Особенности развития личности ребенка в асоциальной семье

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2012 в 11:15, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования: изучение особенностей развития лично подростка в «асоциальной семье».
В ходе исследования решаются следующие задачи:
1. Изучить психолого-педагогическую, социологическую лите
туру, отражающую проблему асоциальных семей.
2. Выявить особенности развития личности подростка в асо
альной семье с помощью методик «Индекс жизненного стиля», «Торо
екая Алекситимическая Шкала», «Копинг-поведения».
Анализ полученных результатов и составление практичеш
рекомендаций коррекционных работ с подростками из асоциальных семей

Содержание

дение ■ ■... 3
^ВА I. НАРУШЕНИЯ ЛИЧНОСТИ ДЕТЕЙ, ВОСПИТЫВАЮ-СХСЯ В АСОЦИАЛЬНЫХ СЕМЬЯХ.
Понятие «асоциальной семьи» 7
Особенности личности подростков из асоциальных семей 14
Методы оценки личности подростка • 37
ВА II. СРАВНИТЕЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ РОСТКОВ ИЗ АСОЦИАЛЬНЫХ СЕМЕЙ.
1сихолого-педагогическая характеристика испытуемых
одростков 41
писание методов, примененных для оценки личности
)дростков - 43
вультаты сравнительного исследования и их обсужде-
...48
Заключение 57
Список литературы 59

Вложенные файлы: 1 файл

Копия диплома.doc

— 573.00 Кб (Скачать файл)

Находясь в симбиотическом эмоциональном союзе с мужем - алко­голиком, жена стремиться защитить его от невзгод и критики других лю­дей, поскольку воспринимает его боль как свою собственную. В том, что муж пьет, она обвиняет его друзей и сослуживцев выдвигает различные обстоятельства, которые «довели его до, пьянки», например, неприятности на работе, неурядицы в решении квартирного вопроса, неудачи сына в учебе и т.п. Подобно тому, как больной не видит связи между своим пьян­ством и теми проблемами, которые возникают в результате этого, так и со-зависимая жена отрицает бессилие мужа и обижается, когда его называют алкоголиком. Стремясь заставить мужа отказаться от спиртного, жена на­чинает контролировать его поведение, руководить им и жизнью всей се­мьи. Например, она берет на себя ту работу, которую в доме должен де­лать мужчина; старается побольше заработать, чтобы поддержать матери­альный уровень семьи; контролирует финансы, скрывая при этом реальные доходы и лишая мужа денег, чтобы не потратил их на водку. Стараясь со­хранить его социальный статус, жена прилагает, все усилия, чтобы муж удержался на работе, либо устраивает его на новое место работы; чтобы заполнить свободное время мужа, стремиться найти ему хобби, например, покупает спортинвентарь и т. д; использует сексуальные отношения в ка­честве орудия управления мужем. Наконец она уговаривает его пить по­немножку, не ходить без нее к друзьям, пьет вместе с ним, чтобы он не так сильно опьянел, или наоборот кричит и ругается, выливает водку в рако­вину и т.п. Страх и тревога за мужа, жалость к нему побуждают жену нян­читься с ним, утешать, когда он сожалеет о своем поведении. Взяв на себя всю ответственность за мужа, созависимая жена чувствует себя незамени­мой. Это, естественно, подпитывает ее ощущение самоценности, уверен­ность в том, что  муж без неё не сможет прожить. И  в тоже время созави-



симая жена панически боится быть брошенной. Для неё непостижимо, что муж сможет обойтись без неё, поскольку это разрушает всю её картину мира. Такая амбивалентность чувств свойственна женам алкоголиков и в других сферах отношений. Они часто бросаются из одной крайности в дру­гую: от любви к ненависти, от подъема настроения к депрессии, от макси­мального контроля над жизнью семьи к полному попустительству. Поэто­му поведение созависимой жены часто противоречиво и лишено элемен­тарной логики. Например, она горько жалуется на мужа' что он пьяница и пропивает все деньги, а потом сама покупает ему «булочку», чтобы поощ­рить за хорошее поведение. Женщина звонит в милицию с жалобой, что муж побил её, а потом сама забирает заявление. Она может сказать: «Ша­тайся, где хочешь, мне все равно», а потом начинает искать его и обзвани­вать всех знакомых.

Все чаще в поведении созависмых жен появляется непоследова­тельность. Например, жена то содержит дом в идеальном порядке, тща­тельно следит за собой, то совсем опускается и, махнув на все рукой, забы­вает о своих семейных обязанностях и даже о детях. Она яростно доказы­вает мужу, что нельзя бить детей и кричать на них, а затем сама начинает бить их и кричать на них. Женщина может категорически заявить, что больше не потерпит оскорблений и рукоприкладства, а затем вновь и вновь сносит ругань и побои. Жена угрожает мужу, что ещё одна вышивка, и она уйдет от него - и не приводит свою угрозу в исполнение.

Специфическое влияние мужа - алкоголика вызывает у женщины, следующие эмоциональные проявления: стыд, тревога и страх, затянув­шиеся отчаяние (чувство бессилия, пессимистический взгляд на мир, чув­ство поражения в жизни), чувство гнева на мужа, на себя, на детей, на всех окружающих. Постоянные негативные эмоции влекут за собой невротиче­ские расстройства и соматические заболевания. Как правило, у жен алко­голиков отмечаются неврозы, депрессии, дисфории, аффективные состоя-



ния, они  страдают заболеваниями пищеварительной системы, гипертони­ей, головными болями и т.д.

Естественно, что все указанные негативные следствия созависимо-сти женщины сказываются на ее отношениях с детьми. Неслучайно, дети, если отец - алкоголик не агрессивен, в 8 случаях из 10 предпочитают об­щаться с ним, а не с матерью, которая не пьёт. Это объясняется тем, что мать, выдерживая колоссальные перегрузки, просто не имеет сил на то, чтобы выслушать детей, поиграть с ними. Чаще всего она бывает, усталой, раздражительной, ворчливой и непоследовательной.

Таким образом, если в семье один из супругов алкоголик, то второй тоже болен - созависимостью. Сходство алкоголизма и созависимости проявляется в том, что и то, и другое является болезненным состоянием приводит к деградации морального облика человека, к нарушениям в эмо­циональной психической и соматических сферах. Как при алкоголизме, так и при созависимости отмечается анозогнозия: муж не хочет признать себя алкоголиком, жена неспособна, постичь, что её поведение усугубляет дис­функцию семьи.

Причинами дисфункциональности могут быть и другие стрессор-ные события, помимо алкоголизма. Но алкогольная семья дисфункцио­нальна, лишь временами она может нормально жить. Основные признаки дисфункциональной семьи заключаются в следующем: члены семьи не уделяют внимания друг другу, в особенности родители детям; родители плохо, неправильно относятся к детям; вся жизнь семьи характеризуется непостоянством и непредсказуемостью, а'отношения между членами семьи деспотичностью; члены семьи озабочены отрицанием реальности, им при­ходится тщательно скрывать секреты семьи.

Для того чтобы выжить в семье, отягощенной алкогольной зависи­мостью,  ребенок должен  вырабатывать  соответствующие  установки   v



нормы поведения. Поскольку такая семья дисфункциональна, сформиро­вавшиеся, у ребенка установки и формы поведения будут дезадаптивными.

Исследования показывают, что для детей алкоголиков риск заболе­вания алкоголизмом исключительно высок. Так, -по данным разных авто­ров, частота алкоголизма встречается до 86,7% у сыновей и до 25% у доче­рей, родители которых злоупотребляли алкоголем. (День за днем в Ал-Аноне, 1993 с.7). Такой же риск в отношении заболевания наркоманией.

Однако алкоголизм и наркомания не исчерпывают всех проявлений дезадаптивного поведения детей из алкогольных семей. Психопатии, аф­фективные нарушения, пограничные психические расстройства, отклоне­ния в личностном развитии и девиантное поведение (от деликвентного до криминального) - вот перечень последствий социальной ситуации разви­тия ребенка в семье, отягощенной алкогольной зависимостью. Естествен­но, что часть этих последствий может быть обусловлена влиянием генети­ческих факторов, а часть системой воспитания в этих семьях.

Своеобразие воспитания детей в алкогольной семье определяется её дисфункциональностью. Причиной дисфункциональное™, как уже отме­чалось, является то, что все вертится вокруг алкоголя: отец злоупотребля­ет, зависим от него (психически или уже физически), а мать созависима от алкоголизма отца. Социальная ситуация развития ребенка в такой семье, естественно, выступает как производное от поведения и настроения роди­телей, от их проблем.

1.2. Особенности личности подростков из асоциальных семей.

Ученый Т. Парсон утверждает, что в семье закладываются фунда­ментальные мотивационные установки личности. Семья может способст­вовать как целенаправленной, так и стихийной социализации. Огромное влияние на формирование личности ребенка оказывают родители, ибо в воспитании решающая роль принадлежит прежде всего личным контактам



и той атмосфере, которая царит в семье (Имелинский К. 1990) [6]. Подрос ток всегда воспринимает в родительской семье определенные образцы по ведения.

Роль семьи в формировании нарушений поведения у подростко особенно заметна. Общеизвестно, что семья является сложной системо взаимоотношений, в которой каждый её член занимает определенное ме сто, участвует в выполнении определенных функций, своей деятельности удовлетворяет потребности других, поддерживает приемлемый уровен межличностных отношений взаимодействий. Нарушение семейных отнс шений ведет к невыполнению этих функций, происходит их смещен и вплоть до искажения.

Среди проблем асоциальных семей особенно острой предстаёт прс блема её функционирования как института воспитания и социализации де тей. Нарушения поведения детей при семейном алкоголизме наблюдаютс чрезвычайно часто и отличаются стойкостью и большим разнообразие^^ Их выраженность и стойкость зависит в первую очередь от окружающе ребенка среды, отношения к нему окружающих взрослых. Необходимо oi метить, что: подростковый период - это самый трудный и сложный из все детских возрастов, представляющий собой период становления личностр Здесь формируются социальные установки, отношение к себе, к людям, обществу, закладываются основы нравственности, стабилизируются черт! характера и основные формы межличностного общения. В этом возраст подросток выходит на качественно новую социальную позицию, формиру ется его сознательное отношение к себе как члену общества, складываете характерная направленность деятельности на усвоение норм социальны: взаимоотношений.

Исследуемый возраст относится к критическому периоду психиче ского развития. Остро протекающий психический перелом обуславливае его исключительную сложность и противоречивость, причем его противо



 


речивый характер проявляется не только в физическом и психосексуаль­ном развитии, но и в развитии интеллекта, а так же социальном развитии. Наряду с этим подростковый возраст характеризуется импульсивностью, повышенной возбудимостью, легко переходящий в запальчивость, неурав­новешенность, порождающей склонность к колебаниям настроения и аф­фективным вспышкам. На этом фоне асоциальная семья усугубляет фор­мирование личности подростка.

Из опыта жизни с родителями, больными алкоголизмом, ряд авто­ров, выводили психологические особенности подростков. Сходство уклада жизни в таких семьях обуславливает сходные психологические особенно­сти детей.

Приводимое ниже описание «психологического портрета ребенка -подростка составлено на основе ряда источников литературы.

«Этот ужасный секрет семьи».

Подробно тому, как гостя не пускают на кухню, где гора мусора и немытой посуды, а проводят сразу в хорошо приобретенную гостиную, так и от детей пытаются скрыть все плохое, что связано с алкоголизмом. Но в действительности беспорядок, вносимый в жизнь алкоголизмом никогда нельзя полностью скрыть. Вся семья, включая детей, пытается играть в та­кую игру: «Давайте притворяться, что все хорошо, давайте все плохое спрячем и тем защитимся». Сокрытие становится образом жизни. Дети-подростки жертвы двойного стандарта. Они боятся, открыто говорить о своих проблемах, вырастают замкнутыми. Чем больше они молчат, тем больше их могут, мучать ночные кошмары. Хотя секрет семьи всегда рас­крывается, дети привыкают жить зашторенными, они уже не видят правды.

«Жизнь в укрытии».

Ложь не только пронизывает внутрисемейные взаимноотношения, но и проникает, дальше - достигает соседей и т.д. Дети знают, что люди осуждают пьянство либо смеются над пьянчужками, винят их в том, что те



плохие родители. Поэтому дети всеми силами стремятся скрыть позор сво­ей семьи. Подростки не могут откровенно говорить о семье ни с друзьями, ни с учителями. Привычка с сокрытию обуславливает необходимость иг­норировать реальность. Секретность, увертки, обман становятся обычными компонентами жизни, такими же, как и реальность, а иногда и предпочти­тельней её. В результате каждый становится подозрительным и злобным. Уроки, выученные в детстве, подкрепляются тем, что члены семьи никогда не обсуждают честно, что же происходит. И открытые коммуникации пе­рестают существовать. В семьях такого рода не практикуются эмоцио­нально теплые объятия, там не знают истиной цены разделенного горя или разделенной радости, нет взаимной поддержки и любви, а вместо этого вечные трения, недоверие и скептицизм. Секреты неизменно дают толчок зависти и ревности. Чем больше секретности, тем больше запутанности, вины, борьбы, драк, разъединения членов семьи и изоляции, одиночества. Ребенок - подросток не может объяснить все это и продолжает чувство­вать себя небезопасно в своем доме, где он должен был бы чувствовать себя наиболее защищенным.

«Что же реально?»

Так часто подростку приходится наблюдать несоответствие между тем, что происходит в доме, и тем, что ему говорят, что дети начинают не доверять тому, что видят, слышат и чувствуют. Недостаток доверия к самому себе происходит из попытки навести порядок, сделать так, чтобы наконец все стало на свои места и затем чувствовать себя надежно, в безопасности. Но затем все снова перемешивается, навести порядок не удается и наступает фрустрация.

«Послания с двойным смыслом».

За свою жизнь подросток в алкогольной семье слышит много, что содержит в себе противоречивый смысл. Эти обращения к детям называют семешанными посланиями, информацией с двойным смыслом. Например,



мама говорит ребенку: «Я тебя люблю, иди гулять, не мешайся тут под но­гами». Если бы она сказала только: «Я тебя люблю», то ребенку было бы ясно, какие чувства означают эти слова. Но, услышав все это вместе, ребе­нок начинает думать, что у матери на него нет времени, что её заботы во­обще не о нем и как при этом она может любить его? Одна часть послания притягивает, другая отталкивает. Все чувства ребенка перемешались. Он не знает, в какую часть послания верить.

Таким же пародоксом являются противоречивые требования роди­телей: «Всегда говори правду» и «Я ничего не хочу знать». С одной сторо­ны ребенок усваивает, что быть честным большое достоинство, с другой стороны вся жизнь в доме приучает к сокрытию правды. Отец больной ал­коголизмом, бывает то любящим и заботливым, когда трезв, то невнима­тельным или даже агрессивным, когда пьян. Ребенок в замешательстве, ка­кому отцу верить. Поверить в «плохого папу» выше его сил. И ребенок начинает привыкать отрицать правду. Если верить одновременно в обе части двойного послания, то возникает чувство, что сходишь с ума! Не­возможность доверять своим чувствам и своему восприятию ставит ребен­ка в очень непрочное и опасное положение. Постоянная необходимост! уходить от действительности с тягостными ощущениями и надеяться, чтс никто этого не замечает, истощает, изматывает ребенка.

Информация о работе Особенности развития личности ребенка в асоциальной семье