Особенности развития личности ребенка в асоциальной семье

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2012 в 11:15, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования: изучение особенностей развития лично подростка в «асоциальной семье».
В ходе исследования решаются следующие задачи:
1. Изучить психолого-педагогическую, социологическую лите
туру, отражающую проблему асоциальных семей.
2. Выявить особенности развития личности подростка в асо
альной семье с помощью методик «Индекс жизненного стиля», «Торо
екая Алекситимическая Шкала», «Копинг-поведения».
Анализ полученных результатов и составление практичеш
рекомендаций коррекционных работ с подростками из асоциальных семей

Содержание

дение ■ ■... 3
^ВА I. НАРУШЕНИЯ ЛИЧНОСТИ ДЕТЕЙ, ВОСПИТЫВАЮ-СХСЯ В АСОЦИАЛЬНЫХ СЕМЬЯХ.
Понятие «асоциальной семьи» 7
Особенности личности подростков из асоциальных семей 14
Методы оценки личности подростка • 37
ВА II. СРАВНИТЕЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ РОСТКОВ ИЗ АСОЦИАЛЬНЫХ СЕМЕЙ.
1сихолого-педагогическая характеристика испытуемых
одростков 41
писание методов, примененных для оценки личности
)дростков - 43
вультаты сравнительного исследования и их обсужде-
...48
Заключение 57
Список литературы 59

Вложенные файлы: 1 файл

Копия диплома.doc

— 573.00 Кб (Скачать файл)


министерство образования Российской Федерации Курский государственный педагогический университет

специальность: 031.8000 - «логопедия» с дополнительной специальностью 031.700.00 - «олигофренопедагогика»

Факультет дефектологический

Кафедра коррекционной психологии и педагогики

Выпускная квалификационная работа по теме:

Особенности развития личности ребенка в асоциальной семье

Студентка 5 курса, заочного отделения Леонидова Ольга Леонидовна

Научный руководитель к.м.н., доцент Лукьянов Владимир Викторович

Курск 2002



СОДЕРЖАНИЕ

дение              ■              ■... 3

^ВА   I.   НАРУШЕНИЯ ЛИЧНОСТИ ДЕТЕЙ,   ВОСПИТЫВАЮ-СХСЯ В АСОЦИАЛЬНЫХ СЕМЬЯХ.

Понятие «асоциальной семьи»              7

Особенности личности подростков из асоциальных семей              14

Методы оценки личности подростка              •              37

ВА    II.    СРАВНИТЕЛЬНОЕ    ИССЛЕДОВАНИЕ    ЛИЧНОСТИ РОСТКОВ ИЗ АСОЦИАЛЬНЫХ СЕМЕЙ.

1сихолого-педагогическая характеристика испытуемых

одростков              41

писание методов, примененных для оценки личности

)дростков              -              43

вультаты      сравнительного      исследования      и      их      обсужде-
              ...48

Заключение              57

Список литературы              59

Приложение              62



ВВЕДЕНИЕ

Актуальность.

Для теории психологии и педагогики в последние десятилетие характерно повышенное внимание к изучению, особенностей развития личности подростков в асоциальной семье. Эта тема существенна для настоящего времени в связи с тем, что на современном этапе произошли значительные изменения в нашем обществе, в частности изменение строя социально-тоталитарного на новый демократический. Это повлекло за собой изменения  не  только  в  государственном,  хозяйственно-экономическом плане, но и социальном, т.е. в отношениях между людьми в обществе.  Современные реформы принесли в наше общество свободу выбора, слова, возможность утвердиться личности и т.д., но при этом люди, не подготовленные к этим свободам, не смогли сориентироваться в непривычном для них положении; они привыкли быть ведомыми, а возникла необходимость стать самостоятельными.

Условия жизни стали более жесткими, и как следствие очень много негативного появилось в семейных отношениях. Являясь во многом следствием социально-экономического, духовно-нравственного неблагополучия в обществе возросло количество асоциальных семей, безнадзорность детей по причине пьянства родителей, которые посредством приема алкоголя удовлетворяют некоторые свои потребности (повышение настроения, облегчение контактов, общения, снятие стрессов, устранение чувства неудовлетворенности) в такое трудное время. Необходимо отметить, что, для России начиная, с XVI века тема пьянства всегда была злободневна, а к началу XXI века пьянство приобрело особенно болезненный для общества характер. На фоне быстрого, за последние годы, распространения наркомании в стране несколько ослабло внимание государства к другой, не менее острой проблеме - проблеме массовой алкоголизации населения, ее размеров и совокупности отрицательных последствий. Между тем, скрыта одна из угроз национальной безопасности - т.е. степени защищенности жизненно важных интересов личности общества и государства. Практически по всем своим параметрам - уровню потребления алкоголя, ; заболеваемости, смертности, преступности на почве злоупотребления спиртными напитками, степени подверженности алкоголизации подростков женской части населения (пьянство) достигло уровня, серьезно подрывающего социально-экономические, духовно-нравственные основы жизнедеятельности общества.

Обратимся к статистическим материалам, характеризующим нынешнюю алкогольную ситуацию. Так, главный показатель алкоголю; потребление алкоголя в расчете на душу населения -- увеличился за минувшее столетие в 3,8 раза и достиг 13 литров абсолютного алкоголя ч 1,6 раза выше того уровня, который Всемирная организация здравоохранения признала особо опасным для здоровья   людей. Данная картина б; далеко не полной без учета еще одного очень важного показателя - все лее активного приобщения к алкоголю подростков и женщин, что значительно увеличивает риск алкогольных заболеваний, размеры неблагополучия в семьях, степень негативного воздействия на воспитание подрастающего поколения. Так, по данным социологических исследований за последние 30 лет пик массового знакомства подростков с алкоголем с 1 лет опустился в возрастную группу 14-15 лет, а доля женщин среди хронических алкоголиков возросла с 8% до 15%. Стало очевидным, что массовое распространение  пьянства и алкоголизма отныне  выступает фактором, серьезно  ослабляющим  возможности  общества  обеспечить  реализацию прав граждан на жизнь и безопасность, получение соответствующего образования и необходимой для достойной жизни профессии, защиту от преступных посягательств, морального насилия и издевательств со стороны лиц, злоупотребляющих алкоголем и т.д.



Однако больше всего тревожит людей в нынешней алкогольной становке растущее неблагополучие семей, безнадзорность и беспри: ность детей по причине пьянства родителей, ранее приобщение дете подростков к алкоголю.

Именно эти проблемы нуждаются в дальнейшем изучении, скольку они нарастают. Основываясь на' тщательном исследовании и ] чении причин, породивших эти социально-значимые проблемы. Ряд на} именно психология, медицина, педагогика должны сделать вывод с це. устранения этих отрицательных явлений, помочь обществу и семье в i вильном воспитании и становлении личности ребенка.

Цель исследования:  изучение особенностей развития  лично подростка в «асоциальной семье».

В ходе исследования решаются следующие задачи:

1.              Изучить психолого-педагогическую, социологическую лите
туру, отражающую проблему асоциальных семей.

2.              Выявить особенности развития личности подростка в асо
альной семье с помощью методик «Индекс жизненного стиля», «Торо
екая Алекситимическая Шкала», «Копинг-поведения».

3.              Анализ полученных результатов и составление практичеш
рекомендаций коррекционных работ с подростками из асоциальных семей
Объект исследования - дети подросткового возраста из асоциальных
мей.

Предмет-личность детей-подростков из асоциальных семей.

Для расширения поставленных в исследовании задач использо! лись следующие методы:

-  анализ научной психолого-педагогической, социологической л
тературы по обозначенной теме;

-  изучение и проведение тестовых методик;

-  беседы с социальным педагогом, учителями, детьми.



Практическая значимость: Результаты проведенного нами иссле­дования могут быть полезны практикам (психологам, педагогом, социаль­ным работникам), чья сфера деятельности связана с подростками из асоци­альных семей для планирования и осуществления диагностической, про­филактической, психо-коррекционной работы.

Исследования проводились на базе школы № 52.

Выпускная квалификационная работа состоит из введения,, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.



ГЛАВА I.  НАРУШЕНИЯ ЛИЧНОСТИ ДЕТЕЙ,  ВОСПИТЫ­ВАЮЩИХСЯ В АСОЦИАЛЬНЫХ СЕМЬЯХ. 1.1 Понятие «асоциальной семьи».

Научные и исследования и медицинская практика убедительно до­казали негативное влияние алкогольной интоксикации плода и генетиче­ской отягощенности на дальнейшее развитие ребенка. Однако влияние злоупотребления алкоголем на потомство этим не исчерпывается. Даже ее ли проблема алкоголизма появилась в семье уже после рождения ребенка развитие его личности все равно будет деформировано уже под влияниел социальных факторов.

Точное число детей, живущих в семье с одним или двумя больным! алкоголизмом родителями неизвестно, однако есть основания полагать что оно велико.

Частота различных, проблем, медицинских и психологических у де тей больных алкоголизмом родителей повышена по сравнению с их часто той у детей не больных алкоголизмом родителей. При сравнении этих де тей было обнаружено: дети из семей с наличием алкоголизма в 7 раз боль ше суицидальных попыток, в 3 раза больше вероятность помещения в дет ские дома, в 2 раза больше вероятность раннего (до 16 лет) брака, в 2 раз; больше вероятность психических заболеваний и в 2 раза больше вероят ность деликвентного поведения.

Очевидно, что часть проблем может, объясняется влиянием генети ческих факторов, а часть - системой воспитания в семьях. Взят один из ва риантов асоциальной семьи - наличие родителя, зависимого от алкоголя Все семьи, где есть больной алкоголизмом, являются дисфункциональны ми. Несмотря на внимание различия жизни такой семьи (материальные i образовательный уровень супругов, их социальное положение, уровен супругов, их социальное положение, событие и обстоятельства), суть про исходящего одна и та же. В этих семьях постоянно присутствовали напря



жение, тревога, ощущение каоса и непредсказуемости, душевная боль. По требности детей постоянно не удовлетворяются, поскольку родители не доступны для детей либо просто физически (например, пьющий отец мал< бывает дома), либо эмоционально; например, в период трезвости отец ду мает о том, как бы выпить, а мать поглощена мыслями о том, как удержат] мужа от выпивки. Алкоголизм является центром семьи, вокруг которой сосредоточено все мысли, чувства, действия и поступки остальных ее чле нов.

Независимо от того пьет в семье только один из родителей или ещ< и другие члены семьи, алкоголизм является семейной болезнью. Это объ ясняется тем, что поведение алкоголика настолько деформирует, отноше ния так влияет на эмоциональный климат, что больными становятся и вес близкие люди, которые живут с ними подобной крышей, беспокоятся с нем и любят его.

Конечно, семья, где оба родителя - алкоголики, является объектом прежде всего, социальных мер воздействия: обращение в опекунский сове! по вопросу понимания детей в интернат направление родителей на лечение от алкоголизма и т.п. Таких семей значительно меньше, чем тех, где зло­употребляет алкоголем один из родителей. Семьи, где алкоголиком явля­ется жена, а муж не злоупотребляет спиртным, как правило, существую! очень короткий промежуток времени. Это, по сути, переходный этап, по­скольку муле вскоре забирает детей и оставляет такую жену. В худшее случае дети остаются проживать с матерью - алкоголичкой и тогда снова встает вопрос о передаче детей на попечение социальных структур.

Наиболее распространенным у нас является такой тип семей, отя­гощенных алкогольной зависимостью, где злоупотребляет спиртным муж. а жена стремится спасти его вернуть на правильный путь. Почему такую семью следует назвать алкогольной? Потому, что жена в такой семье явля­ется зависимой от алкоголизма мужа, а это тоже болезнь.



Созависимость - это личностное образование, развивающиеся } жен алкоголиков в результате длительной подверженности стрессу и сконцентрированности на проблемах мужа, вплоть до самоотречения и иг норирования своих обязанностей по отношению к детям. Созависимьк супруги не знают, где кончается личность одного и начинается личност другого. У жен алкоголиков размыта граница своего «Я». Они так же по глощены ответственностью за супруга, что утрачивают себя, подавляю свои потребности и чувства, как бы «замораживают» их, что.способствуе повышению переносимости эмоциональной боли.

Несмотря на постоянные конфликты, ссоры, скандалы, негативны переживания (страх, гнев, стыд, тревога, отчаяние), созависимые супруг

— net

хологический феномен, означающий симбиотические отношения близкими людьми, один из которых болен алкоголизмом. Отношения э^ дисгармоничны, разрушительны для обоих, но в то же время супруги i могут прекратить эти отношения. Дисгармония проявляется в эмоционал ном состоянии, которое у мужа и жены часто противоположно: когда од] в хорошем настроении, другой - в плохом, или один стремиться к бли: сти, а другой держит дистанцию и т.п.

Симбиотические отношения супругов представляют собой так союз, в котором муж и жена по очереди занимают то доминирующее, подчиненное положение. Например, для жены доминирующее положен означает: «Пока тебе плохо, я чувствую себя сильнее, могу тебя контро: ровать, мне мало что угрожает; воспитывая, заботясь о тебе, спасая тебз строю   здание   самоуважения,   манипулирую   тобой,   отвечаю   за  тв жизнь». Муж, находясь в это время в подчиненном положение, чувств примерно следующее: «Моя жизнь не удалась, я ничего не могу п одела! должен положиться на тебя. Спасай меня! Пока ты в доминирующем ппжении. я чувствую себя защищенным, но и оскорбленным, что мо



оправдать мое поведение. В любом случае ты ответственный за мою жизнь». Обычно такое соотношение позиций супругов бывает, когда муж находится в трезвом состоянии (особенно «с похмелья»). Когда же муж в очередной раз пьяный, позиции меняются: муж мстит, за свое унижение доказывает (доступными ему в таком состоянии средствами) свою значи­мость, власть над женой, а она, опасаясь этой агрессии «стушёвывается», занимает подчиненное положение.

Отожествление себя с мужем приводит созависимую супругу к то­му, что она страдает за обоих. Поскольку алкоголизм воспринимается у нас как порок, жена стыдится поведения мужа так же сильно, как если бы это было ее поведение. Боясь унижения и осуждения окружающих, жен­щина всеми силами пытается скрыть пьянство мужа. Алкоголизм - это большой секрет семьи. «Никто не должен догадываться, какой кошмар твориться у меня дома. Чем хуже у меня с мужем, тем выше я держу голо­ву на людях, улыбаюсь и смеюсь громче всех» — вот линия поведения со-зависимых жен. Они стараются оправдать мужа перед родственниками, выискивая причины, извиняющие его поведение; звонят на работу и сооб-щают, что он болен, когда он пьян; следят за тем, чтобы внешность мужа не выдавала его пьянство; просят мужа, чтобы он лучше пил дома и т.п.

Постоянная необходимость вести двойную жизнь (на работе иг-ратьроль благополучной женщины, когда дома - ад) постоянно приводит созависимую жену к привычке лгать. Она обманывает не только посторон­них, но и детей, мужа, считая, что только ложь может выручить в затруд­нительных ситуациях. Также легко жены алкоголиков позволяют обманы­вать и самих себя, веря очередным обещаниям мужа, что он бросит пить. Созависмым женам свойственна аффективность восприятия они слышат и видят то, что хотят видеть и слышать, верят не тому, что действительно, а тому, что совпадает с желаемым. Это деструктивный, разрушительный процесс самообмана и нечестности в межличностных отношениях ведет к



деградации личности.  Однако такая ситуация может продолжаться не­сколько лет.

Информация о работе Особенности развития личности ребенка в асоциальной семье