Особенности социализации подростков в различных типах семей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2013 в 10:58, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования: Установление особенностей социализации подростка в различных типах семей.
Задачи исследования:
Изучение научной литературы по проблеме влияния современной семьи на процесс социализации подростков.
Изучение особенностей социализации подростков в полных, неполных, сводных семьях;
Изучение особенностей социализации подростков в одно - двухдетных многодетных семьях;
Изучение особенностей социализации подростков в семьях с различной материальной обеспеченностью;
Выявление гендерной специфики рассматриваемых явлений.

Содержание

Введение …………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические аспекты изучения процесса социализации
1.1 Социализация и развитие личности ……………………….…7
1.2 Феномены, механизмы, направления социализации ……….11
1.3 Современные теории социализации:
1.3.1 Западные концепции социализации личности ………..13
1.3.2 Отечественные концепции социализации личности .....25
1.4 Социальная ситуация развития ……………………………….29
Глава 2. Семья как важнейший институт социализации
2.1 Определения, типология, функции семьи ………………….35
2.2 Семья как часть общества …………………………………...43
2.3 Социализация в семье ………………………………………..48
Глава 3. Эмпирическое исследование влияния типа семьи на социализацию подростков
3.1 Методы и методики исследования особенностей социализации подростков в различных типах семей ….………...52
3.2 Процедура и анализ результатов исследования …….………56
Заключение ………………………………………………………..65
Библиография ……………………………………………………...69

Вложенные файлы: 2 файла

ДИПЛОМ1.doc

— 1.13 Мб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ РФ

СОЧИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ

ТУРИЗМА И  КУРОРТНОГО ДЕЛА

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ  ИНСТИТУТ

КАФЕДРА ОБЩЕЙ ПСИХОЛОГИИ

 

 

Допущен к защите

«_______________» 2003 г.

Зав. Кафедрой

Шуванов И.Б.

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

На  тему:

«Особенности социализации подростков в различных типах семей»

 

 

 

Выполнила студентка

5 курса ППФ  – ЗФО

Спец. 0204.

Руднева Юлия Ивановна

Научный руководитель

К.ПФ.Н., Доцент

Шуванов Игорь  Борисович

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Сочи 2003 г.

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение    …………………………………………………………..3

Глава 1. Теоретические аспекты изучения процесса          социализации

1.1 Социализация и развитие личности ……………………….…7

1.2 Феномены, механизмы, направления социализации ……….11

1.3 Современные теории социализации:

       1.3.1 Западные концепции социализации личности ………..13   

       1.3.2 Отечественные концепции социализации личности .....25   

1.4 Социальная ситуация развития ……………………………….29 

 

Глава 2. Семья как важнейший институт социализации      

2.1 Определения, типология, функции семьи ………………….35

2.2 Семья как часть общества …………………………………...43

 2.3  Социализация в семье ………………………………………..48

 

Глава 3. Эмпирическое исследование влияния типа семьи на социализацию подростков      

3.1 Методы и методики исследования особенностей социализации подростков в различных типах семей ….………...52

3.2 Процедура и анализ результатов исследования …….………56

 

Заключение   ………………………………………………………..65

Библиография ……………………………………………………...69

Приложения  ………………………………………………………..74

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

В России в настоящее время происходят серьезные изменения условий формирования личности. Сказывается действие трех глобальных тенденций.

Во-первых, усиливается  мировая тенденция динамизма  социальных процессов, которая способствует становлению нового типа общества, ориентирующегося главным образом, на будущее.

Во-вторых, идет мучительное  преодоление тоталитаризма на социально-политическом и мировоззренческом уровнях, осознание  значимости национальных и общечеловеческих ценностей, культуры как предметно-содержательного и предметно - деятельностного контекста формирования личности. 

В-третьих, дает о себе знать акцентирование значимости индивидуально-личностного  начала в формировании личности. В  качестве цели определяется воспитание способности личности к жизненному самоопределению, выработка у нее навыков «социального самовыстраивания», самовоспитания.

Личность- это сущность человека, самое главное в нем, то, что отличает человеческий вид  от всех других биологических видов.

Человек становится личностью  в процессе социализации, т.е. в результате включения индивида в социальные отношения. Социализация осуществляется путем усвоения индивидом социального опыта и воспроизведения его в своей деятельности [6,с.194].

Социализация - это процесс становления социального «Я». Она охватывает все формы приобщения индивида к культуре, обучения и воспитания, с помощью которых индивид приобретает социальную природу [7,с. 116].

"Под социализацией  принято понимать процесс овладения  человеком социальными ценностями  и нормами, социальным опытом и знаниями, благодаря чему он становится полноправным членом общества" [39, с. 125]. Это путь от биологического существа к общественному. Этот процесс происходит как в результате воспитания, т.е. целенаправленного воздействия на личность, так и в результате самостоятельного осмысления действительности подростком. То есть социализация имеет двустороннюю направленность: сам человек прилагает усилия для овладения социальными навыками, и общество, посредством воспитания, образования приобщения его к культуре, трансформирует его. Практически все, что происходит в жизни подростка можно рассматривать как фактор социализации, обусловливающий усвоение тех или иных норм поведения.

Подростковый возраст - время перехода ребенка в мир  взрослых, становления новой личности, и кому как не родителям помочь облегчить подростку процесс вхождения в общество. А важнейшим институтом социализации личности является семья. Роль семьи неоценима в качестве одного из путей преодоления духовного и социального кризиса.

На Западе в последнее время активно обсуждается необходимость интеграции социологии семьи и психологии развития с целью анализа социальных факторов в становлении личности как детей, так и взрослых на различных этапах их жизненного цикла [22, с. И 8]. По сути, речь идет о разработке в области фамилистики нового направления - психологической социологии. Это актуально и для отечественной науки. Так же, как и за рубежом, семейные проблемы изначально исследовались в рамках социологии, и лишь значительно позже психологи стали рассматривать семью в качестве важнейшего обстоятельства в развитии личности детей. Но, на стыке этих двух дисциплин пока нет не только теоретических обобщений, но и представительных данных. Частые апелляции к зарубежным результатам бывают неадекватны из-за социокультурной специфики.

В данной работе предполагается проанализировать не конкретные модели родительского поведения и ценностей  в процессе воспитания, а тип семьи как фактор социальной среды, посредством которого осуществляется воздействие макро изменений на развитие личности подростка. Исследования по данной теме проводились, в основном, в рамках социологии семьи, причем на российских выборках их немного и главное внимание уделялось неполным семьям [9, с. 12]. Что же касается влияния социальных факторов, выводы об отсутствии различий «в направленности воспитания в различных социально-классовых и социально-демографических группах» либо устарели в новых условиях, либо не совсем соответствовали и прежней советской действительности (из-за идеологической перегруженности «воспитательной» проблематики, несовершенства лобовых методик с набором социально одобряемых альтернатив и др.) [49, с. И 6]. В работах отечественных психологов преимущественно  рассматривались семейные факторы, влияющие на развитие разного рода детских отклонений, в основном делинквентности и неврозов [31, с.45]. Но обычно эти исследования проводились на достаточно специфических выборках, что не позволяет судить о ряде закономерностей среди обычного большинства семей, дифференцированных по разного рода, социально-демографическим признакам.

В изменившихся социально-экономических  условиях проблема влияния семьи  на процесс становления личности в подростковом и юношеском возрасте носит актуальный характер.

Поэтому в работе рассматриваются некоторые особенности социализации современного подростка в различных типах семей.

 

Гипотеза:  Различные типы семей, выделенные по структурным и социальным признакам, обуславливают особенности социализации подростков.

Цель исследования: Установление особенностей социализации подростка в различных типах семей.

Задачи исследования:

 

  1. Изучение научной литературы по проблеме влияния современной семьи на процесс социализации подростков.
  2. Изучение особенностей социализации подростков в полных, неполных, сводных семьях;
  3. Изучение особенностей социализации подростков в одно - двухдетных  многодетных семьях;
  4. Изучение особенностей социализации подростков в семьях с различной материальной обеспеченностью;
  5. Выявление гендерной специфики рассматриваемых явлений.

 

Этапы исследования:

  1. Подбор адекватных возрасту испытуемых и цели исследования методов и методик исследования.
  1. Проведение  обследования с целью изучения особенностей социализации подростков в различных типах семей.
  1. Осуществление первичной и вторичной статистической обработки полученных данных.
  2. Подведение итогов, обсуждение результатов.
  3. Формулирование рекомендаций, предложение перспективных направлений изучения феномена влияния типа семьи на социализацию подростков.

 

В данной работе были использованы следующие методы и методики:

  1. Тест «Исследование уровня субъективного контроля – локус контроля» (Роттер)
  1. Опросник Д.В.Ярцева, направленный на изучение роли семьи в социализации подростка наряду с другими социальными институтами.
  1. Опросник Т.А.Гурко для изучения отношения подростков к социально незащищенным слоям общества.

4. Математические методы обработки результатов

 
Объект исследования: процесс социализации подростков.

 

Предмет исследования: тип семьи как фактор социализации подростков.

 

При определении методологической основы данной работы были изучены теории и концепции следующих зарубежных и отечественных авторов: З.Фрейда, Ж.Пиаже, адаптивная теория социализации Джона Дьюи, ролевая концепция социализации Р.Дарендорфа, Ф.Тенбрука, критическая теория социализации В.Хайнца, концепция социального научения американского психолога А.Бандуры, концепция «баланса идентичности» Л.Кольберга, антропософская концепция баланса идентичности Р.Штайнера, теории Б.Г.Ананьева, Б.П.Парыгина, идеи С.Л.Рубинштейна и К.А. Абульхановой-Славской о личности как об индивидуальном уровне общественного бытия, работы И.С.Кона и Д.И.Фельдштейна.

Основой для данной работы послужила диалектико-материалистическая концепция социализации М.В.Демина, Н.П.Дубинина, А.Ф.Полис, которые исследовали социализацию как целостный и универсальный процесс в единстве фило и онтогенеза.

Практическая  значимость работы: определение конкретных форм воспитательной работы и системы психолого-педагогической поддержки и сопровождения школьников данной возрастной группы.

 

 

Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ  ИЗУЧЕНИЯ        ПРОЦЕССА СОЦИАЛИЗАЦИИ

1.1. Социализация  и развитие личности

Изучением процесса социализации личности на разных этапах развития общества занимались многие ученые. Среди них  З.Фрейд, Ж.Пиаже, Б.Г.Ананьев, Б.П.Парыгин, С.Л.Рубинштейн, К.А.Альбуханова-Славская, И.С.Кон, Д.И.Фельдштейн, М.В.Демин, Н.П.Дубинина, А.Ф.Полис. Каждый из них в соответствии со своей концепцией давал различные определения понятия «социализация». В психологическом словаре дается следующее определение: «социализация - это эволюционный процесс, с ориентацией на итог овладения и воссоздания субъектом социального опыта, который сам субъект осуществляет в факторах коммуникации, в индивидуальной деятельности» [76, с.666].

Говоря более простым языком, социализация - это процесс усвоения индивидом образцов поведения, социальных норм и ценностей, необходимых для его успешного функционирования в данном обществе. В процессе социализации принимает участие все окружение индивида: семья, соседи, сверстники в детском заведении, школе, средства массовой информации и т.д. Для успешной социализации, по Д.Смелзеру, необходимо действие трех факторов: ожидания, изменения поведения и стремления соответствовать этим ожиданиям. Процесс формирования личности, по его мнению, происходит по трем различным стадиям: 

  • стадии подражания и копирования детьми поведения взрослых;
  • игровой стадии, когда дети осознают поведение как исполнение роли;
  • стадии групповых игр, на которой дети учатся понимать, что от них ждет целая группа людей [75, с.276].

Понятие «социализация» связано с такими понятиями как  «воспитание», «обучение», «развитие  личности».

Воспитание и обучение (в узком смысле) - это специально организованная деятельность с целью  передачи социального опыта индивиду (ребенку) и формирования у него определенных, социально желательных стереотипов поведения, качеств и свойств личности [55, с.254].

Случайные социальные воздействия  имеют место в любой социальной ситуации, т.е. когда взаимодействуют  два или более индивидов. Например, разговор взрослых о своих проблемах может достаточно сильно повлиять на ребенка, но это едва ли можно назвать воспитательным процессом.

Социализируется ребенок, не пассивно принимая различные воздействия (в том числе воспитательные), а постепенно переходя от позиции объекта социального воздействия к позиции активного субъекта. Ребенок активен потому, что у него существуют потребности, и если воспитание учитывает эти потребности, то это будет способствовать развитию активности ребенка. Если же воспитатели постараются устранить активность ребенка, заставляя его «спокойно сидеть», пока они осуществляют свою «воспитательную деятельность», то этим они могут добиться формирования не идеальной и гармоничной, а ущербной, деформированной, пассивной личности. Активность ребенка будет либо полностью подавлена, и тогда личность сформируется как социально неадаптированная, тревожная, либо (при наличии определенных индивидуальных особенностей, таких, как сильный тип нервной системы и пр.) активность будет реализовываться через различные компенсаторные выходы (например, то, что не разрешено, ребенок будет стараться сделать скрытно) [22,с.194].

Информация о работе Особенности социализации подростков в различных типах семей