Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2013 в 12:33, контрольная работа
Когда мы пытаемся понять и объяснить, почему разные люди, обстоятельствами жизни поставленные в одинаковые условия, достигают разных успехов, мы обращаемся к понятию способности, полагая, что разницу в успехах можно вполне удовлетворительно объяснить ими. Это же понятие используется нами тогда, когда нужно осознать, в силу чего одни люди быстрее и лучше, чем другие, усваивают знания, умения и навыки. Что же такое способности?
Термин «способности», несмотря на его давнее и широкое применение в психологии, наличие в литературе многих его определений, неоднозначен.
1. Проблема способностей и одаренности в психологии индивидуальных различий……..…………3
2. Таблица сравнения типологий Э. Кречмера и У.Шелдона.…………………………………..……11
3.Методики изучения индивидуальных особенностей эмоциональной сферы (младшие школьники) ………………………………………………………………………………………………13
4. Эссе «Происхождение моего характера»…………………………………………………...............16
5.Словарь основных понятий …………………………………………………………………………..20
Список использованной литературы……………………………………………………………………29
Многие из природных способностей являются общими у человека и у животных, особенно высших, например -- у обезьян. Такими элементарными способностями являются восприятие, память, мышление, способность к элементарным коммуникациям на уровне экспрессии. Эти способности непосредственно связаны с врожденными задатками, но не тождественны им, а формируются на их основе при наличии элементарного жизненного опыта через механизмы научения типа условно - рефлекторных связей, оперантного обусловливания, импринтинга и ряда других. В остальном по своим способностям, по их набору и механизмам формирования человек и животные принципиально отличаются друг от друга. У человека, кроме биологически обусловленных, есть способности, обеспечивающие его жизнь и развитие в социальной среде.
Это общие и специальные высшие интеллектуальные способности, основанные на пользовании речью и логикой, теоретические и практические, учебные и творческие, предметные и межличностные.
Общие способности включают те, которыми определяются успехи человека в самых различных видах деятельности. К ним, например, относятся умственные способности, тонкость и точность ручных движений, развитая память, совершенная речь и ряд других.
Специальные способности определяют успехи человека в специфических видах деятельности, для осуществления которых необходимы задатки особого рода и их развитие. К таким способностям можно отнести музыкальные, математические, лингвистические, технические, литературные, художественно-творческие, спортивные и ряд других.
Наличие у человека общих
способностей не исключает развития
специальных и наоборот. Нередко
общие и специальные
Теоретические и практические способности отличаются тем, что первые предопределяют склонность человека к абстрактно-теоретическим размышлениям, а вторые -- к конкретным, практическим действиям. Такие способности в отличие от общих и специальных, напротив, чаще не сочетаются друг с другом, вместе встречаясь только у одаренных, разносторонне талантливых людей.
Учебные и творческие способности отличаются друг от друга тем, что первые определяют успешность обучения и воспитания, усвоения человеком знаний, умений, навыков, формирования качеств личности, в то время как вторые -- создание предметов материальной и духовной культуры, производство новых идей, открытий и изобретений, словом -- индивидуальное творчество в различных областях человеческой деятельности.
Способности к общению, взаимодействию с людьми, а также предметно-деятельностные, или предметно-познавательные, способности -- в наибольшей степени социально обусловлены. В качестве примеров способностей первого вида можно привести речь человека как средство общения (речь в ее коммуникативной функции), способности межличностного восприятия и оценивания людей, способности социально-психологической адаптации к различным ситуациям, способности входить в контакт с различными людьми, располагать их к себе, оказывать на них влияние и т.п.
Примеры способностей предметно-познавательного
плана хорошо известны. Они традиционно
изучаются в общей и
До сих пор в психологии преимущественное внимание обращалось именно на предметно-деятельностные способности, хотя способности межличностного характера имеют не меньшее значение для психологического развития человека, его социализации и приобретения им необходимых форм общественного поведения. Без владения речью как средством общения, например без умения адаптироваться к людям, правильно воспринимать и оценивать их самих и их поступки, взаимодействовать с ними и налаживать хорошие взаимоотношения в различных социальных ситуациях, нормальная жизнь и психическое развитие человека были бы просто невозможными. Отсутствие у человека такого рода способностей явилось бы непреодолимой преградой как раз на пути превращения его из биологического существа в социальное.
Способностями могут быть названы умения убеждать других, добиваться взаимопонимания, оказывать влияние на людей. Что касается умения воспринимать людей и давать им верные оценки, то оно в социальной психологии давно считается способностью особого рода. Более того, на протяжении уже многих лет в специальной литературе активно обсуждается вопрос о врожденности или приобретенности этой способности, а также о возможности ее развития у разных людей.
Одаренность является следующим уровнем развития способностей. Одаренностью называют своеобразное сочетание способностей, которое обеспечивает человеку возможность успешного выполнения какой-либо деятельности.
Одаренность - свойство специфических корреляций способностей субъекта, которые обеспечивают успешность выполнения тех или иных действий, а сама суммация способностей, представляющих оригинальную модель, позволяет индивиду компенсировать негативность тех или иных качеств, за счет приоритетной эволюции других.
Одаренность - качественно своеобразное сочетание способностей, от которых зависит возможность достижения большего или меньшего успеха в выполнении той или иной деятельности.
Одаренность - синтез определенных потенциальных свойств личности, развивающихся в процессе деятельности, обеспечивающих достижение наивысших результатов.
Общая одаренность -- интегральный уровень развития специальных способностей, который связан с их развитием, но достаточно от них независим. Ф. Гальтон.
Общая одаренность - уровень развития общих способностей, определяющий диапазон деятельностей, в которых человек может достичь больших успехов. Общая одаренность является основой развития специальных способностей, но сама представляет собой независимый от них фактор.
Впервые предположение
о существовании общей
Специальная одаренность - качественно своеобразное сочетание способностей, создающее возможность успеха в деятельности, а общая одаренность - это одаренность к широкому кругу деятельностей или качественно своеобразное сочетание способностей, от которых зависит успешность различных деятельностей.
Итак, в ходе анализа данных определений, можно утверждать, что одаренность может рассматриваться с нескольких точек зрения.
Одни рассматривают ее как совокупность способностей, внутренних задатков и предпосылок. Другие считают одаренность явлением, развивающимся в течение жизни. Общую способность часто обозначают термином "одаренность"; в зарубежной литературе ее обычно отожествляют с интеллектом.
Вопрос об общей и
специальной одаренности
Господство аналитических функциональных тенденций привело к тому, что ряд ученых пришли к отрицанию единства познавательных способностей и стали сводить интеллект к совокупности отдельных механизмов и функций. Понятия такого порядка, как интеллект, раскрываются лишь в плане конкретных действенных взаимоотношений индивида с окружающей действительностью
Эти аналитические
теории одаренности в силу
свойственных им
С другой стороны, в тех
теориях общей одаренности, в
которых последняя берется вне
отношения к конкретным видам
деятельности и конкретным способностям,
утрачиваются черты интеллектуального
облика реального человека. Каждый
человек, о котором вообще можно
с полным правом сказать, что он умен,
умен по-своему; ум его по-разному
проявляется в различных сферах
деятельности или областях применения.
Специальные способности
В конечном счете равно
несостоятельны как попытка свести
одаренность к простой
Лишь единство общих и специальных свойств, взятых в их взаимопроникновении, очерчивает истинный облик одаренности человека.
Развитие реальной личности совершается в конкретных условиях; в соответствии с этим совершенно специфично и индивидуализированно развивается и одаренность. Одаренность одного человека так же отлична от одаренности другого, как различна и их жизнь. Способности складываются в процессе развития; в процессе развития происходит специализация одаренности.
существенное значение
имеет забота о выявлении и
развитии юных художественных дарований,
в частности дарований
Но, за совсем редкими исключениями, самостоятельное творчество, имеющее объективное значение, проявляется лишь к 12-13 годам. В пластических искусствах призвание и способность к творчеству проявляются несколько позже - в среднем около 14 лет.
В области поэзии склонность к стихосложению проявляется очень рано, но поэтическое творчество, имеющее художественную ценность, обнаруживается несколько позже.
Вне области искусства, где творчество проявляется раньше, чем в науке, наиболее ранним является техническое изобретательство. Ж.В.Понселе, будучи 9 лет, разобрал часы, которые он купил, чтобы изучить их устройство, и потом собрал их как следует. Френель в том же возрасте посредством настоящих опытов нашел, при какой длине и каком калибре снаряд из игрушечных пушек летит всего дальше.
В научной области творчество вообще проявляется значительно позже, обычно лишь после 20 лет. Раньше всех других дарований выявляются математические. Почти все ученые, проявившие себя до 20 лет, были математиками.
2.Таблица сравнения типологий Э. Кречмера и У. Шелдона. (Таблица 1)
Типология Э. Кречмера |
Типология У. Шелдона | ||||||
Тип телосложения |
Тип темперамента |
Тип телосложения |
Тип темперамента | ||||
тип |
характеристика |
тип |
характеристика |
тип |
характеристика |
тип |
характеристика |
АСТЕНИК |
От греч. слабый-отличается слабым ростом «в толщину» при неуменьшенном росте «в длину» - худой, тонкий, с бедной соками и кровью кожей, уз-кими плечами, длин-ной узкой и плоской грудной клеткой. Имеет хрупкое тело-сложение, высокий рост, вытянутое лицо, длинный тонкий нос. Нижние конечности длинные и худые. Астенические жен-щины напоминают астеников-мужчин, но они не только ху-дощавы, но и мало-рослы. Бросается в глаза их прежде-временное старение; |
ШИЗОТИМИК |
Характеризуется замкнутостью, склонностью колебаниям эмоций от раздражения до сухости, упрямством, малоподатливостью к изменению установок и взглядов. С трудом приспосабливается к окружению, склонен к абстракции. Имеет астеническое тело-сложение. При расстройстве психики обнаруживает пред-расположенность к шизофрении. |
ЭКТОМОРФНЫЙ |
Организм хрупок и тонок, грудная клетка уплощена. Отно-сительное слабое развитие внутренних органов и тело-сложения. Конеч-ности длинные, тонкие со слабой мускулатурой. |
ЦЕРЕБРОТОНИК |
Заторможенность в движениях, скованность в осанке. Чрезмерная физиологическая реак-тивность. Повышенная скорость реакций. Склонность к уединению, к размышлению. Скрытость чувств, эмоциональная заторможенность. Самоконтроль мимики. Заторможенность в общении. Избегание стандартных действий. Боязнь открытого пространства. Непредсказуемость по-ведения. Тихий голос, избегание шума. Чрез-мерная чувствительность к боли. Плохой сон, хроническая усталость. Концентрированное скрытое и субъективное мышление. Внешний вид соответствует более пожилому возрасту. Устойчивость к действию алкоголя. |
ПИКНИК |
От греч. толстый, плотный среднего или малого роста, с богатой жировой тканью, расплы-вшимся туловищем, круглой головой на короткой шее, с мелким широким лицом. Обнаруживает тенденцию к ожи-рению. |
ЦИКЛОТИМИК |
Представляет собой |
ЭНДОМОРФНЫЙ |
Отличается крупными внутренними орга-нами и слабыми со-матическими струк-турами. Телосло-жение относительно слабое, с избытком жировой ткани; |
ВИСЦЕРАТОНИЯ |
Расслабленность в осанке и движениях. Любовь к комфорту. Замедленная реакция. Пристрастие к еде. Социализация пищевой потребности. Удовольствие от пищеварения. Любовь к компаниям, дружеским излияниям. Социофилия (склонность к общественной жизни). Приветливость со всеми. Жажда любви и одобрения окружающих. Ориентация на других людей. Эмоциональная ровность. Терпимость. Безмятежная удовлетво- Отсутствие взрывных
эмоций и поступков. Легкость
в обращении и выражении |
АТЛЕТИК |
(От греч.- борьба, схватка)
имеет хо-рошую мускулатуру, |
ИКСОТИМИК |
Спокойный, мало-впечатлительный,
ха-рактеризуется сдер- |
МЕЗОМОРФНЫЙ
|
Характеризуется хо-рошо развитой мус-кульной системой, стройным и крепким телом, большой физической устой-чивостью и силой; |
СОМАТОТОНИК
|
Уверенность в осанке и движениях. Склонность к физической деятельности. Энергичность потребность в движениях и удовольствие от них. Потребность к домини-рованию. Склонность к риску и игре случая. Решительные манеры. Храбрость. Сильная аг-рессивность. Психоло-гическая нечувстви-тельность. Клаустрофобия (боязнь закрытых помещений). Отсутствие сострадания. Громкий голос. Спартанское безразличие к боли. Шумное поведение. Внешний вид соответствует более пожилому возрасту. Объективное и широкое мышление, направленное вовне (экстраверсия) Агрессивность и самодовольство в состоянии опьянения. Потребность в действиях в тяжелую минуту. Ориентация на юношеские цели и занятия. |
3. Методики изучения
индивидуальных особенностей
Диагностика эмоциональной сферы младших школьников требует подбора специальных валидных методов и методик, соблюдения определённых требований, учёта индивидуальных, возрастных и психологических особенностей. В литературе описано большое количество методик различного содержания и оформления, направленных на выявление тех или иных сторон эмоционального состояния детей школьного возраста.
Диагностика
эмоциональных состояний
Эмоциональное
состояние имеет внешнюю
1) Изучение осознаваемых
компонентов эмоционального
2) Изучение выразительных
компонентов состояния,
3) Изучение неосознаваемых проявлений, отражающихся в вегетативных изменениях организма.
Традиционными методами изучения эмоциональной сферы школьников являются наблюдение, опросник, анкетирование.
Для детей младшего школьного возраста применяются игровые и цветовые методы диагностики. С эмоциональной сферой человека тесно связаны цветовые ощущения: конкретному эмоциональному состоянию соответствуют определённые цветовые предпочтения. В цветовых ассоциациях выражаются существенные характеристики невербальных отношений ребёнка к людям, самому себе. Процедура с применением игровых методов исследования вызывает интерес у испытуемого, предоставляет возможность для его естественного поведения и проявления эмоциональных состояний, осуществления самостоятельного выбора игровых действий. Они не требуют от испытуемого анализа и осознания собственных эмоциональных состояний, высокого уровня развития речи, сформированности навыков письма.