Особенности социализации подростков в современном обществе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2014 в 23:37, курсовая работа

Краткое описание

Цель: изучение процесса социализации подростков в современном обществе.
Задачи: изучить процесс социализации подростков, изучить психолого-педагогическую литературу по теме.
Выявить факторы и рассмотреть агентов, влияющих на процесс социализации

Содержание

1.Введение
2. Понятие социализации
2.1 Этапы и стадии социализации
2.2 Механизмы социализации, ролевая социализация
3. Факторы, влияющие на социализацию личности
4. Воспитание как процесс социализации
5. Проблемы социализации и пути их решения в современном обществе
6. Заключение
7. Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Министерство образования и науки Российской Федерации (2).docx

— 62.52 Кб (Скачать файл)

             Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

                        Высшего профессионального образования

       «ПЕТРОЗАВОДСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» 

Филологический факультет

                                

  

Кафедра теории и методики

общего и профессионального образования

 

 

                                            Курсовая  работа 

 

     «Особенности  социализации подростков в современном  обществе »

            

 

                                       Рышкевич Наталья Юрьевна, 431-З гр.

3 курс заочного отделения.

 

Научный руководитель:

к.п.н., доцент Федорова Е.Н.

 

 

                                                 

                                                  Петрозаводск 

                                                         2014 г.

                                                  Содержание

1.Введение

2. Понятие социализации

2.1 Этапы и стадии социализации

2.2 Механизмы социализации, ролевая социализация

3. Факторы, влияющие на  социализацию личности

4. Воспитание как процесс социализации

5. Проблемы социализации и пути их решения в современном обществе

6. Заключение

7. Список использованной литературы

 

 

 

 

 

     

 

                                     

                                        

 

 

                                      

                                        

 

                                        1. Введение.

    [По сравнению с животными человек вступает в мир удивительно “незавершенным”. Человеческие качества являют собой социальный продукт, результат социализации – процесса социального взаимодействия, в ходе которого люди приобретают знания, взгляды, принципы, усваивают правила поведения, необходимые для успешной жизни в обществе. Благодаря социализации простой биологический организм трансформируется в личность – истинно социальное существо. Без социализации возрождение культуры от поколения к поколению было бы невозможным.]1

    

    В настоящие время процесс социализации является предметом исследования специалистов многих отраслей научного знания. Психологи, философы, социологи, педагоги, социальные психологи и т. д. Вскрывают различные аспекты этого процесса, исследуют  механизмы, этапы и стадии, факторы социализации.

                                                                                                                                                            Проблема социализации подростков в современном обществе очень актуальна в нынешнее время.На развитие подростка имеют огромное влияние его окружение(семья,друзья,учителя т.д)телевидение,СМИ. Проблема разводов-одна из крупнейших проблем в стране.Наряду с неполными семьями растет число психических расстройств у детей.В целом по стране каждый год из-за разводов свыше 700 тыс.детей остается без одного родителя,что тоже сказывается на процессе социализации.500 тыс.детей рождается вне брака.Так же из-за проблемы алкоголизма в стране 60% детей становятся сиротами при живых родителях,либо попадают в детдома.Все это тоже критично сказывается на социализации подростков.

    Актуальность проблемы: в настоящее время,в связи с тем,что происходит быстрое развивитие технологий, происходят изменения в окружающей среды нормы и ценности общества становятся все более разнообразными и неоднозначными, и, таким образом, социализация все более усложняется. Для осуществления успешной социализации личности в современном обществе необходим комплексный подход к изучению такого сложного и значимого социального явления, как социализация: важно не только знать и понимать его сущность, процесс, необходимые условия и механизмы, но и рассматривать проблемы, возникающие в процессе его действия.

Цель: изучение процесса социализации подростков в современном обществе.

Задачи: изучить процесс социализации подростков,изучить психолого-педагогическую литературу по теме,Выявить факторы и рассмотреть агентов,влияющиих на процесс социализации 

Объект исследования:социализация.

Предмет исследования:социализация подростков в современном обществе.

                                    2. Понятие социализации.

   [В человеке его человеческие черты формируются только потому,что с первого в своей жизни вздоха он- существо общественное.]2 [Познавая мир и себя как частицу мира,вступая в разнообразные отношения с людьми,отношения,удовлетворяющие его материальные и духовные потребности,ребенок включается в общество,становится его членом.]3Этот процесс приобщения к обществу и процесс формирования личности ученые и называют процессом созиализации.

    [В гуманитарные науки термин «социализация» пришел из политэкономии, где его первоначальным значением было «обобществление» земли, средств производства и т. п.  Автором термина «социализация» применительно к человеку, очевидно, является американский социолог Ф. Г. Гиддингс, который в 1887 г. в книге «Теория социализации» употребил его в значении, близком к современному, - «развитие социальной природы или характера индивида, подготовка человеческого материала к социальной жизни].4

    Определение термина  «социализация »различными учеными  трактуется по-разному.Я приведу несколько определений. [Социализация-это прежде всего процесс овладения навыками, образцами поведения, моделями действий, знаниями.]5

   Из википедии: [Социализация — процесс усвоения индивидом образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, знаний, навыков, позволяющих ему успешно функционировать в обществе.]6Так же есть другие определения:[Социализация — это процесс получения ребёнком навыков, необходимых для полноценной жизни в обществе. В отличие от других живых существ, чье поведение обусловлено биологически, человек, как существо биосоциальное, нуждается в процессе социализации для того, чтобы выжить.]7

   Согласно Н. Д. Никандрову и С. Н. Гаврову, [социализация предполагает многосторонние и часто разнонаправленные влияния жизни, в результате которых человек усваивает „правила игры“, принятые в данном обществе, социально одобряемые нормы, ценности, модели поведения.]8

   Понятие "социализация" характеризует в обобщенном виде процесс усвоения индивидом определенной системы знаний, норм, ценностей, установок, образцов поведения, которые входят в понятие культуры, присущей социальной группе и обществу в целом, и позволяет функционировать индивиду в качестве активного субъекта общественных отношений.

   Социализацию не  следует сводить к образованию  и воспитанию, хотя она и включает  эти процессы. Социализация личности  осуществляется под влиянием  совокупности многих условий, как  социально-контролируемых, и направленно-организуемых, так и стихийных, возникающих  спонтанно.                   

     В социальной  философии социализация характеризует  жизнь человека в обществе  с его рождения. Это – проблема взаимодействия общества и человека, и это взаимодействие позволяет выделить ряд этапов социализации личности, которые обладают своей спецификой. Социализация – это развитие личности, и это воспитание человека, понимаемое широко как усвоение общественного опыта, достижений культуры, языка, традиций и обычаев, ценностей, стандартов деятельности и т. д.

  В традиционной отечественной социологии социализация рассматривается как саморазвитие личности в процессе ее взаимодействия с различными социальными группами, институтами, организациями, в результате которых вырабатывается активная жизненная позиция личности.

    Важно иметь  в виду, что социализация есть  процесс, продолженный в течение  всей жизни человека.  Социализация  личности - это сложный процесс  ее взаимодействия с социальной  средой, в результате которого  формируются качества человека, как подлинного субъекта общественных  отношений. Одной из главных целей социализации является приспособление, адаптация человека к социальной реальности, что служит, пожалуй, наиболее возможным условием нормального функционирования общества.

   

  Каждая личность, так или иначе, участвует в жизни общества, обладая знаниями, чем-то руководствуется. Социальная структура личности постоянно изменяется, поскольку постоянно меняется ее социальное окружение ("ближнее" - родственники, друзья, знакомые и т. д. и "дальнее" - общество в целом). Личность, получает новую информацию, новые знания. Эти знания превращаются в убеждения. В свою очередь, убеждения определяют характер поступков человека. Отсюда и социализация может быть понята, как применение социальной структуры личности в соответствии с требованиями общества.

 

    Процесс социализации - это процесс взаимодействия  личности и общества. Данное взаимодействие  включает в себя, одной стороны, способ передачи индивиду социального  опыта, способ включения его в  систему общественных  отношений, с другой стороны, процесс личностных  изменений. Эта последняя трактовка является наиболее традиционной для современной социологической литературы, где под социализацией понимается процесс социального становления человека, который включает в себя усвоение индивидом социального опыта, системы социальных связей и отношений Сущность социализации состоит в том, что в процессе ее человек формируется как член того общества, к которому он принадлежит.

 

    Итак,социализация  личности-сложный, противоречивый процесс, который длится на протяжении всей жизни человека.

 

                    2.1 Этапы и стадии социализации.

 

Этапы социализации совпадают(условно)с этапами возрастного развития индивида:

1)ранняя(первичная) социализация.(связана с приобретений общекультурных знаний,получении первичных знаний о мире и взаимоотношении людей.)К этому этапу относят подростковый возраст;

2)вторичная социализация:

А)профессиональная социализация(связана с овладением определенных навыков,приобщение к определенной субкультуре.);

Б)включение индивида в систему общественного разделения труда(на этом этапе происходит усвоение новых профессиональных знаний,навыков,

ролей,ценностей);

В)пенсионный возраст (характерно изменение образа жизни в связи с потерей трудоспособности.

                        

    Существуют различные подходы к выделению стадий социализации. Основания для ее периодизации различны: ведущий вид деятельности, ведущий институт социализации и т.д. Наиболее признанной является точка зрения, согласно которой стадии социализации соотносятся с возрастной периодизаций жизни человека.

 

    [Существуют различные периодизации, и приводимая ниже не является общепризнанной.Она

 весьма условна (особенно после этапа юности).Достаточно удобна с социально-педагогической точки зрения. Будем исходить из того, что человек в процессе социализации проходит следующие стадии:

- младенчество (от рождения до 1 года),

-раннее детство (1-3 года),

-дошкольное детство (3-6 лет),

-младший школьный возраст (6-10 лет),

- подростковый (10-14 лет),

- ранний юношеский (15-17 лет),

-юношеский (18-23 года),

-молодость (23-33 года),

-зрелость (34-50 лет),

-пожилой возраст (50-60 лет),

-старость (60-70 лет),

-долгожительство (свыше 70 лет).]9

     Для каждого  возраста или этапа социализации  выделяют три группы задач: естественно- культурные, социально-культурные и  психологические.

Решение этих задач является объективной необходимостью для развития человека.

   

    На  каждом этапе социализации человек должен обладать не только определенной суммой знаний, умений, навыков, но и принимать соответствующее участие в жизни общества. Эти задачи объективно определится обществом в целом, уровнем его развития, региональным и ближайшим окружением человека.

              2.2 Механизмы социализации,ролевая социализация

    По мнению А.В. Мудрика к социально-педагогическим механизмам социализации можно отнести следующие:

1. Традиционный механизм  социализации представляет собой  усвоения человеком норм, эталонов  поведения, взглядов, стереотипов, которые  характерны для его семьи и  ближайшего окружения (соседского, приятельского и др.). Это усвоение  происходит, как правило, на неосознанном  уровне с помощью запечатления, некритического восприятия господствующих  стереотипов. Эффективность традиционного  механизма весьма рельефно проявляется  тогда, когда человек знает, "как  надо", "что надо", но это  его знание противоречит традициям  ближайшего окружения. Эффективность  традиционного механизма проявляется  в том, что те или иные элементы  социального опыта, усвоенные, например, в детстве, но впоследствии невостребованные  или блокированные в силу изменявшихся  условий жизни (например, переезд  из села в большой город), могут всплыть в поведении человека при очередном изменении жизненных условий или на последующих возрастных этапах.

Информация о работе Особенности социализации подростков в современном обществе