Особенности развития когнитивных процессов у детей с нарушением слуха.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2015 в 06:16, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы - изучить особенности развития словесно-логического мышления у детей с нарушением слуха.
Задачи:
Изучить научную, методическую литературу по исследованию психического развития младших школьников.
Рассмотреть особенности развития мышления в младшем школьном возрасте.
Провести теоретический анализ особенностей развития младших школьников с нарушенным слухом.
Рассмотреть причины и классификацию нарушений слуха.
Рассмотреть особенности развития мышления глухих детей.
Рассмотреть особенности проведения диагностики словесно-логического мышления детей с нарушением слуха.

Содержание

Введение
Глава 1. Психологические особенности детей с нарушенным слухом
1.1. Причины и классификация нарушений слуха
1.2. Особенности психического развития детей с нарушением слуха
Глава 2. Особенности развития мышления детей младшего школьного возраста с нарушенным слухом
2.1. Психологическая характеристика младшего школьного возраста
2.2. Особенности развития мышления детей с нарушенным слухом
Глава 3. Исследование мышления детей младшего школьного возраста с нарушенным слухом.
3.1.Особенности проведения психолого-педагогической диагностики детей с нарушением слуха
3.2. Диагностика словесно-логического мышления у детей младшего школьного возраста с нарушенным слухом.
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая (2).docx

— 181.57 Кб (Скачать файл)

1 Методика «Исключения понятий» Цель: предназначена для исследования способностей к классификации и анализу.

Инструкция: Обследуемым предлагается бланк с 17 рядами слов. В каждом ряду четыре слова объединены общим родовым понятием, пятое к нему не относится. За 5 минут обследуемые должны найти эти слова и вычеркнуть их.

1. Василий, Федор, Семен, Иванов, Петр.

2. Дряхлый, маленький, старый, изношенный, ветхий.

3. Скоро, быстро, поспешно, постепенно, торопливо.

4. Лист, почва, кора, чешуя, сук.

5. Ненавидеть, призирать, негодовать, возмущаться, понимать.

6. Темный, светлый, голубой, яркий, тусклый.

7. Гнездо, нора, курятник, сторожка, берлога.

8. Неудача, волнение, поражение, провал, крах.

9. Успех, удача, выигрыш, спокойствие, неудача.

10 Грабеж, кража, землетрясение, поджег, нападение.

11. Молоко, сыр, сметана, сало, простокваша.

12. Глубокий, низкий, светлый, высокий, длинный.

13. Хата, шалаш, дым, хлев, будка.

14. Береза, сосна, дуб, ель, сирень.

15. Секунда, час, год, вечер, неделя.

16. Смелый, храбрый, решительный, злой, отважный.

17. Карандаш, ручка, рейсфедер, фломастер, чернила.

Обработка результатов

 

16-17 – высокий, 15-12 – средний  уровень, 11-8 – низкий, меньше 8 –  очень низкий.

 

2 Методика « Определение понятий, выяснение причин, выявление сходства и различий в объектах».

Все это операции мышления, оценивая которые мы можем судить о степени развитости у ребенка интеллектуальных процессов.

Ребенку задаются вопросы и по правильности ответов ребенка устанавливаются данные особенности мышления.

1. Какое из животных  больше: лошадь или собака?

2. Утром люди завтракают. А что они делают принимая  пищу днем и вечером?

3. Днем на улице светало, а ночью?

4. Небо голубое, а трава?

5. Черешня, груша, слива и  яблоко – это…?

6. Почему когда идет  поезд, опускают шлагбаум?

7. Что такое Москва, Киев, Хабаровск?

8. Который сейчас час (Ребенку  показывают часы и просят назвать  время), (Правильный ответ такой, в котором указаны часы и  минуты).

9. Молодую корову называют  телка. А как называют молодую  собаку и молодую овцу?

10. На кого больше похоже  собака: на кошку или на курицу? Ответь и объясни почему ты  так считаешь.

11. Для чего нужны автомобилю  тормоза? (Правильным считается любой  разумный ответ, указывающий на  необходимость гасить скорость  автомобиля)

12. Чем похожи друг на  друга молоток и топор? (Правильный  ответ указывают, что это инструменты, выполняющие в чем то похожие  функции).

13. Что есть общего между  белкой и кошкой? (В правильном  ответе должны быть указаны  как минимум два объясняющих  признака).

14. Чем отличается гвоздь, винт и шуруп друг от друга. (Правильный ответ: гвоздь гладкий  по поверхностям, а винт и шуруп  – нарезные, гвоздь забивают молотком, а винт и шуруп вкручивают).

15. Что такое футбол, прыжки  в длину и в высоту, теннис, плавание.

16. Какие ты знаешь виды  транспорта (в правильном ответе  как минимум 2 вида транспорта).

17. Чем отличается старый  человек от молодого? (правильный  ответ должен содержать в себе  хотя бы два существенных признака).

18. Для чего люди занимаются  физкультурой и спортом?

19. Почему считается плохо, если кто-нибудь не хочет работать?

20. Для чего на письмо  необходимо наклеивать марку? (Правильный  ответ: марка – это знак уплаты  отправителем стоимости пересылки  почтового отправления).

Обработка результатов.

За каждый правильный ответ на каждый из вопросов ребенок получает по 0,5 балла так что максимальное количество баллов, которое он может получить в этой методике равно 10.

Замечание! Правильным могут считаться не только те ответы, которые соответствуют приведенным примерам, но и другие, достаточно разумные и отвечающие смыслу поставленного перед ребенком вопроса. Если у проводящего исследование нет полной уверенности в том, что ответ ребенка абсолютно правильный, и в то же самое время нельзя определенно сказать что он не верный, то допускается ставить ребенку промежуточную оценку – 0,25 б.

Выводы об уровне развития.

10 баллов – очень высокий

8-9 баллов – высокий

4-7 баллов – средний

2-3 балла – низкий

0-1 балл – очень низкий

3 Методика «Последовательность событий» (предложена Н.А. Бернштейном).

Цель исследования: определить способность к логическому мышлению, обобщению, умению понимать связь событий и строить последовательные умозаключения.

Материал и оборудование: сложенные картинки (от 3 до 6) на которых изображены этапы какого-либо события. Ребенку показывают беспорядочно разложенные картинки и дают следующую инструкцию.

«Посмотри, перед тобой лежат картинки, на которых изображено какое-то событие. Порядок картинок перепутан, и тебе надо догадаться, как их поменять местами, что бы стало ясно, что нарисовал художник. Подумай переложи картинки, как считаешь нужным, а потом составь по ним рассказ о том событии, которое здесь изображено: если ребенок правильно установил последовательность картинок, но не смог составить хорошего рассказа, необходимо задать ему несколько вопросов, чтобы уточнить причину затруднения. Но если ребенок, даже с помощью наводящих вопросов не смог справиться с заданием, то такое выполнение задания рассматривается как неудовлетворительное.

 

 

Обработка результатов.

1. Смог найти последовательность  событий и составил логический  рассказ – высокий уровень.

2. Смог найти последовательность  событий, но не смог составить  хорошего рассказа, или смог но  с помощью наводящих вопросов  – средний уровень.

3. Не смог найти последовательность  событий и составить рассказ  – низкий уровень.

4 Методика «сравнение понятий». Цель: Определить уровень сформированности операции сравнения у младших школьников.

Методика заключается в том, что испытуемому называют два слова, обозначающие те или иные предметы или явления, и просят сказать, что общего между ними и чем они отличаются друг от друга. При этом экспериментатор все время стимулирует испытуемого в поиске возможно большего кол-ва черт сходства и различия между парными словами: «Чем еще они похожи?», «Еще чем», «Чем еще они отличаются друг от друга?»

Список слов сравнения.

Утро – вечер

Корова – лошадь

летчик – тракторист

лыжи – кошки

собака – кошка

трамвай – автобус

река – озеро

велосипед – мотоцикл

ворона – рыба

лев – тигр

поезд – самолет

обман – ошибка

ботинок – карандаш

яблоко – вишня

лев – собака

ворона – воробей

молоко – вода

золото – серебро

сани – телега

воробей – курица

дуб – береза

сказка – песня

картина – портрет

лошадь – всадник

кошка – яблоко

голод – жажда.

Можно выделить три категории задач, которые применяются для сравнения и различия поколений.

1) Испытуемому даются  два слова, явно относящиеся к  одной категории (например «корова - лошадь»).

2) Предлагаются два слова, у которых общее найти трудно  и которых гораздо больше отличаются  друг от друга (ворона - рыба).

3) Третья группа задач  еще сложнее – это задачи  на сравнение и различия объектов  в условиях конфликта, где различия  выражены гораздо больше чем  сходство (всадник - лошадь).

Различие уровней сложности этих категорий задач зависит от степени трудности абстрагирования признаков ими наглядного взаимодействия объектов, от степени трудности включения этих объектов в определенную категорию.

Обработка результатов.

1) Количественная обработка  заключается в подсчете числа  черт сходства и различия.

а) Высокий уровень – школьник назвал более 12 черт.

б) Средний уровень – от 8 до 12 черт.

в) Низкий уровень – менее 8 черт.

2) Качественная обработка  состоит в том, что экспериментатор  анализирует, какие черты отметил  учащийся в большем количестве  – сходства или различия, часто  ли он употреблял родовые понятия.

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Психическое развитие детей с нарушениями слуха — это своеобразный путь развития, совершающегося в особых условиях взаимодействия с внешним миром. При этом дефицитарном типе нарушенного развития первичный дефект слухового анализатора ведет к недоразвитию функций, связанных с ним наиболее тесно, а также к замедлению развития ряда других функций, связанных со слухом опосредованно. Нарушения развития частных психических функций в свою очередь тормозят психическое развитие глухого или слабослышащего ребенка. Нарушение слуха, недостаточное речевое развитие и развитие мышления, отражается на сроках и качестве овладения всеми видами деятельности, в том числе и на качестве овладения учебной деятельностью, которая является ведущей в младшем школьном возрасте.

В соответствии с задачами исследования был осуществлен анализ литературы по особенностей психического развития младших школьников и особенности развития мышления. Ведь для того чтобы лучше понять, как и почему возникают затруднения в обучении детей с отклонениями в развитии, необходимо прежде всего рассмотреть основные закономерности развития ребенка в норме, так как существенные черты аномального развития выявляются в сопоставлении с закономерностями развития нормального ребенка. 

Доминирующей функцией в младшем школьном возрасте становится мышление. Завершается наметившийся в дошкольном возрасте переход от наглядно-образного к словесно-логическому мышлению.

Мышление - это социально обусловленный, неразрывно связанный с развитием речи психический процесс поисков и открытия существенно нового, процесс опосредованного и обобщенного отражения действительности.  

Нарушение слухового восприятия затрудняет   овладение словесной речью, которое возникает гораздо позже слышащих и на иной сенсорной основе. Именно в развитии мышления наблюдается значительно больше специфических особенностей, чем в развитии других познавательных процессов.

Дети  младшего школьного возраста с нарушением слуха  отстают в развитии словесно-логического мышления, и без специального обучения с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением и обобщением, установлением причинно-следственных связей.

Так же в данной работе были рассмотрены  причины и факторы нарушений слуха, которые следует разделить на три группы: причины и факторы, приводящие к возникновению наследственной глухоты или тугоухости, факторы, воздействующие на развивающийся плод во время беременности матери или приводящие к общей интоксикации организма матери в этот период - это врожденное нарушение слуха, факторы, действующие на сохранный орган слуха ребенка в процессе его жизни - приобретенное нарушение слуха.

Формирующаяся система межфункциональных взаимодействий изменена. Поэтому компоненты психики у ребенка с нарушенным слухом развиваются в иных по сравнению со слышащими детьми пропорциях. Одна из закономерностей отличия в темпах психического развития у детей с нарушениями слуха по сравнению с нормально слышащими детьми заключается в замедлении психического развития после рождения и ускорением в последующие периоды. Общие и специфические закономерности психического развития детей с нарушениями слуха проявляются в процессе становления конкретных познавательных процессов.

 

 

 

 

 

 

Список литературы:

  1. Богданова Т.Г. Сурдопсихология: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Академия, 2002 год. с.203
  2. Власова Т. А. и Певзнер М. С.  О детях с отклонениями в развитии, 2-е изд., испр. и доп. М., Просвещение, 1973. 
  3. Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия / Ред.-сост. И.В. Дубровина. - М.: Изд. центр “Академия”, 1998. - 504 с.
  4. Гальперин П. Я. Введение в психологию. П. Я.Гальперин. — М., 2000. с 130
  5. Калмыкова З. И. Продуктивное мышление как основа обучаемости. – М.: «Владос», 1991. с.45
  6. Козырева Л.М. Развитие речи: Дети 5 – 7 лет. – Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2002. с.70
  7. Мамардашвили, М.К. Формы и содержание мышления.   М.К.Мамардашвили. - М.: Высшая школа, 2001.с.89
  8. Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. - 4-е изд., стереотип. - М.:Издательский центр «Академия», 1999. - 456 с.
  9. Основы специальной психологии. /Под ред. Л.В.Кузнецовой. – М., 2002. С.151-152
  10. Психолого-педагогическая диагностика./ И.Ю. Левченко, С.Д. Забрамная, Т.А. Добровольская. - М., 2003.- С. 127-177.
  11. Психология глухих детей.  Под редакцией: И. М. Соловьева, Ж. И. Шиф, Т. В. Розановой, Н. В. Яшковой. «Педагогика», Москва 1971, с. 448
  12. Синяк В.А., Нудельман М.М. Особенности психического развития глухого ребенка. – М., 1975. – С. 104-108.
  13. Специальная психология: Учеб. пособие для студ. высш. пед. заведений / В. И.Лубовский, Т. В. Розанова, Л. И.Солнцева и др.;  — 2-е изд., испр. — М.:Издательский центр «Академия», 2005. — 464 с.)
  14. Туревская Е.И. Возрастная психология. - Тула, 2002.
  15. Шаповал И.А. Методы изучения и диагностики отклоняющегося развития: Учебное пособие — М.: ТЦ Сфера, 2005. — 320 с.

 

 


Информация о работе Особенности развития когнитивных процессов у детей с нарушением слуха.