Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2012 в 11:15, дипломная работа
Цель исследования: изучение особенностей развития лично подростка в «асоциальной семье».
В ходе исследования решаются следующие задачи:
1. Изучить психолого-педагогическую, социологическую лите
туру, отражающую проблему асоциальных семей.
2. Выявить особенности развития личности подростка в асо
альной семье с помощью методик «Индекс жизненного стиля», «Торо
екая Алекситимическая Шкала», «Копинг-поведения».
Анализ полученных результатов и составление практичеш
рекомендаций коррекционных работ с подростками из асоциальных семей
дение ■ ■... 3
^ВА I. НАРУШЕНИЯ ЛИЧНОСТИ ДЕТЕЙ, ВОСПИТЫВАЮ-СХСЯ В АСОЦИАЛЬНЫХ СЕМЬЯХ.
Понятие «асоциальной семьи» 7
Особенности личности подростков из асоциальных семей 14
Методы оценки личности подростка • 37
ВА II. СРАВНИТЕЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ РОСТКОВ ИЗ АСОЦИАЛЬНЫХ СЕМЕЙ.
1сихолого-педагогическая характеристика испытуемых
одростков 41
писание методов, примененных для оценки личности
)дростков - 43
вультаты сравнительного исследования и их обсужде-
...48
Заключение 57
Список литературы 59
Результаты исследования позволяют оценить личностные особенности подростков, чьи родители зависимы от алкоголя, и использовать необходимые коррекционные методики с целью формирования здоровой личности подростка.
Методики, применяемые в данном исследований и способы их анализа могут быть использованы специалистами, чья деятельность связана с подростками (психологи, социальные педагоги, учителя).
Выводы:
На основе изученной психолого-педагогической, социальной, медицинской литературы, отражающей проблемы асоциальных семей была проделана работа по выявлению особенностей развития личности подростков из асоциальных семей. Это было сделано с применением методик: LSI (Индекс жизненного стиля), TAS, «Копинг-поведения» (E.Heim),обработки полученных результатов, и сравнительным анализом данных, составлением практических психо-коррекционных рекомендаций.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Андрюшина Е.В. Семья и здоровья подростка. // «Народонаселение», 1998. №2.
2. Аракелов Г.Г. Учителям и родителям о психологии подростка: -Москва «Высшая школа», 1990.
3. Берн. Э. Игры, в которые играют люди: Психология человеческих взаимоотношений. Люди, которые играют в игры: Психология человеческой судьбы / Пер. с англ. М., 1988.
4. Братусь Б.С. Аномалия личности - М.: Мысль, 1988.
5. Бреева Е.Б. Дети в современном обществе М.: Эдиториал УрСС,1999.
6. Буянов М.И. Ребенок из неблагополучной семьи: - М.: Просвещение, 1988.
7. Вассерман Л.И., Ерышев О.Ф., Клубова Е.Б. Психологическая диагностика Индекса жизненного стиля. Методическое пособие. - СПб, 1999.
8. Воробьев Ю.Л., Касымова В.Е., Веселовская Л.В. Девиантное поведение как фактор разрушения семьи Курск, 1994.
9. Горьковская И.А. Влияние семьи на формирование деликвентно-сти у подростков. //Психологический журнал т. 15 № 2, 1994 с.57-64.
10. Гурко Т.А. Особенности развития личности подростков в различных типах семей. //Социальные исследования. 1996, № 3.
11. Гуртовая И.И. Семья и подросток: Дис. Канд. социал. Ставрополь 1996.
12. Дементьева И.Ф. Негативные факторы воспитания в неполной семье. //Социс. 2001 № 11 с. 108-113.13. Ересько Д.Б., Исурина Г.Л., Кайдановская Е.В. Алекситимия и методы её определения при пограничных психосоматических расстройствах. СПб, 1994.
14. Завьялов В.Ю. Психологические аспекты формирования алкогольной зависимости, Новосибирск, 1988.
15. Заиграев Г.Г. Пьянство в России как реальная угроза национальной безопасности // Социс. 2001 № 11 с.69-76.-
16. Заикина Е.В., Кейдун Н.П. Психологическая характеристика личности подростков с отклоняющимся поведением. //Вопросы психологии, 1990 № 4 с.83-89.
17. Ибрагимов А.И. Образ жизни и состояние здоровья детей, воспитывающихся в семьях с отцом, злоупотребляющем алкоголем // Казанск мед. журнал, 1999 т.80 № 6 с.450-453.
18. Калмыкова Е.С. Механизмы психологической защиты и их роль в развитии личности В кн.: Медицинские и теоретические проблемы психологии. М., 1988.
19. Кондратенко В.Т. Девиантное поведение у подростков. Минск, 1988.
20. Крайг Г. Психология развития: СПб: Питер 2000.
21. Лебедев Б.А., Дунаевский В.В. Алкоголь и семья: Ленинград «Медицина», 1986.
22. Мактанцева Н.В. Отклоняющиеся в поведении подростки. // «Социс» 1991 № 8 с.64-68.
23. Мастюкова Е.М., Грибанова Г.В., Москвина А.Г. - Профилактика и коррекция нарушений психического развития детей при семейном алкоголизме: М., «Просвещение», 1989.
24. Москаленко В.Д. Дети больных алкоголизмом. - М.: 1990.
25. Москаленко В.Д. «Если папа пьет. - М.: Знание, 1992.26. Москаленко В.Д. Жены больных алкоголизмом. //Вопросы психологии 1991№5с.91-98.
27. Москаленко В.Д. Зависимость и созависимость в семьях больных алкоголизмом. //Вопросы наркологии 1995 № 2 с.76-79.
28. Москаленко В.Д. «Козел отпущения». /«Семья и школа», 1991 № 12 с.37-39.
29. Москаленко В.Д. Предсказуем ли алкоголизм? Способы распознавания и устранения факторов риска. - М.: 1991.
30. Москаленко В.Д. «Ребенок в «алкогольной» семье. // Вопросы психологии 1991 № 4 с.65-74.
31. Москаленко В.Д., Ванюков М.М. Алкоголизм и генетика М., 1988.
32. Пелипас B.C. Проблемы современной алкогольной политики в России и за рубежом. // Вопросы наркологии. 1995 № 2 с.68-75.
33. Психология. Словарь, М., Политиздат, 1990.
34. Раис Ф. Психология подросткового и юношеского возраста СПб.: Питер, 2000.
35. Реан А.А. Характерологические особенности подростков - делинквентов//Вопр. Психолог. 1991 № 4 с.139 -144.
36. Сердюковская Г.Н. Здоровье, развитие личности М.: Медицина, 1990.
37. Смит Энн. У. «Внуки алкоголиков». - М.: Просвещение, 1991.
38. Титаренко В.Я. Семья и формирование личности. - М.: Мысль, 1987.
39. Филатова А.Т., Кочерян А.С., Кочерян Т.С. Психологическая защита. Методические рекомендации, Харьков, 1986.
40. Шурыгина И.И. Жизненные стратегии подростков //Социс. 1990 № 5 с.52-62.
17
1.2. Влияние неблагополучных семей на психическое развитие ребенка
В настоящее время выделяют различные виды семей: гармоничная, распадающаяся, распавшаяся неполная. [Буянов М.И., 1988]. Встречаются семьи полные, но деструктивные, где нет согласия, постоянные ссоры, что негативно сказывается на психическом самочувствии ребенка.
Дефекты воспитания - первейший и главный показатель неблагополучия семьи. Ни материальные, ни бытовые, ни престижные показатели не характеризуют степень благополучия или неблагополучия семьи - только хорошее отношение к ребенку. Говорить о ребенке в неблагополучной семье - значит говорить о том:
1. Какие бывают неблагополучные семьи;
2. Какие бывают дети со своими психологическими и психопатологическими особенностями, подверженные чрезмерному реагированию на семейное неблагополучие;
3. Как отражается семейное неблагополучие на ребенке, склонном к обостренному реагированию на всевозможные неблагоприятные факторы;
4. Как больной ребенок может нарушать спокойствие семьи, вызывать у родителей раздражение, злость, нетерпеливость, то есть превращать семью в неблагополучную, а последнее, в свою очередь, может еще больше усугублять психическое состояние ребенка.
18
Особое место в современных исследованиях, посвященных изучению влияния семьи на ребенка, занимает проблема семейного алкоголизма.
Поскольку дети с интеллектуальной недостаточностью достаточно часто воспитываются в подобных семьях, остановимся более подробно на их характеристике.
i Но для понимания общих закономерностей психического развития
детей при семейном алкоголизме необходимо иметь представление о психологических особенностях их родителей. Исследования личности больных хроническим алкоголизмом обнаруживает их слабоволие и безответственность, неумение и нежелание преодолевать трудности, I стремление к получению удовольствия легким путем. В отношениях с людьми такие больные обычно неглубоки. Они недостаточно учитывают точку зрения собеседника, непосредственно в выражении своего мнения. Способность сочувствовать и сопереживать другим людям, у них почти не развита.
В структуре личности на первый этап выступают недостаточная произвольность поведения, эмоциональная незрелость, невысокий уровень самосознания. Эти личностные особенности больных алкоголизмом проявляются в их неспособности добиться высокой квалификации в профессиональной деятельности, легкой смене рода занятий при столкновении с первыми же трудностями. И даже неблагополучие в семейной жизни - неоднократные разводы - часто свидетельствует о нежелании утруждать себя выполнением каких-либо обязанностей -моральных или чисто бытовых.
Изучение детей родителей, злоупотребляющих алкоголем или уже
страдающих хроническим алкоголизмом, показало, что пьянство родителей, даже в самой "безобидной" форме, оказывает отрицательное влияние на физическое и психическое развитие ребенка.
Случаи, когда у алкоголиков рождаются "вполне нормальные" дети, не доказывают безвредности алкоголизма родителей, а свидетельствуют лишь о том, что фактор пьянства действует в совокупности с большим количеством других неблагоприятных и благоприятных факторов. Для детей алкоголиков характерны невротические и неврозоподобные расстройства, психопатическое развитие личности, трудности социальной адаптации. Несмотря на большое разнообразие направлений и характера психического и физического развития детей в условиях семейного алкоголизма, выявляются и его общие закономерности. Для детей родителей, страдающих алкоголизмом, в большинстве случаев характерна системность нарушений их психофизического развития. Они отличаются соматической ослабленностью, отставанием в росте и весе по сравнению с нормально развивающимися сверстниками. Этим детям свойственны нарушения функции сна: с трудом засыпают, перед сном длительно раскачиваются, часто просыпаются, вскрикивают во сне, иногда извращается формула сна и появляются беспокойство в ночное время и сонливость днем. Нервно-психические нарушения в раннем возрасте проявляются обычно в виде задержки психомоторного развития, мышечной гипотомии, общего двигательного беспокойства, тремора, повышения сухожильных рефлексов, нередко наблюдается повышенная судорожная готовность. Невротическая симптоматика обычно сочетается с выраженным церебрастеническим синдромом (повышенной нервно-психической истощаемостью и пресыщаемостью), с чередованием
20
периодов гипо- и гипервозбудимости. Неблагоприятные условия воспитания в семье пьющих родителей обуславливают замедленное формирование коммуникативно-познавательной активности детей в раннем возрасте. Выдающийся отечественный психолог Л.С.Выготский неоднократно подчеркивал, что процесс формирования психики ребенка определяется социальной ситуацией развития, под которой понимается отношение между ребенком и окружающей его социальной действительностью. Как правило, родители, страдающие алкоголизмом, не могут создать в семье благоприятной атмосферы, и ребенок испытывает дефицит общения. В конечном счете перед детьми, выросшими в условиях семейного алкоголизма, обязательно встает проблема личностной адаптации к конкретным условиям жизни.
Нарушения психического развития детей при семейном алкоголизме могут усугубляться за счет таких нервно-психических заболеваний, как эпилепсия, дефекты слуха и зрения, умственная отсталость." Почему ребенок умственно отсталый, слепой, глухой?" Такие вопросы с тревогой задают родители детей с отклонениями в развитии - нет ли в этом их вины? В подавляющем большинстве случаев родители неповинны, и предусмотреть или предотвратить несчастье они не могли. Однако бывает по-другому. Именно мать и отец виноваты в том, что ребенок неполноценный. В этих случаях родителей обычно не беспокоит состояние здоровья их детей.
Между обучением и психическим развитием существует тесная взаимосвязь. С одной стороны, обучение и воспитание ведут за собой развитие, а с другой - успешность обучения определяется уровнем
21
сформированности тех или иных психических функций. Трудности обучения умственно отсталых детей обусловлены нарушениями их психического и физического развития. Школьники отличаются прежде всего низкой познавательной активностью, у многих из них не сформированы рациональные способы умственных действий. Характерным признаком детей с интеллектуальным недоразвитием при семейном алкоголизме является слабое развитие у них произвольной регуляции поведения, трудности в самостоятельной организации
[■' собственной деятельности, ее планировании, им недоступна адекватная
i оценка результатов.
| При выполнении любого вида заданий у детей с интеллектуальным
недоразвитием отмечаются выраженные нарушения внимания, импульсивность, отсутствие заинтересованности в улучшении своих показателей.
Серьезные затруднения возникают у детей при выполнении заданий по словесной инструкции. Одной из важных причин, обуславливающих трудности обучения умственно отсталых детей при семейном алкоголизме, является крайняя ограниченность их знаний и представлений об окружающем мире, бедность жизненного опыта. Таким образом, при семейном алкоголизме у детей имеются выраженные трудности в обучении, которые связаны, с одной стороны, с недоразвитием их познавательной деятельности, а с другой - с педагогической запущенностью.
Наряду с нарушениями нервно-психической сферы детей, родители которых страдают хроническим алкоголизмом, причиной их школьной
22
неуспеваемости становится их педагогическая запущенность в связи с неблагоприятными условиями воспитания в семье. Причем ребенок нуждается во внимании и сочувствии со стороны окружающих взрослых с самого раннего детства. Недостаточное общение с ребенком тормозит его психическое развитие. При отсутствии ранней и правильной педагогической работы отставание ребенка в психическом развитии становится все более стойким.
Таким образом, нарушения познавательной деятельности детей и связанные с ними трудности обучения в школе обусловлены сочетанием двух факторов: биологического и социального.
В наибольшей степени нарушения познавательной сферы выражены при олигофрении. Олигофрения, возникшая в результате алкоголизма матери, является одним из важных признаков алкогольного синдрома плода. По данным исследований [Мастюкова Е.М., Грибанова Г.В., 1989], частота олигофрении в потомстве матерей, страдающих хроническим алкоголизмом и злоупотребляющих алкоголем во время беременности, наблюдается более чем в 10 раз чаще, чем в общей популяции. Частота семейного алкоголизма в популяции детей, страдающих олигофренией, составляет 28-30%.
Теория и практика коррекционной педагогики и специальной психологии свидетельствует о том, что возможности социальной адаптации умственно отсталого ребенка и подростка в значительной степени определяются условиями окружения, обучения и воспитания.
Кроме того, нарушения поведения детей при семейном алкоголизме наблюдаются чрезвычайно часто и отличаются стойкостью и большим
23
разнообразием. Их выраженность и стойкость зависят в первую очередь от окружающей ребенка среды, отношения к нему окружающих взрослых. Отклонения в поведении находятся в прямой зависимости от возраста ребенка, степени поражения его центральной нервной системы, общего состояния здоровья, индивидуальных особенностей личности.
Причинами отклонений в развитии личности у детей с интеллектуальным недоразвитием являются конфликтные переживания, возникающие под влиянием неблагоприятной обстановки дома. Внутренний конфликт образуется в следствии столкновения в сознании ребенка противоположных, аффективно окрашенных отношений к близким людям. При семейном алкоголизме подобные переживания возникают очень часто: это может быть двойственное отношение к пьющему отцу или матери либо сочетание обиды и любви к родителям у детей, воспитывающихся в детских домах и интернатах.
Конфликтные переживания приводят к различным формам неправильного поведения у детей, прежде всего к реакциям протеста. Такие реакции чаще всего возникают при наличии алкоголизма одного из родителей, например отца. Ребенок становится грубым, непослушным, возбудимым, Вначале это может проявляться только в присутствии отца, при приходе пьяных родственников или знакомых. Затем такое поведение становится привычным: ребенок стремиться все делать назло, не выполняет требований взрослых, становится агрессивным по отношению к детям, хмурым, недоброжелательным. Постепенно усиливаются и нарастают конфликты со сверстниками и взрослыми.
Информация о работе Особенности развития личности ребенка в асоциальной семье