Особенности самооценки в юношеском возрасте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2014 в 16:22, курсовая работа

Краткое описание

Самооценка – это оценка человеком самого себя, своих достоинств и недостатков, возможностей, качеств, своего места среди других людей. Это наиболее существенная и наиболее изучаемая в психологии сторона самосознания личности. С помощью самооценки происходит регуляция поведения личности.
Самооценка связана с одной из центральных потребностей в самоутверждении, со стремлением человека найти свое место в жизни, утвердить себя как члена общества в глазах окружающих и в своем собственном мнении.
Под влиянием оценки окружающих у личности постепенно складывается собственное отношение к себе и самооценка своей личности, а так же отдельных форм своей активности: общения, поведения, деятельности, переживания.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………………….3
1 САМООЦЕНКА КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН………………...…………...5
1.1 Понятие самооценки. Виды и параметры самооценки…………………………….…...5
1.2 Отечественные и зарубежные подходы к изучению самооценки…………………....16
1.3 Развитие самооценки в онтогенезе……………………………………………………..20
1.4 Особенности самооценки в юношеском возрасте……………………………………..24
2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ САМООЦЕНКИ У ЮНОШЕЙ……….………31
2.1 Организация исследования……………………………………………………………....31
2.2 Анализ полученных данных результатов………….…………………………….……..31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….…………36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………

Вложенные файлы: 1 файл

REAL_NO_kursovaya_rabota.docx

— 140.85 Кб (Скачать файл)

 

1. Найти значения d, d 2 , S d 2

где d - разность номеров рангов. Внести в таблицу:  

 

1.    

2.    

3.    

4.    

5.    

6.    

7.    

8.    

9.    

10.    

11.    

12.    

13.    

14.    

15.    

16.    

17.    

18.    

19.    

20.    

d

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

d 2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
S d 2 - сумма всех квадратов разностей рангов 

 

2 . По формуле Роджерса  подсчитать коэффициент корреляции  рангов:

r =1 - (6 S d 2 /(n 3 -n)) ,

где d - разность номеров рангов, n - число рассматриваемых свойств (20)

 

Нормативы :

Если r стремится к +1, то это указывает на завышенную самооценку;

Если r стремится к -1, то это указывает на заниженную самооценку;

При -0,5 < r< +0 ,5 - самооценка нормальная

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ф.И.______________________________________________

Возраст __________________ 

ИНСТРУКЦИЯ:

1 этап: Выберите из предложенного  списка слов 20 качеств, которые на  Ваш взгляд должны быть присущи  идеальному человеку. Проставьте  рядом с выбранными качествами  галочки (в колонке «Качества»)

2 этап: Из выбранных 20 слов выберите  наиболее неприятное для Вас. Поставьте напротив этого слова (в колонке «идеал») цифру 1 . Далее  из оставшихся 19 слов так же  выберите наиболее неприятное  качество и поставьте напротив  этого слова цифру 2. И так далее  до 20. 20 ранг должен достаться  самому приятному качеству.

3 этап: Из этих же 20 слов выберите  качество, наименее характерное  для Вас. И поставьте напротив  этого качества в колонке «Реальное  Я» цифру 1 . Далее из оставшихся 19 слов так же выберите наименее  характерное для Вас качество  и поставьте напротив этого  слова цифру 2 . И так далее до 20. 20 ранг должен достаться самому  характерному качеству. 

 

Идеал

Качества

Реальное Я

 

 

Аккуратность

 

 

 

 

Беспечность

 

 

 

 

Вдумчивость

 

 

 

 

Вспыльчивость

 

 

 

 

Гордость

 

 

 

 

Грубость

 

 

 

 

Доброта

 

 

 

 

Жадность

 

 

 

 

Жизнерадостность

 

 

 

 

Завистливость

 

 

 

 

Застенчивость

 

 

 

 

Злопамятность

 

 

 

 

Искренность

 

 

 

 

Капризность

 

 

 

 

Легковерие

 

 

 

 

Мечтательность

 

 

 

 

Нежность

 

 

 

 

Непринужденность

 

 

 

 

Нерешительность

 

 

 

 

Несдержанность

 

 

 

 

Обидчивость

 

 

 

 

Осторожность

 

 

 

 

Педантичность

 

 

 

 

Подозрительность

 

 

 

 

Принципиальность

 

 

 

 

Высокомерие

 

 

 

 

Радушие

 

 

 

 

Развязность

 

 

 

 

Рассудочность

 

 

 

 

Решительность

 

 

 

 

Сдержанность

 

 

 

 

Стыдливость

 

 

 

 

Терпеливость

 

 

 

 

Трудолюбие

 

 

 

 

Трусость

 

 

 

 

Увлекаемость

 

 

 

 

Упорство

 

 

 

 

Уступчивость

 

 

 

 

Упрямство

 

 

 

 

Черствость

 

 

 

 

Честность

 

 

 

 

Чуткость

 

 

 

 

Эгоизм

 

 

 

 

Приложение Б

Исследование самооценки по методике Дембо-Рубинштейна в модификации А. М. Прихожан

Данная методика основана на непосредственном оценивании (шкалировании) школьниками ряда личных качеств, таких как здоровье, способности, характер и т. д. Обследуемым предлагается на вертикальных линиях отметить определенными знаками уровень развития у них этих качеств (показатель самооценки). Каждому испытуемому предлагается бланк методики, содержащий инструкцию и задание.

Проведение исследования:

Инструкция. “Любой человек оценивает свои способности, возможности, характер и др. Уровень развития каждого качества, стороны человеческой личности можно условно изобразить вертикальной линией, нижняя точка которой будет символизировать самое низкое развитие, а верхняя — наивысшее. Вам предлагаются семь таких линий. Они обозначают:

          1. здоровье;
          2. ум, способности;
          3. характер;
          4. авторитет у сверстников;
          5. умение многое делать своими руками, умелые руки;
          6. внешность;
          7. уверенность в себе.

На каждой линии чертой (-) отметьте, как вы оцениваете развитие у себя этого качества, стороны вашей личности в данный момент времени. После этого крестиком (х) отметьте, при каком уровне развития этих качеств, сторон вы были бы удовлетворены собой или почувствовали гордость за себя”.

Испытуемому выдается бланк, на котором изображено семь линий, высота каждой – 100 мм, с указанием верхней, нижней точек и середины шкалы. При этом верхняя и нижняя точки отмечаются заметными чертами, середина – едва заметной точкой.

Обработка и интерпретация результатов

Обработка проводится по шести шкалам (первая, тренировочная — «здоровье» — не учитывается). Каждый ответ выражается в баллах. Как уже отмечалось ранее, длина каждой шкалы 100 мм, в соответствии с этим ответы испытуемых получают количественную характеристику (например, 54мм = 54 баллам).

 

Высота самооценки

Количество баллов от 45 до 74 («средняя» и «высокая» самооценка) удостоверяют реалистическую (адекватную) самооценку. Количество баллов от 75 до 100 и выше свидетельствует о завышенной самооценке и указывает на определенные отклонения в формировании личности. Завышенная самооценка может подтверждать личностную незрелость, неумение правильно оценить результаты своей деятельности, сравнивать себя с другими; такая самооценка может указывать на существенные искажения в формировании личности — «закрытости для опыта», нечувствительности к своим ошибкам, неудачам, замечаниям и оценкам окружающих. Количество баллов ниже 45 указывает на заниженную самооценку (недооценку себя) и свидетельствует о крайнем неблагополучии в развитии личности. Эти люди составляют «группу риска», их, как правило, мало. За низкой самооценкой могут скрываться два совершенно разных психологических явления: подлинная неуверенность в себе и «защитная», когда декларирование (самому себе) собственного неумения, отсутствия способности и тому подобного позволяет не прилагать никаких усилий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Методика 2.

Любой человек оценивает свои способности, возможности, характер и др. Уровень развития каждого качества, стороны человеческой личности можно условно изобразить вертикальной линией, нижняя точка которой будет символизировать самое низкое развитие, а верхняя – наивысшее. Вам предлагаются семь таких линий. Они обозначают:

здоровье; 

________________________________________

ум, способности;

 ________________________________________

характер;

_________________________________________

авторитет у сверстников;

_________________________________________

умение многое делать своими руками, умелые руки;

_________________________________________

внешность;

_________________________________________

уверенность в себе.

_________________________________________

Инструкция:

На каждой линии чертой (-) отметьте, как вы оцениваете развитие у себя этого качества, стороны вашей личности в данный момент времени. После этого крестиком (х) отметьте, при каком уровне развития этих качеств, сторон вы были бы удовлетворены собой или почувствовали гордость за себя

Большое спасибо за участие!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Особенности самооценки в юношеском возрасте