Особенности формирования связной речи у детей ОНР II уровня посредством сказок

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2014 в 16:40, курсовая работа

Краткое описание

Цель: изучение особенностей связной речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи и роли сказок в развитии данного вида речи. В соответствии с целью мы поставили следующие задачи:
Проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной теме.
Подобрать методики для изучения развития связной речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, провести исследование.
Разработать план-программу работы по формированию связной речи посредством сказок и провести по нему серию занятий.
Выявить динамику в ходе развития связной речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Сделать выводы и выработать рекомендации для повышения уровня связной речи детей 5-6 лет.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..….3
Глава 1. Теоретические основы формирования связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи посредством сказок ...……………………………………………………….…………………………… 7
1.1. Психолого-педагогические аспекты речевого развития ребенка……………7
1.2. Теоретические основы развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста без речевых патологий ……………………...………..12
1.3. Особенности развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи II уровня ...……………………………...23
1.4. Восприятие сказки ребенком старшего дошкольного возраста…………….33
1.5. Методы развития связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи II уровня посредством сказок……………………...40
Выводы по первой главе…………………..……………………………………….46
Глава 2. Исследование влияния сказки на особенности развития связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи II уровня...……………………………………………………………………………..47
2.1. Изучение уровня развития связной речи у детей старшего дошкольного с общим недоразвитием речи II уровня ……………………………………..……..47
2.2. Программа занятий по развитию связной речи у детей старшего дошкольного с общим недоразвитием речи II уровня посредством сказок …...64
2.3. Динамика развития связной речи у детей старшего дошкольного с общим недоразвитием речи II уровня в ходе формирующего эксперимента…………..71
Выводы по второй главе…………………………………………………………...73
Заключение………………………………………………………….………………74
Литература…………………………………...……………………………………...78
Приложение 1 ………………………………………………...………………….....85
Приложение 2 ………………………………………………...………………….....91

Вложенные файлы: 1 файл

Дипломные разные.doc

— 476.00 Кб (Скачать файл)

Педагогам и родителям необходимо помнить, что в развитии связной речи у своего ребенка необходимо соблюдать дидактический принцип «от простого к сложному». Объем и степень разнообразия вспомогательного материала – вербального и наглядного должен быть «комфортным». Эмоциональная сторона материала (вербального и невербального) должна создать благоприятный эмоциональный фон для занятий, стимулировать у детей положительные эмоции, снимать напряжение.

На основании проведенной работы были разработаны рекомендации воспитателям и родителям по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи см. приложение 2.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература

 

  1. Агранович З.Е. Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям для преодоления лексико-грамматического недоразвития речи у дошкольников с ОНР / З. Е. Агранович. - Санкт-Петербург: Детство-Пресс, 2004. - 128 с. 
  2. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. - М.: Издательский центр «Академия», 2000.-400 с.
  3. Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей: Развитие диалогического общения: Методическое пособие для воспитателей. – 2-е изд. испр. и доп.- М.: Мозаика – Синтез, 2005. – 128с.
  4. Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей: Книга для воспитателей детского сада. – М.: Мозаика – Синтез, 1999 – 272с.
  5. Беттельхайм Б. Детям нужны сказки.- Мюнхен, 2006, 359с.
  6. Вачков И.В. Сказкотерапия. Развитие самосознания через психологическую сказку. М.,2001
  7. Ветрова В.В., Смирнова Е.О. Ребенок учится говорить. – М.: Знание, 1998.-94с.
  8. Волосовец Т. В. Организация педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении компенсирующего вида: практическое пособие для педагогов и воспитателей / Т. В. Волосовец, С. Н. Сазонова. - Москва: Владос, 2004. - 232 с.: табл. - (Коррекционная педагогика). - Библиогр.: с. 225-231. - ISBN 5-691-01156-1.
  9. Воробьева В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи: учебное пособие/В.К. Воробьева. – М.: АСТ: Астрель, 2009. – 158с.
  10. Выготский Л. С. Мышление и речь. - Собр. соч. в 6 т. - М.: «Педагогика», 1983.- Т.2. - 340 с.
  11. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. – СПб.: СОЮЗ, 1997-224с.
  12. Глухов В. П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием / В. П. Глухов. - 2-е изд., испр. и доп. - Москва: АРКТИ, 2004. - 168 с. - (Библиотека практикующего логопеда). - Библиогр.: с. 156-159. - ISBN 5-89415-211-9.
  13. Глухов В. П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием. -М.:АРКТИ, 2002-144с.
  14. Елкина Н.В. Формирование связной речи у детей пятого года жизни. Автореф. дисс... канд. пед. наук. - М, 1999.
  15. Жукова Н. С. Логопедия: Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников / Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева. - Екатеринбург: Литур, 2006. - 320 с.: ил. - (Учимся играя). - ISBN 5-89648-141-1.
  16. Запорожец А.В. Психология восприятия сказки ребенком дошкольником.// Психология дошкольника. Хрестоматия/ Сост. Г.А.Урунтаева -М.: изд. «Педагогика», 1998.- 138 с.
  17. Игнатьева С. А. Оценка состояния коммуникативно - речевой деятельности детей старшего дошкольного возраста с ОНР / С. А. Игнатьева, Е. О. Канунникова, Е. С. Парахина // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2007. - N 2. - С. 29-32. - Ил.: табл.
  18. Июдина Л. В. Особенности коммуникативной деятельности детей с общим недоразвитием речи / Л. В. Июдина // Логопедия. - 2007. - N 3. - С. 44-50. - Библиогр.: с. 50.
  19. Карпова С.Н., Труве Э.И. Психология речевого развития ребенка. –Издательство Ростовского университета, 1987 -96 с.
  20. Козлова С.А., Куликова Т. А. Дошкольная педагогика.- М., 2001
  21. Коррекционная педагогика 1 (11), 2006, Разумова Г.В., (с 36-37, 66-72)
  22. Ладыженская Т.А. Система работы по развитию связной устной речи учащихся. – М.: Педагогика, 1974. – 256с.
  23. Лалаева Р. И. Нарушения речи у детей с ОНР. СПб., 1992
  24. Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность. – М.: Просвещение, 1969. -214с.
  25. Леушина A.M. Развитие связной речи у дошкольника.// Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста./ Сост. М.М.Алексеева, В. И.Яшина. -М.: Издательский центр «Академия», 1999. -560с.
  26. Логопедия./ Под ред. Волковой Л. С., Шаховской С. Н. - М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1999. 680 с.
  27. Логопедия: учебник для студ. дефектол. фак. пед. выс. учеб. заведений/ под ред. Л.С. Волковой. – 5-е изд., перераб., и доп. – М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2007. - 703 с: ил. – (Коррекционная педагогика)
  28. Логопедия: методические традиции и новаторство: учебно-методическое пособие для пед. вузов / под ред. С. Н. Шаховской, Т. В. Волосовец; РАО; Моск. психолого-социальный ин-т. - Москва: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2003. - 336 с. - (Библиотека логопеда). - ISBN 5-89502-388-6 (МПСИ). - ISBN 5-89395-439-4 (МОДЭК).
  29. Лурия А.Р. Язык и сознание/Под ред. Е.Д.Хомской. – М.: Издательство МГУ, 1998. – 336с.
  30. Люблинская А.А. Детская психология. - М, 1971.
  31. Методы обследования речи детей: пособие по диагностике речевых нарушений / Г. В. Чиркина, Л. Ф. Спирова, Е. Н. Рос. и др. ; под общ. ред. Г. В. Чиркиной. - Москва: Аркти, 2005. - 240 с. - Библиогр.: с. 237-238. - ISBN 5-89415-266-6.
  32. Микляева Н. В.  Диагностика языковой способности у детей дошкольного возраста: методическое пособие / Н. В. Микляева. - Москва: Айрис-пресс, 2006. - 96 с. - (Библиотека логопеда-практика). - Библиогр.: с. 92-95. - ISBN 5-8112-1278-Х.
  33. Микляева Н. В.  Развитие языковой способности у детей с общим недоразвитием речи // Дефектология. - 2001. - N 2. - С. 56-64. - Библиогр.: с. 64 (11 назв.).
  34. Мухина B.C. Детская психология. М.,1985 16
  35. Немов Р.С, Психология: Учеб. Для студ. Высш. Учеб. Заведений: В 3 кн. Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2001. – Кн.2:Психология образования. – 608с.
  36. Нищева Н. В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи / Н. В. Нищева. - Санкт-Петербург: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007. - 560 с.: табл.
  37. Обухова Л.В. Возрастная психология. - М.: Изд. «Педагогическое общество России», 1999. - 170 с.
  38. Общение и речь: Развитие речи у детей в общении со взрослыми / Под ред. М.И.Лисиной. – М.: Педагогика, 1985. -208с.
  39. Основы логопедической работы с детьми./ Под ред. Чиркиной Г. В. М.: Аркти, 2002. 240 с.
  40. Основы теории речевой деятельности. – М.: Издательство «НАУКА», 1974. – 368с.
  41. Парамонова Л. Г. Логопедия для всех. М.: Издательство АСТ, 2002. 333 с.
  42. Поваляева М. А. Коррекционная педагогика. Взаимодействие специалистов. Ростов-на-Дону: Феникс, 2002. 352 с.
  43. Поваляева М. А. Справочник логопеда. Ростов-на-Дону: Феникс, 2002. 448 с.
  44. Программа воспитания в детском саду./ Под ред. Васильевой Г. И. М.: Просвещение, 1997. 192 с.
  45. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников: учебно-методическое пособие / под ред. Т. В. Волосовец. - Москва: ТЦ Сфера: НИИ школьных технологий, 2008. - 224 с. - (Библиотека журнала "Логопед"). - Библиогр.: с. 220-221. - ISBN 978-5-88923-125-1.
  46. Пропп В.Я. Мофология сказки – М.: Изд. «Лабиринт», 2000-315с.
  47. Пропп В.Я. Русская сказка. - М.: Изд. «Лабиринт», 2000. - 416 с.
  48. Психологические и психофизиологические исследования речи / Под ред. Т.Н.Ушаковой. – М.: Наука, 1985. – 240 с.
  49. Психолого-педагогические вопросы развития речи в детском саду: Сб. научн. тр./ Под ред. Ф.А.Сохина и О.С.Ушаковой. – М.: изд. АПН СССР, 1987. – 120с.
  50. Развитие речи дошкольника: Сб. научн. тр. / Под ред. О.С. Ушаковой. – М.: изд. АПН СССР, 1990.- 137с.
  51. Расскажи мне сказку/Сост. Э.И.Иванова. М.: Изд. «Просвещение», 1993. -464 с.
  52. Родари Дж. Грамматика фантазии. М.,1990
  53. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии - СПб: Издательство «Питер», 2000 - 712 с.: ил.
  54. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Изд. «Питер», 1998. - 453 с.
  55. Рубинштейн С.Л. Развитие связной речи.//Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста./ Сост. М.М.Алексеева, В.И.Яшина. - М.: Издательский центр «Академия», 1999.-560с.
  56. Рудакова Н. П.  Формирование грамматического строя речи у дошкольников с ОНР / Рудакова Н. П. // Логопед в детском саду. - 2007. - N 7. - С. 14-23. - Библиогр.: с. 23 (13 назв.).
  57. Сазонова С. Н.  Развитие речи дошкольников с общим недоразвитием речи: учебное пособие для дефектологических фак. пед. вузов: рек. УМО вузов РФ / С. Н. Сазонова. - 2-е изд., испр. - Москва: Академия, 2005. - 144 с. - (Высшее профессиональное образование). - Библиогр.: с. 141-143. - ISBN 5-7695-2393-Х.
  58. Сказка как источник творчества детей/ Науч. рук. Ю.А.Лебедев. - М.: Изд. «Просвещение», 2001. - 235 с.
  59. Смирнова Л. Н. Логопедия в детском саду: занятия с детьми 6-7 лет с общим недоразвитием речи: пособие для логопедов, дефектологов и воспитателей / Л. Н. Смирнова. - Москва: Мозаика-Синтез, 2005. - 96 с. - (Библиотека воспитателя). - Библиогр.: с. 93-94. - ISBN 5-86775-136-8.
  60. Смирнова О.Е. Детская психология: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003 – 368с.
  61. Тихеева Е.И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста): Пособие для воспитателей детского сада / Под ред. Ф.А.Сохина. М.: Просвещение, 1981. – 159 с.
  62. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология. М, 1999.
  63. Урунтаева Г.А. Диагностика психологических особенностей дошкольника. М.: Издательский центр Академия, 1996.
  64. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по дошкольной психологии. - М.: Изд. «Просвещение», 1998. - 254 с.
  65. Ушакова О.С. Развитие речи дошкольников.- М.: Изд-во Института Психотерапии, 2001-240с..
  66. Ушакова О.С. Развитие речи детей четырех – семи лет // Дошкольное воспитание. – 1995. - №1. – С.59-66
  67. Фесюкова Л.Б. Воспитание сказкой: Для работы с детьми дошкольного возраста. - М.: ООО «Издательство ACT», 2000. - 464 с.
  68. Филичева Т. Б.  Психолого-педагогическая характеристика детей с общим  недоразвитием речи / Т. Б. Филичева, Т. В. Туманова // Логопедия. - 2006. - N 2. - С. 57-68. - Библиогр.: с. 68.
  69. Филичева Т. Б.  Основы логопедии: учебное пособие для пед. ин-тов по специальности "Педагогика и психология (дошкольная)": доп. Гос. ком. СССР по нар. образованию / Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина. - Москва: Просвещение, 1989. - 223 с.: ил.
  70. Филичева Т. Б.  Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста: практическое пособие: доп. М-вом образования РФ / Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина. - 4-е изд. - Москва: Айрис-пресс, 2007. - 224 с. - (Библиотека логопеда-практика).
  71. Фишман М. Н. Мозговые механизмы, обусловливающие отклонения в речевом развитии у детей // Дефектология. - 2001. - N 3. - С. 3-9. - Библиогр.: с. 9 (12 назв.).
  72. Флёрина Е.А. Рассказывание в дошкольной практике.// Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста./Сост. М.М.Алексеева, В.И.Яшина.- М.: Издательский центр «Академия», 1999.-560с.
  73. Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста./Сост. М.М.Алексеева, В.И.Яшина. -М.: Издательский центр «Академия», 1999. -560с.
  74. Ядэшко В.И. Развитие речи детей от трех до пяти лет. – М.: Издательство «Просвещение», 1966. – 96 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1.

Блок 4 (4 занятия)

Сказка «Гуси лебеди»

Занятие №1

Цель: Формировать грамматический строй речи. Активизировать словарь. Развивать умения составлять связное высказывание. Развивать мышление, память. Воспитывать умение слушать друг друга, не перебивать.

Материал: иллюстрации к сказке.

Ход занятия.

Воспитатель читает сказку. Беседа по сказке:

- Понравилась сказка? Что понравилось? Почему?

- А вот мне не все понравилось. Что могло мне не понравиться?

- Кто помог Аленушке спасти  братца Иванушку?

- А как бы вы поступили  на месте Аленушки, если бы  вам родители наказали заботиться  о младшем братике?

- …. Если бы вам печка сказала, что поможет найти братика, только нужно съесть пирожок?

- А как бы вы поступили на месте печки, яблоньки и речки? Вы стали бы помогать Аленушке спрятаться с братом от Гусей-Лебедей?

Занятие №2

Цель: Систематизировать представления о значении слов. Формировать умения подбирать слова-названия качеств, предметов, действий, частей предметов, глаголы, прилагательные; умение использовать суффиксы. Активизировать словарь. Развивать умения составлять связное высказывание. Развивать мышление, память. Воспитывать умение слушать друг друга, не перебивать.

Материал: иллюстрации к сказке.

Ход занятия.

- Отгадайте к какой сказке  иллюстрация?

Пересказ сказки по цепочке с опорой на иллюстрацию.

- Почему сказка называется Гуси-Лебеди?

- Давайте придумает другое название  сказки.

Игра «Назови ласково»

- Вам нравятся герои сказки? А когда нам кто-то или что-то  понравится, мы называем их ласково. Давайте назовем ласково: сестру, брата, яблоню, мышь, печь, дерево, реку, дом, кисель, молоко.

Игра «Задумай слово»

-Поиграем в такую игру. Сейчас (ребенок) задумает слово, которое есть в сказке, но называть его не будет, а просто расскажет что это слово обозначает, а мы отгадаем, какое слово задумал (ребенок). Например: Она маленькая, серенькая и пищит.

Занятие №3

Цель: Формировать грамматический строй речи, умение продолжать и заканчивать высказывание, подбирать подходящее слово и согласовывать его с другими словами в предложении.. Активизировать словарь, творческое воображение, мышление, память. Упражнять в решении творческих задач. Развивать умения составлять связное высказывание. Воспитывать умение слушать друг друга, не перебивать.

Материал: нарисованные вагоны поезда, иллюстрации к сказке.

Ход занатия.

- Отгадайте сказку по словам: «Унесли они ее братца», «Яблонька, красавица, спрячь нас».

- Давайте вспомним всех героев  этой сказки.

Игра «От каждого по словечку».

- А сейчас мы с вами составим  поезд. Поезд – это предложение, а каждый из вас назовет  по одному слову – это будут  вагоны. Будем браться за руки, так сцепим вогончики-слова. И если поезд составлен правильно – он сможет поехать. (каждому ребенку, назвавшему слово, дается нарисованный вагон). Придумывание предложений про Аленушку, Гусей-Лебедей, Бабу-Ягу, печку, яблоньку.

Игра «А если бы…»

- А если бы печка, яблонька  и река отказались помогать девочке, что тогда ей пришлось бы сделать, чтобы спастись самой и спасти братика?

Игра «Хорошо-плохо»

- Мышка помогла девочке убежать  от Бабы-Яги. Что в этом хорошо, а что плохо?

- Река молочная. Что в этом  хорошо, а что плохо?

- Печка умеет разговаривать. Что в этом хорошо, а что плохо.

Занятие №4

Цель: Формировать грамматический строй речи. Активизировать словарь, творческое воображение, мышление, память. Упражнять в решении творческих задач. Развивать умения составлять связное высказывание. Воспитывать умение слушать друг друга, не перебивать.

Материал: иллюстрации к сказке.

Ход занятия.

Узнать к какой сказке иллюстрация. Рассказать эпизод сказки, изображенный на иллюстрации.

-Какие герои в этой сказке  хорошие, а какие плохие?

- Гуси-Лебеди какие? Почему?

- А если бы Гуси -Лебеди служили  доброму волшебнику, какие тогда  они были бы?

- Баба-Яга какая? Почему?

- А если бы Баба-Яга оказалась  доброй, как тогда закончилась  бы сказка?

- Но если Баба-Яга добрая, зачем  Гуси-Лебеди унесли Иванушку?

- Давайте придумаем сказку, где  Аленушка стала злой, а Баба-Яга – доброй.

Блок 5 (4 занятия)

Сказка «Пузырь, Соломинка и Лапоть»

Занятие №1

Цель: Формировать грамматический строй речи , умения отбирать условные заместители для обозначения персонажей сказки; умения выделять части предметов, качества, действия; умения сравнивать. Развивать умение использовать заместители при пересказе конкретного эпизода сказки. Развивать умение строить связное высказывание. Продолжать Воспитывать умение слушать друг друга, не перебивать.

Материал: фланелеграф, полоски разной длины и ширины, иллюстрации к сказке.

Ход занятия.

Чтение воспитателем сказки. Беседа по содержанию сказки:

- Можно назвать Пузыря, Соломинку  и Лаптя друзьями?

- Почему?

- За что вы любите своих  друзей?

Составление схемы сказки.

- Давайте зашифруем сказку на  фланелеграфе.

- Какую полоску лучше выбрать  для обозначения Пузыря, Соломинки, Лаптя, речки?

Пересказ детьми сказки по схеме.

- Давайте придумаем загадки  про героев сказки, а потом  вы их загадаете родителям.

- Какой Пузырь? (круглый, легкий)

- А что еще такое же? (воздушный  шарик)

- Получилась загадка : круглый и  легкий, но не воздушный шарик.

Придумывание загадок про остальных героев.

Занятие №2.

Цель: Формировать грамматический стой речи. Активизировать словарь, творческое воображение, мышление, память. Развивать умения составлять связное высказывание. Воспитывать умение слушать друг друга, не перебивать.

Материал: иллюстрации к сказке.

Ход занятия.

Узнать к какой сказке иллюстрация.

- Кто герои сказки?

- С чего начинается сказка? Что  было потом? Чем закончилась?

- Давайте придумаем историю  про Лаптя. Что с ним случилось  до того, как он встретился  с Пузырем и Соломинкой?

- Что такое лапти? Если это  обувь, то должно быть два лаптя. Почему он оказался один? Что с ним произошло?

- Давайте придумаем что было  потом, как Лапоть познакомился  с Пузырем и Соломинкой.

- А как по другому можно  назвать эту сказку?

Занятие №3

Цель: Формировать грамматический стой речи, умения подбирать слова, противоположные по смыслу. Активизировать словарь, творческое воображение, мышление, память. Развивать умения составлять связное высказывание. Упражнять в решении творческих задач. Воспитывать умение слушать друг друга, не перебивать.

Материал: иллюстрация к сказке.

Ход занятия.

Воспитатель загадывает загадки про героев, которые сочинили дети два занятия назад.

- Из какой сказки эти герои?

- Какое новое название сказке  мы придумали на прошлом занятии?

- Что случилось с героями  в конце сказки? Вам нравится  такой конец?

- Почему?

- А как по другому можно перейти реку?

- Давайте придумаем новый конец  сказки, который нам будет нравиться.

Игра «Скажи наоборот»

- Сейчас мы поиграем в игру. Я буду говорить слова, а вы  в ответ по очереди будете  называть слово наоборот. Например, если я скажу холодный, то наоборот будет – горячий.

Конец, легкий, длинный, худой, старый, грустный, добрый, хороший, твердый, день.

Игра «Хорошо-плохо»

- Что хорошего в том, чтобы  жить вместе с друзьями? Что  в этом плохого?

- Когда в лесу есть речка, что хорошего и что плохого в этом?

Занятие №4

Цель: Формировать грамматический стой речи, умение сравнивать. Активизировать словарь, творческое воображение, мышление, память. Развивать умения составлять связное высказывание. Упражнять в решении творческих задач. Воспитывать умение слушать друг друга, не перебивать.

Материал: иллюстрация к сказке.

Ход занятия.

- К какой сказке эта иллюстрация?

- Герой какой сказки похож  на Пузыря?

- Чем они похожи? Чем различаются?

Игра «А если бы…»

- А если бы Пузырь не лопнул, как он смог бы спасти Лаптя и Соломинку?

- А если бы вместо реки  вдруг появилась глубокая пропасть. Как тогда друзья перебрались бы на другую сторону?

- Давайте придумаем новую сказку. Представим, что, когда Лапоть, Соломинка  и Пузырь подошли к реке, на берегу сидела мятая и порванная Газета и плакала.

- Что сказали друзья?

- Какую историю о себе рассказала  Газета, что с ней произошло, что  она стала такая помятая, рваная  и плакала?

- Что решили друзья, как они  поступят с Газетой?

- Чем закончилась сказка?

 

 

Приложение 2.

Рекомендации воспитателям и родителям

Для развития связной речи дошкольников можно применять различные методы, но мы остановимся на работе со сказкой.

Ребенок – существо активное от природы, он любит не только слушать сказки, но действовать и творить, опираясь на них.

Из сказок дети черпают множество познаний: представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, с предметным миром. Из сказки можно вынести много уроков: нравственный, воспитание добрых чувств, речевая зарядка, развитие мышления и воображения, математические и экологические представления и т.д.

С помощью сказки ребенку можно объяснить множество явлений. Т.к. сказка близка мышлению ребенка.

Информация о работе Особенности формирования связной речи у детей ОНР II уровня посредством сказок