Особенности развития личности ребенка в асоциальной семье

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2012 в 11:15, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования: изучение особенностей развития лично подростка в «асоциальной семье».
В ходе исследования решаются следующие задачи:
1. Изучить психолого-педагогическую, социологическую лите
туру, отражающую проблему асоциальных семей.
2. Выявить особенности развития личности подростка в асо
альной семье с помощью методик «Индекс жизненного стиля», «Торо
екая Алекситимическая Шкала», «Копинг-поведения».
Анализ полученных результатов и составление практичеш
рекомендаций коррекционных работ с подростками из асоциальных семей

Содержание

дение ■ ■... 3
^ВА I. НАРУШЕНИЯ ЛИЧНОСТИ ДЕТЕЙ, ВОСПИТЫВАЮ-СХСЯ В АСОЦИАЛЬНЫХ СЕМЬЯХ.
Понятие «асоциальной семьи» 7
Особенности личности подростков из асоциальных семей 14
Методы оценки личности подростка • 37
ВА II. СРАВНИТЕЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ РОСТКОВ ИЗ АСОЦИАЛЬНЫХ СЕМЕЙ.
1сихолого-педагогическая характеристика испытуемых
одростков 41
писание методов, примененных для оценки личности
)дростков - 43
вультаты сравнительного исследования и их обсужде-
...48
Заключение 57
Список литературы 59

Вложенные файлы: 1 файл

Копия диплома.doc

— 573.00 Кб (Скачать файл)

Реакцию проблемных детей на алкогольную ситуацию в семье можно коротко охарактеризовать как бунт, протест против невыносимых условий жизни. Переживая стыд и страх, что окружающие могут раскрыть секрет их семьи, такой ребенок пытается скрыть свои чувства под маской грубого, вызывающего поведения. Агрессией и наглостью он как бы за-щищается от других людей, от возможных (а точнее, воображаемых им) насмешек и подозрений.

Еще раньше, будучи малышом, такой ребенок чувствует невнима­ние к себе. По взглядам, прикосновениям матери, по ее настроению, а тем более по поведению отца он ощущает, что в доме что-то неладно. Это вы­зывает тревогу, эмоциональную напряженность. Подрастая, ребенок все сильнее переживает ситуации в семье, из-за своей заброшенности, отвер­женности. Невозможность высказывать все это, необходимость подавлять свои обиды и гнев приводит к возникновению чувства протеста.

В то же время существующий в семье запрет на выражение чувства, отсутствие условий для формирования эмпатии детерминирует развитие



жестокости. Таким детям нравится обижать младших, более слабых, мучить животных.

Самое печальное, что, сталкиваясь с осуждением взрослых, прс блемный ребенок не пытается улучшить свое поведение. Он как бы наро1 но совершает проступки, достигая этим две цели: 1) привлечь к себе вш мание родителей; 2) хоть на время помирить родителей, объединив их о( щим переживанием.

На уровне подсознания у ребенка закрепляется связь: для прекр; щения ужасной ситуации в доме надо сделать что-нибудь такое, чтобы р( дители отвлеклись от проблем, связанных с алкоголизмом, занялись boi питанием своего сына и дочери. Усвоив это, ребенок-подросток не боитс совершить рискованные поступки, он ведет себя все более вызывающе, п< скольку негативное внимание родителей для него все же предпочтител] нее, чем чувство отверженности и заброшенности.

Родители тоже охотно включаются в эту игру. Когда сын или дочь даёт повод нападок, их внимание переключается с проблем семьи на проблемы ребенка. Так, например отец утверждает, что пьет, потому что может пережить позор дочери, которая родила в 15 лет. Отец с матерь становится сплоченными, единодушно негодуют за доставляемые им н приятности. Сын или дочь как бы вбирает в себя все несчастья семьи, ст новится «козлом отпущения». Что бы ни делал такой ребенок, ему не и бежать придирок, замечаний, критики и ругани родителей.

В сою очередь, дети, играющие роль «козла отпущения», делают всё наперекор отцу и матери, злятся, грубят им. Этим они дают выход своему гневу, накопившемуся с самого раннего детства, за годы пережитых переживаемых сейчас обид.

Ощущение, что его не любят не только родители, но и чужие взро лые, как бы «подливает масло в огонь». Он всё больше чувствует себя о циальным изгоем, всё больше озлобляется и мечтает о мести.  Толы



уличная компания таких же отверженных является единственным местом где он чувствует себя родным. Мнение друзей становится реальным регу лятором поведения. Вместе они чувствуют себя сильными и защищенным! и теперь уже бросают вызов обществу, мстят всем и вся. В таких группи ровках дети рано начинают курить, употреблять спиртное, наркотики. Эт< и понятно, так они просто не знают иных, способов снятия психологиче ского дискомфорта, повышения настроения и получения удовольствий.

Именно группа проблемных детей в дальнейшем дает наибольшш процент алкоголиков, личностей с психопатическим развитием, правой а рушителей и преступников.

«Клоун», «шут» или любимец семьи.

Не все дети на условия жизни в алкогольной семье реагируют бун том, протестом, вызывающим поведением. Ведь защитой от психотравми-рующей ситуацией может быть не только гнев, но и смех, юмор. Закрыт! глаза на неразрешимые проблемы и непреодолимые трудности, свести вес к шутке, отвлечься от неприглядной реальности розыгрышами и хохмами -это тоже защита. Жизнелюбивые, активные дети находят именно такой способ адаптации в алкогольной семье.

Пожалуй, в каждом классе есть свой «клоун», т.е. ученик, который привлекает к себе внимание шутовским поведением, дурачится на уроках, передразнивает учителей, всех смешит, подстраивает всякие хохмы, все возможные оригинальные проделки. Учатся такие ребята неровно: если нравится предмет, есть настроение, то могут и на «пятерки», а если не хо­чется, то могут, и вовсе забросить учебу. ■

Учителя, как правило, этих детей не любят. А за что их любить? Несерьезные, безответственные, несобранные, не знаешь, чего от них ожи­дать в следующий момент. Такие дети неспособны к длительному, волево­му усилию, кропотливому упорному труду, они не хотят и не умеют пре­одолевать трудности.



Происхождение этих недостатков вполне объяснимо стилем отношений в алкогольной семье: отсутствием четкой регламентации поведение размытостью границ дозволенного, альтернирующим воспитанием, накс нец, неумением родителей преодолевать трудности и отвечать за свои пс ступки. Не имея перед собой примера адекватного поведения в ситуация затруднения удовлетворения потребностей, ребенок не может научиться преодолевать трудности и находить продуктивный выход в решении жиз ненных проблем. Поэтому он предпочитает уйти от сложностей, закрыт глаза на неприятности и неурядицы, защититься смехом.

Однако, несмотря на то, что внешнее поведение таких подростка кажется легкомысленным, беззаботным и веселым, на самом деле они ис пытывают тяжелые переживания. За шутовской маской скрывается ду­шевная боль, тревога, гнев, жгучий стыд и страх быть разоблаченным Ведь роль балагура, остроумного весельчака, первого зачинщика смешных проделок в классе ученик играет для того, чтобы никто не узнал секрет их семьи, и как плохо ему на самом деле.

Привычка уходить от решения проблем, скрывать свои истинные переживания, действуя, как артист, с годами укрепляется всё больше и распространяется на все сферы жизнедеятельности.

Таким образом, подросток, реагирующий на обстановку в алко­гольной семье по типу «клоун», «шут», вырастает человеком со сложным характером. Ему так же, как и проблемному ребенку, угрожает социальная дезадаптация. Импульсивность, безответственность, отсутствие навыков преодоления трудностей - все это часто приводит к фрустрации. Возни­кающие отрицательные эмоциональные состояния усугубляются тем, что подросток не умеет искать продуктивные выходы из психотравм ирующих ситуаций. Поэтому, чтобы снять психологический дискомфорт, он чаще всего прибегает к «испытанному» с детства известному средству - к алко­голю ил другим психотропным веществам.



Подростки данной категории легко входят в асоциальные групп и ровки, где их любят за остроумие, шутки, где никто не требует от них от ветственности, самокритичности и умения трудиться. Именно здесь они начинают курить, пить, употреблять наркотики, учатся зарабатывать себ на жизнь мошенничеством, воровством и другими противозаконными спо собами.

«Кроткий» или «потерянный» ребенок.

К данной категории детей относятся те, кто, переживая ситуацию алкогольной семье, как бы не имеет сил ни на протест (бунт), ни, на тс чтобы пытаться повлиять на настроение родителей шуткой, юмором, не ожиданным сюрпризом. Это подростки, которые не выдерживают эмоцис нальных перегрузок, постоянных в алкогольной семье, и как бы отключа ются от реальности, уходят в мир фантазии, мечты. Такая реакция на дли тельную стрессовую ситуацию отмечается у детей со слабым типом нерв ной системы. Как показывают исследования, именно среди «кротких» де тей из семей алкоголиков преобладают девочки.

Мысленный уход из ситуации отражается и в поведении. Такой ре бенок как бы старается «затеряться» уйти из поля зрения родителей. О никогда не вмешивается в их конфликты (ссоры, драки), пытаясь защитит мать, как это свойственно «бунтовщику», ничего не предпринимает, чтоб] снять напряженность семейной атмосферы, как это делает «клоун». Наобс рот, «потерянный» ребенок чаще всего забивается в какой-нибудь угол тихо сидит там часами с книжкой и своими мечтами.

Так же незаметно «кроткий» подросток ведет себя и в школе. О старается никому не причинить беспокойства и становится как бы неви димкой. Учителя не могут запомнить его имя и толком описать его внеп ность. Единственное, что могут педагоги сказать про такого ребенка, чт он рассеянный и невнимательный.



Однако дети этой категории учатся неплохо. Это объясняется тем, что они боятся осуждения в свой адрес, не хотят доставлять родителям лишних хлопот. Именно эти мотивы (т.е. избегающая, а йе достигающая мотивация) побуждают их учиться на приемлемом уровне. Достигать бо­лее высоких результатов они не стремятся потому, что боятся трудностей, и им, как и всем детям алкоголиков, свойственна заниженная самооценка. Чувство вины и стыда за поведение отца, за свое бессилие как-нибудь из­менить ситуацию в семье, ощущение своей ненужности родителям, изоли­рованности от всего мира детерминирует неприятие образа «Я». У «поте­рянного ребенка возникает комплекс неполноценности, уверенность в том, что он хуже других, ущербный человек. Свое призвание видит в том, что­бы всем уступать, помогать, жертвовать своими интересами ради интере­сов других, по их мнению, всегда более важных и значительных людей, чем они сами.

Но в то же время, несмотря на свойственную «потерянному» подро­стку тенденцию к самоустранению, изолированности, уходя в ирреальный мир, он глубоко страдает от одиночества, хочет иметь «родную душу» -человека, которому можно все рассказать, который его поймет, поддержит, а не осудит. Однако это желание чаще всего остается несбыточным, по­скольку он не смеет, да и не может выразить своих чувств, стыдится сво­его прорыва и боится выдать секрет семьи. Всё это вызывает чувство бе­зысходности, тоски. Такое подавленное настроение впоследствии приво­дит к депрессии, т.е. уже к болезненному состоянию, требующему вмеша­тельства врача.

По мере взросления «кроткому» подростку все реже' удается ухо­дить от трудностей жизни в мир мечты. Неумолимая реальность сильнее фантазии. Тогда, чтобы избавиться от психологического дискомфорта, он прибегает к искусственным способам защиты - к курению, наркотикам, алкоголю. Не исключена также возможность и окончательного ухода изжизни: именно в этой категории повзрослевших детей алкоголиков чаще всего случаются суициды.

Ответственный ребенок, или «герой семьи».

Ответственный ребенок, или «герой семьи», не соответствует ши­роко распространенным обыденным представлениям о том, какими долж­ны быть дети алкоголиков. Серьезный, дисциплинированный, аккуратный и подтянутый, он производит впечатление хорошо воспитанного ребенка, которому родители уделяют много внимания. Такие дети хорошо учатся, добросовестно выполняют все требования и поручения учителей. Дома они делают значительную часть работы по хозяйству: убирают квартиру, моют посуду, ходят за продуктами, возятся с младшим братом или сестрой. И это тоже выполняют очень тщательно, стараясь сделать как можно лучше. Такие ребята очень ответственны, никогда не забудут купить хлеба, ни за что не опаздывают забрать из садика сестренку. Поэтому мать с большей уверенностью поручает 10-летней дочери что-либо сделать по дому, чем её взрослому отцу, на которого никогда нельзя положиться. Дети этой кате­гории - большие труженики, они умеют мобилизовать свои силы и могу! достигать значительных успехов в учебе, спорте, а затем и в профессио­нальной деятельности.

Что побуждает их вести таким образом? То же самое, что и всех де­тей алкоголиков: потребность в любви и внимании родителей и желание изменить жизнь семьи к лучшему. Эти ребята прилагают поистине герои­ческие усилия, чтобы поддержать более-менее сносное функционирование семьи и хоть в какой-то мере контролировать ситуацию в доме.

Очень много энергии дети этой категории тратят на сокрытие сек рета семьи. Они постоянно начеку, следят, чтобы никто не догадался о по ведении отца. Например, ответственный ребенок может целый день дер жать под контролем телефонные звонки, чтобы пьяный отец не ycnej раньше него взять трубку; караулить появление пьяного родителя во дворечтобы сразу увести домой; прилагать недетские усилия, убеждая папу с мамой потише ссориться; встать на защиту матери, если отец на неё «по­дымет руку».

Стремясь заслужить любовь родителей, ответственный ребенок старается сделать всё, чтобы порадовать их. Меньше всего думает о своих потребностях и интересах, но зато готов «в лепешку расшибиться», чтобы доставить удовольствие родителям, а затем и другим значимым взрослым. Жертвовать своими интересами ради других, значимых для него людей, напрягать все силы, чтобы заслужить похвалу - вот характерный стиль по­ведения «героя семьи».

Однако, всё больше убеждаясь в том, что его усилия не приносят результатов, (отец не бросает пить, мать не становится счастливее, прояв­лений внимания и любви к нему со стороны родителей не чувствуется), от­ветственный ребенок всё сильнее испытывает чувство вины за свою несо­стоятельность. Он болезненно переживает сохранение алкогольной ситуа­ции в семье, расценивая это как собственное поражение. Отсюда возникает чувство своей ущербности, заниженная самооценка, неприятие образа «Я». В его душе навсегда закрепляется чувство вины, стыда, обиды и гнева.

Казалось бы, в алкогольной семье воспитывается совершенно по­ложительный, с точки зрения стороннего наблюдателя, ответственный ре­бенок. Он действительно выступает в роли «героя семьи», поскольку внешне его поведение идеально: он не доставляет хлопот, а напротив, caiv участвует в организации жизни семьи. Однако какой ценой это дается ре­бенку? В 10-12 лет взять на себя ответственность взрослого - непосильна; ноша для детской психики. Став взрослым, ответственный ребенок сохра няет заниженную самооценку, продолжает считать себя никчемным чело веком, который должен жертвовать своими интересами ради интересо) других людей, которых считает более значимыми. Привыкнув брать непо сильную часть ответственности на себя, они и во взрослой жизни позволяет другим взваливать на него всё больше работы. Постоянно боится ока­заться несостоятельным, болезненно переживает неудачи, старается всё предвидеть и проконтролировать, чтобы не допускать ошибки. Даже успе­хи в работе не сопровождаются чувством удовлетворения, радости- спо­койной уверенности в себе. Мешает сформировавшейся в детстве ком­плекс неполноценности. Дети этой категории и во взрослой жизни не уме­ют радоваться, получать удовольствие, чувствовать себя раскованными, счастливыми. Даже если в их жизни всё идет благополучно, они продол­жают оставаться напряженными, озабоченными, тревожными, слишком серьезными. Стереотипы, усвоенные в детстве, продолжают действовать.

Реакция на алкогольную ситуацию в семье по типу «герой семьи» обычно характерна для детей с сильным типом нервной системы и высо­ким интеллектом. Как же говорилось, во взрослой жизни они часто дости­гают высокого уровня профессионального мастерства, больших успехов в работе. Именно они из всех детей алкоголиков чаще всего становятся фа­натичными трезвенниками. Сложнее складывается их личная жизнь. Эмо­циональная недоступность, скованность, негибкость, комплекс неполно­ценности - все это мешает установлению близких, доверительных отноше­ний. Например, если такая девушка встречает на своем пути обаятельного, открытого, веселого человека, умеющего проявлять яркие глубокие чувст­ва, она теряется, не может наладить с ним взаимоотношения. Не может понять и не знает как нужно вести себя в подобной ситуации. Ведь в роди­тельской семье она не видела взаимоотношений, основанных на доверии, понимании, эмоциональной поддержке, уважении к личности другого че- шъека, сотрудничестве на правах партнеров.

Информация о работе Особенности развития личности ребенка в асоциальной семье