Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2014 в 17:15, дипломная работа
Цель исследования: выявить особенности социально-психологической адаптации младших и старших подростков.
Задачи исследования:
Раскрыть сущность базового понятия дипломного исследования «социально-психологическая адаптация».
Рассмотреть социально-психологическую адаптацию как категорию в психологической науке.
Третью позицию значимости в группе младших подростков занимает ценность-средство «высокие запросы», что характеризует высокие требования к жизни и высокие притязания испытуемых. В группе старших подростков третье место определено для другой ценности-средства, а именно «независимости», что связано со способностью действовать самостоятельно, решительно. На наш взгляд, полученные результаты можно объяснить как проявление чувства взрослости и эмансипированности старших подростков. Как отмечают исследователи в области возрастной психологии, высокие запросы могут быть связаны со стремлением не потерять индивидуальность в реально существующих условиях. Предъявляю высокие требования к окружающим, подросток тем самым задает планку соответствия, которая зачастую может быть неадекватно завышена.
Такие ценности-средства как «аккуратность», «чуткость», «честность» и «исполнительность» занимают последние места в рейтинге, т.е. умение содержать в порядке вещи, порядок в делах; заботливость; правдивость, искренность; дисциплинированность не в почете у подростков. Из личной беседы с подростками, мы выяснили, что такая ценность как «чуткость» ими относятся к проявлению слабости характерной только девочек.
В результате применения тест-опросника самоотношения В. В. Столина С.Р. Пантелеева на выборке испытуемых были получены следующие усредненные значения Таблица 6.
Усредненные значения по тест-опроснику самоотношения В. В. Столина и С. Р. Пантелеева в группах испытуемых (n1=48, n2=48 )
Модальности самоотношения |
Значения в % в группе младших подростков |
Значения в % в группе старших подростков | ||
S Интегральное самоотношение |
58 |
70 | ||
Глобальные шкалы |
I |
Самоуважение |
56,9 |
71,3 |
II |
Аутосимпатия |
56,3 |
69,7 | |
III |
Ожидания |
58,8 |
56 | |
IV |
Самоинтерес |
43,5 |
71 | |
Дополнительные шкалы |
1 |
Самоуверенность |
65,7 |
81,3 |
2 |
Отношение других |
80 |
51,3 | |
3 |
Самопринятие |
50,6 |
70 | |
4 |
Саморуководство, самопоследовательность |
50,3 |
79 | |
5 |
Самообвинение |
43,3 |
60,7 | |
6 |
Самоинтерес |
43,5 |
71 | |
7 |
Самопонимание |
48 |
73 |
Результаты диагностики основных шкал самоотношения в группах испытуемых по тест-опроснику самоотношения показали, что в процентном отношении наиболее высоким является среднее значение по интегральному показателю самоуважения старших подростков (70 %). При этом в группах испытуемых представлены все три уровня сформированности самоотношения, следовательно, самоотношение необходимо рассматривать как многомерное динамическое образование, которое понимается как выражение смысла «Я» для субъекта, устойчивое позитивное или негативное чувство по отношению к своему «Я». Всего 23(48,5%) старших подростка и 5(11%) младших подростков характеризуется позитивным самоотношением, т.е. такие испытуемые принимают субъект собственной личности в целом, переживают чувство уверенности в себе, ощущение ценности своего «Я».
Высокий уровень самоуважения выявлен у 30(61%) старших подростков и всего 6(13%) младших подростков, для таких испытуемых свойственно отражать положительную оценку собственного «Я» по отношению к социально-нормативным критериям поведения в обществе. Это может быть обусловлено тем, что в подростковом возрасте усиливается общественная направленность личности ученика, его потребность принести пользу обществу, другим людям. Кроме того, именно в этом возрасте по-настоящему пробуждается данное природой стремление к другому полу. Это стремление может затмевать, несмотря на понимание, знания, убеждения и уже сформированные ценностные ориентации молодого человека. Юноша и девушка - каждый сам по себе - стремятся к идентификации с собой, со сверстниками того же пола, а также друг с другом. В этом возрасте юность готова пережить чувство первой любви. У каждого она индивидуальна не только по времени проявления (по возрасту), но и по силе ее переживания. Одни испытывают глубокое чувство, другие - поверхностные эмоции. Именно от духовных качеств личности в юности зависит, как проявляет себя молодой человек в перипетиях любовных отношений, в какой мере достойно он решает проблемы, связанные с успехом и неуспехом в любви. Многое при решении проблем зависит от меры развития нравственного самосознания [13,24].
Как отмечает Л. И. Божович [16, С. 71-72], в старшем подростковом возрасте на основе совершенно новой, впервые возникающей социальной мотивации развития происходят коренные изменения в содержании и соотношении основных тенденций самоотношения.
Из Таблицы 7следует, что частота низких значений накопленных частот представлена среди таких дифференцированных шкал как «Самоуважение», «Аутосимпатия», «Ожидания», «Самоинтерес», что свидетельствует о том, что в содержательном плане эти модальности самоотношения неустойчивы и могут способствовать социально-психологической дезадаптации младших подростков. В группе младших подростков фиксация на негативном полюсе модальностей «Ожидания» и «Самоинтерес» проявляется у 10(21%) и 18(37,5%) испытуемых, соответственно, такие подростки видят в себе по преимуществу недостатков и готовы к самообвинению. Для них свойственны негативные эмоциональные реакции на себя: раздражение, презрение, вынесение самоприговоров. Они неадекватны в мере близости к самому себе, в частности в интересе к собственным мыслям и чувствам, уверенности в своей интересности для других. От окружающих такие испытуемые обычно ожидают негативное отношение к себе.
Результаты исследования по тест-опроснику самоотношения В. В. Столина и С. Р. Пантелеева в группах испытуемых (n1=48, n2=48 )
Модальности самоотношения |
Группа младших подростков |
Группа старших подростков | ||||
Низкий уровень |
Средний уровень |
Высокий уровень |
Низкий уровень |
Средний уровень |
Высокий уровень | |
S Интегральное самоотношение |
4(8%) |
39(81%) |
5(11%) |
0(0%) |
25(51,5%) |
23(48,5%) |
Самоуважение |
16(33%) |
26(54%) |
6(13%) |
6(13%) |
12(26%) |
30(61%) |
Аутосимпатия |
16(33%) |
18(37,5%) |
14(29,5%) |
6(13%) |
13(27%) |
29(60%) |
Ожидания |
10(21%) |
20(46%) |
16(33%) |
10(21%) |
30(61%) |
8(18%) |
Самоинтерес |
18(37,5%) |
25(51,5%) |
5(11%) |
6(13%) |
12(26%) |
30(61%) |
Поясним результаты выраженности уровней накопленных значений по дополнительным шкалам самоотношения в группах испытуемых [Рисунки 3 и 4]. Из Рисунков 3 и 4 следует, что в установках на те или иные внутренние действия у 29(60%) испытуемых старших подростков и 16(33%) младших подростков ярко выражено самообвинение. Это говорит о том, что у этих обследуемых преобладает интрапунитивность, отрицательные эмоции в адрес «Я». Учащиеся готовы поставить себе в вину свои промахи и неудачи, собственные недостатки.
У 30(61%) старших подростков и лишь 5(11%) младших подростков выражена самоуверенность. Данные подростки относятся к себе как к уверенному, самостоятельному, волевому и надежному человеку.
У 6(13%) старших подростков и 16(33%) младших подростков не выражено самопринятие. Данные показатели свидетельствуют о том, что у таких испытуемых присутствует чувство антипатии к себе, нет согласия со своими внутренними побуждениями. Они не принимают себя такими, какие они есть и не желают работать над своими недостатками сами. Обследуемые не одобряют своих планов и желаний, у них отсутствует дружеское отношение к себе.
У 5(11%) младших подростков и 10(21%) старших подростков не выражен признак ожидания отношения от других. Это отражает ожидание учащимися негативного отношения к себе со стороны окружающих.
У 18(37,5%) младших подростков не выражено саморуководство (самопоследовательность), что говорит об отсутствии отчетливого представления учащимися собственного «Я» как внутреннего стержня, интегрирующего и организующего их личность. Такие подростки не считают, что их судьба находится в их собственных руках; не испытывают чувство обоснованности и последовательности своих внутренних переживаний и целей.
Самоинтерес ярко выражен у 29(60%) старших подростков и лишь 6(13%) младших подростков. Это отражает высокую меру близости старших подростков к самим себе, в частности, интерес к собственным мыслям и чувствам, готовность общаться с собой «на равных», уверенность в своей интересности для других.
Самопонимание ярко выражено у 30(61%) старших подростков и у 5 (11%) младших. Следовательно, для старших подростков более характерно отсутствие внутренних конфликтов, сомнений, несогласия с собой.
Обобщая результаты по тесту-опроснику самоотношения В. В. Столина и С. Р. Пантелеева в группах испытуемых можно констатировать, что самосознание старших подростков характеризуется большей позитивностью, глубинным самопринятием и самоценностью.
Далее нами была применена методика «Ясность представления о себе», которая отражает то, насколько четки и определенны представления испытуемого о себе, насколько они внутренне согласованны и стабильны.
Представим полученные результаты в Таблице 8 и Рисунке 5:
Таблица 8
Результаты диагностики степеней ясности представления о себе в группах испытуемых (n1=48, n2=48)
Группы |
Степень ясности представления о себе |
Средний балл | ||
низкая |
средняя |
высокая | ||
Группа младших подростков(n1=48) |
19(40%) |
29(60%) |
- |
36 |
Группа старших подростков(n2=48) |
4(8%) |
26(54%) |
18(38%) |
29 |
Рисунок 5. Выраженность степеней ясности представления о себе в группах испытуемых (n1=48, n2=48)
Из Рисунка 5 следует, что переживаемая, как неповторимая система представлений индивида о самом себе, на основе которой он строит взаимодействие с другими людьми и относится к себе, выражена на уровне средневысоких значений у старших подростков. Подростки отмечают, что устойчивость собственных представлений и мнений. Так же из ответов старших подростков, мы выяснили, что они более реалистичны и самостоятельны, чем младшие подростки. Они четко отдают себе отчет в том, какими они были в прошлом, и им это не трудно это сделать. Они редко переживаю конфликт между разными сторонами своей личности.
Младшие подростки в отличие от старших, отметили, что иногда, я думают, что знают других людей лучше, чем самих себя. Их представления о себе, кажется, изменяются достаточно часто. У подростков представление, о том кто они и какие они, но им часто бывает трудно составить собственное мнение про разные вещи, потому что они не знают чего хотят на самом деле.
Далее для того, чтобы достичь цель дипломного исследования, нами были применены два математико-статистические критерии.
Для оценки различий между двумя выборками по уровню признака мы использовали U - критерий Манна - Уитни. Критерий предназначен для оценки различий между двумя выборками по уровню какого-либо признака, количественно измеренного. Он позволяет выявлять различия между малыми выборками, когда n1,n2≥3 или n1=2, n2≥5, и является более мощным, чем критерий Розенбаума. Так, по результатам подсчетов мы сможем оценить различия в степени выраженности интегральных компонентов социально-психологической адаптации младших и старших подростков. U - критерий Манна - Уитни определяет, достаточно ли мала зона перекрещивающихся значений между двумя рядами. Мы помним, что 1-м рядом (выборкой, группой) мы называем тот ряд значений, в котором значения, по предварительной оценке, выше, а 2-м рядом - тот, где они предположительно ниже. Чем меньше область перекрещивающихся значений, тем более вероятно, что различия достоверны.
Для того, что получить ответ о различии или сходстве значений двух групп, необходимо сформулировать рабочие статистические гипотезы и принять какую-либо из них, сравнив эмпирическое значение критерия с критическим.
Критические значения для соответствующих n (n1=48, n2=48):
947 (p≤0,05)
Uкр. = 853 (p ≤0,01)
Статистические гипотезы для критерия U Манна Уитни:
Н0: уровень адаптации, принятия других, самопринятия, интернальности, эмоционального контроля, стремления к доминированию в группе младших подростков не ниже уровня адаптации, принятия других, самопринятия, интернальности, эмоционального контроля, стремления к доминированию в группе старших подростков.
Информация о работе Особенности социально-психологической адаптации подростков