Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 15:15, курсовая работа
Цель исследования – выявить особенности эмоционального интеллекта у девушек из полных и неполных семей.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
1. Провести теоретический анализ литературы и на основе этого анализа обосновать положения об особенностях эмоционального интеллекта у девушек из полных и неполных семей.
2. Изучить эмоциональный интеллект у девушек из полных и неполных семей.
3. На основе анализа результатов проведенного тестирования выявить особенности эмоционального интеллекта у девушек из полных и неполных семей
Введение ………………………………………………………………..…………3
Глава 1. теоретические аспекты изучения эмоционального интеллекта и его формирования ……………………………………………………………………5
1.1.Роль эмоционального интеллекта в жизни современного челове-ка…………………………………………………………………………..5
1.2. Роль семьи в развитии личности …………………………………..9
1.3. Характеристика юношеского возраста……………………………12
1.4. Выводы……………………………………………………………….20
Глава 2. Эмпирическое исследование особенностей эмоционального интел-лекта у девушек из полных и не полных семей……………………………...22
2.1 Описание методов исследова-ния………………………………….22
2.2 Анализ результатов исследова-ния…………………………………25
2.3. Выводы………………………………………………………………29
Заключение……………………………………………………………………….30
Литература……………………………………………………………………….32
8. Глорический тип (от лат. gloria — слава). Это тип людей, для которых самой приятной оказывается ситуация, когда ими любуются, восхищаются, когда перед ними преклоняются. Б. И. Додонов отмечает, что лица с глорическим типом эмоциональной направленности встречаются не так уж часто, однако почти во всех случаях у таких людей одновременно обнаруживается наличие обычно тщательно скрываемого комплекса неполноценности.
9.Акизитивный тип (от фр. acquisition — приобретение). Главным наслаждением людей данного типа является удовольствие от накопления чего-либо. Это не совсем то же самое, что получило название вещизма, хотя многие представители акизитивного типа могут болеть и такой «нравственной болезнью». Но акизитивные устремления подобных людей могут выражаться в накоплении не только вещей, а очень по-разному, и чаще всего в коллекционировании, вплоть до накопления определенных сведений или интересных знакомств. Для определения данного типа важно отметить своеобразное чувство удовлетворяемой страсти от приобретаемого, самоценности приобретений. Поскольку такая самоценность порою может сочетаться со специальной целью, иногда даже общественно полезной, не следует спешить с осуждением людей акизитивного типа.
10.Гедонический тип.
Гедонизм в переводе с
главное наслаждение человека, выделяются и все остальные типы эмоциональной направленности. Однако у всех остальных их наслаждение неразрывно связано с целенаправленной деятельностью. «Гедонисты» же любятиспытывать чувства, которые связаны не с продуктивной деятельностью, ас удовлетворением чисто органических потребностей или близких к нимпотребностей в физическом и духовном комфорте. Таковы наслаждение от вкусной пищи, тепла солнца; чувство беззаботности, безмятежности, веселья; приятная бездумная возбужденность на танцах, вечеринках; нега, сладострастие.
Тип общей эмоциональной направленности личности, выступая в качестве одного из системообразующих факторов всей психологической структуры, накладывает отпечаток на многие особенности эмоциональной сферы человека. Эмоциональная же сфера, в свою очередь, оказывает свое воздействие на восприятие человеком окружающей действительности, на его мечты и планы, на выбор деятельности, друзей, любимых, на творчество, на представление о счастье.
Вместе с тем лицу с ярко выраженной определенной эмоциональной направленностью отнюдь не чужды и все другие побуждения. Но они существуют не независимо от главного типа эмоциональной направленности человека, а как бы пронизываются им. [21,22]
Проблема эмоционального интеллекта ещё не разработана до конца, однако актуальность данной проблемы уже очевидна и несомненна. Работы Д. Гоулмана показали, что одних умственных способностей недостаточно для осуществления успешной деятельности, во взаимодействии с обществом. В ходе изучения эмоционального интеллекта было выведено четыре функции, которые являются основами эмоционального интеллекта. Часть функций ориентирована на самого человека - функции «самовосприятие» и «управление собой», а вторая часть функций направлена на общество, в котором будет находиться человек – «Социальная восприимчивость» и «Управление отношениями». Эти функции тесно связаны между собой и чем выше их проявление, тем лучше человекпонимает свои эмоции и чувства других людей, может управлять своей эмоциональной сферой, и поэтому в обществе его поведение будет более адаптивно и он легче сможет добиться своих целей во взаимодействии с окружающими.
Эмоциональный интеллект ровно как и другие особенности и свойства личности развиваются в семье. Из этого следует, что семья – это самая важная среда формирования личности и институт воспитания. На формирование личности влияют все особенности, проявляющиеся в семье: будь это стиль воспитания, тип семьи(полная, неполная), взаимоотношения между родителями и т.д. Процесс развития личности происходит каждую секунду, каждый момент вашего с ребенком совместного времяпровождения, а это значит, что семья несет главенствующую роль в формировании личности ребенка.
Юность – период взросления и выбора своего будущего жизненного пути: ведущей является учебно-профессиональная деятельность. Социальной ситуацией развития является концептуальная специализация как переход от зависимого детства к самостоятельности овладения профессией и выбора жизненного пути. Юность — возраст специфической эмоциональной сенситивности. Для эмоциональной жизни юности характерно не только переживание предметных чувств (направленных на определенное событие, лицо, явление), но и формирование у молодых людей чувств обобщенных (чувства прекрасного, чувства трагического, чувства юмора и т. д.). Эти чувства выражают уже общие, более или менее устойчивые мировоззренческие установки личности, это возраст формирования у молодых людей общей эмоциональной направленности, основ эмоциональной культуры.
Глава 2. Эмпирическое исследование особенностей эмоционального интеллекта у девушек из полных и не полных семей
2.1.описание методов исследования
Исследование проводилось на базе Восточно-сибирской Государственной Академии образования. В нем приняли участие 30 девушек-студентов, обучающихся на 3-м курсе, в возрасте от 18-ти до 20-ти лет. Причем 18 девушек из полных семей, а 12 из семьи с одной матерью.
Методика диагностики эмоционального интеллекта, предложенная Н. Холлом, на сегодняшний день она наиболее распространенная в России. Она включает в себя 30 утверждений. Испытуемому предлагается несколько вариантов: полностью не согласен, в основном не согласен, отчасти не согласен, отчасти согласен, в основном согласен, полностью согласен. Методика состоит из 5-ти шкал: Эмоциональная осведомленность, управление своими эмоциями, самомотивация, эмпатия, распознавание эмоций других людей.
Эмоциональная осведомленность – это шкала, которая отображает способность наблюдать изменение своих чувств, анализировать положительные и отрицательные эмоции, понимать источник возникновения и проблемы, которые спровоцировали те или иные эмоции. Высокий уровень эмоциональной осведомленности свидетельствует о хорошей способности наблюдать изменения своих эмоций, понимать причины их возникновения или изменения. Низкий уровень говорит о том, что человек не способен находить причины изменения своих эмоций и анализировать положительные и отрицательные эмоции.
Управление своими эмоциями – это способность человека к управлению и контролю своего эмоционального состояния в неожиданных, экстренных, конфликтных ситуациях, умение быстро переключаться с отрицательных эмоций при неприятных ситуациях на положительные эмоции от последующей деятельности или какой-либо положительной информации. Высокий уровень управления своими эмоциями отображает способность человека легко оставлять негативные переживания, если окружающая среда создает положительный настрой. Низкий уровень управления своими эмоциями свидетельствует о том, что человек зацикливается на своих переживаниях, чаще на отрицательных эмоциях, возникших по причине неожиданной неприятности, неспособность некоторое время отвлечься от проблемы и сопутствующих ее переживаниях.
Самомотивация – это способность к произвольному управлению эмоциональным состоянием, способность человека отбрасывать негативные эмоции, когда необходима концентрация внимания, переход в состояние спокойствия, готовности и сосредоточенности для решения жизненных ситуаций в любое время их возникновения. Люди с высоким уровнем самомотивации способны решать любые жизненные ситуации, вести свою профессиональную деятельность не смотря на любые личные обстоятельства, возможные переживания. Люди с низким уровнем самомотивации не способны перейти в состояние сосредоточенности, готовности и не взирая на запросы окружающей среды будут погружены в свои личные проблемы. Последствия низкого уровня самомотивации заключаются в том, что возникшие, но нерешенные новые жизненные ситуации повлекут за собой ухудшение эмоционального состояния человека с низким уровнем самомотивации и, как следствие, накопление проблем и неспособность их решить самостоятельно.
Распознавание эмоций других людей – умение человека адекватно реагировать на настроение, поведение и побуждения других людей. Способность воздействовать на эмоциональное состояние окружающих, умение успокоить или развеселить, помогать другим использовать их побуждения для достижения целей как личных, так и целей другого человека. Люди с высоким уровнем распознавания эмоций других людей способны влиять на других людей, воздействуя на их эмоциональное состояние, адекватно воспринимать реакции других людей, что немаловажно при взаимодействии с малознакомыми людьми. Низкий уровень распознавания эмоций других людей не дает истинного понимания реагирований других людей, неспособность воздействовать на эмоциональное состояние других людей.
Эмпатия - в отличии от распознавания эмоций других людей эмпатия способствует постижению эмоциональных состояний другого человека, проникновению в его внутренний мир, пониманию его переживаний, мыслей, чувств. Эмпатия проявляется в форме сопереживания тех же самых чувств, которые испытывает другой, а также в форме сочувствия - склонности эмоционально отзываться на чувства другого. Высокий уровень эмпатии дает способность человеку полностью переживать эмоции другого человека, понять причины его эмоционального состояния, испытать все те же чувства, что испытывает другой человек. Низкий уровень эмпатии не дает способности человеку сопереживания тех самых эмоций и чувств, которые испытывает другой человек, неспособность сочувствовать и понимать причины эмоций другого человека.
Интегративный уровень эмоционального интеллекта – умение человека выражать свои эмоции, переживания, передавать их другим людям.
2.2.анализ результатов исследования
рис.1 сравнение интегративного эмоционального интеллекта у девушек из полных и не полных (с одной матерью) семей
Результаты, полученные в ходе исследования эмоционального интеллекта, показывают, что девушки из полных семей преимущественно обладают низким уровнем интегративного эмоционального интеллекта (83% девушек), средним уровнем обладают 11% респондентов из полных семей, и, соответственно высоким уровнем интегративного эмоционального интеллекта обладают 5 % из числа девушек из полных семей. Так же выявлена особенность, что среди девушек, воспитывающихся в семье с одной матерью нет обладательниц низкого уровня интегративного эмоционального интеллекта. Большинство(58%) обладают средним уровнем, и у 41% девушек из неполных семей выявлен высокий уровень интегративного эмоционального интеллекта.
Было проведена математическая статистика полученных данных по критерию Манна-Уитни. Существуют статистически достоверные различия в особенностях эмоционального интеллекта у девушек из полных и неполных семей при Uэмп.=11 и p=0,01.
рис.2 сравнение парциальных уровней эмоционального интеллекта у девушек из полных и неполных (с одной матерью) семей
Отдельно мы рассмотрели парциальные уровни эмоционального интеллекта. По гистограмме видно, что у большинства девушек из полных семей (56%) эмоциональная осведомленность находится на низком уровне, а это значит, что они часто неспособны наблюдать изменение своих чувств, анализировать как отрицательные так и положительные эмоции, понимать источник их возникновения и проблемы, которые их спровоцировали. У большинства девушек из неполных семей (67%) эмоциональная осведомленность находится на среднем уровне. Они способны анализировать эмоции и лучше управлять просходящими событиями. Рассматривая такую шкалу как управление своими эмоциями можно пронаблюдать, что низкий уровень проявляется у большинства девушек из полных семей (83%). Им характерен пониженный уровень управления своими эмоциями. Тенденция к "застреванию" на отрицательно окрашенных переживаниях после неожиданных огорчений, зацикливанию на негативных эмоциях по поводу случившихся неприятностей. Среди девушек из неполных семей в основном наблюдается средний уровень управления своими эмоциями (у 42% испытуемых). Они способны к самоконтролю своих эмоций в конфликтных ситуациях, однако вполне легко могут терять этот контроль. По шкале самомотивация получены следующие данные: на низком уровне она находится у 61% девушек из полных семей. Они скорее всего могут испытывать затруднения при необходимости произвольно управлять своими эмоциями, входить в состояние спокойствия, готовности и сосредоточенности, отбрасывать негативные чувства, вызывать у себя широкий спектр положительных эмоций, действовать в соответствии с запросами жизни. У девушек из неполных семей данные таковы: низким, средним и высоким уровнем самомотивации обладает одинаковое кол-во человек (33,3%) Эмпатия проявлятся в форме сопереживания тех же самых чувств, которые испытывает другой, а также в форме сочувствия - склонности эмоционально отзываться на чувства другого. Пониженным уровнем эмпатии обладает 78% девушек из полных семей. У девушек из неполных семей низкий уровень эмпатии не наблюдается. примечательно, что данные по уровню эмпатии сходны по уровню интегративного эмоционального интеллекта. Это неудивительно, ведь уровень эмпатии влияет на эмоциональное отреагирование и распознавание эмоций в целом. Рассматривая шкалу распознавание эмоций других людей мы видим, что девушки из неполных семей преимущественно обладают средним уровнем распознавания эмоций других людей (58%). У них вполне вероятно проявляется тенденция к адекватности реагирования на настроения, побуждения и желания других людей. Умеренно выраженное умение воздействовать на эмоциональное состояние окружающих, успокаивать их, улучшать их настроение, советовать по вопросам отношений между людьми, помогать другим использовать их побуждения для достижения личных целей. Менее свойственны эти проявления 44% девушек из полных семей. Высоким же уровнем распознавания эмоций других людей обладают 33% девушек из неполных семей и 22% девушек из полных семей.
Информация о работе Особенности эмоционального интеллекта у девушек из полных и не полных семей