Особенности эмоционального интеллекта у девушек из полных и не полных семей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 15:15, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования – выявить особенности эмоционального интеллекта у девушек из полных и неполных семей.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
1. Провести теоретический анализ литературы и на основе этого анализа обосновать положения об особенностях эмоционального интеллекта у девушек из полных и неполных семей.
2. Изучить эмоциональный интеллект у девушек из полных и неполных семей.
3. На основе анализа результатов проведенного тестирования выявить особенности эмоционального интеллекта у девушек из полных и неполных семей

Содержание

Введение ………………………………………………………………..…………3
Глава 1. теоретические аспекты изучения эмоционального интеллекта и его формирования ……………………………………………………………………5
1.1.Роль эмоционального интеллекта в жизни современного челове-ка…………………………………………………………………………..5
1.2. Роль семьи в развитии личности …………………………………..9
1.3. Характеристика юношеского возраста……………………………12
1.4. Выводы……………………………………………………………….20
Глава 2. Эмпирическое исследование особенностей эмоционального интел-лекта у девушек из полных и не полных семей……………………………...22
2.1 Описание методов исследова-ния………………………………….22
2.2 Анализ результатов исследова-ния…………………………………25
2.3. Выводы………………………………………………………………29
Заключение……………………………………………………………………….30
Литература……………………………………………………………………….32

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая вроде готовая.doc

— 225.00 Кб (Скачать файл)

 

 

Рег. № _______

Министерство  науки и  образования РФ

Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального  образования

«Восточно-Сибирская  государственная академия образования»

Институт психологии

Кафедра психодиагностики и дисциплин специализации

 

Специальность: 050706

Педагогика и психология

Квалификация: Педагог-психолог

Форма обучения: очная

 

Радионов Гавриил  Александрович

 

Тема

 

Особенности эмоционального интеллекта у девушек из полных и  не полных семей.

 

 

 

 

Научный руководитель                                                                            

Иванович Михаил Иванович, ст.п.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Защищена на «______»  «___» ______________2012г 

 

Иркутск 2012 

Содержание

 

Введение ………………………………………………………………..…………3

Глава 1.  теоретические аспекты изучения эмоционального интеллекта и его формирования ……………………………………………………………………5

1.1.Роль эмоционального интеллекта в жизни современного человека…………………………………………………………………………..5

1.2. Роль семьи в развитии личности …………………………………..9

1.3. Характеристика юношеского возраста……………………………12

1.4. Выводы……………………………………………………………….20

 

Глава 2. Эмпирическое исследование  особенностей эмоционального интеллекта у девушек из полных и не полных семей……………………………...22

            2.1 Описание методов исследования………………………………….22

            2.2 Анализ результатов исследования…………………………………25

            2.3. Выводы………………………………………………………………29

Заключение……………………………………………………………………….30

Литература……………………………………………………………………….32

 

Введение

За последние годы в психологии значительно повышается интерес к феномену эмоционального интеллекта. Интересен как сам эмоциональный интеллект, так и механизмы, с помощью которых он формируется. Предпосылки в высокому уровню эмоционального интеллекта бывают двух видов: биологические и социальные. Если к биологическим предпосылкам относятся правополушарные люди и люди с определенным типом темперамента, то к социальным относятся синтония (эмоциональная реакция окружения на действия ребенка), уровень эмоционального интеллекта родителей, степень внимания к развитию самосознания, уверенность в эмоциональной компетентности, уровень образования родителей и семейный доход, эмоционально благополучные отношения между родителями, андрогинность (самоконтроль и выдержка у девочек, эмпатия и нежные чувства у мальчиков), внутренний локус контроля и религиозность. Так как психологические особенности человека формируются прежде всего в семье, то это значит, что уровень эмоционального интеллекта родителей и эмоционально благополучные отношения между родителями влияют на формирование эмоционального интеллекта ребенка.

Актуальность данной темы состоит в том, что в последнее время очень большое количество молодых семей, имеющих ребенка, по разным причинам распадаются. Одна мать не может преподнести ребенку тех эмоций, которые возникают при общении с отцом. Несомненно, что эмоциональный фон в полной семье иной. Впоследствии формирование эмоционального интеллекта у детей из полных и неполных семей будет проходить по-разному и, следовательно, уровень эмоционального интеллекта будет различным. Так как для девушки очень важным в жизни является эмоциональное отреагирование, эмпатийность, которые в свою очередь являются составными частями эмоционального интеллекта, значит и уровень эмоционального интеллекта девушки влияет на её взаимодействие с окружающими, социализацию и т.д.

Цель исследования – выявить особенности эмоционального интеллекта у девушек из полных и неполных семей.

Объект исследования – эмоциональный интеллект.

Предмет исследования – эмоциональный интеллект у девушек из полных и неполных семей и его особенности.

Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:

    1. Провести теоретический анализ литературы и на основе этого анализа обосновать положения об особенностях эмоционального интеллекта у девушек из полных и неполных семей.
    2. Изучить эмоциональный интеллект у девушек из полных и неполных семей.
    3. На основе анализа результатов проведенного тестирования выявить особенности эмоционального интеллекта у девушек из полных и неполных семей

          Гипотеза: существуют различия по уровню эмоционального интеллекта у девушек из полных и неполных семей.

В качестве методов исследования использовались следующие: анализ научной психологической литературы по проблеме эмоционального интеллекта, психодиагностические методики (тестирование, опрос), методы математической обработки данных и методы качественного анализа полученных результатов.

База исследования - в исследовании приняло участие 30 студентов Восточно-Сибирской Государственной Академии Образования. Возраст испытуемых –18-20 лет.

Методологической  основой исследования являются положения Р. Торндайка о социальном интеллекте.

Практическая  значимость определяется возможностью применения результатов исследования в психолого-педагогических и социальных центрах по работе с подростками.

Глава 1. теоретические аспекты изучения эмоционального интеллекта и его формирования

 

1.1.Роль эмоционального интеллекта в жизни  современного человека

В современном обществе особое место принадлежит эмоциональному фактору в поведении человека. Умение правильно распознать эмоции окружающих или навык управления собственным эмоциональным состоянием открывают большой потенциал при взаимодействии с обществом. Будет ли это общение с коллегами на деловой встрече или же приятная беседа в семейном кругу. В любой ситуации данный навык поможет адаптироваться к определенной ситуации и добиться поставленных целей во взаимодействии.

От понимания эмоций и умения управлять ими во многом зависит успех в работе и счастье  в личной жизни. Лидеры могут сконцентрировать и направить силу эмоций на улучшение морального климата в коллективе и усиление мотивации сотрудников, что идет на пользу всей организации. Как показали результаты исследования, проведенного Политехническим институтом Ренсселера, более экспрессивные и более чуткие к чужим эмоциям предприниматели зарабатывают больше денег.[16]

Первая работа, посвященная  проблеме эмоционального интеллекта написана  в 1937-м году Робертом Торндайком. Он ввел понятие «социальный интеллект». Определение этого понятия Торндайк истолковал так: социальный интеллект это способности людей к адаптации в обществе.[3,4] В дальнейшем эту мысль развивали такие учение как Джон Мейер,  Питер Сэловей и Дэниел Гоулман. В 1990-м году Дж. Мейер и П.Сэловей опубликовали термин «эмоциональный интеллект», а через пять лет Д. Гоулман издал свою книгу под названием «эмоциональный интеллект». На самом деле об эмоциях говорили  еще за 100 лет до нашей эры. Философ Паблиус Сирус сказал: «Управляйте Вашими чувствами, пока Ваши чувства не начали управлять Вами». О взаимосвязи эмоциональной и когнитивной сфер психики говорили Платон и Аристотель, известны также высказывания Л. С. Выготского о единстве интеллекта и аффекта.[5] Другой предпосылкой повышенного внимания к эмоциональному интеллекту стала гуманистическая психология. После того, как Абрахам Маслоу в 50-х годах ввел понятие самоактуализации, в западной психологии случился «гуманистический бум», который породил серьезные интегральные исследования личности, объединяющие когнитивные и аффективные стороны человеческой природы. но по-настоящему активное внимание эта тема привлекла в последнее десятилетие XX века. Это связано в первую очередь с тем, что на основе традиционных тестов интеллекта (IQ) оказалось невозможно предсказать успешность деятельности.[10] И действительно, весь двадцатый век прошел под эгидой «обычного» интеллекта, IQ. Именно на основании умственных и технических способностей оценивали перспективы человека на успех в жизни. Наши люди раньше американцев усомнились в правильности этой теории, задавая вопрос: «Если ты такой умный, то почему такой бедный?» Дэниел Гоулман в своей книге представил данные исследований, согласно которым IQ в разных версиях влияет на успешность человека с вероятностью от 4 до 25%. Гоулман объясняет это тем, что для того, чтобы попасть в менеджеры, необходимо обладать определенным уровнем IQ. Он нужен нам для того, чтобы поступить в университет, например. Поэтому все менеджеры обладают определенным уровнем IQ. А для того, чтобы подниматься по карьерной лестнице, надо уже что-то другое. Когда в многочисленных исследованиях сравнивали, чем же лидеры-"звезды" отличаются от средненьких менеджеров, то исследования стали указывать на способности другого рода, связанные с пониманием и управлением эмоций.[10,11] В Америке сейчас даже стало популярным такое высказывание: «Благодаря IQ Вы устраиваетесь на работу, а благодаря EQ — делаете карьеру». Примечательно, что единого истолкования термина «эмоциональный  интеллект» пока не существует. Рувен Бар-Он, автор аббревиатуры «EQ», например, определяет эмоциональный интеллект как «набор некогнитивных способностей, компетенций и навыков, которые влияют на способность человека справляться с вызовами и давлением внешней среды».[3,4] В свою очередь Дэниэл Гоулман — как «способность осознавать свои эмоции и эмоции других, чтобы мотивировать себя и других и чтобы хорошо управлять эмоциями наедине с собой и при взаимодействии с другими».[10] Из различных трактовок можно выделить общую. Таким образом, эмоциональный интеллект это группа ментальных способностей, которые участвуют в осознании и понимании собственных эмоций и эмоций окружающих.

На сегодняшний день выделяют пять составляющих эмоционального интеллекта:

1)Самосознание - сознание субъектом самого себя в отличие от иного — других субъектов и мира вообще; это осознание человеком своего общественного статуса и своих жизненно важных потребностей, мыслей, чувств, мотивов, инстинктов, переживаний, действий.

2)Самоконтроль - осознание и оценка субъектом собственных действий, психических процессов и состояний.

3) Эмпатия — осознанное сопереживание текущему эмоциональному состоянию другого человека, без потери ощущения внешнего происхождения этого переживания.

4) Навыки отношений  – навыки социального взаимодействия  с обществом.

5) Мотивация — побуждение к действию; динамический процесс психофизиологического плана, управляющий поведением человека, определяющий его направленность, организованность, активность и устойчивость; способность человека деятельно удовлетворять свои потребности.[5]

Бредбери Тревис в  своей книге «Эмоциональный интеллект 2.0» описывает четыре навыка, которые в совокупности и формируют эмоциональный интеллект. Функции «самовосприятие» и «управление собой» отнесены к внутриличностным компетенциям. Самовосприятие представляет собой способность точно улавливать собственные эмоции в каждый момент времени и осознавать, с какими тенденциями связаны те или иные ситуации. Самовосприятие предполагает, что

в своем поведении человек не ограничивается типичными для себя

реакциями на определенные события, задачи или конкретных людей. Управление собой проявляется в случае, когда человек действует — или, напротив, воздерживается от действий. Оно зависит от уровня самовосприятия и является вторым основным элементом внутриличностной компетентности.

Функции «Социальная восприимчивость» и «Управление отношениями» относятся к социальной компетентности. Социальная восприимчивость представляет собой способность точно улавливать эмоции других людей и понимать, что на самом деле с ними происходит. Это часто означает способность воспринимать чувства и мысли других людей, даже если сам человек при этом испытывает другие чувства. Хотя управление отношениями представляет собой второй компонент социальной компетентности, этот навык часто

предполагает развитие  способностей, связанных с первыми тремя  навыками эмоционального интеллекта: самовосприятием, управлением собой и социальной восприимчивостью. Управление отношениями представляет собой

умение использовать свою способность  воспринимать эмоции (как собственные, так и испытываемые другими людьми) для эффективного выстраивания взаимодействия.[6]

Итак, если обобщить все вышесказанное, получается, что о значимости эмоций, о важности владеть ими говорили ещё в далекой древности, однако разрабатывать этот вопрос начали лишь в ХХ в. когда полным ходом шли исследования умственных и технических способностей человека. Было доказано, что для достижения высоких результатов в различных видах деятельности уровень эмоционального интеллекта играет не менее важную роль, чем умственные способности. Сам эмоциональный интеллект состоит из пяти основных компонентов, каждый из которых формируется в ходе развития человека.

 

 

1.2. Роль семьи в развитии личности

В многочисленных трудах отечественных психологов отмечается, что для формирования полноценного члена общества, способного регулировать свою эмоциональную жизнь, для развития у него адекватной самооценки, необходимой для воспитания в будущем своих собственных детей, рядом с ребенком должен постоянно находиться любящий и понимающий его взрослый человек. Очевидно, что обеспечить такой тесный, а главное постоянный контакт, оказывается возможным только в семье.

В отечественной психологии установлено, что развитие ребенка, его социализация, превращение в «общественного человека» начинается с общения с близкими ему людьми. Непосредственно-эмоциональное общение ребенка с матерью – первый вид его деятельности, в которой он выступает в качестве субъекта общения.

Все дальнейшее развитие ребенка зависит  от того, какое место он занимает в системе человеческих отношений, в системе общения. Наблюдения психологов свидетельствуют о том, что потребность детей в общении не появляется у них автоматически. Она формируется постепенно, в зависимости от условий существования. Решающая роль в становлении и последующем развитии такой потребности принадлежит воздействиям окружающих людей, прежде всего – близких взрослых. Поскольку взрослый начинает общаться с ребенком, когда тот еще не способен к коммуникативной деятельности, его поведение является главным условием формирования потребности ребенка в общении. Об этом убедительно пишет, в частности, М. И. Лисина, подчеркивая, что именно по примеру взрослого ребенок в конце концов втягивается в эту деятельность.

Однако, для развития личности ребенка важен и такой аспект, как тип семьи,в котором растет ребенок. А.С. Макаренко придавал особое значение структуре семьи. Он ввел понятие “полная” и “неполная семья”, понимая под этим семью, которая не имеет отца или матери. От того, какая по структуре семья, зависит и воспитание, и успешная социализация ребенка.[17] К полным семьям обычно причисляются и сводные семьи с отчимом или мачехой. Эти семьи считаются полными потому, что в каждой из них есть муж, жена и ребенок (дети), причем отчим обязан заботится о детях жены, как о своих, а дети должны его слушаться, как отца.

Информация о работе Особенности эмоционального интеллекта у девушек из полных и не полных семей