Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 22:15, курсовая работа
Цель исследования - изучить особенности самосознания юношей и девушек в зависимости от уровня эмоционального интеллекта.
Задачи:
- изучение понятий «самосознание» и «эмоциональный интеллект»;
- изучить особенности самосознания и эмоционального интеллекта юношей и девушек;
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….
ГЛАВА 1. ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ САМОСОЗНАНИЯ ЮНОШЕЙ И ДЕВУШЕК В ЗАВИСИМОСТИ ОТ УРОВНЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА ……………………………….
1.1 Сущность понятие «самосознание» в психологической литературе и его составляющие………………………………………..
1.2 Сущность понятия «эмоциональный интеллект» в психологической литературе……………………………………………
1.3 Самосознание и эмоциональный интеллект в юношеском возрасте………………………………………………………………….
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ………………………………………
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ УРОВНЯ САМОСОЗНАНИЯ И ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ………………………………………………………………
2.1 Исследование самооценки как одной из составляющих самосознания…………………………………………………………….
2.2 Исследование эмоционального интеллекта юношей и девушек…
2.3 Анализ взаимосвязи уровня самосознания и эмоционального интеллекта в юношеском возрасте…………………………………….
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ………………………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………
Д. Гоулман считает, что эмоциональный интеллект можно и нужно развивать. Одним из подтверждений этой позиции является тот факт, что нервные пути мозга продолжают развиваться вплоть до середины человеческой жизни. В связи с этим становится возможным и эмоциональное развитие, которое проявляется в сознательном регулировании эмоций.
Последней точки зрения придерживается и Т. П. Березовская, результаты эмпирического исследования которой указывают на возможность развития эмоционального интеллекта путем специально организованного обучения и воспитания [24].
По мнению Д. В. Люсина, разработка научной основы для развития эмоционального интеллекта должна опираться на знание его предпосылок.
К биологическим предпосылкам
задатка эмоциональной
Я. Мазуркевичем как
Развитие эмоционального интеллекта является важным фактором адаптации, оптимизации межличностного взаимодействия, просоциального и иного позитивного поведения. С повышением эмоционального интеллекта связано снижение деструктивных тенденций в поведении людей [18].
Таким образом, проблема возможности развития эмоционального интеллекта находится в центре научных дискуссий. Тем не менее существует согласие в том, что эмоциональные знания и навыки могут приобретаться в процессе специального обучения. В настоящее время необходимо разработать научную основу для «эмоционального образования», которая должна базироваться на знании биологических и социальных предпосылок эмоционального интеллекта. Анализ результатов исследований показывает, что в основе биологических предпосылок для развития способностей эмоционального интеллекта лежат врожденные различия, касающиеся функциональной асимметрии мозга и свойств темперамента. Социальные предпосылки эмоционального интеллекте складываются прежде всего в ближайшем семейном окружении. Они определяются характером отношений между супругами, их вниманием к внутренней жизни ребенка и такой стратегией воспитания, которая предполагает формирование адекватной самооценки и позитивного образа Я, развитие самоконтроля и способности к взвешенному анализу эмоциональной информации, отсутствие жесткой установки на соответствие поведения ребенка требованиям его гендерной роли [18].
1.3 Самосознание и эмоциональный интеллект в юношеском возрасте
Согласно периодизации В. Ф. Моргуна, период юности длится от 18 до 23 лет. Юношеский возраст характеризуется повышением уровня самоконтроля и саморегуляции [11].
С точки зрения С. Л. Рубинштейна, самосознание в юношеском возрасте характеризуется познанием своего “Я” не только в настоящем, но и в будущем, что связано с определением своих жизненных планов и целей, нравственных идеалов. На основе результатов самопознания и эмоционально-ценностного отношения к себе формируется обобщенная самооценка личности. В юношеском возрасте формируется обобщенное эмоционально-ценностное отношение к себе. К этому времени складываются представления о сферах жизнедеятельности человека и качествах его личности, в которых проявляются психологические особенности мужчин и женщин. Осознание себя как личности определенного пола происходит в процессе взаимодействия со сверстниками как своего, так и противоположного пола [25].
В настоящее
время актуальны исследования эмоционального
интеллекта – совокупности умственных
способностей, связанных с обработкой
эмоциональной информации. Обнаруживается,
что молодые люди в возрасте от 18 до 23 лет
с высоким уровнем эмоционального интеллекта
способны эффективно понимать свои и чужие
эмоции и управлять ими, склонны принимать
ценности, присущие самоактуализирующейся
личности. Д. В. Люсин отмечает, что лица
с высоким уровнем понимания эмоций сензитивны
к собственным потребностям и чувствам,
способны спонтанно и непосредственно
их выражать. Говоря об эмоциональном интеллекте
юношей и девушек, необходимо обратить
внимание на два вида эмоционального интеллекта:
внутриличностный
Согласно мнению Д. В. Люсина, юноши и девушки с высоким уровнем межличностного эмоционального интеллекта обнаруживают способности к осознанию своих эмоций и спонтанности поведения, однако данная взаимосвязь у них выражена значительно слабее, чем у лиц с высоким уровнем внутриличностного эмоционального интеллекта. Способность к управлению чужими эмоциями слабо связана с позитивным самовосприятием, так же как и понимание чужих эмоций – с осознанием своих собственных [18].
Исходя из результатов, полученных Д. В. Люсиным, можно заключить, что высокоразвитый эмоциональный интеллект (в первую очередь, внутриличностный) является фактором самоактуализации в творческой деятельности, связанной с общением и взаимодействием с другими людьми. Это может быть управление, консультирование, научно-педагогическая деятельность, педагогические и юридические профессии, журналистика, сценическое искусство. В данных областях практики востребованы такие индивидуальные проявления самоактуализации, как умение устанавливать глубокие, тесные и эмоционально насыщенные отношения с людьми и позитивное отношение к ним, естественность собственных эмоциональных проявлений и способность понимать эмоции других людей, и, вместе с тем, – выраженные познавательные потребности, независимость, высокое самоуважение и самопринятие. Кроме того, эмоциональные способности могут способствовать успеху в таких творческих профессиях, как писатель, художник, поскольку они также предполагают общение с аудиторией (правда, чаще опосредованное, чем непосредственное) и выраженную сензитивность к эмоциональным переживаниям [18].
Таким образом, самосознание в юношеском возрасте связано с определением жизненных планов и целей, нравственных идеалов. В этот период складываются представления о сферах жизнедеятельности человека и качествах его личности, в которых проявляются психологические особенности мужчин и женщин. Эмоциональный интеллект в данном возрасте является фактором самоактуализации в творческой деятельности, связанной с общением и взаимодействием с другими людьми. В настоящее время существует потребность в дальнейшем исследовании эмоционального интеллекта, его структуры, путей его развития, что откроет реальную возможность оптимизации взаимоотношений через более глубокое осознание эмоциональных процессов и состояний, возникающих между людьми в процессе межличностного взаимодействия. Развитие эмоционального интеллекта у молодых людей может рассматриваться как значимый фактор повышения психологической культуры общества в целом [11].
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ
Проанализировав
психологическую литературу
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ УРОВНЯ САМОСОЗНАНИЯ И ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ
Для доказательства гипотезы проводится исследовательская работа. Для проведения исследования выбирается 30 человек. Выборку составляют юноши и девушки в возрасте от 18 до 23 лет. Исследование осуществляется на базе УО «Ганцевичский государственный профессиональный лицей сельскохозяйственного производства».
2.1 Исследование
самооценки как одной из
Для изучения самооценки юношей и девушек используется методика, предложенная Г.Н. Казанцевой [20]. Данная методика направлена на диагностику уровня самооценки личности и построена в форме традиционного опросника. Испытуемым предлагаются ответить на 20 вопросов, используя ответы «да» (+), «нет» (-) и «не знаю» (?), выбрав тот ответ, который в наибольшей степени соответствует их поведению в аналогичной ситуации (Приложение А).
Конечные результаты испытуемых находятся в интервале от -3 да +4, что говорит о наличии у них средней и высокой самооценок.