Отечественная психология управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2014 в 19:35, курсовая работа

Краткое описание

Целями курсовой работы являются:
- изучение психологии управления как науки,
- рассмотрение особенностей её становления и развития в России.
Объект: психология управления
Предмет: история отечественной психологии управления
Гипотеза: Отечественные ученые внесли значительный вклад в развитие и становление психологии управления как науки.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….2
Глава 1. Психология управления как наука…………………………............3
1.1 Определение понятия психология управления……………..……3
1.2 Психология управления и её предмет изучения …………...........4
1.3 Место психологии в процессе управления. ……………..............9
Глава 2. Отечественная психология управления…………………...............11
2.1 История отечественной психологии управления…….…………11
2.2 Вклад отечественных ученых в развитие и становление
психологии управления…………………………………………..17
2.3 Современные тенденции развития науки психологии
управления……………………………………………..………...21
Выводы…..…………………………………………………………....…….26
Литература………………………………………………………….…...........29

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 63.07 Кб (Скачать файл)

Вклад отечественных  ученых в развитие и становление  психологии управления

Отечественные ученые внесли значительный вклад в становление  и развитие теории и практики управления. Идеи научного управления в условиях нового общественного строя и  социалистической системы хозяйствования развивали А. А. Богданов, Н. А. Витке, А. К. Гастев, П. М. Керженцев, Н. А. Амосов, О. А. Ерманский, Е. Ф. Розмирович и другие ученые и практики, работавшие в различных организациях и институтах научной организации труда. 

В отечественной  науке концепцию научной организации  труда развивал А.К. Гастев. Он уделял значительное внимание методике обучения рациональным трудовым приёмам. А.К. Гастев предложил свой комплекс «правил—заповедей для всякого труда». Такие правила, например, рекомендовали: прежде, чем приступить к работе, её надлежит продумать, чтобы в голове сложилась модель готовой работы и порядок трудовых приёмов; не браться за работу, пока не приготовлен необходимый инструмент, и т.д. [16].    

В настоящее время  необходимость претворения в  жизнь принципов научной организации труда получила общее признание. Под ней обычно понимается система мероприятий, обеспечивающая рациональное использование рабочей силы, в которую входят расстановка людей в процессе производства, разделение и кооперация, нормирование и стимулирование труда, организация рабочих мест, их обслуживание и необходимые условия труда

Значительный вклад  внес Алексей Гостев (1882 - 1941), основавший в 1921г. Центральный институт труда. В своей книге  «как надо работать» писал,  что поскольку человек проводит  на работе лучшую часть свое  жизни.

В 20-е годы А. К. Гастев выдвинул также концепцию "узкой базы", "узкого места", с расшивки которого нужно начинать совершенствование управления.

Второе направление связано  с именем А. А. Богданова (1873-1928). В  своей работе "Тектология (всеобщая организационная наука)" A.A. Богданов исходил из того, что:

1. Все виды управления (в природе, обществе, технике)  имеют общие черты, что и  изучается новой наукой - тектологией (всеобщей организационной наукой).

2. Предметом организационной  науки являются общие организационные  принципы и законы, по которым  протекают процессы организации  во всех сферах органического  и неорганического мира, в работе  стихийных сил и сознательной  деятельности людей. Они действуют  в технике (организация вещей), в экономике (организация людей)  и в идеологии (организация  идей).

А. А. Богдановым при анализе  сущности организации высказана  идея о необходимости системного подхода к ее изучению. Характеризуя соотношение системы и ее элементов, А. А. Богданов вводит понятия "организованность" и "дезорганизованность". Элементы всякой организации сводятся к активностям-сопротивлениям.

А. А. Богданов высказал ряд  интересных идей о структурной устойчивости системы и ее условиях, об основных организационных механизмах: формирующем  и регулирующем.

В рамках тектологии были сформулированы общие законы, в частности "закон наименьших", "... в силу которого прочность цепи определяется наиболее слабым из ее звеньев". Идея "слабого звена" легла в основу разработки народнохозяйственных балансов и пропорций, помогла решать задачи восстановления разрушенного хозяйства!

А. Богданов сформулировал  принципы организации коллективной работы (скорее всего - в противовес специфике тейлоризма) [1]. Некоторые  из них:

1. Не должно быть авторитарности  при взаимодействии рядовых членов  коллектива между собой и с  руководителем.

2. Не должно быть субъективизма,  ни личного, ни группового.

3. Не должно быть абсолютных  норм.

4. Не должно быть инертности.

5. Не должна нарушаться "чистота" целей.

6. "Всеовладение" как главная цель и "самопознание" как главный стимул мысли и воли работающего.

Виден явный отход от механистического рационализма тейлоризма эволюционной направленности.

Идеи А. А Богданова  легли в основу работ О. А. Ерманского и П. М. Керженцева, смотревших на НОТ с позиций, несколько отличных от позиций цитовцев. Суть научной организации труда - это человек с его физиологическими, психологическими, социальными и другими особенностями. Следовательно, цель научной организации труда - сделать жизнь человека приятнее, обеспечить гармонизацию человека и общества.

А. Ерманский был одним из наиболее видных разработчиков российской школы научного управления, являясь одновременно и сторонником, и критиком У. Тейлора. О. А. Ерманским была разработана теория рациональной организации труда и управления, основу которой составляет понятие психофизиологического оптимизма, т. е. максимума полезной работы на единицу затраченной энергии.

Основные взгляды О. А. Ерманского нашли свое выражение в работе "Теория и практика рационализации".

Автором выделено три принципа рационализации:

1. Принцип положительного  подбора, означавший гармоничное  сочетание всех элементов производства (как вещественных, так и личных), при котором элементы взаимоподкрепляются и усиливаются.

2. Принцип организационной  суммы, суть которого заключалась  в том, что организационная  сумма больше арифметической  суммы составляющих ее сил.

3. Принцип оптимума отвечал  на вопрос о критерии рациональной  организации любой работы.

Со смертью А. А. Богданова  в 1928 г. это второе направление в НОТ стало подвергаться все большей критике, в первую очередь со стороны цитовцев, и впоследствии было предано забвению.

Платон Керженцев, в своих работах писал, что самое главное в жизни  приучать себя работать добросовестно, производительно, творчески проявляя инициативу в деле, улучшения результатов  труда, а не быть простым исполнителем воли начальника.

П. М. Керженцев, изучив условия, обеспечивающие надежность 
функционирования организации, в частности пришел к выводу, что руководящий работник в своей деятельности должен ориентироваться на три основных момента: что именно должно быть выполнено, в какой срок и на ком лежит ответственность за выполнение задания. А каждый работник должен хорошо знать свои способности, свои достоинства и недостатки в работе для того, чтобы критически оценивать самого себя и самосовершенствоваться.

Обобщая приведенные характеристики научной организации труда, системного и процессуального подходов в  управлении, С. И. Самыгин и Л. Д. Столяренко выделяют их главные особенности: 
• использование научного анализа для определения наиболее эффективных способов выполнения трудовых операций; 
• профессиональный отбор и профессиональное обучение; 
• создание удобного инструмента и оборудования; 
• систематическое использование материального стимулирования; 
• отделение управленческой работы от исполнительской; 
• развитие принципов управления; 
• описание функций управления; 
• систематизированный подход к управлению всей организацией.

Современные тенденции  развития науки психологии управления

В данный момент в зарубежной и отечественной литературе сложились  две точки зрения на объект психологии управления. В соответствии с первой точкой зрения, ее объектом являются системы  «человек - техника» и «человек - человек». Рассмотренные с целью оптимизации управления этими системами, структурный - структурный - функционально структурный анализ управленческой деятельности. Психологический - психологический - инженерно-психологический анализ построения и использование автоматизированных систем управления (АСУ). Психологический -психологический - социально психологический анализ производственных и управленческих коллективов. Взаимоотношения в них людей. Исследование психологии руководителя, отношений, между руководителем и подчиненными, психологических аспектов подбора и смещения руководящих кадров, психолого-педагогических вопросов подготовки кадров руководителей.

В соответствии с другой точкой зрения, к объекту психология управления относит только систему «человек - человек», рассмотренную также с целью оптимизации управления системы. Рядом с этой системой рассматривается еще ряд подсистем. «Личность - группа», «личность - организация», «группа - группа», «группа - организация», «организация, - организация».

На данный момент психология управления, с одной стороны, должна направлять свои усилия на исследование организационных факторов, активизирующих профессиональную деятельность людей, а, с другой - исследовать те стороны  «человеческого фактора», которые оказывают  существенное влияние на функционирование организации как определенного  социального института.

Современная динамика развития социальных отношений остро нуждается  в научно обоснованных рекомендациях по совершенствованию труда руководителя в зависимости от уровня в системе управления, индивидуальных качеств личности, социально-психологических особенностей трудового коллектива, характера и содержания социальных функций организации и т.д.

Не менее актуальны  исследования исполнительской деятельности, то есть реализация поставленных руководителем  задач. Здесь перспективным представляется изучение закономерностей социальной регуляции поведения людей, эффективных  форм и методов воздействия на сознание и поведение человека, обеспечивающих инициативное и добросовестное выполнение стоящих перед организацией задач.

В психологии управления, в  отличие от общей психологии и  психологии труда, деятельность исследуется  в первую очередь как социально-психологическая  категория. Организация как система  деятельностей эффективно функционирует  лишь в том случае, если достаточно надежно обеспечивается четкое согласование усилий взаимодействующих работников. От того, каким образом «сопряжены» друг с другом индивидуальные деятельности, в конечном счете зависит, каковыми окажется суммарный эффект совместного труда. Исследования важно направлять на вскрытие закономерностей согласования деятельностей.

Уходящая в прошлое  парадигма (модель) управления доминировала несколько сотен лет. Ее основу составляла уверенность в том, что для  понимания динамики поведения любой  сложной системы достаточно изучить  свойства ее частей. Новая парадигма  требует понимания отдельных  элементов на основе анализа динамики системы в целом.

Новая тенденция развития психологии управления - поиск путей  обеспечение занятости, гуманизации условий труда, расширения участия в управлении и другое.

Старая система развития психологии управления оперировала  принципами неограниченного роста, который понимался в чисто  количественных терминах - как максимализация прибыли и увеличение валового национального продукта. Новая система мышления оперирует понятием "равновесие", т.е. такого состояния общества, при котором удовлетворение нынешних потребностей не должно уменьшать шансы будущих поколений на достойную жизнь.

В настоящее время в  связи с экономическими и культурными  преобразованиями в нашей стране особое значение приобретает глубокое и всестороннее знание психологических  закономерностей, определяющих установки  и поступки людей, а также грамотное  использование методов психологических  воздействий (воспитательных, управленческих, пропагандистских, психокоррекционных и т. п.), осуществляемых в различных формах (экологических, массовых, групповых, межличностных и т. п.) с помощью различных средств (вербальных и невербальных) и способов (убеждение, принуждение, внушение, заражение и т. п.). Каждый из этих видов воздействий, обладая своей спецификой и возможностями, полное и эффективное воплощение получает только в контексте реализации конкретных задач и условий деятельности и общения, в которых данные воздействия осуществляются, и зависит от точной их инструментовки в конкретных обстоятельствах.

Особо важное значение знание законов и практических методов организации психологического воздействия приобретает в тех сферах деятельности, где ведущее место имеет процесс межличностного общения. Это, прежде всего различные области психологической практики, а также сфера педагогического труда; общение здесь является основным средством реализации задач обучения и воспитания, психологической коррекции. Само же воздействие в этом случае, являясь результатом осуществления целей общения, служит выражением психологической эффективности и результативности общения как специфического вида деятельности, характеризует его личностно преобразующий, воспитывающий потенциал.

Следует отметить, что, несмотря на свою актуальность, проблема эффективности  психологического воздействия ни в  психолого-педагогической теории, ни в  психолого-педагогической практике в  нашей стране не получила пока должного освещения. Вместе с тем проблема воздействия (что не всегда осознается) занимает особое место в психологической  науке, поскольку именно в ней  наиболее сконцентрированы принципиальные вопросы, связанные с управлением  психическими явлениями. Именно в проблематике психологического воздействия, пожалуй, как нигде более рельефно выражена связь запросов и требований социального  заказа сегодняшнего дня, общественной практики и потребности развития психологической науки в целом.

Информация о работе Отечественная психология управления