Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2014 в 12:26, курсовая работа
Цель нашей работы – теоретически изучить, выявить проблемы развития одаренности школьников и организовать работу по развитию одаренных детей.
В соответствии с поставленной целью в нашей работе будут решены следующие задачи:
1. Раскрыть понятие детская одарённость в истории психолого-педагогической мысли.
2. Рассмотреть сущность понятия «одарённость».
3. Выявить виды одаренности и типологию одаренных детей.
4. Изучить основные подходы к разработке концепции одаренности.
5. Ознакомиться с тренинговыми методами выявления одаренных детей.
Введение 3
Глава I. Дидактические основы развития одаренных школьников.
Детская одаренность в истории психолого - педагогической мысли. 7
Сущность понятия «одаренность». 10
Виды одаренности и типология одаренных детей. 12
Основные подходы к разработке концепции одаренности. 15
Глава II. Изучение процесса выявления одаренных детей.
2.1 Методы выявления одарённых детей. 20
2.2 Влияние генотипических и средовых факторов на развитие одаренности. 22
2.3 Характеристика программы развития одаренности. 26
Глава III. Организация работы по выявлению и развитию одаренных детей.
3.1 Констатирующий этап 31
3.2 Формирующий этап 38
3.3 Заключительный этап 41
Заключение 46
Список литературы
Кроме уроков по английскому языку, были проведены классные часы, один из которых был посвящен проблеме «Отношение с родителями». Выбранная тема актуальна для данного возраста детей, так как обусловлен психологическими особенностями и сложностями подросткового возраста. Анализируя работу учащихся, мы обнаружили, что творческое задание «Найди выход из сложившейся ситуации выход» (см. приложение №11) способствовало выявлению артистических и развитию интеллектуальных способностей. При отборе содержания урока были предусмотрены материалы: «Интересные факты», «Обращение родителей к детям», которые наталкивают учащихся на рассуждения, требует развернутых ответов на вопросы (см. приложение №11).
3.3 Заключительный этап
На формирующем этапе нашего исследования были проведены уроки в нетрадиционной форме, включающие творческие задания, использованы технологии личностно - ориентированного подхода, такие как: метод проектов, обучение в сотрудничестве. В конце преддипломной практики на заключительном этапе нами была повторно проведена тест-анкета «Оценка способностей в девяти видах человеческой деятельности» Савенкова А.И. (см. приложение №3). Результаты тестирования мы можем проследить на диаграммах, построенных на каждого учащегося (см. приложение №12). Подробнее можно рассмотреть несколько их них (см. диаграмма №1).
Диаграмма №1.
Диаграмма оценки способностей в девяти видах человеческой деятельности учащегося 6 «В» класса В.М.
Анализируя данную диаграмму можно проследить за результатами деятельности учащегося. При сравнении их мы видим, что показатель технических, музыкальных, интеллектуальных и литературных способностей увеличились на 1 балл, а способности к изучению иностранного языка и спортивные увеличились на 3 балла.
Изучая следующую диаграмму, мы обнаружили, что у ребенка проявились способности к изучению иностранного языка, возросли показатели технических, спортивных способностей и способностей к научной работе на 1 балл, артистические увеличились на 3 балла, художественные - на 4 балла по сравнению с показателями на констатирующем этапе, интеллектуальные остались без изменения, а литературные уменьшились на 1 балл (см. диаграмму №2).
Диаграмма №2
Диаграмма оценки способностей в девяти видах человеческой деятельности учащегося 6 «В» класса К.А.
Рассмотрев диаграмму другого ребенка, мы выявили увеличение показателей музыкальных, интеллектуальных способностей и способностей к научной работе на 1 балл, артистических - на 2 балла, проявление способностей к изучению иностранного языка, что ранее не наблюдалось, прослеживается уменьшение художественных и технических способностей на 1 балл, (см. диаграмму №3).
Диаграмма №3
Диаграмма оценки способностей в девяти видах человеческой деятельности учащегося 6 «В» класса К.А.
Проанализировав следующую диаграмму, мы заметили резкий рост показателя способностей к изучению иностранного языка - на 4 балла, выросли показатели, интеллектуальных, литературных способностей на 1 балл, спортивных и артистических - на 2 балла, прослеживается незначительное снижение показателей художественных и музыкальных, способностей к научной работе на 1 балл (см. диаграмму №4).
Диаграмма №4
Диаграмма оценки способностей в девяти видах человеческой деятельности учащегося 6 «В» класса С.М.
Исходя из результатов повторного тестирования, мы отследили изменения показателей способностей в целом на класс (см. диаграмму №5).
Диаграмма №5
Общая диаграмма оценки способностей в девяти видах человеческой деятельности учащихся 6 «В» класса
Как видно из диаграммы прослеживается увеличение показателей способностей по сравнению с первоначальными: художественные на 5 баллов, способности к изучению иностранного языка на 4 балла, артистические и спортивные - на 3 балла, литературные и интеллектуальные -на 2 балла. Наблюдается рост активной и успешной деятельности учащихся в спорте, о чем свидетельствует участие ребят в ряде школьных спортивных соревнований, получение призового места в соревнованиях по «Пионерболу».
Проанализировав результаты исследования, мы пришли к выводу, что изучение психолого -педагогических основ одаренности, выявление признаков и критериев работы с одаренными детьми и проведение работы по выявлению и
развитию таких детей, способствует успешному решению проблем развития одаренности школьников, следовательно, гипотеза нашего исследования доказана.
Заключение
Человеческое мышление, способность к творчеству величайшее из даров природы. Даром этим природа отмечает каждого человека. Но также очевидна и мысль о том, что свои дары природа поровну не делит и кого-то награждает больше, а кого-то меньше, Одаренным принято называть того, чей дар явно превосходит некие средние возможности, способности большинства.
Поэтому большинство учёных называют одаренностью генетически обусловленный компонент способностей, который в значительной мере определяет как конечный итог (результата развития), так и темп развития. Среда, воспитание либо подавляют этот дар, либо помогают ему раскрыться.
Для того чтобы решить поставленные задачи в нашей работе, мы раскрыли понятие детская одаренность в истории психолого-педагогической мысли и пришли к заключению, что проблема одаренности в философско-психологических исследованиях на протяжении многих веков рассматривалась несколько автономно от социально-педагогической практики, так как это было не востребовано системой образования. Основное внимание исследователей было обращено не на сам феномен одаренности как личностное образование или социально - психологическое явление.
Мы рассмотрели понятие «одаренность» и выявил, что под одаренностью обычно понимают генетически обусловленный компонент выдающихся достижений личности, присутствующий в форме дозированного потенциала, где генотипом задан определенный, индивидуальный темп развития. Выявив виды одаренности и типологию одаренных детей, мы обнаружили, что одаренность в целом представляет собой динамическое явление, изменяющееся во времени как по предмету и интенсивности проявления, так и по степени и характеру взаимосвязей между её структурными компонентами.
Изучив основные подходы к разработке концепции одаренности, мы пришли к выводу, что одаренность рассматривали чаще всего с феноменальной её стороны, как уже проявившее себя свойство психики ребенка. Поэтому её изучали и выявляли с точки зрения либо индивидуальных свойств, либо психических процессов.
В ходе ознакомления с диагностическими методиками выявления одаренных детей, мы пришли к заключению, что одним из методов, позволяющим работать с процессуальной стороной способностей, которая предопределяет возможность быть одаренным, является психологический тренинг и учебно-игровые методы.
Проанализировав влияние генотипических и средовых факторов на развитие умственных способностей, мы установили, что одаренность является сложным сплавом генетических особенностей и влияний внешней среды, и основной вопрос состоит в том, как, по каким законам происходит взаимодействие между ними.
Рассмотрев организацию работы с одаренными детьми, мы пришли к выводу, что одним из основных компонентов создания системы работы с одаренными детьми является разработка оригинальных образовательных программ, осуществляется комплексный подход к организации работы с одаренными детьми, базирующегося на возможностях, как основного, так и дополнительного образования. Такой подход является личностно-ориентированным, развивающим.
Проанализировав результаты исследования, мы пришли к выводу, что изучение психолого-педагогических основ одаренности, выявление признаков и критериев работы с одаренными детьми и проведение работы по выявлению и развитию таких детей, способствует успешному решению проблем развития одаренности школьников, следовательно, гипотеза нашего исследования доказана.
В заключении, цель нашего исследования теоретически изучить, выявить проблемы развития одаренности школьников и организовать работу по выявлению и развитию одаренных детей, в ходе исследования достигнута.
Список литературы.
22. Развитие одаренности школьников:
Методика продуктивного обучения:
пособие для учителей. - М.: Владос, 2000. -
320с.