Отечественная психология управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2014 в 19:35, курсовая работа

Краткое описание

Целями курсовой работы являются:
- изучение психологии управления как науки,
- рассмотрение особенностей её становления и развития в России.
Объект: психология управления
Предмет: история отечественной психологии управления
Гипотеза: Отечественные ученые внесли значительный вклад в развитие и становление психологии управления как науки.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….2
Глава 1. Психология управления как наука…………………………............3
1.1 Определение понятия психология управления……………..……3
1.2 Психология управления и её предмет изучения …………...........4
1.3 Место психологии в процессе управления. ……………..............9
Глава 2. Отечественная психология управления…………………...............11
2.1 История отечественной психологии управления…….…………11
2.2 Вклад отечественных ученых в развитие и становление
психологии управления…………………………………………..17
2.3 Современные тенденции развития науки психологии
управления……………………………………………..………...21
Выводы…..…………………………………………………………....…….26
Литература………………………………………………………….…...........29

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 63.07 Кб (Скачать файл)

• исследование психических  особенностей лидерства;

• разработка психологических  рекомендаций по использованию психологических  знаний в процессе управления, в  разрешении конфликтов, изменении психологического климата в организациях;

• изучение процессов группового взаимодействия;

• исследование механизмов мотивации человека.

Основная  задача психологии управления - анализ психологических условий и особенностей управленческой деятельности с целью повышения эффективности и качества работы в системе управления. Процесс управления реализуется в деятельности руководителя, в которой психология управления выделяет такие моменты как: диагностика и прогнозирование состояния и изменений управленческой подсистемы; формирование программы деятельности подчиненных, направленной на изменение состояний управляемого объекта в заданном направлении; организация исполнения решения. В личности руководителя психология управления различает его управленческие потребности и способности, а также его индивидуальную управленческую концепцию, включающую сверхзадачу, проблемное содержание, управленческие замыслы и внутренне принятые личностью принципы и правила управления. Практическая реализация разработок в области психологии управления осуществляется в виде создания диагностического инструментария, разработки активных методов подготовки руководителей, управленческого консультирования, создания резерва на выдвижение на руководящие должности и т.д.

Место психологии в процессе управления.

Современный мир, постоянно  и быстро изменяющийся предъявляет  особые требования к такой науке  как психология, которая должна не только измерять и оценивать, но и  прогнозировать, проектировать, формировать. По мнению многих исследователей, психологи  в настоящее время вынуждены  заниматься планированием изменений  личности, профилактикой личностного  регресса [9].

Необходимо, чтобы руководители организации проявили дальновидность и признали высокую значимость психологического фактора в работе организации. В  свою очередь важно, чтобы психологи  тоже научились оказывать действенную  практическую помощь и строить эффективные  деловые взаимоотношения.

В настоящее время в  практической психологии разработаны  формы и методы работы, опробованы целевые программы социально - психологической  поддержки для всех групп служащих. Применение разработок отечественной  практической психологии в организациях, адаптация западных программ, а также  создание новых специализированных циклов лекций, семинаров, деловых и  игровых тренингов для специалистов будут способствовать эффективности  работы организации [12].

Практика показывает, что  область межличностных отношений  всегда остаётся для руководителя постоянной сферой неопределённости в силу своего субъективизма, поэтому руководитель чувствует себя в ней очень  неуверенно.

Выводы  по первой главе: Таким образом, в данной главе мы рассмотрели разные позиции и подходы к определению понятия «Психология управления», ее предмета, функций, задач, рассмотрели процесс управления в деятельности руководителя и определили место психологии в процессе управления.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Отечественная психология управления

Отечественная психология управления длительное время функционировала  как неотъемлемая часть психологической  и управленческой науки прежнего СССР. В ее становлении и развитии выделяют такие этапы (Л. Карамушка, Л. Орбанлембрик):

-- зарождение и развитие  психологии труда и психологии  управления (20--30-ые годы XX ст.);

-- стагнация психологии  труда и психологии управления (вторая половина 30--50-ые годы XX ст.);

-- возрождения психологии  труда и психологии управления  и их развитие на основе  социалистической ориентации (вторая  половина 50-х -- конец 90-х годов XX ст.);

Интенсивное развитие в конце XIX -- в начале XX ст. психологии, социологии, теории управления, социальной психологии, психологии труда и организационной психологии, обусловили необходимость оформления ее как самостоятельной научной дисциплины в нашей стране.

Термин «психология управления»  в первый раз начал использоваться в СССР, в 20-ые годы. На II Всесоюзной конференции по научной организации  труда (НОТ) (март 1924 г.) один из докладов полностью был посвящен психологии управления и связанными с ней  проблемам. Психология управления была призвана решить две задачи: «подбор  сотрудников к функциям и друг к другу в соответствии с их индивидуальными особенностями; влияние  на психику работников через стимулирование...».

В многочисленных работах  по научной организации труда (труды  А. Гастева, В. Добринина, П. Керженцева, С. Чахотина и другие), которые вышли в 20--30-ые годы, было немало интересных подходов к решению психологических проблем управления. Однако недостаточный уровень разработанности этих проблем не позволил психологию управления выделить в самостоятельную область знаний. Периодом все более активного присоединения психологических знаний к теории и практике управления является середина 60-х годов.

Теория и практика управления в получила стимул для самостоятельного развития в середине 60-х годов. Одними из первых исследователей, поставивших вопрос о необходимости разработки психологии управления как науки, были Е.Е. Вендров и Л.И. Уманский. Среди основных аспектов изучения в психологии управления они называли социально-психологические проблемы производственных групп и коллективов, психологию личности и деятельности руководителя, вопросы подготовки и подбора руководящих кадров и др. Иная точка зрения была высказана А. Г. Ковалевым, который включил в сферу психологии управления только социально-психологическую проблематику. Современное общественное развитие характеризуется тем, что человек выступает и объектом, и субъектом управления. Это требует изучения и учета психических данных о человеке с этих двух точек зрения. Когда психология перешла от феноменалистического описания психических явлений к непосредственному изучению механизмов психического, то в качестве первоочередной встала задача управления психическими процессами, состояниями, свойствами и в целом деятельностью и поведением человека. Постепенно в разделах о трудовой деятельности выделился самостоятельный вопрос о психологии управленческой деятельности. Развитие психологии управления с тех пор идет по двум взаимосвязанным направлениям -- в недрах психологии и в смежных отраслях знания.

Психология управления имеет  два основных источника своего возникновения  и развития:

- потребности практики. Современное общественное развитие характеризуется тем, что человек выступает и объектом, и субъектом управления. Это требует изучения и учета психических данных о человеке с этих двух точек зрения;

-  потребности развития психологической науки.

 Когда психология перешла  от феноменального описания психических  явлений к непосредственному  изучению механизмов психических,  то в качестве первоочередной  встала задача управления психическими  процессами, состояниями, свойствами  и в целом деятельностью и  поведением человека.

Постепенно в разделах о трудовой деятельности выделился  самостоятельный вопрос о психологии управленческой деятельности. Развитие психологии управления с тех пор  идет двумя взаимозависимых направлениями - в недрах психологии и в смежных отраслях знания.

На рубеже ХХ и XXI веков  психология управления переживает особенно интенсивное развитие, ее идеи и  практические рекомендации, становятся модным направлением для научных  изысканий. Именно в этот период появилось  множество книг с психолого-управленческой проблематикой. Для пройденного  периода характерный ряд черт:

* прикладной характер  разрабатываемых проблем психологии  управления. Большинство опубликованной  в этот период литературы является, в сущности, настоящей настольной  литературой для руководителей  разных ступеней;

* интеграция психолого-управленческого  знания, которое идет путем объединения  достижений разных областей науки.  Образно говоря, своеобразное «свидетельство  о рождении» психологии управления  еще только заполняется и сделаны  лишь первые заметки;

* главный упор делается  на рассмотрение особенностей  управления в сфере бизнеса  и деловых отношений. Меньше  внимания уделяется другим отраслям  деятельности. Начинаются попытки,  возвести психологию управления  к психологии менеджмента.

Оказывается, в зависимости от того, как понимается управление, представляются различные возможности для определения места психологического знания в науках об управлении и понимания предмета психологии управления. Проиллюстрируем это положение на следующих примерах.

Рассмотрим две точки зрения, относящиеся к управленческой концепции, получившей название «русский файолизм». Первая из них — так называемая производственная трактовка управления.

Направление, вошедшее в литературу под этим названием, сформировалось после Второй Всесоюзной 9 конференции по НОТ и культивировалось в Государственном институте техники управления при НК РКИ СССР в конце 20х — начале 30-х годов под руководством Е.Ф. Розмирович.

Исходной методологической посылкой этого направления служило положение о наличии общих черт в производственном и управленческих процессах. Управление рассматривалось как чисто технический процесс, состоящий из распорядительских, планирующих, надзорных, контролирующих, регулятивных действий. Аппарат управления представлялся как аналог машины или системы машин, а его работа — как производственный процесс, который имеет то или иное материально-вещественное выражение в тех или иных физических объектах: папках, приказах, телефонограммах, карточках, делах и т.д. В связи с этим управленческие процессы могут быть разделены на отдельные операции,  установлена их последовательность и продолжительность. Они могут быть изучены во времени и пространстве подобно тому, как это рекомендовала школа А.К. Гастева в отношении предметных действий. Весь процесс управления людьми таким образом может быть рассчитан, механизирован, а затем и автоматизирован. Из механизации производства вытекала идея механизации управления, сводившей все функции по управлению к простейшим движениям. При развитой механизации труд по руководству людьми минимизируется и редуцируется к механическому надзору и автоматической проверке и лишается всяких черт особой командной функции.

По мнению представителей этого течения, система управления людьми должна была замениться системой управления вещами. Администратор в этом случае превращался в техника и не более. Последователи этой трактовки пытались доказать отсутствие социального аспекта в управлении, т.е. необходимости воздействия на отдельного человека и коллективы людей.

Авторы «производственной трактовки» признавали социальный аспект только по отношению к управлению в условиях капитализма, когда требуется преодолеть классовое сопротивление рабочих посредством экономических и психологических методов. Они считали, что на начальных этапах развития социалистического хозяйства управление людьми необходимо, но с развитием конвейерного производства, благодаря совпадению интересов людей при социализме, а также связанности машин во времени и пространстве, взаимной обусловленности рабочих процессов, руководство будет осуществляться самими машинами [7,c. 191-197].

Это типичный пример романтизации и идеологизации модели процесса управления, когда постулируемое желаемое обсуждается, как если бы оно существовало не абстрактно, а конкретно. Для нас существенно, что процесс управления рассматривался в рамках этой концепции как субъект-объектный процесс. Авторами игнорировался тот факт, что деятельность по управлению осуществляется преимущественно в рамках управленческого взаимодействия, т.е. носит субъект-субъектный характер.

Определенные позиции занимал один из выдающихся отечественных экономистов С.Д. Стрельбицкий. Под управлением он понимал организацию и направление человеческой энергии к определенной цели, где цель определяется как достижение предначертанного трудового эффекта в кратчайшее время [14].

Управление людьми он обозначал термином «административное управление». Административное управление, по его мнению, представляет собой целесообразное сочетание людских воль (отнюдь не интеллектов) и через их посредство различных орудий для достижения определенных, свойственных данной организации, целей [3].

В 20-30-ё годы в нашей  стране интенсивно велись и биопсихологические исследования труда. Были созданы специальные  лаборатории в Москве, Ленинграде и других городах. Изучались проблемы формирования коллектива, подбора кадров, места личности в системе производства, роль человеческого фактора в  труде, особенности воздействия  техники на труд и проблемы управления трудом.

Одна из важнейших разработок того периода - обоснование принципов  управления производством, учитывающих  особенности социалистической системы  хозяйствования -централизацию и прямое управление производственно-хозяйственной деятельностью предприятий со стороны государственных органов . С учетом этих принципов разрабатывалась теория функций, структур и процессов управления на предприятиях и в государственных органах. Наряду с этим в отечественной науке управления проводились исследования законов и закономерностей управления социалистическим производством. Были сформулированы и обоснованы как объективно отражающие особенности управления социалистическим общественным производством законы единства системы управления, пропорциональности производства и управления, оптимального соотношения централизации и децентрализации и др.

Развитие управленческой мысли в этот период шло на фоне колоссального подъема народного  хозяйства:

1926-1928 гг. - начало индустриализации  страны;

1929-1942 гг. - первые предвоенные  пятилетки.

Первый пятилетний план 1929-1933 гг. был выполнен за 4 года и 3 месяца. Национальный доход вырос более  чем в 2 раза, на столько же увеличилось  производство промышленной продукции, производительность труда в промышленности возросла на 41%, капитальные вложения составили 8,8 млрд руб.

К этому же периоду относится  и борьба с "теорией пределов", которая зачастую превращалась в  борьбу со старыми специалистами.

С 30-х годов исследования психологии труда и управления было свёрнуто и за политических событий. Развитие науки началось с 1960 года, основными направлениями становятся исследования проблем мотивации  трудового процесса и управления трудовой деятельностью.

Информация о работе Отечественная психология управления