на 3 балла.

Изучая следующую диаграмму, мы обнаружили, что у ребенка проявились способности к изучению иностранного языка, возросли показатели технических, спортивных способностей и способностей к научной работе на 1 балл, артистические увеличились на 3 балла, художественные - на 4 балла по сравнению с показателями на констатирующем этапе, интеллектуальные остались без изменения, а литературные уменьшились на 1 балл (см. диаграмму №2).

Диаграмма №2

Диаграмма оценки способностей в девяти видах человеческой деятельности учащегося 6 «В» класса К.А.

 

 

Рассмотрев диаграмму другого ребенка, мы выявили увеличение показателей музыкальных, интеллектуальных способностей и способностей к научной работе на 1 балл, артистических - на 2 балла, проявление способностей к изучению иностранного языка, что ранее не наблюдалось, прослеживается уменьшение художественных и технических способностей на 1 балл, (см. диаграмму №3).

 

 

Диаграмма №3

Диаграмма оценки способностей в девяти видах человеческой деятельности учащегося 6 «В» класса К.А.

Проанализировав следующую диаграмму, мы заметили резкий рост показателя способностей к изучению иностранного языка - на 4 балла, выросли показатели, интеллектуальных, литературных способностей на 1 балл, спортивных и артистических - на 2 балла, прослеживается незначительное снижение показателей художественных и музыкальных, способностей к научной работе на 1 балл (см. диаграмму №4).

 

 

 

 

 

 

 

Диаграмма №4

Диаграмма оценки способностей в девяти видах человеческой деятельности учащегося 6 «В» класса С.М.

Исходя из результатов повторного тестирования, мы отследили    изменения показателей способностей в целом на класс (см. диаграмму №5).

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Диаграмма №5

Общая диаграмма оценки способностей в девяти видах человеческой деятельности учащихся 6 «В» класса

 

 

Как видно из диаграммы прослеживается увеличение показателей способностей по сравнению с первоначальными: художественные на 5 баллов, способности к изучению иностранного языка на 4 балла, артистические и спортивные - на 3 балла, литературные и интеллектуальные -на 2 балла. Наблюдается рост активной и успешной деятельности учащихся в спорте, о чем свидетельствует участие ребят в ряде школьных спортивных соревнований, получение призового места в соревнованиях по «Пионерболу».

Проанализировав результаты исследования, мы пришли к выводу, что изучение психолого -педагогических основ одаренности, выявление признаков и критериев работы с одаренными детьми и проведение работы по выявлению и

развитию таких детей, способствует успешному решению проблем развития одаренности школьников, следовательно, гипотеза нашего исследования доказана.

 

 

Заключение

Человеческое мышление, способность к творчеству величайшее из даров природы. Даром этим природа отмечает каждого человека. Но также очевидна и мысль о том, что свои дары природа поровну не делит и кого-то награждает больше, а кого-то меньше, Одаренным принято называть того, чей дар явно превосходит некие средние возможности, способности большинства.

Поэтому большинство учёных называют одаренностью генетически обусловленный компонент способностей, который в значительной мере определяет как конечный итог (результата развития), так и темп развития. Среда, воспитание либо подавляют этот дар, либо помогают ему раскрыться.

Для того чтобы решить поставленные задачи в нашей работе, мы раскрыли понятие детская одаренность в истории психолого-педагогической мысли и пришли к заключению, что проблема одаренности в философско-психологических исследованиях на протяжении многих веков рассматривалась несколько автономно от социально-педагогической практики, так как это было не востребовано системой образования. Основное внимание исследователей было обращено не на сам феномен одаренности как личностное образование или социально - психологическое явление.

Мы рассмотрели понятие «одаренность» и выявил, что под одаренностью обычно понимают генетически обусловленный компонент выдающихся достижений личности, присутствующий в форме дозированного потенциала, где генотипом задан определенный, индивидуальный темп развития. Выявив виды одаренности и типологию одаренных детей, мы обнаружили, что одаренность в целом представляет собой динамическое явление, изменяющееся во времени как по предмету и интенсивности проявления, так и по степени и характеру взаимосвязей между её структурными компонентами.

Изучив основные подходы к разработке концепции одаренности, мы пришли к выводу, что одаренность рассматривали чаще всего с феноменальной её стороны, как уже проявившее себя свойство психики ребенка. Поэтому её изучали и выявляли с точки зрения либо индивидуальных свойств, либо психических процессов.

В ходе ознакомления с диагностическими методиками выявления одаренных детей, мы пришли к заключению, что одним из методов, позволяющим работать с процессуальной стороной способностей, которая предопределяет возможность быть одаренным, является психологический тренинг и учебно-игровые методы.

Проанализировав влияние генотипических и средовых факторов на развитие умственных способностей, мы установили, что одаренность является сложным сплавом генетических особенностей и влияний внешней среды, и основной вопрос состоит в том, как, по каким законам происходит взаимодействие между ними.

Рассмотрев организацию работы с одаренными детьми, мы пришли к выводу, что одним из основных компонентов создания системы работы с одаренными детьми является разработка оригинальных образовательных программ, осуществляется комплексный подход к организации работы с одаренными детьми, базирующегося на возможностях, как основного, так и дополнительного образования. Такой подход является личностно-ориентированным, развивающим.

Проанализировав результаты исследования, мы пришли к выводу, что изучение психолого-педагогических основ одаренности, выявление признаков и критериев работы с одаренными детьми и проведение работы по выявлению и развитию таких детей, способствует успешному решению проблем развития одаренности школьников, следовательно, гипотеза нашего исследования доказана.

В заключении, цель нашего исследования теоретически изучить, выявить проблемы развития одаренности школьников и организовать работу по выявлению и развитию одаренных детей, в ходе исследования достигнута.

 

 

 

 

Список литературы.

  1. Афонина Г.М.: Педагогика: курс лекций и семинарские занятия / Под ред. 
    О.А. Абдулиной. - Ростов н/Д: Феникс , 2000. - 512 с.
  2. Бабаева Ю.Д., Лейтес Н.С. Психология одаренности детей и подростков: 
    учеб, пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб, заведений/ Под ред. Н.С. 
    Лейтес. - М.: Академия , 2000. - 336с.
  3. Бабаева Ю.Д. Психологический тренинг для выявления одаренности. - М.: 
    Владос, 1997.-341с.
  1. Бекетова З.М. Организация работы с одаренными детьми: проблемы, 
    перспективы // Завуч. - 2004. - №7. - С. 83-85
  1. Возрастная одаренность школьников: учеб, пособие для студ. высш. пед. 
    учеб, заведений. - М.: Академия, 1999. - 464с.
  2. Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия: учеб, пособие для 
    студ. сред. пед. учеб, заведений. - М.: Академия, 1998 - 320с.
  3. Дубровина И.В. Об индивидуальных способностях школьников// Знание. - 
    1975. - №6-С. 3-23
  1. Дубровина И.В. и др. Психология: учебник для студ. сред. пед. учеб, 
    заведений. / Под ред. И.В. Дубровиной. - М.: Академия , 1999. - 464с.
  1. Кащенко В.П. Нужно ли выделять даровитых детей из общей массы 
    школьников// Анатомия педагогической мысли России Второй половины 
    XIX - начала XX вв. - М.: Логос , 1990. - С. 481-483
  2. Лебедева В.П., Орлов В.Н., Панов В.И. Практико-ориентированные 
    подходы к развивающему образованию// Педагогика. - 1996. - №5. - С. 42- 
    48
  3. Лейтес Н.С. Возрастная одаренность и индивидуальные различия. - М.: 
    Воронеж, 1997. - 596с.
  4. Лейтес Н.С. Способность и одаренность в детские годы// Знание. - 1984. - 
    №4.-С. 3-11
  5. Лосева А.А. Психологическая диагностика одаренности: учеб, пособие для 
    вузов. —М.: Триста, 2000. - 176с.
  1. Матюшин А.М. Концепции творческой одаренности// Вопросы 
    психологии. - 1986. - №4. - С. 48-63
  1. Немов Р.С. Психология: учеб, пособие для студ. высш. пед. учеб, 
    заведений. - М.: Владос, 2001. - 668с.
  2. Общая педагогика: учеб, пособие, изд. 2-ое, перераб., испр. и доп. -М.: 
    Логос , 2002. - 304с.
  1. Основные современные концепции творчества и одаренности: учеб, пособие 
    для студ. высш. пед. учеб, заведений/ Под ред. Д.Б. Богоявленской. - М.: 
    Логос, 2001.-273с.
  1. Панов В.И. Некоторые теоретические и практические аспекты 
    одаренности// Прикладная психология. - 1998. -№3. - С. 23-49
  1. Панов В.И. Одаренные дети: выявление - обучение - развитие // 
    Педагогика.- 2001. - №4.- С. 30-42
  1. Педагогический словарь: для студ. высш. и сред. пед. учеб, заведений. -М.: 
    Академия, 2000. - 176с.
  2. Педагогический энциклопедический словарь/ Под ред. Б.М. Бим-Бад.- М.: 
    БРР, 2002. - 528с.

22. Развитие одаренности школьников: Методика продуктивного обучения: 
пособие для учителей. - М.: Владос, 2000. - 320с.

  1. Савенков А.И. Одаренные дети в детском саду и школе: учеб, пособие для 
    студ. высш. пед. учеб, заведений. - М.: Академия , 2000. - 232с.
  1. Савенков А.И. Одаренный ребенок в массовой школе. - М.: Сентябрь, 
    2001.-208с.
  1. Савенков А.И. Основные подходы к разработке концепции одаренности // 
    Педагогика. -1998. - №3.- С. 24-27
  2. Сластенин В.А. Педагогика: для студ. пед. учеб, заведений. -М.: Школа- 
    Пресс, 1998. - 512с.
  1. Словарь- справочник по педагогике / Под ред. П.И. Педкасистого. М.: 
    Сфера, 2004.-448с.
  1. Теплов Б.М., Небылицин И.Д. Детская одаренность// Педагогика. - 1995. - 
    №1.- С. 38-47
  2. Хахомин А. Загадка вашего ребенка// Педагогика. - 1990. - №5. - С. 6-19
  3. Чудновский В.З. Одаренность: дар или испытание// Педагогика. - 1990. - 
    №12.-С. 3-12, 33-56
  4. Юркевич В.С. Одаренный ребенок: иллюзии и реальность// Знание. - 1993. - 
    №7.-С. 19-35

 

 

 

 

 

 

Информация о работе Особенности работы с одаренными детьми