Особенности характера

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2013 в 12:33, контрольная работа

Краткое описание

Когда мы пытаемся понять и объяснить, почему разные люди, обстоятельствами жизни поставленные в одинаковые условия, достигают разных успехов, мы обращаемся к понятию способности, полагая, что разницу в успехах можно вполне удовлетворительно объяснить ими. Это же понятие используется нами тогда, когда нужно осознать, в силу чего одни люди быстрее и лучше, чем другие, усваивают знания, умения и навыки. Что же такое способности?
Термин «способности», несмотря на его давнее и широкое применение в психологии, наличие в литературе многих его определений, неоднозначен.

Содержание

1. Проблема способностей и одаренности в психологии индивидуальных различий……..…………3
2. Таблица сравнения типологий Э. Кречмера и У.Шелдона.…………………………………..……11
3.Методики изучения индивидуальных особенностей эмоциональной сферы (младшие школьники) ………………………………………………………………………………………………13
4. Эссе «Происхождение моего характера»…………………………………………………...............16
5.Словарь основных понятий …………………………………………………………………………..20
Список использованной литературы……………………………………………………………………29

Вложенные файлы: 1 файл

Контрольная по дифференц.псих..docx

— 75.59 Кб (Скачать файл)

   Методики диагностики позитивных и негативных эмоциональных состояний детей младшего возраста, в основном, связаны с применением картинок, игровой, продуктивной, изобразительной деятельности, пиктограмм, сказок.

     Применение проективных рисуночных и цветовых методов при исследовании эмоциональных состояний детей младшего возраста удобно, так как дети зачастую не могут адекватно выразить своё эмоциональное состояние с помощью речи. Эти тесты позволяют получить сведения об эмоциональном отношении испытуемого к членам семьи и сверстникам, эмоциональных состояниях в различных видах деятельности.

    Полные и достоверные сведения о специфике эмоциональных состояний детей того или иного возраста получаются путём применения целого ряда методик. Данные рисуночных проективных тестов, цветовых и игровых методов следует рассматривать как вероятностные и использовать их совместно с данными других методов (наблюдения, экспертной оценки).

      Наблюдение является классическим методом, используется в психологических исследованиях как дополнительный метод диагностики, что не снижает его ценности и значимости. Целенаправленное отслеживание специфики и изменений эмоциональных состояний школьников происходит в процессе различных видов деятельности. На основании наблюдения психолог-экспериментатор составляет различные шкалы, заносит результаты в карты оценки состояния.

    Наблюдение в психологических исследованиях часто используется совместно с методом экспертной оценки.

  Важным в ходе исследования является применение беседы на предмет понимания школьником своих состояний, его обоснования выбора того или иного цвета.              Целесообразным является использование метода экспертных оценок (опрос, анкетирование педагогов и родителей) и беседы с родителями школьника о том, как проявляются эмоциональные состояния испытуемого дома, в общественных местах. Сведения, полученные в ходе анализа психолого-педагогической документации (дневники наблюдений за учащимися, протоколы ПМПК) позволяют выявить некоторые особенности развития эмоциональной сферы школьника в онтогенезе, объясняют специфику его эмоциональных состояний. Поэтому в основной диагностический блок были включены следующие методики:

1.         тест «Рисунок семьи»;

2.         восьмицветовой тест Люшера;

3.         тест цветовых отношений (с использованием цветов предыдущего теста);

4.         тест «Рисунок несуществующего животного».

1. «Рисунок семьи».

Цель: выявление индивидуальных переживаний ребенка по отношению  к членам семьи, а также эмоциональных  состояний и чувств, переживаемых автором рисунка.

Методика отражает чувства, которые ребенок испытывает по отношению  к семье, семейной ситуации и своему месту в этой семье – чувства  принадлежности или отверженности,а также способ переработки чувства отверженности - либо изгоняет себя из семьи, либо изгоняет семье или отдельных членов. Преимуществом данной методики является то, что в рисунке могут проявиться те чувства, которые ребенок сознательно не признает или не может выразить другими средствами. Таким образом, методика позволяет ответить на следующие вопросы: Как видят членов семьи дети? Как относятся к ним? Какие чувства преобладают у ребенка при общении с тем или иным членом семьи?

По тесту «Рисунок семьи» можно увидеть: как ребенок относится  к родителям, как родителя относятся к ребенку, как ребенок относится к братьям и сестрам, как братья и сестры относятся к нему, как родители относятся друг к другу.

2. Восьмицветовой  тест Люшера.

Существует два варианта данного теста:

¨    классический (или традиционный) позволяет внутриличностные проблемы и конфликты;

¨    тест Филимоненко – измерение психофизиологического состояния человека.

Позволяет выявить внутреннее эмоциональное состояние ребенка  на данный момент времени.

Достоинства данного теста:

1.         скорость проведения (15-25 минут);

2.         широкий диапазон применения (от 6 лет и до бесконечности);

3.         независимость от пола, возраста, социального статуса, физиологических проблем;

4.         многократность применения;

5.         независимость от самопознания и самооценки человека.

3. Тест «Цветовых  отношений»

Позволяет выявить эмоциональный  компонент в отношении к знакомым людям для исследуемого ребенка. Цвета, которые применяются для  данного теста те же, которые используются для теста Люшера, но интерпретация  цветов уже по отношению не к объекту, а к его окружению. Данный тест, как и тест Люшера имеет те же достоинства.

4. Тест «Рисунок  несуществующего животного»

Данный тест, как и «Рисунок семьи» позволяет выявить внутреннее состояние и благополучие / неблагополучие ребенка.

Графические методы исследования дают возможность раскрытия психологической  индивидуальности личности, особенностей ее поведения, связей с внешним миром, эмоционального состояния, мотивационной  сферы и т.д. Это проективные  методы, позволяющие человеку самому проецировать реальность и по-своему ее интерпретировать.

Помимо тех рисуночных тестов, которые мы выделили для  изучения эмоциональной сферы, можно  использовать и другие. В числе  таких диагностических рисуночных тестов можно назвать «Дерево» (К. Кох), «Дом - дерево – человек» (Д. Вук), «Рисунок семьи» (в различных обработках и интерпретациях - В. Вульф, В. Хьюос, Л. Корман, Р. Бернс и С. Кауфман, А.И. Захаров, Е.Т. Соколова, Г.Т. Хоментаускас и др.). К числу таких тестов можно отнести и тест Маховера и Гуденау «Человек».

Следовательно, для исследования эмоциональной сферы у школьников самыми действенными методиками являются рисуночные тесты. Особенно это необходимо для изучения эмоциональной сферы  у глухих или слабослышащих школьников. Так как данные тесты не направлены на проговаривание каких-либо моментов, а при помощи рисунка могут  рассказать об эмоциях, которые присутствуют внутри человека. То же самое касается и цветовых тестов – теста Люшера и теста «Цветовых отношений». Результаты теста показывают эмоциональные  состояния, которые преобладают  у школьника в данный момент времени. То, что применение данных тестов невозможно без минимального общения, не является условием для того, чтобы они не применялись для изучения эмоций у глухих и слабослышащих. Так  как в данном случае, общение сводится к минимуму, а результаты позволяют  узнать максимально точно эмоциональное  состояние ребенка.

 

 

4.Эссе «Происхождение  моего характера».

 

          Характер» – слово древнегреческого происхождения. В переводе на русский означает «чеканка», «печать», позже значение его несколько изменилось и стало означать «черта», «примета», «признак», «особенность». Мы употребляем слово «характер», когда хотим оценить поведение человека или сказать о постоянных, привычных для него формах поведения. Не о случайных, когда трусливый человек может однажды совершить решительный поступок; вежливый человек может сорваться и сказать грубое слово, но решительным и грубым мы назовем только того, для кого соответствующая форма поведения обычная и постоянная, а не случайная и неожиданная. Кроме того, мы употребляем слово «характер», когда идет речь о таких формах поведения, которые выражают личность человека, его отношение к миру. Свойства личности, выражающие отношение человека к действительности, всегда образуют некоторое своеобразное сочетание, представляющее не сумму отдельных способностей данного человека, а единое целое, которое называют характером человека.

Итак, характер – это индивидуальное сочетание существенных свойств  личности, показывающих отношение человека к окружающему миру и выражающихся в его поведении, поступках. Таким  образом, о характере человека следует  судить в первую очередь на основании  его поступков, в которых наиболее полно отражается его сущность. С  другой стороны, зная характер человека, можно в какой-то мере предвидеть, как человек будет поступать  в тех или иных ситуациях.

Характер не наследуется  и не является чем-то прирожденным, а также постоянным и неизменным свойством личности. Характер формируется  и развивается: под влиянием окружающей среды; жизненного опыта человека; его  воспитания.

Влияния эти являются общественно-историческими – каждый человек живет в условиях определенного общественно-исторического строя, определенной социальной среды и складывается как личность под их влиянием. Каждая общественно-историческая эпоха формирует черты характера, типичные для этой эпохи; индивидуально – своеобразными – условия жизни и деятельности каждого отдельного человека, его жизненный путь своеобразен и неповторим. У каждого человека в ходе жизни и деятельности формируются и развиваются также индивидуальные черты характера. Поэтому характер каждого человека представляет собой единство индивидуального и типического.

          Хотя характер не врожден, тем не менее, на его формирование оказывают большое влияние особенности природной организации человека: тип высшей нервной деятельности (сильный или слабый) и особенности нервных процессов: уравновешенность, сила, подвижность, что окрашивает в определенный тон реакции человека, его поведение и деятельность. Два человека могут иметь одинаковые убеждения, но один горячий, порывистый, а другой – спокойный, рассудительный. Кроме типа высшей нервной деятельности, на характер влияют и другие особенности организма человека. Точно установлено, что любые расстройства сердечно-сосудистой, пищеварительной, эндокринной систем резко сказываются на характере человека.

Свойства  характера:

Полнота характера – разновидность стремлений и увлечений человека, разнообразие деятельности. Такие люди отличаются внутренним богатством и активностью. Цельность характера – единство психического склада человека, отсутствие противоречий в стремлениях и интересах, единство слова и дела. Определенность характера – выражается в устойчивости поведения, которое соответствует сложившимся убеждениям, основной направленности. О таком человеке можно заранее сказать, как он поступит в той или иной ситуации. Сила характера – это энергия, с которой человек преследует поставленные перед собой цели; способность преодолевать трудности и препятствия. Твердость характера – она проявляется в последовательности действий и упорстве человека, в сознательном отстаивании взглядов и принятых решений. Уравновешенность характера – соотношение сдержанности и активности, ровность поведения.

Под чертами характера понимают индивидуальные привычные формы поведения человека, в которых реализуется его отношение к действительности. Черты характера принято делить на две основные группы. Первую  группу составляют те черты характера, в которых выражена направленность личности, т.е. система отношений к действительности: а) черты, проявляющиеся в деятельности (инициативность, работоспособность, трудолюбие и др.);б) черты, проявляющиеся по отношению к другим (тактичность, вежливость, чуткость и др.); в) черты, проявляющиеся к самому себе (самокритичность, скромность, гордость, самоуважение и др.); г) черты, проявляющиеся по отношению к вещам (аккуратность, бережливость, щедрость, скупость и т.д.).

Вторая группа – волевые  черты характера, которые отражают способность человека совершать  сознательные действия, требующие преодоления  внешних и внутренних трудностей. К волевым чертам характера относятся: целеустремленность, самосостоятельность, решительность, настойчивость, выдержка, терпение, самообладание.

Когда количественная выраженность той или иной черты характера  достигает предельных величин и  оказывается у крайней границы  нормы, возникает так называемая акцентуация характера. Акцентуация характера при крайне неблагоприятных обстоятельствах может привести к патологическим нарушениям и изменениям поведения личности, к психопатии (препятствующей адекватной социальной адаптации личности).

К. Леонгард и А. Личко  предложили следующую классификацию  типов акцентуации характера:

Интровертный  тип, ему свойственна замкнутость, затрудненность общения и т.д.

Экстравертный тип. Для него характерна эмоциональная взвинченность, жажда общения и деятельности, непостоянство увлечений, хвастливость, конформность.

Неуправляемый тип. Этому типу присуща импульсивность, конфликтность, нетерпимость к возражениям, и т.д.

Неврастенический  тип проявляется в преобладающем дурном настроении, раздражительности, мнительности, вспышках гнева, слез и т.п.

Сенситивный тип характеризуется пугливостью, замкнутостью, застенчивостью, страхом перед незнакомыми людьми, самобичеванием, высокой требовательностью к себе и т.д. Как правило, подростки скрывают свою робость и стеснительность за развязностью.

            Для демонстративного типа свойственен эгоцентризм, лживость, склонность к позерству и рисовке, потребность в постоянном внимании к своей особе, восхищении и сочувствии.

            Выразительными признаками характера являются: поступки и действия (сознательные и преднамеренные действия позволяют судить о том, что представляет собой человек); особенности речи (громкая или тихая, быстрый или медленный темп, многословие или замкнутость, эмоциональность или сухость и т.д.); внешний облик (улыбающееся или хмурое лицо, выражение глаз, походка, поведение во время общения).

     Доминирующими чертами  моего характера являются волевые - упорство, целеустремленность, самостоятельность в сочетании чувствительностью, сострадательностью, справедливостью и добротой.

 В детстве я была особенно ранимой, чувствительной и очень остро реагировала на все и все принимала на свой счет, особенно,  критику со стороны взрослых людей,  поэтому часто замыкалась и не любила больших компаний. Поэтому старалась быть примерным ребенком, прилежным учеником, хорошим работником. Но со временем, когда я начала разбираться в себе я стала учиться управлять чувствами. И сейчас в трудных ситуациях стараюсь сохранять равновесие. А свою чувствительность я сейчас использую для развития проницательности.

Информация о работе Особенности характера