Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2014 в 19:35, курсовая работа
Целями курсовой работы являются:
- изучение психологии управления как науки,
- рассмотрение особенностей её становления и развития в России.
Объект: психология управления
Предмет: история отечественной психологии управления
Гипотеза: Отечественные ученые внесли значительный вклад в развитие и становление психологии управления как науки.
Введение……………………………………………………………………….2
Глава 1. Психология управления как наука…………………………............3
1.1 Определение понятия психология управления……………..……3
1.2 Психология управления и её предмет изучения …………...........4
1.3 Место психологии в процессе управления. ……………..............9
Глава 2. Отечественная психология управления…………………...............11
2.1 История отечественной психологии управления…….…………11
2.2 Вклад отечественных ученых в развитие и становление
психологии управления…………………………………………..17
2.3 Современные тенденции развития науки психологии
управления……………………………………………..………...21
Выводы…..…………………………………………………………....…….26
Литература………………………………………………………….…...........29
• исследование психических особенностей лидерства;
• разработка психологических рекомендаций по использованию психологических знаний в процессе управления, в разрешении конфликтов, изменении психологического климата в организациях;
• изучение процессов группового взаимодействия;
• исследование механизмов мотивации человека.
Основная задача психологии управления - анализ психологических условий и особенностей управленческой деятельности с целью повышения эффективности и качества работы в системе управления. Процесс управления реализуется в деятельности руководителя, в которой психология управления выделяет такие моменты как: диагностика и прогнозирование состояния и изменений управленческой подсистемы; формирование программы деятельности подчиненных, направленной на изменение состояний управляемого объекта в заданном направлении; организация исполнения решения. В личности руководителя психология управления различает его управленческие потребности и способности, а также его индивидуальную управленческую концепцию, включающую сверхзадачу, проблемное содержание, управленческие замыслы и внутренне принятые личностью принципы и правила управления. Практическая реализация разработок в области психологии управления осуществляется в виде создания диагностического инструментария, разработки активных методов подготовки руководителей, управленческого консультирования, создания резерва на выдвижение на руководящие должности и т.д.
Место психологии в процессе управления.
Современный мир, постоянно и быстро изменяющийся предъявляет особые требования к такой науке как психология, которая должна не только измерять и оценивать, но и прогнозировать, проектировать, формировать. По мнению многих исследователей, психологи в настоящее время вынуждены заниматься планированием изменений личности, профилактикой личностного регресса [9].
Необходимо, чтобы руководители
организации проявили дальновидность
и признали высокую значимость психологического
фактора в работе организации. В
свою очередь важно, чтобы психологи
тоже научились оказывать
В настоящее время в
практической психологии разработаны
формы и методы работы, опробованы
целевые программы социально - психологической
поддержки для всех групп служащих.
Применение разработок отечественной
практической психологии в организациях,
адаптация западных программ, а также
создание новых специализированных
циклов лекций, семинаров, деловых и
игровых тренингов для
Практика показывает, что
область межличностных
Выводы по первой главе: Таким образом, в данной главе мы рассмотрели разные позиции и подходы к определению понятия «Психология управления», ее предмета, функций, задач, рассмотрели процесс управления в деятельности руководителя и определили место психологии в процессе управления.
Глава 2. Отечественная психология управления
Отечественная психология управления длительное время функционировала как неотъемлемая часть психологической и управленческой науки прежнего СССР. В ее становлении и развитии выделяют такие этапы (Л. Карамушка, Л. Орбанлембрик):
-- зарождение и развитие психологии труда и психологии управления (20--30-ые годы XX ст.);
-- стагнация психологии труда и психологии управления (вторая половина 30--50-ые годы XX ст.);
-- возрождения психологии труда и психологии управления и их развитие на основе социалистической ориентации (вторая половина 50-х -- конец 90-х годов XX ст.);
Интенсивное развитие в конце XIX -- в начале XX ст. психологии, социологии, теории управления, социальной психологии, психологии труда и организационной психологии, обусловили необходимость оформления ее как самостоятельной научной дисциплины в нашей стране.
Термин «психология управления»
В многочисленных работах по научной организации труда (труды А. Гастева, В. Добринина, П. Керженцева, С. Чахотина и другие), которые вышли в 20--30-ые годы, было немало интересных подходов к решению психологических проблем управления. Однако недостаточный уровень разработанности этих проблем не позволил психологию управления выделить в самостоятельную область знаний. Периодом все более активного присоединения психологических знаний к теории и практике управления является середина 60-х годов.
Теория и практика управления в получила стимул для самостоятельного развития в середине 60-х годов. Одними из первых исследователей, поставивших вопрос о необходимости разработки психологии управления как науки, были Е.Е. Вендров и Л.И. Уманский. Среди основных аспектов изучения в психологии управления они называли социально-психологические проблемы производственных групп и коллективов, психологию личности и деятельности руководителя, вопросы подготовки и подбора руководящих кадров и др. Иная точка зрения была высказана А. Г. Ковалевым, который включил в сферу психологии управления только социально-психологическую проблематику. Современное общественное развитие характеризуется тем, что человек выступает и объектом, и субъектом управления. Это требует изучения и учета психических данных о человеке с этих двух точек зрения. Когда психология перешла от феноменалистического описания психических явлений к непосредственному изучению механизмов психического, то в качестве первоочередной встала задача управления психическими процессами, состояниями, свойствами и в целом деятельностью и поведением человека. Постепенно в разделах о трудовой деятельности выделился самостоятельный вопрос о психологии управленческой деятельности. Развитие психологии управления с тех пор идет по двум взаимосвязанным направлениям -- в недрах психологии и в смежных отраслях знания.
Психология управления имеет два основных источника своего возникновения и развития:
- потребности практики. Современное общественное развитие характеризуется тем, что человек выступает и объектом, и субъектом управления. Это требует изучения и учета психических данных о человеке с этих двух точек зрения;
- потребности развития психологической науки.
Когда психология перешла
от феноменального описания
Постепенно в разделах о трудовой деятельности выделился самостоятельный вопрос о психологии управленческой деятельности. Развитие психологии управления с тех пор идет двумя взаимозависимых направлениями - в недрах психологии и в смежных отраслях знания.
На рубеже ХХ и XXI веков психология управления переживает особенно интенсивное развитие, ее идеи и практические рекомендации, становятся модным направлением для научных изысканий. Именно в этот период появилось множество книг с психолого-управленческой проблематикой. Для пройденного периода характерный ряд черт:
* прикладной характер
разрабатываемых проблем
* интеграция психолого-
* главный упор делается
на рассмотрение особенностей
управления в сфере бизнеса
и деловых отношений. Меньше
внимания уделяется другим
Оказывается, в зависимости от того, как понимается управление, представляются различные возможности для определения места психологического знания в науках об управлении и понимания предмета психологии управления. Проиллюстрируем это положение на следующих примерах.
Рассмотрим две точки зрения, относящиеся к управленческой концепции, получившей название «русский файолизм». Первая из них — так называемая производственная трактовка управления.
Направление, вошедшее в литературу под этим названием, сформировалось после Второй Всесоюзной 9 конференции по НОТ и культивировалось в Государственном институте техники управления при НК РКИ СССР в конце 20х — начале 30-х годов под руководством Е.Ф. Розмирович.
Исходной методологической посылкой этого направления служило положение о наличии общих черт в производственном и управленческих процессах. Управление рассматривалось как чисто технический процесс, состоящий из распорядительских, планирующих, надзорных, контролирующих, регулятивных действий. Аппарат управления представлялся как аналог машины или системы машин, а его работа — как производственный процесс, который имеет то или иное материально-вещественное выражение в тех или иных физических объектах: папках, приказах, телефонограммах, карточках, делах и т.д. В связи с этим управленческие процессы могут быть разделены на отдельные операции, установлена их последовательность и продолжительность. Они могут быть изучены во времени и пространстве подобно тому, как это рекомендовала школа А.К. Гастева в отношении предметных действий. Весь процесс управления людьми таким образом может быть рассчитан, механизирован, а затем и автоматизирован. Из механизации производства вытекала идея механизации управления, сводившей все функции по управлению к простейшим движениям. При развитой механизации труд по руководству людьми минимизируется и редуцируется к механическому надзору и автоматической проверке и лишается всяких черт особой командной функции.
По мнению представителей этого течения, система управления людьми должна была замениться системой управления вещами. Администратор в этом случае превращался в техника и не более. Последователи этой трактовки пытались доказать отсутствие социального аспекта в управлении, т.е. необходимости воздействия на отдельного человека и коллективы людей.
Авторы «производственной трактовки» признавали социальный аспект только по отношению к управлению в условиях капитализма, когда требуется преодолеть классовое сопротивление рабочих посредством экономических и психологических методов. Они считали, что на начальных этапах развития социалистического хозяйства управление людьми необходимо, но с развитием конвейерного производства, благодаря совпадению интересов людей при социализме, а также связанности машин во времени и пространстве, взаимной обусловленности рабочих процессов, руководство будет осуществляться самими машинами [7,c. 191-197].
Это типичный пример романтизации и идеологизации модели процесса управления, когда постулируемое желаемое обсуждается, как если бы оно существовало не абстрактно, а конкретно. Для нас существенно, что процесс управления рассматривался в рамках этой концепции как субъект-объектный процесс. Авторами игнорировался тот факт, что деятельность по управлению осуществляется преимущественно в рамках управленческого взаимодействия, т.е. носит субъект-субъектный характер.
Определенные позиции занимал один из выдающихся отечественных экономистов С.Д. Стрельбицкий. Под управлением он понимал организацию и направление человеческой энергии к определенной цели, где цель определяется как достижение предначертанного трудового эффекта в кратчайшее время [14].
Управление людьми он обозначал термином «административное управление». Административное управление, по его мнению, представляет собой целесообразное сочетание людских воль (отнюдь не интеллектов) и через их посредство различных орудий для достижения определенных, свойственных данной организации, целей [3].
В 20-30-ё годы в нашей стране интенсивно велись и биопсихологические исследования труда. Были созданы специальные лаборатории в Москве, Ленинграде и других городах. Изучались проблемы формирования коллектива, подбора кадров, места личности в системе производства, роль человеческого фактора в труде, особенности воздействия техники на труд и проблемы управления трудом.
Одна из важнейших разработок того периода - обоснование принципов управления производством, учитывающих особенности социалистической системы хозяйствования -централизацию и прямое управление производственно-хозяйственной деятельностью предприятий со стороны государственных органов . С учетом этих принципов разрабатывалась теория функций, структур и процессов управления на предприятиях и в государственных органах. Наряду с этим в отечественной науке управления проводились исследования законов и закономерностей управления социалистическим производством. Были сформулированы и обоснованы как объективно отражающие особенности управления социалистическим общественным производством законы единства системы управления, пропорциональности производства и управления, оптимального соотношения централизации и децентрализации и др.
Развитие управленческой
мысли в этот период шло на фоне
колоссального подъема
1926-1928 гг. - начало индустриализации страны;
1929-1942 гг. - первые предвоенные пятилетки.
Первый пятилетний план 1929-1933 гг. был выполнен за 4 года и 3 месяца. Национальный доход вырос более чем в 2 раза, на столько же увеличилось производство промышленной продукции, производительность труда в промышленности возросла на 41%, капитальные вложения составили 8,8 млрд руб.
К этому же периоду относится и борьба с "теорией пределов", которая зачастую превращалась в борьбу со старыми специалистами.
С 30-х годов исследования психологии
труда и управления было свёрнуто и за политических
событий. Развитие науки началось с 1960
года, основными направлениями