Особенности развития личности ребенка в асоциальной семье

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2012 в 11:15, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования: изучение особенностей развития лично подростка в «асоциальной семье».
В ходе исследования решаются следующие задачи:
1. Изучить психолого-педагогическую, социологическую лите
туру, отражающую проблему асоциальных семей.
2. Выявить особенности развития личности подростка в асо
альной семье с помощью методик «Индекс жизненного стиля», «Торо
екая Алекситимическая Шкала», «Копинг-поведения».
Анализ полученных результатов и составление практичеш
рекомендаций коррекционных работ с подростками из асоциальных семей

Содержание

дение ■ ■... 3
^ВА I. НАРУШЕНИЯ ЛИЧНОСТИ ДЕТЕЙ, ВОСПИТЫВАЮ-СХСЯ В АСОЦИАЛЬНЫХ СЕМЬЯХ.
Понятие «асоциальной семьи» 7
Особенности личности подростков из асоциальных семей 14
Методы оценки личности подростка • 37
ВА II. СРАВНИТЕЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ РОСТКОВ ИЗ АСОЦИАЛЬНЫХ СЕМЕЙ.
1сихолого-педагогическая характеристика испытуемых
одростков 41
писание методов, примененных для оценки личности
)дростков - 43
вультаты сравнительного исследования и их обсужде-
...48
Заключение 57
Список литературы 59

Вложенные файлы: 1 файл

Копия диплома.doc

— 573.00 Кб (Скачать файл)

«Борьба, ссоры, драки».

В алкогольных семьях очень часты ссоры. Подобно тому, как необ ходимо скрывать пьянство, надо и ссоры держать в секрете или чем-то и) объяснять. Неважно, из-за чего произошла ссора, ребенок может подумать что это его вина. Дети обычно ищут решения проблем внутри себя. Ссорь как на вербальном уровне, так и сопровождаемые физической arpeccnei оказывают не только психотравмирующие действия на ребенка. Постоян ные наблюдения над тем, как родители провоцируют друг друга, спорят шумят или слегка перебраниваются пререкаются, жалуются друг на друга



приводит к тому, что дети усваивают подобный,стиль взаимоотношени между людьми вообще. Ссоры и драки становятся второй натурой ребенк; особенно если это мальчик. В некоторых семьях подобные ситуации жают детей. «Моя сестра - моя лучшая подруга». Когда наш папочка ходил не в настроении, мы прятались на чердаке, прижимаясь, к др> дружке. Мы до сих пор тесно привязаны между собой.

«Страхи, дурные предчувствия».

Почти все дети больных алкоголизмом описывают свои неприятны ощущения при возвращении домой из школы или от друзей, страх перед открыванием двери в свой дом. Что там? Отец, уже вернулся или нет Трезвый он или пьяный? Дети склонны, подолгу задерживаться вне дом; чтобы уберечь себя оттого, что может произойти дома. Так начинается ш когда не покидающий страх за будущее. С годами страх углубляется. Даж при отсутствии больших жизненных кризисов страх может не покидат ребенка. Тревога, дурные предчувствия окрашивают всю жизнь.

«Разочарование»

В алкогольных семьях как больной, так и небальной родитель част не выполняет своих обещаний. «Самым популярным словом в нашей семь было «завтра»; - рассказывает жена больного алкоголизмом. - Муж дава сыну обещания сделать, что-то завтра и никогда этого не делал».

Одно разочарование, другое... Все это угнетает ребенка. И верны семейным традициям держать все в секрете, дети никогда не рассказываю родителям о своих тяжелых чувствах. Они перестают ожидать обещанного Но чувствуют, что родители совершили предательство перед ними. Будучи взрослыми, они продолжают предчувствовать разочарования, не доверяю как в случайных, так и интимных взаимоотношениях. Страстное желание иметь постоянную заботу о себе со стороны родителей остается надолго детьми из таких семей. Они могут оставаться инфантильными в отношениях со сверстниками.



 


«Слишком быстрое взросление».

В то же время дети в таких семьях вынуждены, быстро становш взрослыми. Маленькому мальчику может нравиться поступать так, как г ступают взрослые мужчины, особенно когда его действия подкрепляю! похвалой. Однако, когда ему приходится действенно брать на себя час обязанностей главы семейства, то этот мальчик не чувствует себя счаст; вым. Он испытывает гнев, и раздражение оттого, что приходится забота ся о матери. Став, взрослым он скажет: «Меня ужасно бесит, что у меня было детства». Естественный процесс взросления подталкивался, был п прессом семейных обстоятельств. Это затрудняет, способность делится i реживаниями с окружающими. Вместо этого ребенок привыкает ублажи окружающих, доставлять им удовольствие и страстно ожидать одобрен от них. Если же одобрение не приходит он становится раздавленным злым. Источник гнева следует искать еще в том времени, когда это мальчику приходилось брать на себя не свойственную его возрасту забс о семье.

Дети чувствуют себя ответственными за младших братьев и сеет Пьющие родители также нуждаются в их физической и эмоциональн поддержке. Детям приходится выслушивать, одобрять родителей, деш их жизнь более или менее удобной, комфортной. Воистину дети станов: ся родителями своих родителей. Дети прикрывают дезорганизацию семе ной жизни. А позднее у них появляется смутное, чувство того, что о упустили что-то такое, что им причиталось, что они заслуживали,, и продолжают бороться за то, чтобы вернуть причитавшуюся им долю вь мания, детских радостей. Будучи 30-летними, они ощущают себя «псев/ взрослыми». У них не было возможности быть детьми. Они обнаружш ют, что не умеют играть. Они не понимают легкомыслия, фривольное Становиться взрослым раньше времени просто несправедливо. Появляе! чувство, что тебя обокрали. Такие люди не умеют наслаждаться жизнью.



«Сексуальное оскорбление».

Итак, если девочка вынуждена все чаще заменять свою больную ал­коголизмом мать в выполнении хозяйственных дел. В заботе о младших детях, то однажды может так случиться, что она заменит мать своему отцу в его сексуальных домогательствах. Часто, мужья больных алкоголизмом женщин, также больны алкоголизмом. В том случае, если отец не болен алкоголизмом, его мысли и чувства обращаются к «женской половине до­ма», к дочерям, если мать больна и отсутствует физически или эмоцио­нально. Тогда отец ищет дружбы и признания у дочерей. Может спросить дочь: «Ну, как я повязал галстук?»» Тесные отношения с дочерьми могут незаметно соскользнуть в область сексуальных отношений.

Под сексуальным оскорблением понимают не только явное изнаси­лование, но и скрытое посягательство на свободное сексуальное развитие. Явная и скрытая сексуальная агрессия к детям - довольно частое явление в семьях с наличием больных алкоголизмом. Этому вопросу посвящена мо­нография Ж. Уойтитц.[ 10 ]

Автор считает, что даже при отсутствии физического контакта, действия взрослого, которые нарушают развитие сексуальности ребенка, мешают приобретению собственного опыта в этом направление, могут расцениваться как тонкая, скрыта сексуальная агрессия. Приводятся сле­дующие примеры: «Мы с мамой спали в одной постели до тех пор, пока я стала жить отдельно уже после 30-летнего возраста»; «Меня обвиняли в том, что я хотела соблазнить своего отца, когда мне было 5 лет»; «Меня обвиняли в аморальных действиях, если я поздно возвращалась домой»; «Когда отец пришел пьяным, он накричал и изнасиловал мою маму. Я при­творилась спящей. Это было ужасно. Если бы он мня нашел я была бы сле­дующей жертвой. Я была так беспомощна». Считается, что последствия как явной, так и скрытой сексуальной агрессии всегда тяжелы и долговре-менны. «Как после ожога третей степени, рубец остаётся на всю жизнь».



Характер последствий скрывается с тем, что останавливает сам алкого­лизм: чувство своей никчемности, утраты контроля над своей жизнью и все подавляющая зависимость от этого абсолютного и самого большого секрета семьи. Вина, стыд, ненависть к себе, отчаяние, депрессия, роль жертвы во всех жизненных ситуациях, пассивность, вот далеко не полный перечень того, что может быть связано с актом кровосмесительства либо скрытым сексуальным оскорблением, имевшим место в детстве.

«Другие оскорбления».

Дети больных алкоголизмом подвергаются и другим видам оскорб­лений, часто даже таким, которые угрожают жизни ребенка. Статистика в США свидетельствует, что 38% избиваемых детей - это жертвы родителей, больных алкоголизмом. Однако в действительности истинная доля подоб­ных жертв может быть гораздо большей. Пьяный родитель может не чув­ствовать и не соизмерять свою силу и невольно может сильно ранить ре­бенка. Детей избивают за то, что они появились не в нужном месте и в не­подходящее время, за то, что они пытались защищать мать или младших братьев и сестер. Физическое избиение детей естественно замалчивается. Этот секрет семьи тоже хорошо вписывается в царящие здесь правила иг­ры, в притворство, будто все дела в семье обстоят прекрасно. Лишь спустя годы психотерапевт или социальный работник может узнать, что его кли­ент подвергался унижением в детстве такого рода: был запрет в уборной, лишался пищи, был высечен своими родителями. Многие дети в подобных случаях предпочитают страдать, чем признать себя выброшенным на мель в жизни с этим парализующим чувством вины. Они продолжают влачить жалкое существование жертвы, но не могут активно бороться и бросить вызов родителю - обидчику.

«Заброшенный ребенок»

Отсутствие заботы и внимания к ребенку также может быть стилем воспитания в алкогольной семье. Такое отношение к ребенку лишь часть



царящих правил. Пьяный отец может валяться на полу, дети переступают через него, как бы не замечая. Мать ничего не говорит, тоже, будто не за­мечали отца. Мать может сама страдать алкоголизмом либо быть погло­щенной алкогольными проблемами своего мужа, тратит всю энергию на них, а в это время дети живут без её внимания. Недостаток заботы о теле, о физической гигиене лишь начало общей заброшенности ребенка. Врачи часто находят у детей запущенные болезни, не замеченные либо игнори­руемые родителями.

Если дети постоянно слышат в семье, что отец должен зарабатывать деньги, а он их пропивает, они могут начать путать деньги с любовью и вниманием. Одна девушка рассказывала: «Моя мама не была подзаборной пьяницей. Но она не могла выслушивать мои долгие исповеди. Я же в то время была в том подростковом возрасте, когда отчаянно нуждалась в ком-нибудь, кто бы выслушал меня. Бывало, я изолью ей душу ночью, а на сле­дующее утро она ничего не помнит, ну, ни слова из того, что я ей рассказа­ла!

Эмоциональным потребностям детей в алкогольных семьях не уделяют должного внимания. И дети не научаются, как можно входить в состояние другого человека. Они не усваивают и элементарных родительских обязанностей, что затрудняет их адаптацию в будущей своей семье.

«Пониженная самооценка, недостаток самоуважения».

Отсутствие внимания со стороны родителей формирует понижен­ную самооценку. Дети, с которыми обращались так, как будто они ничто, и воспринимают себя как ничто - некомпетентными во многих областях жизни. Жизнь в шумной квартире с ободранными стенами, вечно неподходящая одежда тоже есть невнимание к нуждам ребенка. Дети мало ценят себя, часто не считая себя стоящими людьми.

Ребенок определяет, кто он, по тому, что вкладывают в это понятие окружающие значимые для него люди. Он оценивает себя так, как он мо




жет делать подобные умозаключения самостоятельно. Послания с двойным смыслом, все эти оскорбления (вербальные, физические, сексуаль­ные), укоренившиеся в сознании чувство вины, стыд за семью, недостаток доброжелательной заинтересованности в делах ребенка, постоянное неудовлетворения его физических и эмоциональных потребностей - все это вместе взятое формирует у ребенка пониженную самооценку, недостаточное сознание чувства собственного достоинства.   -

«Мифы, помогающие выжить».

У детей складываются ложные верования. Самые распространенные четыре следующих: 1) «Я явился причиной алкоголизма. Я должен что-то с этим сделать». Это спасительная для ребенка мысль, ибо поверить в то, что он непричастен к алкоголизму, означало бы, что он и не в состоянии что-то изменить в своей семье. Основанием для этого мифа может служить чувст­во вины. «Если бы я лучше учился, они бы меньше ругались, между собой и было бы меньше пьянства в нашем доме». Ребенок пытается тем самым все еще играть спасителя, воображая, что существует логическое, чудесное решение проблемы, и, когда это решение отыщется, родители, наконец, оценят его.

Иногда желание быть спасителем1 тесно связанно с желанием быть замеченным, быть уважаемым; 2) «Я не такой, как все остальные». Дети, растущие с больными алкоголизмом родителями, смутно чувствуют, что отличаются от других детей и не знают каким образом. Это чувство вносит дискомфорт в их существование. Они как будто принадлежат к другому миру; 3) «Мне следует постоянно контролировать себя и все мои обстоя­тельства. В противном случае мир рухнет». Одна из целей фантазирования ребенка - это чувство, что ты, наконец, владеешь ситуацией, что ты хозяин положения. Для детей, больных алкоголизмом родителей, достижение та­кого положения не только приятно, но дает чувство безопасности. Но ко­гда подобный миф порожден чувством вины, неопределенностью, страха-



ми, то он может подкреплять бессилие и безнадежность. И тогда этот ) не помогает разрешить дилемму, а сам становится бременем. Попь сдержать пьянство родителей всегда заканчивается неудачей. Фрустрг неизбежна, контроль обстоятельств не удался. И ребенок еще сильнее нит себя за неспособность что-либо изменить в своей жизни; 4) «Вот i дет кто-то или случится что-то, и все это изменится». Этот миф вырас из чувства собственного бессилия, он снимает вину с ребенка с ребеш возлагает её на какую-то внешнюю силу. Миф "прилагает надежду. F действительности никакая внешняя сила не может изменить ситуаци семье к лучшему. Если ждать помощи со стороны, то надо признать, семья сама ничего не может. Тогда семь.я дрейфует по волнам, полап на приливы и отливы. Ожидание, отказ действовать, стагнация могут г вести к депрессии.

Как взрослые, так и дети в алкогольных семьях играют опредех ные роли. Ролевые функции детей - это реакция на стресс, каким являе алкоголизм родителей. В основе различных типов реагирования ребенка обстановку в алкогольной семье лежит единая мощная потребность: oi тить внимание родителей на себя, добиться их любви. Интуитивно ребе чувствует, что препятствием на пути удовлетворения этого страсти желания является пьянство родителей (иди одного из них). Ведь чаще е го именно из-за этого мама может с папой ссорится, а тогда им уже не ребенка. Поэтому дети всеми силами стараются сделать так, чтобы пьян во ушло, из их дома, а родители жили дружно, и используют для этого р личные способы. Потерпев крах, осознав тщетность своих надежд и у лий, они реагируют тоже по-разному.

В отечественной научной литературе, к сожалению, практичес нет работ, посвященных процессу формирования личности детей в ал) гольной семье. Поэтому, излагая информацию об этом, я в основном i пользовала типологию, разработанную американскими учеными.



 


Проблемный ребенок, или «бунтовщик», «козел отпущения».

Проблемный ребенок, особенно подросток, соответствует обыден­ным представлениям о том, какими бывают дети из алкогольных семей. Это не значит, что таких детей большинство. Просто их проблемы у всех на виду. Их все ругают и «воспитывают» - от соседей и учителей до участ­кового милиционера. Трудновоспитуемый - привычное определение таких детей. Недисциплинированность, грубость, жестокость и наглость - вот черты подобных детей. В школе они плохо учатся, отлынивают от работы, легко попадают в асоциальные группировки, где вскоре начинают курить, употреблять спиртные напитки, наркотики. Если это девочка, то она, как правило, рано начинает половую жизнь, у нее могут быть беспорядочные случайные связи, незапланированная беременность. Почему так происхо­дит?

Информация о работе Особенности развития личности ребенка в асоциальной семье