Особенности формирования памяти детей на протяжении дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2013 в 16:23, курсовая работа

Краткое описание

Цель – выявить особенности формирования памяти детей на протяжении дошкольного возраста
Задачи:
1.Изучить теоретический материал по заявленной теме.
2. Изучить работу воспитателя подготовительной группы МДОУ № 48 по развитию памяти детей
3. Разработать программу и организовать диагностику выявления уровня развития различных видов памяти у детей подготовительной группы МДОУ №
4. Разработать индивидуальную программу коррекционной работы с детьми, имеющими низкий уровень развития какого-либо вида памяти

Содержание

Введение 3
1. Теоретические основы формирования памяти
1.1.Понятие памяти .…………………….
1.2. Виды памяти
2. Теоретические основы формирования памяти детей дошкольного возраста ………………………………………………………….
2.1. Сущность и классификация памяти
2.2. Основные процессы памяти……………
2.3. Концепции формирования памяти
3. Программа проведения исследования формирования памяти
детей дошкольного возраста
3.1. Результаты проведённого исследования формирования памяти
детей дошкольного возраста
Заключение
Список использованной литературы
Приложение

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 254.00 Кб (Скачать файл)

Овладение произвольными  формами памяти включает несколько этапов. Сначала ребенок начинает выделять только задачу запомнить и припомнить, еще не владея необходимыми приемами. При этом задача припомнить выделяется раньше, так как ребенок в первую очередь сталкивается с ситуациями, в которых от него ждут именно припоминания, воспроизведения того, что он раньше воспринимал или желал. Задача запомнить возникает в результате опыта припоминания, когда ребенок начинает осознавать, что если он не постарается запомнить, то потом не сможет и воспроизвести необходимое.

Приемы запоминания  и припоминания ребенок обычно не изобретает сам. Их в той или иной форме подсказывают ему взрослые. Так, взрослый, давя ребенку поручение, тут же предлагает его повторить. Спрашивая ребенка о чем-нибудь, взрослый направляет припоминание вопросами: «А что было потом? А еще, каких животных, похожих на лошадей, ты видел?» и т.п. ребенок постепенно учился повторять, осмысливать, связывать материал в целях запоминания, использовать связи при припоминании. В конце концов, дети осознают необходимость специальных действий запоминания, овладевают умением использовать для этого вспомогательные средства.

В дошкольном детстве идёт процесс улучшение  памяти ребёнка . Если для восприятия возможности развития в этом возрасте ограничены, то для памяти они гораздо более широкие. Её совершенствование у детей-дошкольников может идти сразу по нескольким направлениям. Первое - это придание процессам запоминания произвольного характера, второе -превращение памяти ребёнка из непосредственной в опосредованную, третье -

 

 

развитие средств и  приемов, как запоминания, так и  припоминания.

2.2.2. Концепция  Истоминой З.М.

Исследуя  развитие памяти, Истомина З.М. исходила из следующей гипотезы. Предполагалось, что в младшем и среднем дошкольном возрасте запоминание и воспроизведение являются процессами несамостоятельными, а лишь входящими в состав той или иной деятельности, т.е. непроизвольными. В старшем же дошкольном возрасте совершается переход от непроизвольной памяти к начальным этапам произвольного запоминания и припоминания. При этом происходит дифференциация особого рода действий, соответствующих целям запомнить, припомнить, которые ставятся перед детьми. Активное выделение и осознание ребенком мнемических целей происходят при наличии соответствующих мотивов.

Исследование было направлено на решение следующих задач:

  • выявить   условия,   при   которых   дети   начинают   выделять   цель   - 
    запомнить и припомнить;
  • изучить ранние, первичные формы произвольной памяти. 
    Лабораторный эксперимент проводился с двумя группами детей. В первой

группе опытов детям прочитывали ряд слов и  предлагали запомнить их, чтобы потом назвать экспериментатору. Во второй группе опытов запоминание такого же количества слов было включено в игровую деятельность дошкольника, которая создавала мотив, побуждающий ребенка запомнить и припомнить.

В результате исследования были сделаны следующие  выводы. От младшего дошкольного возраста к старшему происходят заметные изменения памяти. Прежде всего, к концу дошкольного детства память выделяется в особую, независимо управляемую психическую функцию ребёнка, которую он может в той или иной степени контролировать. В младшем и среднем дошкольном возрасте (3-4 года) запоминание и воспроизведение материала ещё входит в состав различных видов деятельности, осуществляется в основном непроизвольно. В старшем дошкольном возрасте благодаря постановке пред детьми специальных мнемических задач совершается переход к непроизвольной памяти.  Чем  больше  таких  задач  возникает  перед  дошкольником  в  игре,

 

 

общении и труде, тем быстрее его память превращается из непроизвольной в произвольную. При этом мнемические действия выделяются в особую группу среди других видов действий, выполняемых в связи с осуществлением той или иной деятельности. Мнемические - это действия, направленные на запоминание, сохранение и воспроизведение информации.

Особенно  быстро и легко мнемические действия возникают и обособляются в игре, причём во всех возрастных группах дошкольников, начиная с трёх-четырёхлетнего возраста. У детей младшего и среднего дошкольного возраста в силу особенностей их психологии и недостаточной готовности к серьёзной целенаправленной деятельности, в частности учебной, продуктивность запоминания в игре заметно выше, чем в других видах деятельности .

Для развития произвольной памяти ребёнка важно вовремя уловить и максимально использовать его стремление что-нибудь запомнить. Действия, связанные с сознательным намерением запоминать или припоминать, впервые отчётливо появляются у детей примерно около пяти-шести лет. Внешне они выражаются, например, в преднамеренном повторении ребёнком того, что он хотел бы запомнить. Стимулирование повторения играет в развитии памяти важную роль, и повторениям всячески нужно способствовать.

При обучении запоминанию надо постепенно приучать детей переходить от непосредственного повторения к отсроченному повторению, от повторения вслух к повторению про себя. Переход от внешнего к мысленному повторению делает запоминание более продуктивным. Начиная с четырёхлетнего возраста детей можно учить запоминать одни вещи при помощи других, например предмет или слово с помощью обозначающей его картинки. Вначале готовые средства для запоминания ребёнку предлагает взрослый. Когда дети научаются запоминать и припоминать предметы с помощью предлагаемых им средств, можно переходить к постановке перед ребенком самостоятельного выбора средств, используемых для запоминания [20, с.334].

Следует иметь  в виду один важный момент, отличающий обучаемость

детей   от   обучаемости   взрослых.   Ребёнок   сравнительно   легко   усваивает

 

 

материал  лишь тогда, когда у него к этому  материалу имеется явно выраженный непосредственный или потребительский интерес. Данное замечание касается и памяти. Её развитие у детей дошкольного возраста от непроизвольной к произвольной и от непосредственной к опосредственной будет проходить активно лишь тогда, когда сам ребёнок заинтересован в применении соответствующих средств запоминания, в сохранении и воспроизведении запоминаемого материала. Дошкольник осознаёт и выделяет мнемические цели только в том случае, если он сталкивается с интересной для него задачей, которая требует активного запоминания и припоминания. Это происходит тогда, когда ребёнок участвует в игре, а цель что-то запомнить приобретает для него реальный, конкретный и актуальный смысл, отвечающий игровым интересам

Совершенствование произвольной памяти у детей связано  с применением в процессах запоминания и воспроизведения материала мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, обобщения, установления смысловых связей. Развитие памяти происходит с обучением ребенка основам наук одновременно с совершенствованием его умственной деятельности [4, с.211].

Главная задача искусства запоминания, которое  называется мнемоникой или мнемотехникой, заключается в том, чтобы указать способы для запоминания в короткое время такого большого числа данных, которое без вспомогательных приемов было бы очень затруднительно запомнить.

Ход развития и совершенствования мнемических  средств можно представить себе следующим образом:

  1. Переход   от   конкретных   мнемических   средств   (запоминая   одних 
    предметов  с  помощью  других)  к  абстрактным   (запоминание  предметов  с 
    помощью знаков, рисунков, схем и т.п.).
  2. Переход от механических к логическим средствам запоминания и 
    воспроизведения материала.
  3. Переход от внешних средств запоминания к внутренним.
  4. Переход   от   использования   уже   готовых   или   известных   средств

запоминания к новым, оригинальным, придуманным самим  запоминающим.

 

 

Следование  этому ходу развития в совершенствовании  средств запоминания и воспроизведения обеспечивает постепенное формирование у ребёнка опосредованного и произвольного запоминания.

Если приступить к обучению ребёнка пользованию  мнемическими приёмами до того, как у него появятся первые признаки произвольного запоминания в процессе естественного развития памяти, то можно добиться того, что данный вид запоминания и воспроизведения материала начнёт складываться у детей не к пяти-шести годам, а раньше. При правильно организованном обучении можно добиться выраженного эффекта в развитии памяти уже в младшем дошкольном возрасте, т.е. на полтора-два года раньше обычного. На первом этапе обучения дети должны научиться сравнивать и соотносить друг с другом изучаемый материал, формировать смысловые группировки на основе выделения определённых существенных признаков, научиться выполнять эти операции при решении мнемических задач .

Формирование  умения классифицировать материал должно пройти три этапа: практический, речевой и полностью умственный. В результате овладения приёмами группировки и классификации можно улучшить память детей младшего дошкольного возраста. В среднем и старшем дошкольном детстве такие дети вполне осознанно, с успехом применяют подобного рода приёмы при запоминании и воспроизведении материала, демонстрируя тем самым выраженную способность к произвольному запоминанию и воспроизведению материала.

2.3. Особенности  памяти  старших дошкольников (подготовительная  группа)

 

 

 

Вывод:

У детей дошкольников непроизвольное запоминание и непроизвольное воспроизведение - единственная форма работы памяти. Ребенок еще не может поставить перед собой цель запомнить или припомнить что-нибудь и тем более не применяет для этого специальных приемов.

При созревании ребёнка у него возникают моторная, эмоциональная, образная и словесная память, именно в данной последовательности. Причем образная память у дошкольников является доминирующим видом памяти. Развитие памяти в дошкольном возрасте характеризуется постепенным переходом от непроизвольного и непосредственного к произвольному запоминанию и припоминанию.

Совершенствование произвольной памяти у дошкольников тесно связано с постановкой перед ними специальных мнемических задач на запоминание, сохранение и воспроизведение материала и применением в процессах запоминания и воспроизведения материала мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, обобщения, установления смысловых связей. Улучшение памяти ребёнка происходит одновременно с совершенствованием его умственной деятельности.

Результаты  всех работ, посвященных исследованию взаимоотношений образной и словесной памяти, образа и слова в процессах запоминания и воспроизведения, указывают на неразрывное единство видов памяти, на единство чувственного (предметного, образного, конкретного) и словесно-логического, абстрактного в запоминании и воспроизведении. По результатам теоретического исследования можно также делать вывод о том, что к концу дошкольного возраста сформированы все виды памяти и память имеет большое значение для расширения кругозора дошкольников при подготовке к обучению в школе.

В практической части  будет организовано исследование уровня развития различных видов образной памяти у детей подготовительной группы

 

 

3. Экспериментальная часть исследования

3.1 Программа проведения исследования уровня развития памяти детей подготовительной группы

Цель исследования заключалась в выявлении уровня  развития памяти детей старшего дошкольного возраста, а также выявления индивидуальных особенностей развития различных видов памяти старших дошкольников. 

Для достижения поставленных целей были определены следующие  задачи исследования:

  1. Определение уровня развития памяти у дошкольников.
  2. Изучение зависимости объема произвольной памяти от содержания 
    запоминаемого материала у детей шестилетнего возраста.
  3. Раскрытие     индивидуальных     особенностей     памяти     у     детей 
    дошкольников.

База исследования: МАДОУ «Детский сад № 48 города Сатка». Подготовительная группа. В эксперименте принимало участие 10 детей шестилетнего возраста.

Для организации  экспериментальной части был  составлен план констатирующего этапа.

  1. ПЛАН КОНСТАТИРУЮЩЕГО ЭТАПА.

дата

Наименование методики

Задачи

Примечание

28.03.2013г.

Тест « Назови картинки»

Выявить актуальный уровень  развития зрительной памяти

Протокол №1

04.04.2013г

Тест « Запомни фразы»

Выявить актуальный уровень развития  смысловой памяти

Протокол №2

18.04.2013г

Тест «Пары слов»

Выявить актуальный уровень  развития смысловой памяти

Протокол №3

18.04.2013г

Тест «Запомни пары слов»

Выявить актуальный уровень развития механической памяти

Протокол №4

22.05.2013г

Тест «Запомни 10 слов»

Выявить актуальный уровень  развития слуховой памяти

Протокол №5


 

 

  1. Описание методического материала 

При тесте  «Назови картинки» было организованна  следующая  исследовательская работа, которая проводилось индивидуально. Перед ребенком раскладывались 10 карточек с изображением ослика, собаки, машины, кружки, коровы, сковородки, кошки, горшка, утри и бабочки . Предлагаю ему рассмотреть картинки и запомнить их, затем убираю картинки из поле зрения  ребенка и прошу его воспроизвести все то, что он запомнил. По результатом было выявлено, что Аня, Даша и еще одна Аня без особых затруднений воспроизвели 9 картинок. Вероника и Ксюша вспомнили 8 картинок. Виталий , Аня и Леша из 10 воспроизвели 7 картинок.  Антон смог вспомнить 6 картинок и Илья с трудом воспроизвел 5 картинок из 10.

Информация о работе Особенности формирования памяти детей на протяжении дошкольного возраста