Особенности развития личности ребенка в асоциальной семье

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2012 в 11:15, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования: изучение особенностей развития лично подростка в «асоциальной семье».
В ходе исследования решаются следующие задачи:
1. Изучить психолого-педагогическую, социологическую лите
туру, отражающую проблему асоциальных семей.
2. Выявить особенности развития личности подростка в асо
альной семье с помощью методик «Индекс жизненного стиля», «Торо
екая Алекситимическая Шкала», «Копинг-поведения».
Анализ полученных результатов и составление практичеш
рекомендаций коррекционных работ с подростками из асоциальных семей

Содержание

дение ■ ■... 3
^ВА I. НАРУШЕНИЯ ЛИЧНОСТИ ДЕТЕЙ, ВОСПИТЫВАЮ-СХСЯ В АСОЦИАЛЬНЫХ СЕМЬЯХ.
Понятие «асоциальной семьи» 7
Особенности личности подростков из асоциальных семей 14
Методы оценки личности подростка • 37
ВА II. СРАВНИТЕЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ РОСТКОВ ИЗ АСОЦИАЛЬНЫХ СЕМЕЙ.
1сихолого-педагогическая характеристика испытуемых
одростков 41
писание методов, примененных для оценки личности
)дростков - 43
вультаты сравнительного исследования и их обсужде-
...48
Заключение 57
Список литературы 59

Вложенные файлы: 1 файл

Копия диплома.doc

— 573.00 Кб (Скачать файл)

Особенности реакций протеста в значительной степени зависят от

24

личностных характеристик ребенка. У упрямых, аффективно возбудимых детей преобладают активные реакции протеста, у тормозимых, неуверенных в себе - пассивные.

Одной из форм нарушений поведения у детей при семейном алкоголизме является имитационное поведение. Дети чаще подражают поведению родителей, подростки - поведению старших ребят, отличающихся лидерскими качествами. Реакциям подражания принадлежит важная роль в развитии характера и личности ребенка. У детей из семей алкоголиков в силу их личной невротизации, повышенной внушаемости, эмоционально-волевой неустойчивости имеется повышенная склонность к возникновению социально отрицательных норм имитационного поведения. Они легко подражают таким формам асоциального поведения, как сквернословие, хулиганские поступки, мелкое воровство, бродяжничество, а также курение, потребление алкоголя и наркотиков, патологическое сексуальное поведение.

Эти данные убедительно показывают роль окружения и воспитания в предупреждении нарушений поведения и патологии развития характера и личности у детей и подростков родителей, страдающих алкоголизмом.

Характерной особенностью поведения детей с интеллектуальной недостаточностью при семейном алкоголизме является двигательная расторможенность или гипердинамический синдром. С раннего возраста эти дети отличаются двигательным беспокойством, неусидчивостью, недостаточной целеноправленностью, импульсивностью. Во всех случаях выражено нарушение концентрации активного внимания. Эти отклонения поведения обычно сочетаются с раздражительностью, эмоциональной

25

неустойчивостью, склонностям к колебанию настроения, иногда с агрессивностью и негативизмом. Обращает на себя внимание однообразие их поведения, неумение довести до конца любое начатое дело. Поэтому игры этих детей неорганизованны и импульсивны.

В раннем и дошкольном возрасте у детей проявляются капризность, стремление все делать по-своему. При невыполнении желаний ребенка у него возникают реакции по типу «двигательной бури».

Нарушения поведения обычно усиливаются в детском коллективе, где более отчетливо обнаруживаются двигательная расторможенность, раздражительность непереносимость запретов и ограничений. При отказе выполнить требование у многих детей возникают примитивные истерические реакции, которые проявляются в виде моторных и соматовегетативных нарушений. В этих случаях ребенок с громким криком и плачем падает на пол, бьется головой об пол, беспорядочно двигает руками и ногами. Также может наблюдаться истерический избирательный мутизм, когда ребенок перестает разговаривать с кем-либо из окружающих.

В предподростковом и подростковом возрасте, особенно у девочек, могут иметь место аффективно-вегетативные приступы, возникающие при недовольстве чем-либо. Проявляются они в вычурных моторных движениях, иногда с падением на пол, криком, стонами, рыданиями.

Что касается эмоциональной сферы умственно отсталых детей, то аффективные реакции проявляются у них чрезвычайно бурно. Весте с тем характерна быстрая смена эмоций и их поверхность. Эмоциональные проявления достаточно однообразны и стереотипны. Основная

26

направленность положительных эмоций - это получение новых и новых удовольствий. Характерной особенностью является то, что дети не запоминают своих отрицательных эмоций, возникающих в связи с неправильным поведением, и поэтому у них с трудом формируются адекватные формы социального поведения.

Аффективно-возбудимые и истероидные черты личности особенно сильно дезорганизуют поведение ребенка и подростка и нарушают его контакты с окружающими. В этих случаях стремление к признанию может приобретать элементы непреодолимости, возникает постоянное стремление к самоутверждению любой ценой. Подросток начинает использовать каждую возможность, чтобы привлечь к себе внимание. С возрастом эти особенности психики все более и более усиливаются.

В условиях хронически тяжелой семейной обстановки указанные трудности поведения постепенно нарастают и приобретают для ребенка характер привычного поведенческого стереотипа. Кроме того, у них дополнительно возникают такие черты характера, как угрюмость, недоброжелательность, обидчивость. Растущее стремление к самоутверждению все более начинает сочетаться с внутренней неуверенностью, неумением довести начатое дело до конца, низкой умственной работоспособностью, что мешает ребенку достичь желаемого признания у окружающих. В связи с этим появляются внутренние конфликтные переживания, которые в свою очередь усиливают общую нервно-психическую возбудимость, напряженность, эмоционально-волевую неустойчивость, недоброжелательность и формируют озлобленность по отношению к окружающим.

27

Сочетание выраженных поведенческих и интеллектуальных нарушений значительно затрудняет процесс обучения и воспитания этих детей. В классе они двигательно беспокойны, неусидчивы, не соблюдают дисциплины, часто вскакивают с места, ходят по классу. На замечания учителя либо не реагируют вовсе, либо дат бурные аффективные вспышки. Нарушения поведения нарастают при утомлении и сочетаются всегда с выраженной недостаточностью функции активного внимания.

Все эти характерологические нарушения могут быть основой для формирования более стойких патологических свойств личности, затрудняющих ее социальную адаптацию. Динамические наблюдения показывают, что усиление личностных и поведенческих нарушений с трудностями социальной адаптации, расторможением влечений, со склонностью к алкоголизму и асоциальному поведению проявляется при неблагоприятных условиях окружения и воспитания этих детей и подростков.



Информация о работе Особенности развития личности ребенка в асоциальной семье