Особенности развития личности ребенка в асоциальной семье

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2012 в 11:15, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования: изучение особенностей развития лично подростка в «асоциальной семье».
В ходе исследования решаются следующие задачи:
1. Изучить психолого-педагогическую, социологическую лите
туру, отражающую проблему асоциальных семей.
2. Выявить особенности развития личности подростка в асо
альной семье с помощью методик «Индекс жизненного стиля», «Торо
екая Алекситимическая Шкала», «Копинг-поведения».
Анализ полученных результатов и составление практичеш
рекомендаций коррекционных работ с подростками из асоциальных семей

Содержание

дение ■ ■... 3
^ВА I. НАРУШЕНИЯ ЛИЧНОСТИ ДЕТЕЙ, ВОСПИТЫВАЮ-СХСЯ В АСОЦИАЛЬНЫХ СЕМЬЯХ.
Понятие «асоциальной семьи» 7
Особенности личности подростков из асоциальных семей 14
Методы оценки личности подростка • 37
ВА II. СРАВНИТЕЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ РОСТКОВ ИЗ АСОЦИАЛЬНЫХ СЕМЕЙ.
1сихолого-педагогическая характеристика испытуемых
одростков 41
писание методов, примененных для оценки личности
)дростков - 43
вультаты сравнительного исследования и их обсужде-
...48
Заключение 57
Список литературы 59

Вложенные файлы: 1 файл

Копия диплома.doc

— 573.00 Кб (Скачать файл)

При сравнении групп испытуемых установлено, что выражены все типы механизмов психологической защиты (отрицание, вытеснение, рег­рессия, компенсация, проекция, замещение, интеллектуализация, реак­тивные образования). Это является характерной особенностью подрост­кового возраста.

Сравнивая полученные данные, мы видим, что в обоих группах одинаковое количество баллов приходится на такие механизмы психоло­гической защиты как отрицание и реактивные образования.

Отрицание - механизм психологической защиты посредством, ко­торого личность либо отрицает некоторые фрустрирующие, вызывающие тревогу обстоятельства, либо отрицает какой-либо внутренний импульс.

Реактивные образования - этот вид психологической защиты не­редко отожествляют с гиперкомпенсацией.

Личность предотвращает выражение неприятных или неприемле­мых для неё мыслей, чувств или поступков путем преувеличенного раз­вития противоположных стремлений. При сравнении показателей выра­женности типов психологической защиты наибольшее количество баллов приходится в I группе на такой тип механизма психологической защиты как компенсация, который способствует уменьшению внутреннего дис­комфорта возникающего вследствие ощущения какой-либо недостаточ­ности, с помощью подмены объекта таким образом, чтобы замещающее действие компенсировало эту нехватку. Такжег «компенсацию» можно рассматривать как одну из форм защиты от комплекса неполноценности у подростков с асоциальным поведением, с агрессивными и преступными действиями против личности, на рисунке 1 представлены профили.баль­ных оценок опросника LSI подростков из асоциальных семей и подрост­ков из нормальных семей.

Рис. 1. Профили балльных оценок опросника LSI подростков из асоциальных семей и подростков из нормальных семей.

А - отрицание;   В - вытеснение; С - регрессия; D - компенсация; Е - проекция; F - замещение; G - интеллектуализация; Н - реактивные об­разования.

 

 

На данном рисунке мы отчетливо видим, что графики обеих груп схожи по  конфигурации,  но  наиболее выраженным является график группы (подростки из асоциальных семей), что свидетельствует о высоко степени проявления механизмов психологической защиты.

Таким образом, исследование механизма психологической защиты подростков из асоциальных семей позволило выявить специфичность сти ля защитного реагирования этих групп исследованных контингентов, ко торые чаще, чем из нормальных семей используют такой вид психологи ческой защиты как компенсация. У подростков из асоциальных семей п< сравнению с подростками из нормальных семей, выше показатели меха низмов психологической защиты в 2-3 раза.

Б. Сравнительное уровня Алекситимии

В таблице 2 представлены результаты групп испытуемых Анализ разли­чий групп подростков из асоциальных семей и подростков из нормальных семей проводился на основе сравнения усредненных показателей каждой группы.                                                                                                Таб. 2

Уровень Алекситимии у подростков из асоциальных семей

Подростки из асоциальных семей

72,75

Подростки из нормальных семей

60,43

 

Как видно из таблицы 2 у подростков из асоциальных семей уста­новлено достоверное отличие от подростков из нормальных семей. Сред­ний показатель в I группе испытуемых (подростки из асоциальных семей) оказался значительно выше среднего показателя П группы испытуемых (подростки из нормальных семей). Так I группе испытуемых у 5 человек из 16 показатель уровня алекситимии превышал 70 баллов, и у 5 человек пре­вышал 80 баллов, когда во П группе испытуемых всего лишь у 2 человек из 16 показатель уровня алекситимии превысил 70 баллов. Таким образом,полученные данные свидетельствуют о том, что у I группы испытуемы> подростки из асоциальных семей показатель алекситимии явно выражен v составляет 72,75 балла когда у П группы испытуемых (подростки из нор­мальных семей) составляет 60,43 балла Эти данные показывают наличие алекситимии у испытуемых I группы. (Данные показаны на груфике « 2)

График № 2 Уровень Алекситимиии

Ш группа подростков из асоциальных семей

Ш группа подростков из нормальных семей

В. Сравнительное описание и анализ результатов «Копинг- по в ед ения»

В таблице 3 представлены результаты групп испытуемых по мето­дике E.Heim (1988).

Анализ полученного материала проводился на основе попарного сопостав­ления значений в каждой сфере. Среди испытуемого контингентаТаб..

 

 

Данные по методике E.Heim (1988).

 

 

 

А

Б

 

В

 

(поведенческая

(когнитивная

(эмоциональная

 

 

сфера)

сфера)

 

сфера)

I группа

1

3(НК)

1  (НК)

 

1  (НК)

 

2.

4(ОК)

1   (НК)

 

1  (К)

Подростки       из асоциальных   се-

3. 4.

5.

1(ОК) 1(ОК) 4(ОК)

1   (НК) 1   (НК) 1   (НК)

 

1  (НК) 1   (НК) 1   (К)

мей.

6.

8 (К)

1   (К)

 

1   (НК)

 

7.

4(ОК)

1   (НК)

 

1   (К)

 

8.

4(ОК)

1   (НК)

 

1   (К)

 

9.

4(ОК)

1   (НК)

 

8(НК)

 

10

2 (К)

1   (НК)

 

1   (К)

 

11

8 (К)

1   (НК)

 

1   (К)

 

12

4(ОК)

•      7 (ОК)

 

8 (НК)

 

13

4(ОК)

7(ОК)

 

4 (К)

 

14

8 (К)

1   (НК)

 

4 (К)

 

15

8 (К)

1   (НК)

 

7(НК)

 

16

б(НК)

2(НК)

 

1   (НК)

Итог:

 

НК-2

НК-13

 

НК-8

 

 

ОК-5

ОК-2

 

ОК-0

 

 

К-9

К-1

 

К-8

П группа

1

7 (К)

7 (OK)-

 

4 (К)

 

1

7 (К)

1   (К)

 

4 (К)

Подростки из

1 1

3(НК) 1(ОК)

1(НК) 6(ОК)

 

4 (К) 4 (К)

нормальных се-

1

7 (К)

1(НК)

 

4 (К)

мей

6.

3 (НК)

■     1   (НК)

 

4 (К) ■

 

7.

7 (К)

1   (К)

 

5(ОК)

 

1

8 (К)

1   (НК)

 

4 (К)

 

1

1(ОК)

1   (НК)

 

4 (К)

 

10

2 (К)

7(ОК)

 

4 (К)

 

11

4(ОК)

.1   (НК)

 

 

 

12.

7 (К)

1   (К)

 

4 (К)

 

13.

8 (К)

6(ОК)

 

4 (К)

 

14.

1(ОК)

6 (ОК)

 

4 (К)

 

15.

4 (ОК)

1   (НК)

 

8(НК)

 

16.

2 (К) '

(ОК)

 

1 (К)

Итог:

 

НК-2

НК-7*

 

НК-2

 

 

ОК-5

ОК-6

 

ОК-1

 

 

К-9

К-3

 

К-13

были выявлены следующие особенности копинг-поведения. Мы в дим, что в поведенческой сфере у подростков из асоциальных семей и по, ростков из нормальных семей нет отличий, механизмы принятия совпад ют.

Рассматривая когнитивную сферу, необходимо отметить, что по, ростки I группы (из асоциальных семей) в 2 раза чаще используют неко! структивный механизм, чем подростки П группы (из нормальных семей Им является механизм «смирение». Остальные показатели ОК и К мех; низмов в 3 раза ниже у I группы, чем у П группы.

Рассматривая, полученные значения в эмоциональной сфере мы bi дим, что в I группе испытуемых в 8 случаях используются неконструктив­ные механизмы (3 - подавление эмоций,; 8 - агрессивность). Частота и< пользования неконструктивных механизмов у подростков из I группы в раза больше, чем у подростков из П группы - она равняется 2. Говоря о относительно конструктивных механизмах видно, что частота их испол! зования примерно одинакова: I гр. - 0; П гр. - 1.

Сравнивая конструктивные механизмы в эмоциональной сфере ж обходимо отметить, что испытуемые I группы (подростки из асоциальны семей) используют их реже 8 случаев из 16, в то время, как испытуемые J группы (подростки из нормальных семей) прибегают к этим механизма] чаще, 13 случаев из 16.

Выводы: Общей целью настоящей работы являлось изучение осо бенностей личности подростков из асоциальных семей.

Конкретными задачами исследования были:

1. Выявление структуры и выраженности механизмов психологи ческой защиты.

г-

■2.      Сравнительное изучение структуры механизмов психологиче­ской защиты у подростков из асоциальных семей и подростков из нор­мальных семей.

3.   Выявление уровня алекситимии у подростков из асоциальных семей и сопоставление с уровнем алекситимии у подростков из нормаль­ных семей.

4.   Исследование копинг-поведения у подростков из асоциальных семей.

Для решения поставленных задач использовались следующие мето­дики:

Опросник LSI, для определения видов механизмов психологической защиты;

Торонтская Алекситимическая Шкала (TAS) для выявления уровня алекситимии;

Опросник Е. Heim (1988) для выявления копинг-поведения.

На основании проведенного исследования можно сделать выводы:

1.      У подростков 2-х групп (из асоциальных семей и из нормаль­ных семей) выявлен весь спектр механизмов психологической защиты, что является характерной особенностью подросткового возраста. .

2.      При сравнении показателей различных видов механизмов пси­хологической защиты у подростков из асоциальных семей установлено, что показатели по всем типам защиты (кроме отрицания и реактивных об­разований) значительно выше, чем у   подростков из нормальных семей, а наибольшее количество баллов приходится на такой тип механизма психо­логической защиты как компенсация. Что характерно для данной группы подростков.

3.      В первой группе подростков (из асоциальных семей) обнару­жены статистически достоверные различия в сравнении со второй группой подростков (из нормальных семей) по уровню Алекситимии. В I группе жизни: именно в этой категории повзрослевших детей алкоголиков чаще всего случаются суициды.

4. Личностными особенностями подростков из асоциальных се­мей в сравнении с подростками из нормальных семей являлось следующее. использование в когнитивной сфере в 2 раза чаще неконструктивных ме­ханизмов, такого как «смирение», и в 3 раза реже относительно конструк­тивных и конструктивных механизмов. В эмоциональной сфере также час­тота использования неконструктивных механизмов в 4 раза больше. (Дан­ные показаны на графике № 3).

График № 3

Частота использования НК-механизмов

А - (повед. сфера); Б - (когнитивная сфера); В - (эмоциональная сфера)

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В настоящее время проблема асоциальных семей актуальна, так как она прогрессирует и является следствием социальных изменений в нашем обществе: нестабильной социально-экономической ситуацией'стране, сни­жением качества жизни. Поэтому над данной проблемой ещё необходимо много работать, изучать и находить методы борьбы с этим общественным злом.

В особенности остро встает вопрос об исследовании факторов риска этой проблемы; выявление их форм с целью первичной профилактики. Со-времешое понимание, трактовка асоциальных семей предполагает необ­ходимость выявления доминирующих, скрытых социальных факторов, препятствующих нормальному развитию и реализации жизненных потреб­ностей людей.

Последнее особенно важно подчеркнуть в связи с развитием и рабо­той социальных педагогов и психологов в общеобразовательных учрежде­ниях, поскольку там имеются «мишени» для различных форм (индивиду­альной и групповой) психотерапии.

Целью нашего исследования было изучение особенностей личности подростков, воспитывающихся в асоциальных семьях (родители которых зависимы от алкоголя).

На основе исследовательских подходов в психологии личности подростков из асоциальных семей были использованы методы самоотчета: LSI (Индекс жизненного стиля), TAS (Торонтская Алекситимическая Шка­ла), «Копинг-поведение» (E.Heim), которые были проведены на базе шко­лы № 52 города Курска с 16 подростками в возрасте от 12 до 15 лет.

Эти методы были направлены прежде всего на выявление структу­ры и выраженности механизмов психологической защиты и выявления особенностей свойств личности подростков из асоциальных семей. Для со-поставления результатов и выявление отклонений в развитии личности была обследована контрольная группа подростков из этой же школы из благополучных семей.                     <

Информация о работе Особенности развития личности ребенка в асоциальной семье