Отечественные исследования в психогенетике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2013 в 09:14, курсовая работа

Краткое описание

С особенностями запоминания связаны особенности вос­приятия и осмысливания детьми различного учебного ма­териала. Мы уже знаем, что память заключается в запоминании, сохранении и последующем узнавании и воспроизведении того, что было в прошлом опыте ребенка. Каждый ученик запоминает и воспроизводит материал по-разному. И не толь­ко лучше или хуже, а именно по-своему, ибо существуют большие индивидуальные различия памяти. Она может быть хорошей по отношению к одним предметам, явлениям и плохой по отношению к другим. Некоторые дети прекрасно запоминают стихи и очень слабо - математические форму­лы, правила, другие - наоборот. Одни школьники могут бы­стро вспомнить выученное и дать нужный ответ, другие не могут скоро и легко воспроизвести то, что когда-то за­помнили. Такие дети снижают темп урока, чем часто раздра­жают учителя, но все-таки торопливость здесь неуместна: нужно проявить терпение, дать ученику время подумать

Содержание

Введение 2
Этапы развития психогенетики 3
Евгеническое движение 4
История близнецовых исследований 5
Основные направления исследований отечественных ученых с начала 70-хгодов по настоящее время 6
Заключение 7
Список литературы 8

Вложенные файлы: 1 файл

психогенетика реферат.docx

— 36.74 Кб (Скачать файл)

С начала 80-х годов основными объектами исследования стали психофизиологические признаки и психогенетика индивидуального развития. Единственные в отечественной психогенетике популяционные исследования на изолятах Дагестана и в аулах Туркмении проведены были под руководством академика Дубинина К.Б.Булаевой. она исследовала широкий спектр признаков (соматических, психофизиологических и т.д. в девяти селениях Дагестана, принадлежащих к пяти этническим группам с разной степенью изолированности, разной этнокультурной и эколого-географической средой. Наиболее существенны два полученных ею факта:

1- повышение и фенотипической и генетической изменчивости в наиболее изолированных и аутбредных (популяции, в которых отсутствуют браки между родственниками) популяциях и снижение того и другого в умеренно изолированных;

2- в общей дисперсии всех исследованных признаков доля внутрипопуляционной изменчивости существенно выше, чем межпопуляционной. Популяционный метод был использован и Анохиным для исследования электроэнцефалограммы;

Таким образом, сама логика научного движения привела к организации  первого в России лонгитюдного исследования близнецов, которое было начато в лаборатории возрастной психогенетики Психологического института РАО в 1986 году. Лонгитюдное прослеживание развития близнецов было задумано как попытка подойти к решению одного из основных вопросов возрастной психологии - вопроса о том, какие факторы, генетические или средовые, и в какой степени обеспечивают преемственность развития. В настоящее время лонгитюдное исследование продолжается, его цель - выяснение характера генетического контроля психологических и психофизиологических признаков человека в процессе индивидуального развития.

Заключение

Основная задача психогенетики заключается в изучении этиологии человеческой индивидуальности, а точнее - межиндивидуальной вариативности по характеристикам нормальной, здоровой психики нормального здорового человека. Иначе говоря, выясняется вопрос о том, почему у всех нас разный интеллект, разная память, внимание, темперамент, психофизиологические особенности и т.д. Причем основное направление исследований, наиболее адекватное самой психогенетике - это выяснение того, какую роль в формировании межиндивидуальных различий играют наследственность и среда, как взаимодействуют эти два фактора, как они проявляют себя в разных признаках, разных возрастах и т.д.

Будучи включенными в общую систему психологических знаний, данные психогенетики заставляют по-новому ставить и решать многие традиционные проблемы в психологии, связанные прежде всего с изучением индивидуальности и индивидуального развития

Направление психогенетических  исследований возникло в контексте  школы дифференциальной психофизиологии  Б.М. Теплова и В.Д. Небылицына в середине 60-х годов XX века. С этого времени начинается восстановление отечественной психогенетики, корни которой уходят в середину XIX века, и которая к 30-м годам имела немалые достижения и во многом опережала западные исследования природы психических функций. Во второй половине XIX века в работах российских ученых (В.М. Флоринского, К.Ф. Вольфа) уже были фактически сформулированы теоретические предпосылки психогенетики. С 1900 года начинают проводиться экспериментальные исследования, в которых сопоставляются отклонения в развитии психических функций у близнецов, что позволило судить о природе этих отклонений и вызвало интерес у психологической общественности. Однако подлинный расцвет российская психогенетика переживает позже - в 20-30-ые годы XX века. В середине 30-х годов естественный ход развития психогенетики был прерван - исследование проблематики прекращено, центры расформированы, бурно развивавшаяся область исследования прекратила свое существование. На протяжении последующих 30 лет исследования по психогенетике в российской науке полностью отсутствовали.

Обращение к психогенетической  проблематике в 60-ые годы, вызванное  насущными потребностями психологической  науки, потребовало, несмотря на богатую  предысторию, многое начинать с нуля. Опыт и достижения отечественных  предшественников невозможно было использовать как отправную точку: 30 лет слишком  большой срок, мировая психогенетика за это время ушла далеко вперед, и было бы бессмысленно повторять ее путь, запаздывая на десятки лет. Оптимальным вариантом в этой ситуации было, с одной стороны, ассимилировать опыт мировой психогенетики (учесть имеющуюся к этому времени эмпирическую базу, основывать выбор методов исследования на современных представлениях об их надежности, освоить современный статистический аппарат), а с другой стороны, сохранить своеобразие отечественного подхода, предполагающего включение психогенетических исследований в контекст психологических теорий. Важным представлялся также качественный анализ получаемых результатов (в отличие от формально-статистического анализа, которым обычно ограничиваются западные исследователи). Именно этот путь и был реализован.

Список использованной литературы

 

  1. Лучинин А.С учебное пособие для студентов высших медицинских заведений/А.С Лучинин.-М.: Изд-во Владос-Пресс, 2005.-158с.-(Конспекты лекций для медицинских вузов)
  2. Малых С.Б. Статья История психогенетики, М:ИДО РУДН, 2006г.
  3. Перова Е. Н. Русское Евгеническое Общество и история отечественной психогенетики - М.: Издательство Московского Государственного Университета им. М.В. Ломоносова
  4. Равич-Щербо И.В., Марютина Т. - М., Григоренко Е.Л. «Психогенетика», М., «Аспект пресс», 2005г.
  5. Фогель Ф., Мотульски А. Генетика человека. Т.3 М., 2005г.

 


Информация о работе Отечественные исследования в психогенетике