Особенности формирования памяти детей на протяжении дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2013 в 16:23, курсовая работа

Краткое описание

Цель – выявить особенности формирования памяти детей на протяжении дошкольного возраста
Задачи:
1.Изучить теоретический материал по заявленной теме.
2. Изучить работу воспитателя подготовительной группы МДОУ № 48 по развитию памяти детей
3. Разработать программу и организовать диагностику выявления уровня развития различных видов памяти у детей подготовительной группы МДОУ №
4. Разработать индивидуальную программу коррекционной работы с детьми, имеющими низкий уровень развития какого-либо вида памяти

Содержание

Введение 3
1. Теоретические основы формирования памяти
1.1.Понятие памяти .…………………….
1.2. Виды памяти
2. Теоретические основы формирования памяти детей дошкольного возраста ………………………………………………………….
2.1. Сущность и классификация памяти
2.2. Основные процессы памяти……………
2.3. Концепции формирования памяти
3. Программа проведения исследования формирования памяти
детей дошкольного возраста
3.1. Результаты проведённого исследования формирования памяти
детей дошкольного возраста
Заключение
Список использованной литературы
Приложение

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 254.00 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ЧЕЛЯБИНСКОЙ  ОБЛАСТИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО  ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (СРЕДНЕЕ СПЕЦИАЛЬНОЕ УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ)

«Саткинский педагогический колледж»

 

 

 

 

 

 

                           КУРСОВАЯ  РАБОТА

 

Особенности формирования памяти детей  на протяжении дошкольного  возраста.

 

Выполнила: студентка 32 группы специальности 050704 дошкольное образование  Фахрутдинова А.И

 

Руководитель: преподаватель  психологии Ян М.И

 

 

 

 

г. Сатка, 2013.

 

 

 

 

 

 

 

Содержание 

Введение 3

  1. Теоретические основы формирования памяти

1.1.Понятие  памяти                  .…………………….

1.2. Виды памяти

  1. Теоретические основы формирования памяти детей дошкольного возраста …………………………………………………………. 

2.1.  Сущность и классификация памяти 

2.2. Основные процессы памяти……………

2.3. Концепции формирования памяти 

3. Программа проведения исследования формирования памяти 
детей дошкольного возраста 

3.1. Результаты проведённого исследования формирования памяти 
детей дошкольного возраста 

Заключение 

Список использованной литературы 

Приложение 

 

 

 

Введение

Формирование  памяти в дошкольном возрасте характеризуется  постепенным переходом от непроизвольного  и непосредственного к произвольному и опосредствованному запоминанию и припоминанию, в связи с возможностью решения определенной практической задачи на основе полученных в исследовании данных выбранная тема является актуальной. У детей дошкольного возраста непроизвольное запоминание и непроизвольное воспроизведение - единственная форма работы памяти.

Ключевым  положением принятой автором концепции  развития памяти является утверждение о том, что четыре вида памяти (моторная, эмоциональная, образная и словесная) возникают именно в данной последовательности

Теория формирования памяти породила большие споры в психологии. В связи с этим, исследование формирования памяти дошкольников достаточно актуально и может помочь доказать или опровергнуть некоторые основные заключения. Отметим дополнительный аспект исследования. С его помощью можно определить индивидуальные особенности формирования памяти детей дошкольного возраста.

Объект – память дошкольников

Предмет- особенности памяти детей на протяжении дошкольного возраста

Цель – выявить особенности формирования памяти детей на протяжении дошкольного возраста

  Задачи:

1.Изучить теоретический  материал по заявленной теме.

2. Изучить  работу  воспитателя подготовительной группы МДОУ № 48  по развитию памяти детей

3. Разработать программу  и организовать диагностику выявления  уровня развития различных видов  памяти у детей подготовительной группы МДОУ №

  4. Разработать индивидуальную  программу коррекционной работы  с детьми, имеющими низкий уровень  развития какого-либо вида памяти

 

 

    1. Особенности памяти человека.
    1. Понятие памяти

Память – это следовая форма психического отражения прошлого, заключающаяся в запоминании, сохранении и последующем воспроизведении или узнавании ранее воспринятого.

Память участвует  в акте восприятия, так как без  узнавания восприятие невозможно. В основе памяти лежат ассоциации, или связи. В памяти человека соединяются явления и предметы, связанные в действительности. Поэтому, встретившись с одним из этих предметов, мы можем по ассоциации вспомнить другой, связанный с ним.

Запомнить что-то – значит  связать запоминание с уже известным, образовать ассоциацию. Ассоциация – это временная нервная связь.

Ассоциации могут быть простые и сложные. К простым относятся ассоциации по смежности, по контрасту, по сходству.

Ассоциации по смежности объединяют  два явления, связанные во времени или в пространстве. Так, выполнение ребенком какой-либо предшествующей операции вызывает возникновение нервных процессов, обеспечивающих выполнение последующей операции. Это оказывается возможным потому, что в процессе упражнений между отдельными операциями установились связи. Путем ассоциаций по смежности человек осваивает разные виды деятельности, словесный материал.

Ассоциацию по сходству связывают два явления, имеющих сходные черты. Они опираются на сходство нервных связей, которые вызываются в нашем мозгу двумя объектами.

Ассоциации по контрасту связывают два противоположных явления. Это происходит потому, что в практической деятельности  противоположные объекты обычно сопоставляются и сравниваются (здоровье и болезнь, общительность и замкнутость и т. д.), что приводит к образованию соответствующих нервных связей.

Еще есть сложные ассоциации. В них связываются явления, которые и в действительности постоянно связаны: род  и  вид (рыба – окунь), часть и целое (долька – апельсин), причина и следствие (жара – жажда).

Для образования  ассоциаций  требуются повторения. Иногда связь возникает после одного раза, если в коре больших полушарий мозга возникнет сильный очаг возбуждения, облегчающий образование ассоциаций.

Выполняя ту или иную деятельность, человек может  запомнить предметы, явления, других людей, их отношения, движения, мысли, чувства. Все это – объекты запоминания. Человек может запомнить их, не ставя перед собой задачи запоминать, а в силу того, что эти объекты его чем – ни будь, заинтересовали.

Запоминаемый материал, может потребоваться для выполнения какой - ни будь конкретной деятельности, на короткое время, а может быть использован и в других видах деятельности или при повторении данной деятельности через продолжительный период времени. Следовательно, нужно будет запомнить на долго. В связи с этим будут иметь место и разные виды памяти.

 

    1. Виды памяти

Виды памяти могут быть классифицированы по трем основным критериям:  По содержанию психической, активности преобладающей в мнемической деятельности: 1) двигательная память 2) образная память (зрительная,  слуховая, обонятельная, слуховая, вкусовая, осязательная 3) эмоциональная память 4) словесно-логическая память

По степени  волевой регуляции: 1) иконическая память 2) кратковременная память 3) долговременная 4) оперативная 5) генетическая.

По продолжительности  сохранения материала в памяти: 1)Непроизвольная память 2)произвольная память

Двигательная  память – это запоминание, сохранение и воспроизведение различных движений и их систем. Эта память служит для формирования  различных двигательных умений  и навыков (ходьба, письмо, вождение автомобиля, печатание на машинке и другие трудовые навыки и умения). Признаками хорошей двигательной  памяти являются физическая ловкость, сноровка. Различия в уровне двигательной памяти ведут к разному уровню развития навыков письма, трудовой деятельности. Память на движения особенно хорошо развита у спортсменов.

Двигательная  память лежит в основе усвоения танцевальных фигур, а также привычки, переходя улицу, смотреть сначала налево, а потом направо.

Двигательная память достигает  полного развития раньше иных форм памяти. У некоторых людей этот вид памяти остается ведущим на всю  жизнь. У остальных – ведущую роль играют другие виды памяти.

Образная  память - запоминание, сохранение и воспроизведение образов ранее воспринимавшихся предметов и явлений. Подвидами образной памяти являются зрительная, слуховая, осязательная, обонятельная и вкусовая память . В наибольшей степени у всех людей проявляются такие виды памяти, как зрительная и слуховая.

Особенности зрительной памяти  состоит в том, что в период удержания образа в памяти он претерпевает определенную трансформацию. Обнаружены следующие изменения, совершающиеся со зрительным образом в процессе сохранения:

1) упрощение  (опускание деталей),

2) некоторые  преувеличения отдельных деталей,

3) преобразование  фигуры в более симметричную, однообразную,

4) округление  сохраненной в памяти формы  предмета, расширение,

5) изменение  положения, ориентации,

6) трансформация  образа по цвету.

С одной стороны, указанные преобразования образа в памяти делают его менее точным по сравнению с образом словесной памяти. С другой стороны, эти преобразования могут принести пользу - превратить образ в общую схему, которая лучше запомнится. Зрительная образная память плохо поддается произвольному управлению. Хорошо помнить только особенное, необычное – еще не значит иметь хорошую память.

Образная память ярче проявляется у детей и  подростков.

Высокого уровня развитие образной памяти достигает  у людей , занимающихся искусством: художников, музыкантов, писателей. Музыкант успешно запоминает музыку, у него развита слуховая память. Художник имеет высоко развитую зрительную память.

Развитие осязательной, обонятельной и вкусовой памяти связано  с различными видами профессиональной деятельности (например, у дегустаторов пищевой промышленности, парфюмерного производства). [1, 8, 5 ]

Эмоциональная память – память на пережитые чувства. Человек может вновь радоваться, вспомнив счастливое событие , краснеть припомнив неловкий поступок. Эмоциональная память – важнейшее условие нравственного развития человека. Кроме того, она может быть мотивом для повторения действий и поступков и лежит в основе формирования привычек.

На эмоциональной  памяти непосредственно основана прочность  запоминания материала: то, что у человека вызывает эмоциональные переживания, запоминается им без особого труда и на более длительный срок.

Словесно–логическая память выражается в запоминании, сохранении и воспроизведении мыслей , понятий. Этот вид памяти специфически человеческий. Двигательная, образная и эмоциональная память в своих простейших формах есть и у животных.

Одной из основных характеристик словесно - логической памяти является то, что запоминание  может происходить в той же словесной форме, которая была воспринята (дословно), но может быть осуществлено и в другом речевом выражении (своими словами). Это зависит от задачи, которая стоит перед человеком, и от сформированных  у него способов заучивания.

Классификация памяти по времени сохранению материала выглядит следующим образом: мгновенная память, кратковременная память, оперативная память, долговременная память и генетическая память.

Мгновенная память (иконическая память) – удержание точной и полной картины только что воспринятого органами чувств без какой бы то ни было переработки полученной информации. Это память–образ. Ее длительность от 0.1 до 0.5 секунды.

Кратковременная память – память, обеспечивающая сохранение и воспроизведение материала спустя несколько секунд после его однократного и непродолжительного восприятия. Воспроизведение при этом характеризуется высокой точностью, однако после непродолжительного времени впечатления исчезают, и человек обычно оказывается неспособным что - либо вспомнить из воспринятого. Длительность удержания мнемических следов составляет в среднем около 20 секунд (без повторения). Кратковременную память характеризует такая величина, как объем. Говоря об объеме кратковременной памяти, следует отметить ее малую емкость . Даже такая простая задача, как запоминание номера телефона, перенапрягает память большинства людей- они вынуждены, набирая номер, обращаться к записной книжке. Количество информации, которое человек может сохранить в кратковременной памяти, ограниченно. Как установил Миллер, оно измеряется в структурных единицах и равно 7 ± 2 . Миллер приводил по этому поводу такую отдаленную аналогию: «Это похоже на то, как если бы нам пришлось носить все наши деньги в кошельке, который может вместить только семь монет. Кошельку совершенно безразлично, будут ли эти монеты пенсами или серебряными долларами…». [18]

Обобщение, схематизация наглядность – естественные способы  расширения оперативного поля кратковременной  памяти, через нее поступает вся  информация в долговременное хранение.

Из мгновенной памяти в кратковременную попадает только та информация, которая осознается, соотносится с интересами и потребностями человека, привлекает к себе внимание.

Оперативная память обслуживает непосредственно осуществляемые человеком действия или операции. Когда человек какую – либо сложную деятельность, то делает это по частям (одно действие за другим). При этом в памяти удерживаются некоторые промежуточные цели и результаты. хранение информации происходит в диапазоне от нескольких секунд до нескольких дней. Срок хранения рассчитан на решение поставленной задачи. После чего информация может быть стерта из оперативной памяти.

Объем оперативной  памяти складывается из двух составляющих: материала кратковременной памяти, поступившего из окружающего мира в  данный момент, и материала, касающегося  выполнения данного действия, поступившего из долговременной памяти.

Информация о работе Особенности формирования памяти детей на протяжении дошкольного возраста