[Воспитание—главное
условие социализации и одновременно
неотъемлемая часть этого процесса. Под
этим углом зрения оно рассматривается
как целенаправленная и контролируемая
социализация. Посредством воспитания
регулируются темпы и глубина социализации
— преодолеваются или ослабляются отрицательные
последствия, социализации придается
гуманистическая ориентация.]18
Во всех педагогических
руководствах подчеркивается значение
двух принципов: учета возрастных
особенностей воспитанников и
осуществления воспитания на
основе индивидуального подхода.
Психолого-педагогические исследования
последних десятилетий показали,
что первостепенное значение
имеет не столько знание воспитателем
возраста и индивидуальных особенностей,
сколько учет личностных характеристик
и возможностей воспитанников. Личностный
подход понимается как опора
на личностные качества. Последние
выражают очень важные для
воспитания характеристики - направленность
личности, ее ценностные ориентации,
жизненные планы, сформировавшиеся
установки, доминирующие мотивы
деятельности и поведения. Ни возраст,
взятый в отдельности, ни индивидуальные
особенности личности (характер, темперамент,
воля и др.), рассматриваемые изолированно
от названных ведущих качеств, не обеспечивают
достаточных оснований для высококачественного
личностно ориентированного воспитания.
Ценностные ориентации, жизненные планы,
направленность личности, безусловно,
связаны с возрастом и индивидуальными
особенностями. Но только приоритет главных
личностных характеристик выводит на
правильный учет данных качеств.
При личностном
подходе учет возрастных и
индивидуальных особенностей приобретает
новую направленность. Диагностируются
потенциальные возможности, ближайшие
перспективы. Мы уже знаем, что
максимально благоприятные возможности
для формирования нравственных
и социальных качеств - в младшем
школьном возрасте. Чем меньше
возраст, тем непосредственнее восприятие,
тем больше ребенок верит своему
воспитателю, безоговорочно подчиняется
его авторитету. Поэтому в младшем
школьном и раннем подростковом
возрасте легче воспитывать положительные
привычки, приучать воспитанников
к труду, дисциплине, поведению в
обществе. Старшие подростки понимают
уже прямую, открытую постановку
задач в конкретных видах полезной
деятельности, активны и инициативны.
Однако эта активность, стремление
к самостоятельности должны быть
хорошо организованы педагогом.
Старших школьников отличает
возросшее стремление к самостоятельности.
Опираясь на эту особенность,
у них развивают высокие нравственные
идеалы, чувство ответственности.
Учитывая возросший
уровень знаний современных школьников,
их разнообразные интересы, воспитатель
и сам должен всесторонне развиваться:
не только в области своей специальности,
но и в области политики, искусства, общей
культуры, должен быть для своих воспитанников
высоким примером нравственности, носителем
человеческих достоинств и ценностей.
Быстрые темпы
формирования личностных качеств
в детском и подростковом возрасте,
требуют действовать с опережением,
не дожидаясь, пока содержание, организация,
методы я формы воспитания
придут в противоречие с уровнем
развития воспитанников, пока вредные
привычки не успели укорениться
в их душе. Однако, повышая требования,
взвешивайте силы тех, кому они
адресованы. Непосильные требования
могут подорвать веру в свои
силы, привести к разочарованиям
или, то намного хуже, к недостаточно
полному, поверхностному выполнению
требований.
Некоторые воспитатели
ошибочно полагают, что индивидуальный
подход требуется лишь по отношению
к «трудным» школьникам, нарушителям
правил поведения. Бесспорно, эти
воспитанники нуждаются в повышенном
внимании. Но нельзя забывать
и «благополучных». За внешним
благополучием могут скрываться
и неблаговидные мысли, мотивы, поступки.
Подозревать в этом никого
и никогда не следует, но внимание
необходимо уделять всем.
Понять глубинные
характеристики личности по внешним
актам поведения очень сложно
и не всегда удается. Нужно, чтобы
сам воспитанник помогал воспитателю.
Сделайте его своим другом, союзником,
сотрудником. Это кратчайший и
верный путь диагностики глубинных
качеств.
[Обращаясь к выявлению
сущности процесса воспитания,следует
подчеркнуть,что современной психологической
наукой доказано:центральным звеном изучения
и формирования личности являются ее отношения
с окружающим нас миром.Положительные
качества личности не возникают стихийно,стоит
лишь привести детей в класс.Они проявляются
и корректируются только в системе отношений.Отношения
закрепляются в чертах характера,в тех
свойствах личности,которые мы воспитываем.]19
[Отношения закрепляются
по мере воспитания в духовном мире личности.Каждый
человек несет в себе закрепленные отношения.
Процесс воспитания определяется
как включение школьника в совокупность
последовательно усложняющихся нравственно
ценных.]20
Таким образом,смысл воспитания
состоит в создании таких жизненных ситуаций,
в который проявились бы лучшие качества
личности.
Правила реализации
принципа помогают воспитателям
охватить все стороны воспитательного
взаимодействия:
1. Личность воспитанника
формируется под влиянием семьи,
товарищей, окружающих взрослых
людей, общественных организаций, ученического
коллектива и т.д. Среди этих
многообразных влияний немалая
роль принадлежит классному коллективу
и личности воспитателя, однако
воспитатель всегда должен помнить
и о других сферах воспитательного
воздействия. Очень важно, чтобы
требования, исходящие от них
и от воспитателя, были едиными
и не противоречили одно другому.
2. Огромная роль в формировании
личности принадлежит семье. Интимность
отношений, индивидуальность воздействий,
неповторимость подходов к воспитанию
в сочетании с глубоким учетом
особенностей детей, которых родители
знают значительно лучше воспитателей,
никакими другими педагогическими
воздействиями заменить нельзя.
Недаром большинство педагогов
согласно с формулой - по-настоящему в
человеке воспитано лишь то, что воспитано
в семье. Отсюда требование поддерживать
и укреплять связь с семьей, опираться
на нее при решении всех воспитательных
задач, тщательно согласовывать воспитательные
действия. Проверенное средство связи
школы с семьей - дневник школьника. Педагогически
правильное ведение этого документа позволяет
эффективно координировать усилия родителей
и учителей. Сейчас в некоторых школах
отказались от дневников, в других учителя
не обращают внимание на то, что ребята
ведут дневники неряшливо. Но ведь пока
нет лучшего средства оперативной связи
- индивидуальные компьютерные карточки,
используемые в западных школах, вряд
ли скоро придут в нашу школу. Поэтому
нужно, наоборот, повысить роль дневника,
сделав его главным оперативным документом,
отражающим текущую жизнь школьника.
3. Воспитатель должен
быть воспитан сам. У педагогов
и родителей нет иного пути,
как культивировать у себя
те качества, которые они хотели
бы прививать своим детям.
4. В практике воспитания
нередко возникают конфликтные
ситуации, когда воспитатели не
соглашаются с деятельностью
семьи, или, напротив, семья отрицательно
относится к требованиям воспитателей.
Часто родители сводят на нет
усилия педагогов, заласкивая, занеживая
своих детей, воспитывая у них
потребительскую психологию. Устранять
недоразумения следует, опираясь
не на то, что разобщает, а на
то, что соединяет все воспитательные
усилия.
5. Бывает, что воспитатель
не согласен с мнением коллектива,
общественных организаций, критикует
поступки и действия других
воспитателей и т.п. Все это
не может не отражаться отрицательно
на формировании взглядов и
убеждений личности. Поэтому воспитателям
надо всегда помнить о необходимости
поддерживать разумные требования
друг друга, бережно относиться
к авторитету коллектива.
6. Практическая реализация
этого принципа требует создания
единой системы воспитания как
на занятиях, так и во вне учебное
время. Систематичность процесса воспитания
обеспечивается соблюдением преемственности
и последовательности в формировании
черт личности. В воспитательной работе
следует опираться на приобретенные ранее
положительные качества, нормы поведения.
Постепенно и нормы, и средства педагогического
воздействия должны усложняться. Воспитатели
следят за соблюдением этого требования
в семье, консультируя родителей.
7. Способ достижения единства
воспитательных воздействий - координация
усилий причастных к воспитанию
людей, служб, социальных институтов.
Вот почему воспитатели, классные
руководители не должны жалеть
усилий на установление и восстановление
связей между всеми причастными
к воспитанию людьми: работниками
молодежных и спортивных организаций,
творческих союзов.
Таким образом, в процессе социального воспитания
реализуются следующие функции:
- интегративная
- объединение усилий государственных,
общетсвенных институтов, семьи в воспитании
личности;
-диагностирующая
- раскрытие ценностных характеристик
личности, семьи, их использование в педагогическом
процессе;
-обучающая - обеспечение
передачи личности знаний, умений, навыков
как в процессе организованных форм образовательной
деятельности, так и в процессе стихийного
социального обучения или социального
взаимодействия;
-развивающая
- помощь в нравственном, физическом, интеллектуальном,
социальном, культурном, психическом развитии
личности;
-информационно-коммуникативная
- обеспечение трансляции социального
опыта, преемственности традиций, ценностных
ориентаций, формирующих гуманные отношения
в социуме, а также позицию личности как
субъекта деятельности;
-социокультурная
- интеграция личности в культурную среду,
историческую и современную, мировую и
национальную.
5 Проблемы социализации
и пути их решения в современном обществе
Как известно,
социализация не всегда бывает успешной.
Более того, ее результат практически
никогда не достигает идеала как на социальном,
так и на личностном уровне, а само общество,
его социальные институты и организации
не реализуют сполна свои социальные функции.
Всегда остается некоторый неиспользованный
резерв возможностей. Может происходить
и определенный перекос в «наложении»
социальности на личность, в результате
в личности преобладают нежелательные
для общества черты. Кроме того, сам человек,
представляя собой сложнейшее социальное,
психологическое и биологическое образование,
даже при позитивных внешних для него
условиях может оказаться за чертой социально
одобряемого поведения.
Социализация
призвана обеспечить постоянный
личностный рост. Принято признавать
социализацию успешной, если индивид
осваивает необходимые социальные
роли, усваивает одобряемые данным
обществом, социальной общностью
ценности, социальные нормы, стереотипы
поведения. Но это не значит, что
она происходит как поступательное
движение вверх. Это сложный, противоречивый,
динамичный процесс, который особенно
в молодые годы сопровождается
кризисами.
Социально-психологические
проблемы связаны со становлением
самосознания молодых людей, их
самоутверждением и саморазвитием. На этапе молодости эти проблемы
социализации имеют особое, специфическое
содержание, появляются разные способы
их решения.
Естественно-культурные
проблемы также оказывают влияние
на процесс социализации молодежи
в современном Российском обществе.
Его содержание связано с достижением
человеком определенного уровня
физического и сексуального развития.
Проблемы эти часто касаются
региональных различий, поскольку
темпы физического и полового
созревания могут заметно разниться.
Естественно-культурные проблемы
социализации могут затрагивать
также вопросы формирования эталонов
мужественности и женственности
в различных культурах, этносах,
регионах.
Социально-культурные
проблемы социализации имеют
своим содержанием приобщение
личности к определенному уровню
культуры, к той или иной совокупности
знаний, умений и навыков.
Все перечисленные
проблемы социализации и их
решения являются объективной
необходимостью для личности. В
случае осознания таких проблем
она вполне способна их плодотворно
решать - конечно, при наличии необходимых
объективных предпосылок для
этого. Значит, тогда человек выступает
субъектом собственного развития,
субъектом социализации.
Однако нужно иметь
в виду, что если какие-либо
проблемы социализации не решаются
на том или ином ее этапе,
это может тормозить процесс
развития личности, делать его
неполноценным. Осмысление такой
ситуации может заставить человека
ставить перед собой новые
цели, менять способы их достижения.
В целом это не страшно. Гораздо
хуже, если нерешенные или не
решаемые проблемы не будут
осознаны личностью, и она не
станет искать никаких поворотов
в процессе социализации.
Необходимой предпосылкой
успешной социализации индивида является
конформизм. Но особо опасным становится
конформизм в случае «давления» на человека
асоциальных и антисоциальных группировок,
когда индивид принуждается к экстремизму,
бунту, религиозному фанатизму, употреблению
наркотиков, преступлениям и т. д.