Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2014 в 19:23, курсовая работа
Самосознание – это прежде всего процесс, с помощью которого человек познает себя. Самосознание характеризуется прежде всего своим продуктом – представлением о себе, “Я- образом”. Представление о себе, являясь продуктом самосознания, одновременно является и его существенным условием, и важным фактором детерминации поведения человека. В структуре самосознания личности обычно выделяют главные компоненты: когнитивный — образ своих качеств, способностей, внешности, социальной значимости и т.д., и эмоциональный — самоотношение, самооценка и т.д. Иногда эти составляющие рассматривают как собственно самопознание и самоотношение, интегрируя их в рамках “Я-концепции”, адекватное формирование которой является условием для оптимальной адаптации человека к социальному окружению.
Введение
3
Глава 1
Самосознание как высший уровень развития сознания
1.1.
Проблема исследования самосознания в отечественной и зарубежной психологии
5
1.2
Развития самосознания в онтогенезе
9
Глава 2.
Представление о себе у детей дошкольного возраста
2.1
Внутренний мир ребенка как целостное образование
15
2.2
Особенности формирования представления о себе у ребенка дошкольного возраста
19
Глава 3
Описание исследования и анализ полученных результатов
3.1
Методы и методики исследования
21
3.2
Результаты исследования представления о себе у детей дошкольного возраста
23
Выводы
26
Литература
Самооценка — оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. Это наиболее существенная и наиболее изученная в психологии сторона самосознания личности. С помощью самооценки происходит регуляция поведения личности.
3.2 Результаты исследования представления о
себе у детей дошкольного возраста
Как указывалось выше, выборку исследуемых составили 20 детей в возрасте 5 - 6 –ти лет дошкольного учреждения № 369. Результаты исследований представлены в двух таблицах:
Таблица 1. Представление детей о себе (приложение А)
Таблица 2. Самооценка детей (приложение Б)
Проанализируем эти таблицы.
Анализ результатов беседы с детьми показал, что все дети 5-6 лет знают свое полное имя и знают, сколько им лет.
95% детей считают себя “большими”, и лишь 5% “маленькими”. Все дети уверены, что были маленькими, но рассказать о себе “маленьком”, о том какими они были в прошлом могут не все.
На вопрос: “Откуда ты знаешь, что раньше ты был(а) маленьким?” мы слышали такие ответы:
Илья Ц. – “Видел кассеты, фотографии”.
Настя Г. – “Я потихоньку росла”.
Сергей С. – “Все помню, родился осенью”.
Однако большинство детей (33,4 %) ответили, что узнали от этом от мамы.
Даша М. – “Мама сказала”.
Юлия К. – “Я помню, у мамы спрашивала”
На просьбу психолога рассказать: “А какой ты был маленький, что ты умел маленький делать?” дети, как правило, перечисляли основные качества малышей.
Максим Б.- “Ползал, умел пищать”.
Владик М. – “Не умел ходить, потом научился”;
Светлана З. - “Лежала в коляске”.
Аня С.- “Плакать”
И девочки и мальчики отвечали примерно одинаково. Таким образом, у большинства детей представление о себе маленьком сформировалось на основе рассказов мамы, детских фотографий, видеокассет.
Дети 5-6 лет осознают себя в настоящем и на вопрос: “А что ты умеешь делать сейчас?” отвечают:
Алина Г. – “Рисовать, петь”
Наташа К. – “Салат умею делать и трубочки”
Дима Ч. – “Все умею делать. Помогать маме и папе”.
На вопрос: “Кем ты станешь, когда подрастешь?” мы слышали такие ответы:
Владик А. – “Буду водителем”
Максим Б. - “Буду работать на шахте”
Аня А. – “Буду как мама большая”
Кирилл К. – “Буду папой”
Ира П. – “Буду мамой”
Дима Д. – “Буду дядей”
Анализ ответов детей показал, что свыше, чем у 63 % детей 5-6 лет, образ будущего “Я” связан с полом ребенка, т.е. половая идентификация включается в образ будущего.
81,5 % детей старшего дошкольного возраста уверены, что лучше быть взрослым, чем ребенком.
Таким, образом, был подтвержден тот факт, что в старшем дошкольном возрасте в связи с ориентацией ребенка на взрослого и тенденциями развития самосознания происходит интенсивный процесс осознания себя во времени. В образ “Я” в будущем, включаются все первичные компоненты самосознания: изменение физического облика, половая принадлежность, притязания на признание. [25, с. 48-52]
Применение методики “Лесенка” показало, что 86, 9 % детей ставят себя на самую высшую ступеньку лесенки.
Объяснение дети давали такое:
Юля К.: “Я не плохая”;
Анна С.: “Я сильно хорошая”.
Даша М. ответила: “Я хорошая, пеку трубочки”;
Сергей С.: “Всем делюсь. Я послушный”;
Ира П.: “Посуду мыла”.
При этом уже “самыми хорошими” себя считают 55 % детей.
Остальные дети полагают, что им еще необходимо стать хорошими. Это свидетельствует о том, что в сознании детей этого возраста появилась новая компонента “Я-реальный” и “Я-идеальный”.
Таким образом, по мнению ребенка, наиболее адекватно его оценивает мама, более строго бабушка и наиболее строго – воспитатель детского сада. Папам отводится “роль защитников”.
Выводы
На основании проведенной работы мы можем говорить о том, что:
Дальнейшее проникновение во внутренний мир ребенка и применение результатов его изучения на практике является условием формирования социально полноценной личности, достойно выражающей собственное “Я” на всех возрастных ступенях своего развития.
№ |
Имя ребенка |
Ступенька лесенки, на которую реб-к себя поставил |
Почему? |
Хочет или уже есть |
мама |
папа |
бабушка |
воспитатель |
1 |
Владик А. |
5 |
Самый хороший |
есть |
5 |
4 |
5 |
4 |
2 |
Максим Б. |
5 |
Я хороший |
есть |
4 |
5 |
3 |
1 |
3 |
Кирилл К. |
5 |
Я хороший |
есть |
4 |
3 |
2 |
4 |
4 |
Вадим Р. |
5 |
Я очень хороший |
есть |
5 |
4 |
5 |
5 |
5 |
Даниил С. |
4 |
Потому, так |
есть |
3 |
5 |
2 |
1 |
6 |
Максим С. |
5 |
Потому что я хороший |
есть |
3 |
4 |
5 |
3 |
7 |
Илья Ц. |
5 |
Я хороший |
есть |
5 |
4 |
5 |
4 |
8 |
Никита Б. |
5 |
Я очень хороший |
есть |
5 |
5 |
5 |
5 |
9 |
Владик С. |
5 |
Потому |
есть |
4 |
4 |
4 |
5 |
10 |
Владимир М. |
5 |
Я хороший |
хочу |
1 |
1 |
5 |
- |
11 |
А. А. |
5 |
Самая хорошая |
есть |
4 |
5 |
3 |
4 |
12 |
Татьяна Б. |
5 |
Я хорошая |
хочу |
5 |
- |
4 |
5 |
13 |
Алина Г. |
5 |
- |
хочу |
5 |
5 |
5 |
5 |
14 |
Анна Г. |
5 |
- |
хочу |
4 |
4 |
5 |
5 |
15 |
Светлана З. |
5 |
Потому |
хочу |
4 |
3 |
2 |
4 |
16 |
Ольга М. |
5 |
- |
хочу |
5 |
5 |
5 |
5 |
17 |
Настя Г. |
5 |
Я хорошая |
хочу |
4 |
5 |
3 |
5 |
18 |
Юлия К. |
5 |
Я не плохая |
хочу |
5 |
5 |
5 |
5 |
19 |
Виктория К. |
5 |
Я очень хорошая |
хочу |
5 |
5 |
5 |
5 |
20 |
Анна С. |
5 |
Я сильно хорошая |
есть |
5 |
1 |
5 |
5 |
* См.: Особенности психического развития детей 6-7 летнего возраста /Под ред. Д.Б. Эльконина, А.Б. Венгера. –М.,1987. –С. 58-65.
** Щур В.Г. Методика изучения представлений ребенка об отношениях к нему других людей // Психология личности: теория и эксперимент / Под ред. В.В.Давыдова – М., 1982. – С. 108-114.
Информация о работе Особенности развития представлений о себе у детей дошкольного возраста