Особенности самооценки у акцентуированных подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2013 в 20:52, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования: изучить особенности самооценки у акцентуированных подростков.
Исходя из цели можно выделить следующие задачи
Задачи исследования:
1. Изучить анализ психолого-педагогической литературы по проблеме особенности самооценки у акцентуированных подростков.
2. Изучить особенности самооценки подростка.
3. Рассмотреть роль самооценки в становлении личности подростка.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИССЛЕДОВАНИЮ САМООЦЕНКИ В ФОРМИРОВАНИИ ЛИЧНОСТИ ПОДРОСТКА
1.1. Самооценка подростка
1.1.1. Понятие и сущность самооценки
1.1.2. Особенности самооценки подростка
1.2. Понятие характера в психологии
1.2.1. Понятие характера
1.2.2. Понятие об акцентуациях характера
1.2.3. Классификация типов характера
1.3. Роль самооценки в становлении личности подростка
Выводы
2. Эмпирическое исследование особенностей самооценки у акцентуированных подростков
2.1. Этапы и методы исследования
2.2. Анализ результатов исследования
Выводы
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

диплом.docx

— 73.12 Кб (Скачать файл)

Самооценка выполняет регуляторную и защитную функции, влияя на поведение, деятельность и развитие личности, ее взаимоотношения с другими людьми. Отражая степень удовлетворенности или неудовлетворенности собой, уровень самоуважения, самооценка создает основу для восприятия собственного успеха и неуспеха, постановки целей определенного уровня, то есть уровня притязаний личности. Защитная функция самооценки, обеспечивая относительную стабильность и автономность (независимость) личности, может вести к искажению данных опыта и тем самым оказывать отрицательное влияние на развитие. (Психологический словарь. И.М. Кондаков. 2000).

Структура самооценки включает в себя два связанных  между собой компонента: когнитивный и эмоциональный, отражающих знания субъекта о себе и отношение к себе. В процессе самооценивания эти компоненты функционируют в неразрывном единстве. Когнитивный компонент отражает систему представлений человека о самом себе разной степени осознанности, дифференцированности, обобщенности. Эмоциональный компонент отражает отношение человека к себе, это аффективная оценка представления о себе, которая может обладать различной степенью интенсивности. Некоторые исследователи выделяют третий компонент—поведенческий, однако его целесообразнее соотносить с регулятивными функциями самооценки и считать производным от первых двух.

 

 

 

 

 

 

 

 

      1. Особенности самооценки подростка

 
      В каждом возрастном периоде на формирование самооценки преимущественно влияет та деятельность, которая в этом возрасте является ведущей. В младшем школьном возрасте ведущей является учебная деятельность; именно от ее хода и зависит в решающей степени формирование самооценки ребенка, она прямо связана с его успеваемостью, успехами в учении. Причем психологические исследования показывают, что самооценка младших школьников еще далеко не самостоятельна, над ней довлеют оценки окружающих, прежде всего оценки учителя. У хороших учеников формируется, как правило, высокая, часто завышенная самооценка, у слабых - низкая, преимущественно заниженная.

У слабых учеников постепенно начинает развиваться неуверенность  в себе, тревожность, робость, они  плохо чувствуют себя среди одноклассников, настороженно относятся к взрослым. Иной комплекс личностных качеств начинает складываться, в связи с высокой  самооценкой, у сильных учеников. Их отличает уверенность в себе, нередко переходящая в чрезмерную самоуверенность, привычка быть первыми, образцовыми. 
И недооценка, и переоценка своих сил и возможностей - явление далеко не безобидное для школьника. Привычка к определенному положению в классном коллективе – «слабого», «среднего» или «сильного», задающего тон в учебе, - постепенно накладывает отпечаток на все стороны жизни ребенка.

Все отношения детей также  начинают складываться под влиянием этого, уже «узаконенного» деления  класса по результатам учебной деятельности. «Звездами», к которым больше всего  тянутся сверстники, в начальной  школе оказываются те ребята, у  которых в дневниках преобладают  пятерки. Лишь позже, в подростковом возрасте, оценки и самооценки учащихся будут менять свои основания и сами меняться.  
           

В подростковом возрасте самооценка поднимается на качественно новую  ступень, обогащается новым содержанием, приобретает новые функции. Самое  важное: именно в этом возрасте ребенок  начинает осознавать себя как личность, обладающую определенными психическими качествами, включенными в определенную систему социальных отношений. Знания подростка о себе приобретают  обобщенный характер.

Познавая себя в постоянном сравнении с другими людьми, он начинает активно выделять и усваивать  нормы и эталоны взаимоотношений; в сферу осознаваемого включаются все виды его деятельности и взаимоотношений  с окружающими. Самосознание становится своеобразным «ядром» личности, оно  концентрирует в себе, как в  фокусе, основные изменения в развитии личности. 
       Многие психологи отмечают, что самооценка является довольно поздним образованием, и начало ее реального действия нередко датируется лишь подростковым возрастом. Исследователи единодушны в описаниях особенностей самооценки детей этого возраста, отмечая ее ситуативность, неустойчивость, подверженность внешним воздействиям в младшем подростковом возрасте и большую устойчивость, многосторонность охвата различных сфер жизнедеятельности в старшем подростковом возрасте. 
       Рубинштейн С.Л., характеризуя процесс развития самосознания у подростков, проводит его через ряд ступеней – от наивного неведения в отношении себя к все более определенной и иногда резко колеблющейся самооценке. В процессе развития самосознания центр внимания подростков все более переносится от внешней стороны личности к ее внутренней стороне, от более или менее случайных черт – к характеру в целом. С этим связаны осознание – иногда преувеличенное – своего своеобразия и переход к духовным, идеологическим масштабам самооценки. В результате человек самоопределяется как личность на более  высоком уровне.[5,  с.105] 
Многие исследователи отмечают постепенное увеличение адекватности самооценки в подростковом возрасте. Р.Бернс объясняет это тем, что подростки оценивают себя ниже по тем показателям, которые представляются им самим важными, и это снижение указывает на их больший реализм, в то время как детям свойственно завышать оценку собственных качеств.  
       Наиболее очевидны изменения в содержательной стороне самооценки подростков. Это объясняется тем, что именно в этот период, достаточно краткий по своей продолжительности, наблюдается резкий переход от фрагментарного и недостаточно четкого видения себя к относительно полной, всеобъемлющей Я-концепции. Так, количество качеств, которые осознает в себе старший подросток, в два раза больше, чем у младших школьников. Старшеклассники при оценке себя уже способны охватить почти все стороны собственной личности – их самооценка становится все более обобщенной.

Кроме того, совершенствуются и их суждения относительно своих  недостатков. Подростки раскрывают себя в категориях, отражающих их учебную  деятельность, любимые занятия, интересы, увлечения. Они ориентированы на идеальную самооценку, но разрыв между  их реальной и идеальной самооценкой  для многих из них не является травмирующим. 
В содержании самооценки подростков превалируют основные моральные черты – доброта, честность, справедливость.

Довольно высокий уровень  самокритичности подростков позволяет  им признавать в себе много отрицательных  качеств и осознавать необходимость от них  избавиться. 
       У подростков оценочные суждения, определяемые собственным идеалом, направлены на нахождение ответа на вопрос, каков он в глазах окружающих, насколько он отличается от них и насколько он близок к своему идеалу. Позже самооценочные суждения молодых людей

определяются уже синтезом различных видов оценок окружающих, результатами деятельности и направлены на поиск своей значимости для других и для самого себя. [3, с.361]

    1. Понятие характера в психологии
      1. Понятие характера

 

В психологической литературе можно найти всевозможные варианты соотнесения этих двух понятий: характер и личность практически отождествляются, т. е. эти термины употребляются  как синонимы; характер включается в личность и рассматривается  как ее подструктура; наоборот, личность понимается как специфическая часть  характера; личность и характер рассматриваются  как «пересекающиеся» образования.

Избежать смешения понятий  характера и личности можно, если придерживаться более узкого их толкования [6, c.124].

Представление о личности в узком смысле было уже разобрано  в начале предыдущей лекции. Более  специальное понимание характера  также существует, и я собираюсь  вас с ним познакомить. Характер в узком смысле слова определяется как совокупность устойчивых свойств индивида, в которых выражаются способы его поведения и способы эмоционального реагирования.

Хара́ктер (греч. χαρακτηρ — примета, отличительная черта, знак) — структура стойких, сравнительно постоянных психических свойств, определяющих особенности отношений и поведения личности ( Ю. Банзен).

Акцентуации характера - это  крайние варианты нормы, при которых  отдельные черты характера чрезмерно  усилены, вследствие чего обнаруживается избирательная уязвимость в отношении  определенного рода психогенных  воздействий при хорошей и  даже повышенной устойчивости к другим.

Характер человека - это  то, что определяет его значимые поступки, а не случайные реакции  на те или иные стимулы или сложившиеся обстоятельства. Поступок человека с характером почти всегда сознателен и обдуман, может быть объяснен и оправдан, по крайней мере с позиций действующего лица.

Говоря о характере, мы обычно вкладываем в представление  о нем способность вести себя самостоятельно, последовательно, независимо от обстоятельств, проявляя свою волю и настойчивость, целеустремленность и упорство. Бесхарактерный человек  в этом смысле - тот, кто не проявляет  подобные качества ни в деятельности, ни в общении, плывет по течению, зависим  от обстоятельств и управляется ими.

Структура характера

 

Структура характера обнаруживается в закономерной зависимости между  отдельными его чертами. Психологи  с помощью факторного анализа  на большом числе испытуемых установили, какие черты личности коррелируют между собой (положительно или отрицательно), а какие слабо коррелируют. 

Положительно коррелирующие черты - это те,которые чаще сочетаются в одном человеке. Например, в исследовании У. Шелдона было установлено, что если человек обнаруживает любовь к комфорту, то он с большой вероятностью будет отличаться хорошим аппетитом, приветливостью, контактностью, жаждой похвалы и одобрения. Повышенной тревожности, как правило, у него не будет. Любовь к комфорту и тревожность дают высокую отрицательную корреляцию.

Такая же отрицательная корреляция, например, существует между трусостью  и инициативностью. Если человек трус, то ему не свойственны решительность и самостоятельность в принятии решений, характерных для инициативности, поскольку принятие решений предполагает личную ответственность. Трус боится такой ответственности, всячески избегает ее.

Однако отрицательная и положительная  корреляция черт характера не абсолютна. Поэтому в жизни часто встречаются  как противоречивые, так и цельные  характеры. Цельный характер - это характер, в котором преобладает положительная корреляция его черт.

 Существование цельных характеров обусловливает возможность среди громадного разнообразия характеров вычленить их определенные типы, наделенные общими чертами. В психологии существует ряд типологий характеров, построенных на различных основаниях.

Типология характеров

Типология характеров, как правило, строится на существовании определенных типических черт. Типическими называются черты и проявления характера, которые являются общими и показательными для некоторой группы людей.

Соответственно под типом характера  следует понимать выражение в  индивидуальном характере черт, общих  для некоторой группы людей.

Следует также отметить, что все  типологии человеческих характеров, как правило, исходят из ряда общих  идей.

1. Характер человека формируется в онтогенезе относительно рано и на протяжении остальной жизни проявляет себя как более или менее устойчивое личностное образование.

2. Сочетания личностных черт, которые входят в характер человека, не являются случайными.

3. Большая часть людей в соответствии со своими основными чертами характера может быть разделена на типовые группы.

Э.Кречмер выделил и описал три наиболее часто встречающихся типа строения тела или конституции человека: астенический, атлетический и пикнический. Каждый из них он связал с особым типом характера (впоследствии оказалось, что должных Научных оснований для этого у автора не было).

1. Астенический тип, по Кречмеру, характеризует небольшая толщина тела в профиль при среднем или выше среднего росте. Астеник — это обычно худой и тонкий человек, из-за своей худобы кажущийся несколько выше, чем он есть на самом деле. У астеника тонкая кожа лица и тела, узкие плечи, тонкие руки, удлиненная и плоская грудная клетка со слаборазвитой мускулатурой и слабыми жировыми накоплениями. Такова в основном характеристика астеников-мужчин. Женщины этого типа, кроме того, часто и малорослы.

2. Атлетическому типу свойствен  сильно развитый скелет и мускулатура.  Такой человек обычно среднего  или высокого роста, с широкими  плечами, мощной грудной клеткой.  У него плотная, высокая голова.

3. Пикнический тип отличается  сильно развитыми внутренними  полостями тела (головы, груди, живота), склонностью к ожирению при  слаборазвитых мышцах и опорно-двигательном  аппарате. Такой человек среднего  роста с короткой шеей, сидящей  между плечами.

Хотя типология Кречмера была построена умозрительным путем, она содержала в себе ряд жизненно правдивых наблюдений. Впоследствии действительно обнаружилось, что люди с определенным типом строения тела имеют склонность к заболеваниям, которые сопровождаются акцентуациями соответствующих черт характера. Более поздние классификации характеров строились в основном на описаниях этих акцентуаций. 

Исторически первыми, получившими  широкое распространение на протяжении многих столетий, являются типологии  характера, в основе которых лежит  учение о темпераментах, соединяющее  в своих основах физиологический  и соматический подходы. С точки  зрения этой типологии, психическое  своеобразие людей определяется либо особенностями физиологических  процессов, либо соматическим типом  строения организма — конституцией тела его габитусом, либо сочетанием тех и других качеств (Гиппократ, Гален, Ломбразо, Сиго, Кречмер, Шелдон).

Информация о работе Особенности самооценки у акцентуированных подростков