Особенности развития когнитивных процессов у детей с нарушением слуха.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2015 в 06:16, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы - изучить особенности развития словесно-логического мышления у детей с нарушением слуха.
Задачи:
Изучить научную, методическую литературу по исследованию психического развития младших школьников.
Рассмотреть особенности развития мышления в младшем школьном возрасте.
Провести теоретический анализ особенностей развития младших школьников с нарушенным слухом.
Рассмотреть причины и классификацию нарушений слуха.
Рассмотреть особенности развития мышления глухих детей.
Рассмотреть особенности проведения диагностики словесно-логического мышления детей с нарушением слуха.

Содержание

Введение
Глава 1. Психологические особенности детей с нарушенным слухом
1.1. Причины и классификация нарушений слуха
1.2. Особенности психического развития детей с нарушением слуха
Глава 2. Особенности развития мышления детей младшего школьного возраста с нарушенным слухом
2.1. Психологическая характеристика младшего школьного возраста
2.2. Особенности развития мышления детей с нарушенным слухом
Глава 3. Исследование мышления детей младшего школьного возраста с нарушенным слухом.
3.1.Особенности проведения психолого-педагогической диагностики детей с нарушением слуха
3.2. Диагностика словесно-логического мышления у детей младшего школьного возраста с нарушенным слухом.
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая (2).docx

— 181.57 Кб (Скачать файл)

Рано оглохших. В эту группу входят дети, родившиеся с нарушенным слухом либо потерявшие слух до начала речевого развития или на ранних его этапах. Обычно сохраняются остатки слуха, позволяющие воспринимать сильные резкие звуки;

 Позднооглохших. Это дети, сохранившие  в той или иной мере речь, потерявшие слух в том возрасте, когда она уже была сформирована. Главной задачей в работе с  ними является закрепление уже  имеющихся речевых навыков, предохранение  речи от распада и обучение  чтению с губ.

Слабослышащие (тугоухие). Это дети с частичной слуховой недостаточностью, затрудняющей речевое развитие, но с сохранной способностью к самостоятельному накоплению речевого запаса при помощи остаточного слуха. Речь слабослышащего ребенка обычно имеет ряд существенных недостатков, которые подлежат коррекции в процессе обучения:

при легкой степени тугоухости шепотная речь воспринимается на расстоянии 3 — 6 м от уха, разговорная — на расстоянии 6 — 8 м;

при умеренной степени тугоухости шепотная речь воспринимается на расстоянии 1 — 3 м, разговорная — на расстоянии 4 — 6 м;

при значительной степени тугоухости шепотная речь воспринимается на расстоянии не далее 1 м, разговорная средней громкости — на расстоянии 2 —4 м;

при тяжелой степени тугоухости — шепот воспринимается на расстоянии 0,5 м, разговорная речь — на расстоянии не более чем 2 м.

«Группа слабослышащих детей также неоднородна. В зависимости от степени понижения слуха и от других факторов она весьма разнообразна по уровню речевого развития детей. Для педагогических целей слабослышащие дети школьного возраста делятся на две категории:

слабослышащие дети, обладающие развитой речью с небольшими ее недостатками;

слабослышащие дети с глубоким речевым недоразвитием.

( Л.В.Кузнецова)

 

1.2. Особенности психического развития детей с нарушением слуха

Психическое развитие детей с нарушениями слуха — это своеобразный путь развития, совершающегося в особых условиях взаимодействия с внешним миром. При этом дефицитарном типе нарушенного развития первичный дефект слухового анализатора ведет к недоразвитию функций, связанных с ним наиболее тесно, а также к замедлению развития ряда других функций, связанных со слухом опосредованно. Нарушения развития частных психических функций в свою очередь тормозят психическое развитие глухого или слабослышащего ребенка. При дефицитарном типе наблюдаются такие особенности, как нарушения сложных межфункциональных связей и иерархических координации. Это проявляется, в частности, в различной степени недоразвития одних перцептивных систем при относительной сохранности других.

Психическое развитие детей, имеющих нарушения слуха, подчиняется тем же закономерностям, которые обнаруживаются в развитии нормально слышащих детей (Л. С. Выготский). Эти общие закономерности характеризуются следующими положениями.

1. Для сурдопсихологии  большое значение имеет положение  о соотношении биологических  и социальных факторов в процессе  психического развития ребенка. К биологическим факторам относятся  особенности развития нервной  системы, определяющие тип темперамента; задатки способностей — общих  и специальных. Важное значение  для последующей жизни ребенка  имеют условия протекания внутриутробного  периода — болезни матери, лекарства, которые она принимала в период  беременности, травмы при родах. Социальные факторы объединяют  все то, что характеризует общество, в котором живет и развивается  ребенок, — тип идеологии, культурные  традиции, религию, уровень развития  науки и искусства. Социальная  среда и преобразованная человеком  природа являются источниками  развития человека, определяют принятую  в данном обществе систему  обучения и воспитания. Усвоение социального опыта происходит не путем пассивного восприятия, а в активной форме — в различных видах деятельности — общении, игре, учении, труде. Дети овладевают этим опытом не самостоятельно, а при помощи взрослых.

Л. С. Выготский сформулировал положение о единстве и взаимодействии биологических и социальных факторов в процессе развития. Это единство характеризуется двумя особенностями. Во-первых, каждый из факторов имеет разный удельный вес в становлении различных по сложности психических функций. В формировании более простых функций, например ощущений, велика роль биологических, наследственных факторов. В развитии более сложных, высших психических функций, например произвольной памяти, абстрактно-понятийного мышления, главенствующее значение приобретают социальные факторы. Чем сложнее функция, тем больше времени требуется на ее формирование, тем больше сказывается влияние социальных факторов, условий обучения и воспитания. Во-вторых, единство и взаимодействие биологических и социальных факторов меняются в процессе развития, т. е. на разных возрастных этапах. Роль каждого фактора в развитии одной и той же функции оказывается различной.

Нарушения слуха могут быть вызваны биологическими факторами, такими, как наследственность, патология родов, химические отравления и т. п. Большое значение имеет время повреждения: одна и та же причина, действуя в разные периоды онтогенеза, может привести к разным последствиям. Особенностями детского возраста по сравнению с взрослыми являются, с одной стороны, незрелость структур мозга, несформированность отдельных компонентов психики, с другой — пластичность нервной системы и способность к компенсации. Важную роль в успешной компенсации нарушений слуха играют социальные факторы — условия семейного воспитания, ограничивающие, например, эмоциональный опыт ребенка на ранних этапах онтогенеза, в том числе уровень образования родителей, своевременность их обращения к специалистам, степень участия в коррекционной работе.

2. Общей закономерностью, проявляющейся в психическом  развитии всех детей, является  его сложная организация во  времени: свой ритм, который меняется  в разные годы жизни, и свое  содержание, которое обусловлено  особенностями формирования организма, условиями жизни, обучения и воспитания  ребенка. Процесс перехода от  одной стадии психического развития  к другой предполагает глубокое  преобразование всех структурных  компонентов психики, т. е. психологический  возраст — это определенная, качественно  своеобразная ступень онтогенеза.

Неравномерность психического развития детей, обусловленная активным созреванием мозга в определенные периоды жизни, а также тем, что одни психические функции формируются на основе других. По мере продвижения от одного возраста к другому увеличивается сложность межфункциональных связей. Поэтому каждый возрастной период характеризуется повышенной восприимчивостью к разным педагогическим воздействиям. Такие периоды называют сензитивными. На каждом возрастном этапе происходит перестройка связей и взаимодействий психический функций, изменение соотношений между ними. Наличием сензитивных периодов объясняется то, что наибольшее влияние обучение оказывает на те психические функции, которые только начинают формироваться, поскольку в этот период они наиболее гибки, податливы, пластичны. Учет наиболее известного сензитивного периода в развитии речи — от 1 до 3 лет — необходим при организации коррекции психического развития детей с недостатками слуха.

4. Четвертая закономерность  сформулирована в положении Л.С.Выготского  о метаморфозах в детском развитии, и состоит она в том, что  развитие — это цепь качественных  изменений. Психика ребенка своеобразна  на каждом возрастном этапе, что  является результатом перестройки  межфункциональных взаимодействий, интеграционных процессов, происходящих при развитии ребенка. Сочетание в этом процессе эволюции и инволюции обуславливает на новом этапе усвоение, преобразование или даже отмирание того, что было сформировано на предшествующих этапах.

5. Пятая закономерность  — развитие высших психических  функций, которые первоначально  возникают как форма коллективного  поведения, сотрудничества с другими  людьми, в первую очередь со  взрослыми, и лишь постепенно  становятся внутренними функциями  самого ребенка. Высшие психические  функции — сложные, системные  образования, социальные по своему  происхождению; они формируются  в результате овладения специальными  орудиями, средствами, выработанными  в ходе исторического развития  общества. Прежняя структура «натуральных»  психических функций изменяется, они становятся «культурными», приобретают  такие признаки, как опосредованность, осознанность, произвольность.

Психическое развитие детей с нарушениями слуха подчиняется тем же закономерностям, которые характерны для детей, имеющих различные отклонения в психическом развитии. Все дети с нарушениями в развитии испытывают трудности во взаимодействии с окружающим миром, у них возникают особенности развития личности и самосознания. Анализ особенностей психического развития детей с различными типами нарушений проводится через понятие, введенное Л. С. Выготским, о структуре дефекта. Первичный дефект, в данном случае — нарушение слуха, приводит к отклонениям второго и третьего порядка. При разной первичной причине многие вторичные отклонения в младенческом, раннем и дошкольном возрасте имеют сходные проявления. Вторичные отклонения имеют, как правило, системный характер, меняют всю структуру межфункциональных взаимодействий, причем чем ближе вторичное отклонение к первичному дефекту, тем сложнее его коррекция. Например, отклонения в произношении у глухих детей находятся в наиболее тесной зависимости от нарушений слуха, поэтому их коррекция оказывается наиболее трудной. Развитие других сторон речи не находится в столь тесной зависимости от нарушений слуха, и их коррекция оказывается более легкой — так, словарный запас приобретается не только за счет устного общения, но также благодаря чтению и письму.

Вторичные отклонения являются основными объектами психолого-педагогической коррекции развития при нарушенном слухе. Необходимость наиболее ранней коррекции вторичных нарушений обусловлена особенностями психического развития детей. Пропущенные сроки в обучении и воспитании ребенка с недостатками слуха автоматически не компенсируются в более старшем возрасте, а потребуют более сложных специальных усилий по преодолению нарушений. В процессе психического развития изменяются иерархические отношения между первичными и вторичными нарушениями. На начальных этапах основным препятствием к обучению и воспитанию является первичный дефект. На последующих этапах вторично возникшие нарушения психического развития играют ведущую роль, препятствуя социальной адаптации ребенка.

В психическом развитии детей с нарушенным слухом выделяют закономерности, характерные для данного вида нарушения психического развития. И.М.Соловьев выделяет две такие закономерности.

Первая закономерность связана с тем, что необходимым условием успешного психического развития всякого ребенка является значительное возрастание количества, разнообразия и сложности внешних воздействий. Из-за поражения слуха объем внешних воздействий на глухого ребенка очень сужен, взаимодействие со средой обеднено, общение с окружающими людьми затруднено. Вследствие этого психическая деятельность такого ребенка упрощается, реакции на внешние воздействия становятся менее сложными и разнообразными. Формирующаяся система межфункциональных взаимодействий изменена. Поэтому компоненты психики у ребенка с нарушенным слухом развиваются в иных по сравнению со слышащими детьми пропорциях, например, наблюдается несоразмерность в развитии наглядно-образного и словесно-логического мышления; письменная речь в обеих формах — импрессивной (чтение) и экспрессивной (письмо) — приобретает большую роль по сравнению с устной; импрессивная форма речи превалирует над экспрессивной.

Вторая закономерность — отличия в темпах психического развития у детей с нарушениями слуха по сравнению с нормально слышащими детьми: замедление психического развития после рождения и ускорение в последующие периоды. Изменения в темпах психического развития внутренне связаны с отличиями в структуре психики. И. М. Соловьев путь психического развития ребенка с нарушенным слухом представлял в следующем виде: различия в психической деятельности между слышащим и глухим ребенком, незначительные на начальных этапах онтогенеза, возрастают в течение последующего времени. ( Богданова Т.Г.)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Особенности развития мышления детей младшего школьного возраста с нарушенным слухом

2.1. Психологическая характеристика  младшего школьного возраста 

К концу дошкольного возраста ребенок представляет собой личность. Он отдает себе отчет в том, какое место он занимает среди людей и какое место ему предстоит занять в ближайшем будущем, когда  пойдет учиться в школу. Ребёнок   открывает для себя новое место в социальном пространстве человеческих отношений

Младший школьный возраст (с 6-7 до 9-10 лет) определяется важным внешним обстоятельством в жизни ребенка - поступлением в школу. Один из важнейших итогов психического развития в период дошкольного детства - психологическая готовность ребенка к школьному обучению. И заключается она в том, что у ребенка к моменту поступления в школу складываются психологические свойства, присущие собственно школьнику. Окончательно эти свойства могут сложиться только в ходе школьного обучения под влиянием присущих ему условий жизни и деятельности.

Младший школьный возраст обещает ребенку новые достижения в новой сфере человеческой деятельности - учении. (Мухина В. С.)

С поступления ребенка в школу устанавливается новая социальная ситуация развития. Центром социальной ситуации развития становится учитель.

Итак, в младшем школьном, возрасте учебная деятельность становится ведущей. Учебная деятельность - особая форма активности ученика, направленная на изменение самого себя как субъекта учения. Это необычайно сложная деятельность, которой будет отдано много сил и времени - 10 или 11 лет жизни ребенка. (Туревская Е.И.)

Перед поступившим в школу ребенком встает задача овладеть новыми формами деятельности. В дошкольном возрасте он выполнял те или иные обязательные задания в детском саду или дома. Но это занимало в общей его деятельности незначительное место и чаще всего сочеталось с игрой. В школе же с первых дней на ребенка возлагаются определенные обязанности. Он должен подчиняться твердому распорядку, выполнять указания учителя, следовать его инструкциям и т. д. (Власова Т. А., Певзнер М. С. )

Информация о работе Особенности развития когнитивных процессов у детей с нарушением слуха.