Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Августа 2013 в 06:45, автореферат
В течение многовековой истории народы традиционного Китая были ориентированы на ценности: Конфуция, сформированные еще в VI—V веке до н. э.; даосизма, сформированные Лао-цзы в VI—V веке до н. э.; буддизма, заимствованные из Индии в I в. н. э. Накопленные веками традиции конфуцианской этики и морали носили характер нравоучительной заданности (поднебесное притязание на признание может реализовать только тот, кто обладает наивысшей благодатью-добродетелью «дэ»), отражали стремление к устойчивости и постоянству в реальном мире. Даосизм обращал китайцев на превыспренность. Китаизированный буддизм закаляет дух человека.
Таблица 4
Распределение типов реакций в ситуации фрустрации у китайских девушек в России
на представителей своего и русского этносов (в %)
№ серии |
Фрустрирующие |
Тип реакции* |
||||||||
персонажи |
№ | |||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Сумма |
Серии | ||||
1 серия |
Китайцы |
35,67 |
37,33 |
14,00 |
9,00 |
4,00 |
100 |
1 | ||
(преподаватель) |
Русские |
27,67 |
34,67 |
20,00 |
16,00 |
1,67 |
100 |
4 | ||
2 серия |
Китайцы |
29,00 |
42,33 |
12,00 |
10,67 |
6,00 |
100 |
2 | ||
(родители) |
||||||||||
3 серия |
Китайцы |
19,67 |
17,67 |
50,67 |
7,00 |
5,00 |
100 |
3 | ||
(сверстники) |
Русские |
21,00 |
15,33 |
51,00 |
5,33 |
7,33 |
100 |
5 |
*Тип реакции: 1 – адекватный лояльный; 2 – неадекватный лояльный; 3 - адекватный нелояльный (агрессивный);
4 - адекватный нелояльный (игнорирующий); 5 – пассивный.
Анализ сопоставления серий по критерию Х2: Серии 1:4 – различия достоверны на 1% уровне значимости; серии 3:5 – различий нет; серии 1:2 – различий нет.
Исследование типов поведения на проективные фрустрирующие ситуации показало следующее: 1. Китайская молодежь демонстрирует более высокую толерантность к преподавателям своего и русского этноса. 2. Китайская молодёжь показывает большую агрессивность к сверстникам, чем к преподавателям. 3. Более высокая толерантность у девушек; более высокая агрессивность у юношей.
Результаты
изучения этнического самосознания
методом экспресс диагностики
межэтнической аккультурации
Китайские студенты в Китае и России демонстрирует готовность к интеграции в другую культуру. Различия в интеграции у китайской молодежи в Китае и России на 5% уровне значимости достоверны (См. табл. 5).
Китайские студенты в России демонстрируют более высокую готовность к интеграции, чем китайские студенты в Китае.
Отношение к сепарации у китайских студентов в Китае и России фактически идентично. Различия в сепарации не достоверны.
Таблица 5
Варианты межкультурной адаптации учащейся молодежи Китая (в %)
Испытуемые |
Аккультурационные опции* | ||||
1 |
2 |
3 |
4 | ||
В Китае |
Юноши |
58 |
22 |
16 |
4 |
Девушки |
58 |
20 |
20 |
2 | |
В России |
Юноши |
70 |
24 |
2 |
4 |
Девушки |
76 |
16 |
2 |
6 |
*Тип аккультурационной опции: 1-интеграция; 2-сепарация; 3-ассимиляция; 4 – маргинализация.
Обратившись к исследованиям А.А. Ивановой, И.А. Шолохова, М.А. Варданяна, проводимым под руководством В.С. Мухиной, мы обнаружили общие тенденции готовности учащейся молодёжи разных стран к интеграции в иные культуры. По сравнении с другими этносами китайская учащаяся молодёжь демонстрирует чрезвычайно высокую готовность к интеграции.
2 – Анализ результатов
исследования отношений к «
В результате нашего исследования показано главное отличие в понимании достоинств, как мужчин, так и женщин разных культур (китайцы и русские). В первую очередь речь идёт об отношении к самостоятельности, индивидуализму, с одной стороны, и коллективизму – с другой. В Китае, как достойный мужчина, так и женщина, предпочитают идентифицироваться с коллективом (с родом и со служащими): они демонстрируют избегание самостоятельных действий и решений. В России наблюдаются противоположные тенденции: высоко ценится самостоятельность, особенно у мужчин. Ориентация на групповое мнение — достоинство в поднебесной и недостаток у россиян. Как компонент самостоятельности – отношение к экстравагантности: стремление не быть похожим на остальных – порок в Китае, индивидуальная особенность в России. Честолюбие, стремление к признанию в оценке у китайцев – порок, особенно у женщин, у россиян скорее оценивается как достоинство.
Остальные различия немногочисленны, не столь выражены (многие на уровне тенденции; 5% уровень значимости), и не носят систематического характера. По этим причинам они не описываются.
3 — Обсуждение общих тенденций в этническом самосознании современной учащейся молодёжи Китая
Мы проанализировали культурные условия развития и бытия китайцев. Кроме того, мы провели включенное наблюдение и свободную беседу с учащейся молодежью Китая.
Китайская ментальность
складывалась особым образом на протяжении
тысячелетий. Исстари многие традиционные
философии и образ жизни формир
В древние времена иероглиф人был образом человека. В течение тысячелетий образ человека через его иероглифическое изображение стал обрастать множеством дополняющих его значений, которые сегодня имеют специфически китайские смыслы, обращенные из прошлого в будущее. Иероглиф人 и другие, сопряженные с ним иероглифы, представляли важные качества человека. Множественные значения и смыслы значимых характеристик образно представляли человека существующего в социальном пространстве, подчиняющегося Небу и опирающегося на Землю. Тем самым человек завязывает связь с космосом. Иероглифы, принадлежащие человеку, означающие его качества, формируют особые образы, несущие значимые для китайцев значения и смыслы.
Философия Конфуция, создавая этнические идеалы, подсказала, что за каждым человеком было закреплено определенное место в социальной иерархии. Судьба человека была строго предписана традиционной китайской культурой. Самореализация человека осуществлялась в зависимости от традиций в рамках коллективизма.
В XX веке в Китае возникли движения за новое осмысление сущности человека. Социолог Ян Бо в 80-е годы XX века провел анализ результатов своих эмпирических наблюдений китайцев. Он пришел к выводу, что традиционная культура заставила китайцев обладать многими нелицеприятными чертами 11. Анализируя негативные качества китайцев (неопрятность и склонность к беспорядку; шум при общении; разобщенность; показная демократия; не желание признавать ошибки; злословие; хитроумие и проч.), перечисленные Ян Бо, В.С. Мухина и я пришли к выводу, что названные негативные качества могут быть присущи всем людям: эти качества возникают в определенных бытовых условиях и не являются ментальными чертами китайцев 12.
Нас интересовали особенности самосознания современной китайской молодежи. Опираясь на концепцию структурных звеньев самосознания В.С. Мухиной 13, с помощью включённого наблюдения мы получили колоссальные материалы об этническом самосознании китайской молодежи.
Имя в китайском менталитете имеет большое значение. В условиях делового общения человека называют по фамилии и должности. При этом соблюдается иерархия в отношениях начальника и подчиненных. Китайцы очень тонко ориентированы в иерархических отношениях: начальник говорит — подчиненный уважительно слушает. Если подчиненный обращается с просьбой или предложением, то он соблюдает все традиционные формы взаимодействия. Начальник также обращаться к подчиненному по фамилии и должности.
Сегодня появились новые
тенденции — в среде
В семье старшие называют младших по имени (маленьких детей — детскими, ласкательными именами). Дети называют родителей, также дедушек-бабушек исключительно по семейным ролям. Однако для семьи имеет ценностное значение родовая фамилия, ее честь берегут достойным образом жизни и защищают от унижения. Родовая фамилия связывает человека с предками, с современными ему кровными родственниками и будущим потомством.
В кругу сверстников, независимо от пола все называют друг друга по имени, часто ласкательным именем.
Телесно представленный человек, имеющий личное имя и фамилию в сознании китайцев принимается как частица рода, как звено в цепи поколений, как «кость и плоть» (гу жоу), связанные с семьей.
Притязание на признание осуществляется за счет демонстрации ожидаемого обществом поведения, которое несет в себе элементы традиционного выражения почитания старших, начальников, родителей. Кроме того, явно просматриваются современные тенденции интеграции общечеловеческих установок XX — XXI века на содержание притязаний на признание: успехи в учебе, в работе, в спорте, в моде (молодежь заботится о своем имидже). Особые притязания у молодых китайцев на образование семьи и рождение ребенка. В современном Китае ребенок — особая ценность семьи.
Половая идентификация в Китае сегодня уже не основывается на том, что мужчина — начало иан, а женщина — начало ин, что означает более высокую ценность мужского начала. Преждний, традиционный культурный менталитет потерял сегодня свое влияние. Мужчины и женщины в Китае сегодня находятся в равноправном положении.
Сегодня многие молодые женщины Китая подобны западным феминисткам в отношении к карьере, но в отношениях с мужчинами они мягки и лояльны.
Психологическое время личности в структуре самосознания современных молодых китайцев имеет линейную протяженность: живя в настоящем, современные китайцы планируют будущее при одновременном сохранении связи с предками. Молодежь с уважением относится к прошлому Китая как к своей родовой истории, в то же время, она отождествляет свое будущее с будущем Китая. Современная молодежь надеется на будущее и планирует будущее.
Социальное пространство молодежи представлено законами и традициями страны. Хотя традиционные этические нормы конфуцианской философии влияют на сознание современной молодежи, но доминируют современные тенденции. Современная молодежь несет в себе потенциал новой ментальности — молодежь не только обращена к традициям, но и ориентирована на интеграцию культур.
Молодежь стремится
Соотнесение всего комплекса полученных в исследовании результатов даёт нам основание сделать следующие, наиболее значимые для целей и гипотез исследования выводы.
I. Особенности этнического самосознания учащейся молодёжи Китая (при всех выявленных тенденциях в проективных ситуациях) состоят в следующем: 1—традиционные ценностные ориентации устойчиво сохраняются в этническом самосознании современной учащейся молодежи Китая. Содержательное наполнение структурных звеньев самосознания китайских студентов проходит через присвоение традиционных ценностей, которые формируют уникальные ментальные особенности, через ценности транслируемые интегративной культурой международного сообщества; 2 — современные студенты сознательно ориентированы на воспитание в себе личностных качеств, которые должны содействовать адаптации к исконной культуре, а также интеграции в другие культуры.
II. Поведение современной китайской учащейся молодежи в ситуации фрустрации внутри своего этноса имеет следующие тенденции:
1 – Толерантный тип поведения – доминирующий во всех ситуациях общения. У китайской молодёжи учащейся в России толерантность наиболее выражена к преподавателям, затем к родителям, далее к сверстникам; а у китайской молодежи в Китае наиболее выражена к родителям, затем к преподавателям, далее к сверстникам; 2 – Агрессивный тип поведения наиболее выражен к сверстникам.
III. Поведение современной китайской учащейся молодежи в ситуации фрустрации в общении с другим этносом имеет следующие тенденции:
1 – Толерантный тип поведения доминирует во всех ситуациях общения. При этом толерантность к представителям своего этноса несколько выше (различия не достоверны), чем толерантность к представителям чужого этноса; 2 – Агрессивный тип поведения наиболее выражен к сверстникам. При этом агрессия к представителям другого этноса несколько выше (различия не достоверны).
IV. Анализ результатов исследования типов поведения на депривацию структурных звеньев самосознания показал, что звено имени является значимым для китайской учащейся молодёжи. Наибольшее количество агрессивных реакций со стороны китайской учащейся молодёжи в России было проявлено при депривации имени. В то же время при депривации имени у китайской учащейся молодёжи в Китае было отмечено наибольшее число игнорирующих реакций.
Информация о работе Особенности этнического самосознания современной учащейся молодежи Китая