Особенности этнического самосознания современной учащейся молодежи Китая

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Августа 2013 в 06:45, автореферат

Краткое описание

В течение многовековой истории народы традиционного Китая были ориентированы на ценности: Конфуция, сформированные еще в VI—V веке до н. э.; даосизма, сформированные Лао-цзы в VI—V веке до н. э.; буддизма, заимствованные из Индии в I в. н. э. Накопленные веками традиции конфуцианской этики и морали носили характер нравоучительной заданности (поднебесное притязание на признание может реализовать только тот, кто обладает наивысшей благодатью-добродетелью «дэ»), отражали стремление к устойчивости и постоянству в реальном мире. Даосизм обращал китайцев на превыспренность. Китаизированный буддизм закаляет дух человека.

Вложенные файлы: 1 файл

ОБЛОЖКА АВТОРЕФЕРАТА.55.doc

— 336.00 Кб (Скачать файл)

На правах рукописи

 

ЛЮ  Цунъин

 

 

 

 

ОСОБЕННОСТИ ЭТНИЧЕСКОГО САМОСОЗНАНИЯ СОВРЕМЕННОЙ УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЁЖИ КИТАЯ

 

 

 

19.00.01 – Общая психология, психология личности, история психологии

 

 

 

 

 

 

А В Т О  Р Е Ф Е Р А Т

диссертации на соискание  ученой степени 

кандидата психологических наук

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                

 

 

Москва – 2006

 

  Работа выполнена на кафедре психологии развития факультета педагогики и психологии Московского педагогического государственного университета

 

 

Научный руководитель:       
Действительный член РАО,
доктор психологических  наук, профессор
Мухина Валерия Сергеевна

 

Официальные оппоненты: доктор психологических наук, профессор  

Сухарев Александр Владимирович

 

              доктор психологических наук, профессор 

              Лебедева Надежда Михайловна 

 

 

Ведущая организация: Российская академия государственной службы при Президенте РФ

 

 

 

 

 

Защита состоится « 19 » июня 2006 года в 14.00 час на заседании диссертационного совета Д 212.154.12 при Московском педагогическом государственном университете по адресу: 103051, г. Москва, М. Сухаревский пер., д.6, конферец-зал МПГУ.

 

 

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке МПГУ по адресу:

119992, Москва, ул М.Пироговская, д.1.

 

 

Автореферат разослан  « 18 »  мая  2006г.

 

 

 

Ученый секретарь

диссертационного совета                    Обухов. А.С.

 

 

 

 

 

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность  исследования. В современной ситуации в связи с ростом глобальной интеграции культур и происходящим в Китае  расслоением общества на классы на новых основаниях этническое самосознание китайцев изменяется. В XXI столетие китайцы, сохраняя традиционные культурные ориентации, проявляют готовность к интеграции в мировую культуру.

В течение многовековой истории народы традиционного Китая были ориентированы на ценности: Конфуция, сформированные еще в VI—V веке до н. э.; даосизма, сформированные Лао-цзы в VI—V веке до н. э.; буддизма, заимствованные из Индии в I в. н. э. Накопленные веками традиции конфуцианской этики и морали носили характер нравоучительной заданности (поднебесное притязание на признание может реализовать только тот, кто обладает наивысшей благодатью-добродетелью «дэ»), отражали стремление к устойчивости и постоянству в реальном мире. Даосизм обращал китайцев на превыспренность. Китаизированный буддизм закаляет дух человека.    

Многовековое бытие  китайцев под воздействием философии  Конфуция, традиционных религий и  тирании императоров в течение  долгого времени сформировало особую китайскую ментальность. Психологию китайцев трудно понять иностранцу, не погруженному сызмальства в сложные перипетии традиций, условностей и противоречий всего комплекса условий.

XX век отличался биполярностью: ратовал одновременно за духовную чистоту нации, ограничивая приток западной культуры и за сотрудничество с Западом.

За относительно короткий период долгой истории Китая —  начиная с 1949г., когда у руководства  страной стал Мао Цзэдун до настоящего времени, в КНР произошли три  переворота: создание КНР (1949); уничтожение  «Банды четырёх» (1976); реформирование экономики и открытие Китая (1978).

Влияние детерминантов  традиционных китайских ценностей  на мироустройство общества так велико, что вплоть до конца 70-х годов XX века Китай настаивал на консервативности внешнеполитического курса, приветствовавшего закрытость границ. Дэн Сяопин, выступив против такого курса, утвердил стратегию открытия границ Китая для контактов с внешним миром и включения в глобальные процессы экономики и культуры.

Сегодня в Китае можно  наблюдать сосуществование традиционных тенденций и бурную интеграцию других культур.

Молодое поколение всегда отличается высокой сензитивностью к социальным условиям, поэтому самосознание современной молодёжи имеет выраженную специфику.

Эмпирические  исследования проблемы аккультурации современных китайских студентов к иной культуре, которые имеются сегодня в Китае, недостаточны, они лишены научных оснований. В большей своей части это случайные обобщения некоторых частных вопросов. Практически до сих пор не проводится психологический анализ этнического самосознания и аккультурационных процессов современной китайской молодёжи. Однако реально потребность в продуманных, научно-обоснованных данных об особенностях этнического самосознания современной китайской молодежи, включенной в аккультурационные процессы, чрезвычайно велика. Именно в данном контексте наше исследование актуально: типология психологических особенностей этнического самосознания современной китайской молодежи в условиях титульного и чужого этноса позволит выявить реальные проблемы аккультурации современной китайской молодежи.

Методологическая основа исследования. Общей методологической основой исследования проблем этнического самосознания молодежи в межэтнических отношениях служит марксистская идея о развитии личности путем «присвоения материальной и духовной культуры».

Особенности этнического самосознания мы изучаем через концепцию феноменологии  развития и бытия личности В.С. Мухиной, согласно которой человек развивается  и существует в двух ипостасях: как  социальная единица и как уникальная личность. Мы разделяем эту позицию и понимаем самосознание личности как универсальную, исторически сложившуюся и социально обусловленную психологически значимую структуру, присущую каждому социализированному индивиду. Структура самосознания включает звенья, которые составляют содержание ключевых переживаний личности и выступают внутренними факторами рефлексии, ее отношения к самой себе и окружающему миру. Этническое самосознание в исследовании рассматривается через анализ пяти звеньев  самосознания человека как личности: 1 — идентификация с именем и заменяющим его местоимением «Я», с образом тела, с индивидуальной духовной сущностью человека; 2 — притязание на признание; 3 — половая идентификация; 4 — психологическое время личности (прошлое, настоящее, будущее); 5 — социальное пространство личности (права и обязанности). Многочисленными исследованиями было подтверждено, что звенья самосознания, выделенные В.С. Мухиной, формируются у всех людей, независимо от принадлежности к какому-либо этносу, различаясь в содержательном наполнении в зависимости от характеристик этнической среды и социальной ситуации развития. Ценности, входящие в содержание структурных звеньев самосознания, переживаются человеком в качестве уникальных личностных потребностей. Типология самосознания зависит не только от индивидуального пути отдельной личности, но и от момента исторического развития общества, в котором существует человек. Это: этнос, государство и тенденции всеобщей интеграции человечества.

Цель исследования – изучение особенностей этнического самосознания современной китайской молодежи, обучающейся в Китае и России.

Объект исследования – этническое самосознание современной учащейся молодёжи Китая.

Предмет исследования – психологические особенности этнического самосознания современной учащейся молодёжи Китая.

Гипотезы исследования.  Нами сформулированы следующие гипотезы:

1. Этническое  самосознание современной китайской  учащейся молодёжи может иметь  свою специфику в зависимости  от обучения внутри своего  титульного этноса и за его проделами.

2. При глобальной интеграции  в страны мира в начале XXI века самосознание современной китайской молодежи испытывает двойное влияние: во-первых, ценностей традиционной культуры; во-вторых, культуры стран международного сообщества.

Современная китайская  молодежь, адаптируясь к русской  культуре, проявляет выраженную готовность к интеграции. 

3. Представления  об «идеальных личных качествах»  являются значимым аспектом в содержательном наполнении структуры самосознания, они обусловлены национально-культурной спецификой. У современных китайских студентов эти представления имеют выраженную специфику, обусловленную многовековыми традициями, что проявляется в позиции сепарации, и в суждениях относительно ситуаций ценностного морального выбора.

В исследовании были сформулированы следующие задачи:

1.Отработать тезаурус  исследования, сопряженный с понятиями  «этническое самосознание» и  «межэтническое взаимоотношение».

2.Проанализировать эмпирические  работы, посвященные проблемам этнического  самосознания китайцев.

3.Изучить характерные  для современной китайской молодежи  типы поведения в фрустрирующих  ситуациях по отношению к представителям своего и другого этноса.

4.Исследовать психологические  особенности аккультурации современной  китайской молодежи на территории титульного этноса и чужого этноса;

5.Выявить особенности  представлений об «идеальных  личных качествах» современной  учащейся молодежи Китая и России.

Методы, используемые в настоящем исследовании. В нашей работе использовались следующие методы:

1.Проективный метод  депривации структурных звеньев  самосознания (В.С.Мухина, К.А. Хвостов);

2.Метод экспресс диагностики  межэтнической аккультурации (В.С.  Мухина);

3.Метод исследования  «идеальных личностных качеств» (А. А. Хвостов);

4.Метод включенного наблюдения;

5.Статистические методы  обработки данных (Критерий Стьюдента  (t-критерий), Х 2 (хи-квадрат)).

В исследовании было опрошено 600 студентов. Проективным методом  депривации структурных звеньев  обследовано 200 китайских студентов  в возрасте 21-22 лет, из них 100 студентов, обучающихся в Китае (50 юношей, 50 девушек), 100 студентов, обучающихся в России (50 юношей, 50 девушек). Методом экспресс диагностики межэтнической аккультурации обследовано 200 китайских студентов (по прежней модели организации испытуемых). Методом исследования «идеальных личностных качеств» обследовано 200 человек, из них 100 китайских студентов в Китае (по 50 юношей и девушек), 100 русских студентов (по 50 юношей и девушек) старших курсов разных специализаций в Москве.

Научная новизна и теоретическое значение. Впервые исследуются особенности этнического самосознания современной китайской молодежи в Китае и России в контексте концепции развития этнического самосознания. В исследовании выявлены: специфика самосознания современной китайской молодежи, учащейся в Китае и России; характерные типы поведения китайских учащихся в Китае и России в ситуациях фрустрации в условиях взаимодействия со своим и другим этносом; выявлены особенности представлений об «идеальных личных качествах» китайцев и русских. Теоретическое значение обретают выявляемые универсальные и специфические этнокультурные компоненты в этническом самосознании современной китайской учащейся молодежи.

Практическая  значимость исследования заключается в возможности прогнозирования особенностей ценностных ориентаций и поведения в межэтнических отношениях современной учащейся молодёжи Китая в условиях титульной и инокультурной среды. Результаты проведенного исследования могут быть использованы для решения реальных проблем адаптации студентов в процессе аккультурации. Кроме того, полученные данные могут применяться с целью воспитания межэтнической толерантности у студенческой молодежи.

Основные положения, выносимые  на защиту:

I. Этническое самосознание современной китайской молодежи отличается тем, что при сохранении национальной идентичности происходит интеграция в идентичности этноса, включающего представителей других государств как диаспоры. Эти тенденции проявляются внутри титульного этноса, а также у мигрантов.

II. В гендерных различиях в ситуации фрустрации проявляются следующие тенденции: более высокая толерантность у китайских девушек; более высокая агрессивность у китайских юношей.

III. Современная китайская молодежь в условиях своего титульного этноса проявляет выраженное стремление к интеграции в мировое сообщество; сходная ситуация проявляется и в аккультурационных процессах, происходящих у китайской молодежи, проживающей в России. Однако, современная китайская молодежь в условиях миграции обнаруживает стремление к сохранению своей этнической самобытности, а в титульном этносе обнаруживает большее стремление к интеграции к иной культуре.

IV. Современная китайская молодёжь в Китае демонстрирует более высокую готовность к ассимиляции, чем китайская молодёжь в России. Китайская молодежь в России в целом более лояльно относится к другим этносам.

V. Анализ представлений об «идеальных личностных качествах» современной учащейся молодежи Китая и России обнаружил, что китайская ментальность в отношении морального сознания отличается от российской ментальности: китайцы ориентированы не столько на иные ценности, сколько иначе акцентированы на допущения и запреты.

Апробация работы

Результаты диссертационного исследования обсуждались: на III съезде Российского психологического общества «Психология и Культура» (Санкт-Петербург,2003); на конференции «Психология этнического менталитета в контексте глобальной интеграции культур в начале XXI века» (Харбин, КНР, 2004); на чтениях молодых ученых кафедры психологии развития МПГУ.

Основные результаты исследования изложены в научных статьях, тезисах, докладах (общим объемом 1.95 п.л.).

Структура и  объем диссертации

Диссертация включает 269 страниц. Структурно работа состоит  из введения, двух глав, выводов, библиографии и приложений. Библиография содержит 306 наименования, в том числе 93 на китайском, 40 на английском языках.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении обосновывается актуальность исследования, определяются цель, объект, предмет, гипотеза, задачи и методы работы. Раскрываются научная новизна теоретическая и практическая значимость работы, формируются основные положения, выносимые на защиту.

Первая глава, — «Психология этнического самосознания в контексте межэтнических отношений», посвящена рассмотрению психологических исследований общих проблем этнического самосознания, а также особенностям этнического самосознания китайцев.

Основным понятием для  нашего исследования явилась категория  «этническое самосознание», в связи  с чем в диссертации обсуждается  тезаурус сопряженных понятий.

Этническое самосознание рассматривается как одна из форм самосознания личности. В западной науке понятие самосознание чаще всего сопряжено с терминами «Я-концепция», «Я», «самость»(«self»), «Я-идентичность» и др. Этническая «Я-концепция» человека является одной из подструктур общей «Я-концепции», специфика этнического самосознания определена как особый феномен человеческой психики. В российской психологии вопрос об этническом самосознании первоначально решался в контексте исследований общих проблем личности. В настоящее время основное внимание российские ученные уделяют: сущности самосознания; его структуре; механизмам регуляции. Теоретической основой нашего исследования является концепция самосознания В.С. Мухиной.

В российской науке проблема этнического самосознания исследовалась в трудах Г.Г.Шпета, В.В.Мавродина, Л.Н.Гумилёва, П.И.Кушнера, С.А.Арутюнова и Н.Н.Чебоксарова, Ю.В.Бромлей, А.Г.Агеева, В.Ф.Поршнева, И.С.Кона и др., рассматривавших этническое самосознание как неотъемлемый атрибут этноса.

С 80-х годов XX века эмпирическими исследованиями в области этнического самосознания занимались: Л.М.Дробжева, Н.М.Лебедева, В.П.Левкович, Н.Г.Панкова, В.С.Собкин,  Г.У.Солдатова, А.В.Сухарев, А.М.Кушнир и др.

Этническое самосознание — широкое  понятие. Этническое самосознание и этническая идентичность некоторыми авторами рассматриваются как синонимы. Мы принимаем на вооружение эту позицию.

Информация о работе Особенности этнического самосознания современной учащейся молодежи Китая