Особенности социализации подростков в различных типах семей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2013 в 10:58, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования: Установление особенностей социализации подростка в различных типах семей.
Задачи исследования:
Изучение научной литературы по проблеме влияния современной семьи на процесс социализации подростков.
Изучение особенностей социализации подростков в полных, неполных, сводных семьях;
Изучение особенностей социализации подростков в одно - двухдетных многодетных семьях;
Изучение особенностей социализации подростков в семьях с различной материальной обеспеченностью;
Выявление гендерной специфики рассматриваемых явлений.

Содержание

Введение …………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические аспекты изучения процесса социализации
1.1 Социализация и развитие личности ……………………….…7
1.2 Феномены, механизмы, направления социализации ……….11
1.3 Современные теории социализации:
1.3.1 Западные концепции социализации личности ………..13
1.3.2 Отечественные концепции социализации личности .....25
1.4 Социальная ситуация развития ……………………………….29
Глава 2. Семья как важнейший институт социализации
2.1 Определения, типология, функции семьи ………………….35
2.2 Семья как часть общества …………………………………...43
2.3 Социализация в семье ………………………………………..48
Глава 3. Эмпирическое исследование влияния типа семьи на социализацию подростков
3.1 Методы и методики исследования особенностей социализации подростков в различных типах семей ….………...52
3.2 Процедура и анализ результатов исследования …….………56
Заключение ………………………………………………………..65
Библиография ……………………………………………………...69

Вложенные файлы: 2 файла

ДИПЛОМ1.doc

— 1.13 Мб (Скачать файл)

Одним из первых выделил  элементы социализации ребенка З.Фрейд [86, с. 198]. По Фрейду, личность включает три элемента: «ид» - источник энергии, стимулируемый стремлением к удовольствию; «эго» - осуществляющий контроль личности на основе принципа реальности, и «супер эго», или нравственный оценочный элемент. Социализация представляется З.Фрейдом процессом «развертывания» врожденных свойств человека, в результате которого происходят становления этих трех составляющих элементов личности. В этом процессе Фрейд выделяет 4 стадии, каждая из которых связана с определенными участками тела, так называемые эрогенные зоны: оральная, анальная, фаллическая и фаза половой зрелости.

Французский психолог Ж.Пиаже, сохраняя идею различных стадий в  развитии личности, делает акцент на развитии познавательных структур индивида и  их последующей перестройке в  зависимости от опыта и социального воздействия [64, с.78] .

Многие психологи и  социологи подчеркивают, что процесс  социализации продолжается в течение  всей жизни человека [77, с.257]. А это  значит, что на протяжении всей жизни  осуществляется включение индивида в социальные отношения и благодаря этому может происходить изменение его психики. Однако понятия «развитие психики» и «социализация» не тождественны друг другу, хотя и пересекаются.

Социализация есть изменение  психики и формирование личности. Хотя как развитие психики не исчерпывается социальными процессами, так и развитие личности не сводимы лишь к социализации. Такое развитие осуществляется, как минимум, посредством двух процессов:

    • социализации;
    • саморазвития, саморазвертывания личности.

Социализация начинается с воздействий на индивида, поскольку родители ребенка уже социализованы, а ребенок может на них воздействовать первоначально лишь как биологическое существо, затем он становится способен взаимодействовать с взрослыми и, далее, воспроизводить имеющийся у него социальный опыт в своей деятельности.

Развиваясь, личность становится субъектом социальных отношений, способным  оказывать воздействие на другого  человека, но, в силу диалогичности  сознания, рефлексии, человек может  воздействовать и на себя как социальный объект. Такие воздействия не считаются социализацией, но могут составлять основу развития личности [77,с.196].

Рассмотрим структуру социализации личности:

Наиболее перспективный  подход к определению структуры  социализации личности состоит в  анализе ее в 2-х аспектах: статическом и динамическом. Соответственно можно условно выделять статическую и динамическую структуру социализации. Элементами структуры являются устойчивые, относительно константные образования. При этом не учитывается различная степень их собственной внутренней изменчивости. К ним следует отнести, прежде всего, личность и общество, а также те социальные образования, которые способствуют процессу их взаимодействия.

Понятие "личность" фиксирует социально  значимое в человеке, являющемся, с  одной стороны, частью природы, а с другой, - социальным индивидом, членом конкретного общества. Это его общественная сущность, которая развивается только вместе с обществом или только на его основе.  Определяющим фактором в процессе социализации выступает микросреда - та объективная реальность, которая представляет собой совокупность экономических, политических, идеологических и социально-политических факторов, непосредственно взаимодействующих с личностью в процессе жизнедеятельности.

Статическая структура социализации личности позволяет конкретно исторически подойти к анализу относительно устойчивых элементов данного процесса на определенном этапе развития общества. Однако, как уже было замечено, все вышеперечисленные элементы статической структуры не являются раз и навсегда данными, неизменными, лишенными определенных изменений, развития. Поэтому анализ основных элементов статической структуры социализации личности в их движении, изменении и взаимодействии позволяет перейти к исследованию динамической структуры этого процесса.  
Динамическая структура социализации личности основывается на признании изменчивости тех элементов, которые образуют статическую структуру данного процесса, основной акцент при этом делается на связях и корреляциях тех или иных элементов друг с другом.

Социализация осуществляется под воздействием многих факторов, которые можно условно разделить  на три группы  (таблица №1): [68, с. 25]

 

Таблица №1

ФАКТОРЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ

 

 

Таким образом, в понятие  социализации входят понятия обучение, воспитание, развитие личности.

Однако существуют феномены, механизмы и направления социализации.

 

1.2. Феномены, механизмы  и направления социализации

 

Социализация личности на индивидуальном уровне включает ряд  процессов:

  • личности людей формируются, взаимодействуя друг с другом; на характер этих взаимодействий оказывают влияние такие факторы, как возраст, интеллектуальный уровень, пол и т.д.;
  • окружающая среда также может воздействовать на личность ребенка;
  • личность формируется на основе собственного индивидуального опыта;
  • важным аспектом формирования личности является культура.

К ведущим феноменам  социализации следует отнести усвоение стереотипов поведения, действующих  социальных норм, обычаев, интересов, ценностных ориентации и т.п. Стереотипы поведения формируются путем сигнальной наследственности, т.е. через подражание взрослым в раннем детстве. Они очень устойчивы и могут быть основой психической несовместимости (например, в семье, этносе).

Существует несколько  социально-психологических механизмов социализации:

Идентификация- это отождествление индивида с некоторыми людьми или группами, позволяющее усваивать разнообразные нормы поведения, которые свойственны окружающим. Примером идентификации является поло-ролевая типизация- процесс приобретения индивидом психических особенностей и поведения, характерных для представителей определенного пола;

Подражание является сознательным или бессознательным воспроизведением индивидом модели поведения, опыта других людей (в частности, манер, движений, поступков и т.д.);

Внушение - процесс неосознанного воспроизведения индивидом внутреннего опыта, мыслей, чувств и психических состояний тех людей, с которыми он общается;

Социальная  фасилитация - стимулирующее влияние поведения одних людей на деятельность других в результате которого их деятельность протекает свободнее и интенсивнее («фасилитация» означает «облегчение»);

Конформность — осознание расхождения во мнениях с окружающими людьми и внешнее согласие с ними, реализуемое в поведении.

Ряд авторов, в том числе и З.Фрейд, выделяют четыре психологических механизма социализации, такие, как:

Имитация - осознанная попытка ребенка копировать определенную модель поведения. Образцами для подражания могут выступать родители, родственники, друзья и т.д.

Идентификация - способ осознания принадлежности к той или иной общности. Через идентификацию дети принимают поведение родителей, родственников, друзей, соседей и т.д., их ценности, нормы, образцы поведения как свои собственные.

Стыд - это переживание разоблачения и позора, связанное с реакцией других людей.

Чувство вины - переживание разоблачения и позора, связанное с наказанием самого себя, вне зависимости от других людей [86,с.376].

Имитация и идентификация  являются позитивными механизмами, так как они нацелены на усвоение определенного типа поведения. Стыд и вина представляют собой негативные механизмы, поскольку они подавляют или запрещают некоторые образцы поведения. З.Фрейд отмечает, что чувства стыда, и вины тесно связаны друг с другом и почти неразличимы. Однако между ними имеются определенные различия. Стыд обычно ассоциируется с ощущением, что вас разоблачили и опозорили. Это чувство ориентировано на восприятие поступков индивида другими людьми. Ощущение же вины связано с внутренними переживаниями, с самооценкой человеком своих поступков. Наказание здесь совершается самим собой, контролирующей формой выступает совесть [86,с.392].

Основные направления  социализации соответствуют ключевым сферам жизнедеятельности человека: поведенческой, эмоционально-чувственной, познавательной, бытийной, морально-нравственной, межличностной. Другими ловами, в процессе социализации люди обучаются тому, как себя вести, эмоционально реагировать на различные ситуации, переживать и проявлять различные чувства; каким образом познавать окружающий природный и социальный мир; как организовывать свой быт; каких морально-этических ориентиров придерживаться; как эффективно участвовать в межличностном общении и совместной деятельности.

 

1.3. Современные  теории социализации.

1.3.1. Западные концепции социализации личности.

Поиски теоретического осмысления связи индивида и общества в западноевропейской и американской философской и психолого-педагогической науке относятся к началу XX века. Они велись как с позиции субъективного  идеализма, когда общество понималось как сумма индивидов, а общественное сознание как «спроецированное и увеличенное индивидуальное сознание», так и с позиции объективного идеализма, при котором общество провозглашалось социальным организмом, не сводимым к совокупности сознания личностей, а выступающим в форме коллективных представлений, обладающих императивной силой отношений к индивиду.

Классификацию существующих в западной науке концепций социализации стоит проводить все-таки не по основополагающим философским и психологическим школам и течениям, а на основе того, как сторонники того или иного направления представляют себе цели и сущность социализации, модус поведения личности, который она призвана формировать. Рассмотрим различные концепции и подходы к изучению процесса социализации за рубежом.

Адаптивная концепция  в социализации отражает структурно-функциональный подход. Несмотря на некоторое отличие  представлении проблемы социальной детерминированности воспитания у  различных школ этого направления  западной науки начала 20-х годов, социализация личности трактовалась как приспособление личности к существующему образу жизни, к господствующим в обществе экономическим, идеологическим и нравственным нормам и принципам, как подготовка к выполнению социальных ролей в соответствии с принадлежностью к определенному классу и социальной группе.

С наибольшей полнотой эта  позиция нашла выражение в  теоретической системе Джона  Дьюи. Он называл школу «лабораторией  буржуазной демократии» и утверждал, что она может стать мощным средством изменения социальной среды и отношений между людьми: «Школа может создать в проекте такой тип общества, который нам хотелось бы осуществить. Влияя на умы в этом направлении, мы постепенно изменили бы характер взрослого общества» [10, с. 52]. Рассматривая школу в таком ракурсе активной общественной среды, он выделяет как важную составную часть своей воспитательной доктрины социализацию, считая, что заложенные у человека от природы уникальные способности могут проявиться лишь в процессе социализации. Социализацию он понимает как приспособление к общественной среде и подчеркивает, что необходимо «выкристаллизовывать» индивидуальность каждого воспитанника. Здесь нет противоречия, если иметь в виду одно из важнейших положений Дж. Дьюи: развитие личности определяется «социализацией ума», то есть ломкой социальных стереотипов, стремлением служить другим людям, делиться с ними богатством своих способностей. Иными словами, социализированная личность, по Дж. Дьюи, добивается полного совпадения общественных и личных ценностей поведения.

Важнейшим понятием в  концепции социализации у Дж. Дьюи является категория «опыт». По мнению Дж. Дьюи, опыт включает все переживаемое человеком: ощущения и мысли, невежество и знание, чувства, привычки, потребности, интересы, любовь и ненависть. Опыт он считает единственно реальным миром подлинных ценностей. Поэтому социальное становление личности — это не что иное, как постоянная «реконструкция» ее опыта. Но при этом, как утверждает Дж. Дьюи, и в материальной, и в познавательной деятельности человек изменяет мир, «делает» его, то есть всегда выступает как активный субъект, реконструируя свой опыт: «Природа опыта своеобразно объединяет активный и пассивный элемент. Активно опыт ставится, пассивно он испытывается. Мы воздействуем на предмет, а потом он воздействует на нас. Ценность опыта зависит от соотношения этих элементов. Когда мы испытываем обратное действие на нас нашего опыта — мы учимся» [10, с. 28].

Но смешивая различные  «взаимодействующие элементы» социальной жизни — политику и искусство, воспитание и торговлю, религию и промышленность,— Дж. Дьюи отрицает не только определяющее значение какого-либо из этих факторов, но и всякую возможность для конкретного человека ориентироваться на реальные общественные отношения, правила морали, религиозные установки. Вхождение личности в жизнь общества в качестве активного субъекта, по Дж. Дьюи, достигается путем постепенного, осуществляемого с детства, шаг за шагом, решения отдельных частных социальных проблем в рамках существующего общества. Ведь опыт — это не плавный, спокойный поток событий, а всегда серия неожиданных ситуаций.

Уже ребенка, считает  Дж. Дьюи, следует учить действовать  в различных «проблематических» ситуациях по его инструментальной схеме, включающей пять этапов:

1) переживание чувства  затруднения;

2) его осознание и  определение его границ;

3) наметки о возможном  решении (выдвижение гипотезы);

4) рассуждение, развитие  идеи решения до ее эмпирических  последствий; 

5) наблюдение и экспериментальная  проверка гипотезы или предполагаемого решения.

Каждый из этапов требует  активного участия интеллекта и  не допускает никакой спешки, порывов эмоций и необузданных волевых решений. Воспитание, которое приучает ребенка так сознательно решать практические проблемы, по мнению Дж. Дьюи, есть уже не подготовка к будущей жизни, а сама жизнь.

Важным аспектом концепции  Дж. Дьюи является ценностная интерпретация  опыта. Как и многие философы начала XX века, он отстаивал гот факт, что  отношение человека к окружающему  миру не является только созерцательно-теоретическим и бесстрастным. Будучи, в первую очередь, практическим, оно всегда эмоционально окрашено, несет в себе печать субъективного предпочтения, включает некую личную оценку. Дж. Дьюи в этой связи утверждает, что между познавательной и оценочной деятельностью нет различия, истина и ценность всегда совпадают. То, что позволит успешно решить «проблематическую ситуацию», и является ценным для личности, войдет в структуру ее опыта и станет ориентиром в дальнейшей жизни. Следовательно, любое действие, устраняющее состояние замешательства субъекта, даже в моральной ситуации (а это тоже — «проблематическая ситуация») заслуживает безоговорочного одобрения. Однако такой подход лишает социальную жизнь человека ориентации на устойчивую высшую цель, твердые моральные принципы, превыше всего ставит овладение технологией самодетерминированного поведения («self-reliance» — «опоры на самого себя») [11, с. 19].

Информация о работе Особенности социализации подростков в различных типах семей