Особенности творческого мышления и креативность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 09:46, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность. Творчество - человеческая деятельность, в процессе которой создается нечто качественно новое, никогда ранее не бывшее. Таким образом, творчество – процесс, направленный на преобразование мира, с помощью исключительно инновационных идей и теорий, выдвинутых в его процессе. Человеку необходимо обладать определенной степенью креативности, чтобы мыслить творчески. К сожалению, постоянному творческому процессу мешает стереотипность.Актуальность моей работы состоит в том, что я попыталась выявить динамику развития данных процессов, таким образом, выяснив, как они развиваются, и что способствует их регрессированию.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….2
Глава 1. Теоретический анализ проблемы творчества……………………...4
1.1 Что такое творчество? ……………………………………………………4
1.2 Связи творчества с другими сферами……………………………………6
1.3 Проблема исследования творчества……………………………….……..9
1.4 Как изучалось творчество? ………………………………………………11
Глава 2. Экспериментальное изучение креативности школьников……….17
2.1 Проведение исследования………………………………………………..17
2.2 Анализ полученных данных……………………………………………..19
Заключение……………………………………………………………………29
Список литературы…………………………………………………….….....31
Приложение…………………………………………………………….……..33

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая 1.doc

— 367.50 Кб (Скачать файл)

 

Содержание 

 

Введение……………………………………………………………………….2

Глава 1. Теоретический анализ проблемы творчества……………………...4

1.1 Что такое творчество? ……………………………………………………4

1.2 Связи творчества с другими  сферами……………………………………6

1.3 Проблема исследования творчества……………………………….……..9

1.4 Как изучалось творчество? ………………………………………………11

Глава 2. Экспериментальное изучение креативности школьников……….17

2.1 Проведение исследования………………………………………………..17

2.2 Анализ полученных данных……………………………………………..19

Заключение……………………………………………………………………29

Список  литературы…………………………………………………….….....31

Приложение…………………………………………………………….……..33

 

 

Введение

 

Актуальность. Творчество - человеческая деятельность, в процессе которой создается нечто качественно новое, никогда ранее не бывшее. Таким образом, творчество – процесс, направленный на преобразование мира, с помощью исключительно инновационных идей и теорий, выдвинутых в его процессе. Человеку необходимо обладать определенной степенью креативности, чтобы мыслить творчески. К сожалению, постоянному творческому процессу мешает стереотипность. Применение одних и тех же способов решения проблемы – это и есть стереотипность. Это качество постепенно может вырабатываться в каждом человеке, в зависимости от разных факторов. Соответственно, должна существовать некая динамика развития данных процессов у каждой личности. Актуальность моей работы состоит в том, что я попыталась выявить динамику развития данных процессов, таким образом, выяснив, как они развиваются, и что способствует их регрессированию. Каким образом социум может повлиять на развитие креативности у творческой личности, почему прививаются те или иные стереотипы, с чем связано именно такое развитие этих способностей на эти вопросы я попыталась дать ответы в моём исследовании.     

Цель: выяснить, какова динамика данных процессов в творческой деятельности, то есть увеличивается или уменьшается креативность с возрастом; появляется ли стереотипность. Изначально считалось, что креативность уменьшается с возрастом, а стереотипность возрастает.

       Задачи:

1. Изучение теоретического  материала по данной теме.

2. Подбор методик по  изучению креативности и стереотипности  мышления.

3. Анализ особенностей  стереотипности и креативности  школьников 7-11 классов.

4. Выявление взаимосвязей  между различными параметрами творческого мышления

    Объект: Школьники с креативным и творческим мышлением

      Предмет:  динамика данных процессов у школьников 7-11 классов.

      Гипотеза: Считается что с возрастом креативность уменьшается, а стереотипность возрастает.

     Практическая значимость: Результаты моего исследования могут использоваться для создания оптимальных психолого-педагогических условий, стимулирующих развитие креативности и творческого мышления у школьников

 

Работа состоит из 2-х глав, введения, заключения, списка литературы, приложения.

 

Глава 1. Теоретический  анализ проблемы творчества

 

1.1 Что такое творчество?

 

Творчество (англ. Creativiti). В узком смысле - человеческая деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда ранее не бывшее, и имеющее общественно-историческую ценность. Комментируя подобную точку зрения, Л.С. Выготский1 писал, что в таком случае "Творчество есть удел немногих избранных людей, гениев, талантов, которые создали великие художественные произведения, сделали большое научное открытие или изобретение какого-нибудь усовершенствования в области технологии". Творчество неразрывно связано с таким понятием, как креативность.

Креативность (англ. Creativiti)Творческие способности человека, которые могут проявляться в мышлении, чувствах, общении, характеризовать личность в целом или ее отдельные стороны. Изучением креативности занимались Гилфорд, Торренс, Богоявленский.

Креативность, с точки  зрения Дж. Гилфорда - это способность  удивляться и познавать, умение находить решение в нестандартной ситуации, нацеленность на открытие нового. Гилфорд выделил ряд характеристик, которыми должен обладать человек, склонный творчески мыслить;

1. Оригинальность, необычность  высказываемых идей, ярко выраженное  стремление к интеллектуальной новизне.

2. Наличие семантической  гибкости, то есть способность  обнаруживать новые использования каких-либо предметов и воплощать это на практике.

3. Образная адаптивная  гибкость- способность воспринимать  объект таким образом, чтобы  выделить его новые, скрытые от обычного наблюдателя стороны.

4. Семантическая спонтанная  гибкость способность продуцировать  различные идеи в таких ситуациях, которые не содержат ориентиров для этих целей.

Так же гибкость можно  определить таким понятием, как способность  своевременно и правильно замечать новые тенденции в развитии событий и явлений, видеть отдельную перспективу, оценивать возможные результаты, которые могут быть достигнуты в результате реализации принятых решений. Так же под креативностью понимается и способность особого рода — порождать необычные идеи, отклоняться в мышлении от традиционных схем, быстро разрешать проблемные ситуации. Креативность охватывает некоторую совокупность мыслительных и личностных качеств, способствующих творческому проявлению.

По Торренсу,2 креативность проявляется, когда существует дефицит знаний; в процессе включения новой информации в новые структуры и связи; в процессе идентификации недостающей информации; в процессе поиска новых решений; при их проверке; в процессе сообщения результатов. По Джонсону, в поведении, доступном для наблюдения, креативность проявляется как неожиданный, с позитивной опорой исполнителя на самого себя, продуктивный акт, совершенный исполнителем спонтанно в определенной обстановке социального взаимодействия.

Креативность часто  рассматривается как нечто противоположное  конформности, обыденности, предполагающее нестандартные подходы, отличающиеся от общепринятых.

Спирмен называл креативность "силой человеческого ума, создающей новое содержание путем изменения и создания новых связей".

Симпсон определял креативность как "способность к разрушению общепринятого, обычного порядка следования идей в процессе мышления". Несмотря на разные точки зрения, практически во всех определениях креативность связывается с изобретением чего-то нового (для личности или общества).

Процесс, обратный креативности- стереотипность. Она бывает двух видов:

Социальная - устойчивое, категоричное, крайне упрямое представление  о явлении, группе, исторической личности.

Динамическая - слаженная интегрированная система условно-рефлекторных процессов в коре больших полушарий, формирующаяся в результате многократного применения четкого порядка следования в одних и тех же условиях положительных и тормозных раздражителей с постоянными интервалами времени между ними.

В целом стереотипность можно назвать препятствием, которое  мешает решить творческую задачу. Подобных препятствий существует несколько:

1. Если в прошлом  определенный способ решения  задачи был достаточно успешен,  это побуждает человека и в  дальнейшем придерживаться этого способа решения. Причем, чем больше усилий было затрачено для нахождения какого-то способа решения задачи, тем более вероятно обращение к этому способу в будущем, то есть возникает некий стереотип мышления.

2. Страх потерпеть неудачу в будущем, если человек ранее при решении какой-нибудь похожей задачи не добивался успеха.

3. Мотивация. Степень  успешности решения задачи тем  больше, чем выше мотивация.

4. Количество знаний  и их разнообразие.

5. Сложность индивидуального  характера.

 

1.2 Связи творчества с другими сферами

 

Многие авторы утверждают, что творчество тесно связано  с мышлением, на что существует несколько  точек зрения:

1. Мышление - психический  прочес отражения действительности, высшая форма творческой активности  человека.

2. Мышление- это процесс  отражения объектов и творческое  преобразование их субъективных  образов в сознании человека , их значения и смысла для  разрешения реальных противоречий  в обстоятельствах жизнедеятельности людей, образования ее новых целей, открытия средств и пленов их достижения, раскрывающих сущность объективных сил природы.

3. Мышление- это целенаправленное  использование, развитие и приращение  знаний, возможное лишь в том  случае, если оно направлено на  разрешение противоречий, объективно присущих реальному пределу мысли. Важную роль играет понимание. Исследования по изучению мышления проводили Гартли, Пристли, Тэн, Эббин Гауз, Вундт.

Выделяют два вида мышления:

1. конвергентное, когда  все усилия концентрируются на  поиске единственного правильного решения.

2. дивергентное, когда  ищется множество правильных  решений. Именно оно связано  с творчеством.

Чтобы глубже понять, что  такое творчество, необходимо обратиться к таким понятиям, как одаренность  и индивидуальность.

По мнению Гальтона и  Спирмена, одаренность общая - это уровень развития общих способностей, определенный диапазон деятельностей, в которых человек может достичь наибольших успехов. Является основой для развития специальных способностей, но сам представляет независимый фактор.

Одаренность (по Шакировой и Сибгатуллиной) - то системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) по сравнению с другими людьми результатов в одном или нескольких видах деятельности. Представляет собой сложное образование, в котором неразрывно переплетены разные сферы психики. Ее проявления зависят от возраста и характеризуются большой индивидуальностью, что определяется исключительным своеобразием сочетания разных сфер психической деятельности человека.

Индивидуальность человека- результат его врожденных задатков, социального окружения и волевой устремленности на освоение тех или иных ценностей культуры и творческую самореализацию.

И, конечно же, творчество неразрывно связано с интеллектом.

Интеллект есть некоторая  общая способность приспособления к новым жизненным условиям, как полагал В. Штерн. Согласно Л. Полани, интеллект относится к одному из видов приобретения знаний. Но на взгляд большинства других авторов, приобретение знаний (ассимиляция по Ж. Пиаже) выступает лишь служебным моментом по отношению к применению знаний при решении жизненной задачи. Важно, чтобы задача была действительно новой или, по крайней мере, имела компонент новизны. С проблемой интеллектуального поведения тесно связана проблема "трансфера" - переноса "знаний - операций" из одной, уже решенной задачи, на другую (новую).

А. Я. Пономарев3 считает, что пик интеллектуального развития достигается уже в 12 лет, но его нельзя смешивать с кульминацией творческой продуктивности, которая наступает много позже. Другие авторы склонны предполагать, что пик творческих потенций, как и пик интеллектуального развития, наступает позже. Вероятно, этот вопрос не имеет общего ответа, ибо творческие способности человека, как и интеллект, нельзя рассматривать изолированно от содержания деятельности, которая существенно изменяется с возрастом.

По Кону И.С., творческий потенциал личности не сводится к  качеству ее интеллекта.

Экспериментальные исследования советских психологов Д. Б. Богоявленской (1976), В. А. Петровского (1975) и др. доказывают, что в отличие от простой целесообразной адаптивной деятельности, творчество имеет целеполагающий характер. Интеллектуальное творчество, по-видимому, является частным случаем более общего свойства активности субъекта, включая его готовность выходить за пределы ситуативной необходимости и способность к самоизменению. К сожалению, возрастные параметры творчества и сопутствующих ему личностных свойств пока не изучены.

 

1.3 Проблема исследования творчества

 

Творчество выступает  одним из важнейших факторов коренных преобразований определенных логически, предметно или художественно- связанных  объектов либо состояний и последующего замещения их качественно другими, прежде неизвестными. Его фундаментальной особенностью является движение к обретению человеком все большей свободы, с тем, чтобы порвать зависимость от них и в то же время максимально увеличить возможность личностной самореализации именно в масштабе данной, неразделенной ценности (Платон, Аристотель, Бэкон, Гегель, Кант, Гете).

Творческое мышление представлено на двух условиях: неосознанном уровне, где ведущую роль занимают эмоционально-аффективные состояния, и на уровне сознания, где появляются мышление и воля.

В проблеме творчества выделяют несколько граней: процесс творчества, творческая личность, творческие способности, творческий климат. Раньше творческие способности считали чем-то исключительным, уделом избранных натур. Такая позиция равносильна признанию, что для творческих личностей должны быть какие-то особые психологические законы.

На самом деле задатки  творческих способностей присущи любому человеку, любому нормальному ребенку. Нужно лишь суметь раскрыть их и  развить. Существует непрерывный "континиум талантливости" от крупных и ярких талантов до скромных и малозаметных. Но сущность творческого процесса одинакова для всех. Разница лишь в конкретном материале творчества, масштабах достижений и их общественной значимости. Для изучения творчества совсем не обязательно исследовать лишь гениальных людей. Элементы творчества проявляются в решении повседневных жизненных задач, их можно наблюдать в "обычном" мыслительном процессе.

Информация о работе Особенности творческого мышления и креативность