Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2014 в 17:15, дипломная работа
Цель исследования: выявить особенности социально-психологической адаптации младших и старших подростков.
Задачи исследования:
Раскрыть сущность базового понятия дипломного исследования «социально-психологическая адаптация».
Рассмотреть социально-психологическую адаптацию как категорию в психологической науке.
Н1: уровень адаптации, принятия других, самопринятия, интернальности, эмоционального контроля, стремления к доминированию в группе младших подростков ниже уровня адаптации, принятия других, самопринятия, интернальности, эмоционального контроля, стремления к доминированию в группе старших подростков.
Результаты критерия U Манна Уитни в группах подростков отражены в Таблице 9.
Таблица 9
Результаты критерия U Манна Уитни в группах испытуемых n1=48, n2=48
Критерии |
Эмпирическое значение |
Уровень значимости |
Принятая гипотеза |
Самопринятие |
899 |
p≤0,05 |
H1 |
Эмоциональный комфорт |
873 |
p≤0,05 |
H1 |
Интернальность |
871 |
p≤0,05 |
H1 |
Исходя из значений Таблицы 9, можно констатировать, что по таким интегральным показателям социально-психологической адаптации как самопринятие, эмоциональный комфорт, интернальность старшие подростки превышают младших.
Далее для анализа полученных эмпирических значений критерия различий по модальностям самоотношения, ценностям-целям, ценностям – средствам и степени ясности представления о себе сформулируем рабочие гипотезы:
Н0: группа старших подростков не превосходит группу младших подростков по модальностям самоотношения, ценностям-целям, ценностям – средствам и степени ясности представления о себе.
Н1: группе старших подростков превосходит группу младших подростков по модальностям самоотношения, ценностям-целям, ценностям – средствам и степени ясности представления о себе.
Критерий U является одним из исключений из общего правила принятия решения о достоверности различий, а именно, мы можем констатировать достоверные различия, если Uэмп.<Uкр., т.е. если эмпирическое значение критерия меньше, чем критическое.
Результаты критерия U Манна Уитни в группах подростков отражены в Таблице 10. Исходя из значений Таблиц 9 и 10, мы можем констатировать наличие ряда значимых различий в элементах структуры социально-психологической адаптации младших и старших подростков, а именно:
Таблица 10
Результаты критерия U Манна Уитни в группах испытуемых n1=48, n2=48
Критерии |
Эмпирическое значение |
Уровень значимости |
Принятая гипотеза |
Ценности-цели | |||
Активная деятельная жизнь |
286 |
p ≤0,01 |
H1 |
Развитие |
240 |
p ≤0,01 |
H1 |
Свобода |
329 |
p ≤0,01 |
H1 |
Ценности-средства | |||
Рационализм |
156 |
p ≤0,01 |
H1 |
Образованность |
312 |
p ≤0,01 |
H1 |
Независимость |
207 |
p ≤0,01 |
H1 |
Модальности самоотношения | |||
Интегральное самоотношение |
534 |
p ≤0,01 |
H1 |
Самоинтерес |
557 |
p ≤0,01 |
H1 |
Самопонимание |
603 |
p ≤0,01 |
H1 |
Степень ясности представления о себе |
862 |
p ≤0,05 |
H1 |
Мы можем объяснить полученные результаты тем, что в старшем подростковом возрасте начинает формироваться новый уровень самосознания. Его специфические черты - повышение значимости для формирования Я-концепции системы собственных ценностей и усиление личностного, психологического, динамического аспекта восприятия - позволяют оценивать его как уровень, характерный для взрослого человека и зрелой личности. Старший подростковый возраст является особенно чувствительным к формированию ценностных ориентаций, поскольку способствует становлению мировоззрения и собственного отношения к окружающей действительности. Основным новообразованием в старшем подростковом возрасте традиционно считается жизненное и профессиональное самоопределение, осознание своего места в будущем. Оптимальным для благополучного развития личности является удовлетворенность настоящим и, в то же время, устремленность в будущее. Именно поэтому старшие подростки превосходит младших по таким ценностям как: активная деятельная жизнь, развитие, образование. Представления человека о самом себе складываются в единую систему и в дальнейшем основанная на ней установка по отношению к себе и другим людям, определяет характер социально-психологической адаптации и взаимодействия в ситуациях общения. Образ собственных психологических качеств, способностей, внешности, социальной значимости, индивидуальности приобретает в подростничестве особую значимость. В связи с этим принимаемые решения и формируемые мотивы приобретают у школьников все большую социальную направленность, так подростковый период одновременно фокусирует физическое, личностно-психологическое и социальное взросление. Их противоречивость и рассогласованность может быть преодолена подростком в процессе проявления своей субъектности и рефлексии последующих событий и переживаний в процессе социально-психологической адаптации. Условием проявления субъектности подростков является ситуативная неопределенность, связанная с актуализацией степени ясности представления о себе взрослеющей личности.
Итак, подведем итоги по эмпирической части нашего исследования:
Таким образом, мы приходим к выводу о том, что в структуре социально-психологической адаптации существуют устойчивые различия между младшими и старшими подростками. Цель исследования достигнута, гипотеза подтверждена.
Заключение
Любое социально-психологическое явление возникает в результате взаимодействия индивидуумов и общностей и. будучи по своей природе объективно-субъективным становится социально-психологическим фактором развития личности и самопроявления сущностного начала человека.
Современное научное знание демонстрирует всевозрастающий интерес к проблеме социально-психологической адаптации. Этот интерес отражается в научных исследованиях, где данная проблема занимает центральное положение и анализируется в психологическом и во многих других аспектах.
Целью нашего эмпирического исследования было выявить особенности социально-психологической адаптации младших и старших подростков. На первом этапе исследовательской работы нами была проанализирована научная литература по изучаемой проблеме. Конкретизировался научный аппарат исследования: цель, объект, предмет, гипотеза и задачи исследования. Подтвердилась актуальность выбранной темы.
При анализе научной литературы мы обнаружили, что наблюдается отсутствие четких разграничений в определениях понятий «социально-психологическая адаптация», «социальная адаптация», «социализация», «психическая адаптация». Тем не менее, нам удалось не только раскрыть сущность базового понятия дипломного исследования «социально-психологическая адаптация», но и рассмотреть социально-психологическую адаптацию как категорию в психологической науке, проанализировать структуру самоорганизующейся системы социально-психологической адаптации и охарактеризовать процесс социально-психологической адаптации современных подростков.
Мы выяснили, что социально-психологическая адаптация – это процесс взаимодействия личности и социальной среды, направленный на достижение определенной степени соответствия результатов деятельности требованиям социума; представляет собой самоорганизующуюся систему, где основой являются структурные компоненты личности, с одной стороны, и особенности социального окружения, с другой. Системообразующим фактором социально-психологической адаптации является базовая социальная потребность личности в позитивном отношении (социальном одобрении) и самопринятии. А ядром системы социально-психологической адаптации – ее центральными элементами являются ценностные ориентации, ясность представления о себе и самоотношение личности.
Мы обратили внимание на то, что необходимость в социально-психологической адаптации возникает при изменении привычных социальных условий или при изменении способа взаимодействия с привычной средой. Её можно также представить как часть процесса самосознания в общем процессе социализации, когда человек пытается раскрыть и осознать своё отношение к социальным ролям, а также ищет новые социальные связи и отношения. Так же мы выяснили, что социально-психологическая адаптация позволяет возникнуть взаимопроникновению двух систем: социальных отношений и связей, организующих и системообразующих человеческие сообщества и личностного ансамбля отношений, мотивообразующих линий Я субъекта этих отношений. А процесс социально-психологической адаптации современных подростков связан с ростом круга потребностей, развитием потребностно-мотивационной сферы, которые определяют характер адаптированности, формирования конкретных черт и качеств личности.
Подростковый возраст был нами рассмотрен как период формирования нового уровня самосознания, как период развития и углубления интегративных качеств. Его специфические черты - повышение значимости для формирования системы собственных ценностей и усиление личностного, психологического, динамического аспекта восприятия - позволяют оценивать его как уровень, характерный для зрелой личности. Одним из основных механизмов самопознания подростком самого себя, своего внутреннего мира является личностная рефлексия, которая, в отличие от логической рефлексии, направленной на решение задач, понимается как деятельность личного самопознания.
Далее нами был проведён диагностический срез, основной целью которого являлась измерение всех параметров, подлежащих изучению. В ходе проведения эмпирического исследования были выявлены различия в элементах структуры социально-психологической адаптации младших и старших подростков. Нами было выявлено наличие ряда значимых различий в ядре системы социально-психологической адаптации подростков, а именно мы установили, что старшие подростки превосходят младших по: самопринятию, эмоциональному комфорту, интернальности; трем ценностям-целям (активная деятельная жизнь, развитие и свобода) и трем ценностям-средствам (рационализм, образование и независимость); по интегральному самоотношению, самоинтересу, самопониманию, а так же по степени ясности представления о себе.
Гипотеза эмпирического исследования подтверждена, цель достигнута.
На заключительном этапе эмпирического исследования нами была составлена программа социально-психологической адаптации подростков в условиях образовательного учреждения [Приложение Д].
Информация о работе Особенности социально-психологической адаптации подростков