Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2014 в 13:16, курсовая работа
Актуальность темы исследования определяется кризисом института семьи, порождающего негативные тенденции в воспитательной сфере. Гиперопека и гипоопека - два совершенно разных стиля-противоположности, которые наносят непоправимый вред душевному здоровью маленького ребенка и продолжают доставлять проблемы во взрослой жизни. Пытаясь развить в своем ребенке самостоятельность, взрослые часто допускают весьма распространенные противостоящие друг другу ошибки: чрезмерная опека ребенка (гиперопека) и полное устранение от помощи ребенку, поддержки его (гипоопека). В случае чрезмерной опеки ребенок может стать инфантильным, во втором случае – беспомощным, упрямым.
Введение………………………………………………………………………….….3
1 Теоретические аспекты изучения отклонения в поведении при гиперопеке и гипоопеке детей дошкольного возраста.…………………………………….…6
1.1 Особенности детско-родительских отношений в семье ……………..….6
1.2 Понятие гиперопеки и связанные с ней отклонения в поведении
детей……………………………………………………………………...…..…8
1.3 Понятие гипоопеки и связанные с ней отклонения в поведении детей.14
2 Эмпирическое исследование отклонений в поведении гиперопекаемых и гипоопекаемых детей дошкольного возраста…………………………………...18
2.1 Описание и ход исследования…………………………………………18
2.2 Результаты исследования и их интерпретация……………………….20
2.3 Коррекционно-педагогическая работа с гиперопекаемыми и
гипоопекаемыми детьми и их родителями……………………………….26
Заключение……………………………………………………………….………31
Список использованных источников…………………
На основе заполненных протоколов вычислим индекс тревожности каждого ребенка по формуле (1):
ИТ=n/14*100%, где (1)
n – количество эмоционально-негативных выборов
Полученный показатель соотносится с уровневыми данными:
Вычислим уровень тревожности детей, результаты сведем в таблицу 4.
Таблица 4 – Уровень тревожности детей (Р.Теммпл, Д.Дорки, В. Амен)
№ п/п |
ФИ ребенка |
Алгоритм расчета |
% тревожности |
1 |
А.Н. |
12/14*100% |
85,7 |
2 |
Б.А. |
2/14*100% |
14,3 |
3 |
В.Д. |
13/14*100% |
92,8 |
4 |
Г.С. |
6/14*100% |
42,8 |
5 |
Д.П. |
6/14*100% |
42,8 |
6 |
Е.О. |
5/14*100% |
35,7 |
7 |
М.С. |
12/14*100% |
85,7 |
8 |
Н.Р. |
5/14*100% |
35,7 |
9 |
О.И. |
5/14*100% |
35,7 |
10 |
О.М. |
13/14*100% |
92,8 |
11 |
П.В. |
6/14*100% |
42,8 |
12 |
Р.А. |
11/14*100% |
78,6 |
13 |
С.Е. |
6/14*100% |
42,8 |
14 |
Ф.О. |
2/14*100% |
14,3 |
15 |
Ф.В. |
6/14*100% |
42,8 |
16 |
Ф.Р. |
11/14*100% |
78,6 |
17 |
Ш.Т. |
13/14*100% |
92,8 |
18 |
Я.П. |
2/14*100% |
14,3 |
Полученные данные сведем в таблицу внутригруппового распределения показателей теста тревожности (Таблица 5).
Таблица 5 - Внутригрупповое распределение показателей теста тревожности
Уровень тревожности |
Всего |
Мальчики |
Девочки | |||
% |
К* |
% |
К |
% |
К | |
Высокий |
38,9 |
7 |
57,1 |
4 |
27,3 |
3 |
Средний |
44,4 |
8 |
28,6 |
2 |
54,5 |
6 |
Низкий |
16,7 |
3 |
14,3 |
1 |
18,2 |
2 |
Отсутствует |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
* К- количественный показатель.
Психологически допустимым
считается средний уровень
Анализируя результаты проведенного исследования, можно сделать вывод, что высоким уровнем тревожности обладают именно гиперопекаемые и гипоопекаемые дети: А.Н., В.Д., М.С., Р.А., О.М., Ф.Р., Ш.Т..
С данными детьми и их родителями необходимо проводить коррекционно-педагогическую работу.
2.3 Коррекционно-педагогическая работа с гиперопекаемыми и гипоопекаемыми детьми и родителями
Для психолога компенсация явлений гиперпротекции (гиперопеки) гипопротекции (гипоопеки) представляет собой трудноразрешимую задачу, так как требует долгосрочной, психотерапевтической по своей сути работы, причем не столько с ребенком, сколько с родителями, ибо данная проблема создана ими и только ими может быть успешно решена. Причем проблема осложняется еще неготовностью родителей принять рекомендации психолога, стремлением оправдать свою позицию любовью к ребенку, чувством родительской самоотверженности.
Подлинная же самоотверженность требуется для того, чтобы признать наличие собственных внутренних конфликтов, личностных проблем, бессознательно проецируемых на отношения с ребенком. Такого рода признание требует высокого уровня рефлексии, отсутствие которого даже самый квалифицированный психолог с трудом может восполнить.
Методы и приемы коррекционно-педагогической работы:
С детьми:
С родителями:
В течение года рекомендуется применять методы и приемы:
Советы родителям.
Создание положительной психологической атмосферы в семье. Если в семье присутствуют любовь, улыбки, радость, взаимопонимание, душевное тепло, забота и ласка, отзывчивость, доброжелательность, то такую семью можно сравнить с цветущим садом.
Нормальные взаимоотношения детей и родителей в семье строятся на взаимном уважении и доверии их друг к другу. Дети видят в родителях советчиков во всех своих делах, помощников в борьбе с разного рода трудностями, истинных друзей, с которыми можно поделиться и радостями, и заботами. В такой семье ребёнок чувствует себя безопасно и комфортно, его психическому и физическому здоровью ничего не угрожает.
А если в семье постоянны обиды, ссоры, конфликты, слёзы, равнодушие, непонимание, то такую семью можно сравнить с увядающим садом. В таких семьях ребёнок чувствует себя ненужным, обделённым родительской любовью и заботой, у всех членов семьи повышается уровень тревожности.
Принятие ребёнка родителями.
Необходимо выработать для себя правило не оценивать негативно самого ребенка, а подвергать критике только неверно осуществленное действие или ошибочный, необдуманный поступок: не ребёнок плохой, а его поступок! Умению родителей общаться без постоянного осуждения личности ребенка помогает вера во все то хорошее и сильное, что есть в каждом, даже в самом неблагополучном, ребенке.
Истинная любовь поможет родителям отказаться от фиксирования слабостей, недостатков и несовершенств, направит воспитательные усилия на подкрепление всех положительных качеств личности ребенка, на поддержку сильных сторон души, к борьбе со слабостями и несовершенствами. За негативной оценкой всегда стоит эмоция осуждения и гнева. Принятие дает возможность проникновения в мир глубоко личностных переживаний детей, появление ростков «соучастия сердца». Печаль, а не гнев, сочувствие, а не мстительность – таковы эмоции истинно любящих своего ребенка, принимающих родителей.
Личный пример родителей. Лучшим средством воспитания правильных отношений является личный пример отца и матери, их взаимное уважение, помощь и забота, проявления нежности и ласки. Если дети видят хорошие отношения в семье, то, став взрослыми, и сами будут стремиться к таким же красивым отношениям. Очень важно, чтобы то, чему мы учим ребенка, подкреплялось конкретными примерами, чтобы он видел, что у взрослых теория не расходится с практикой. Родители для детей – это жизненный идеал, ничем не защищённый от детского пристального глаза. Если Ваш ребенок видит, что его мама и папа, которые каждый день твердят ему, что лгать нехорошо, сами того не замечая, отступают от этого правила, все воспитание может пойти насмарку. В.А. Сухомлинский говорил, что«ребёнок – зеркало семьи; как в капле воды отражается солнце, так и в детях отражается нравственная чистота матери и отца»[20].
Детско-родительские отношения – это система межличностных установок, ориентаций, ожиданий в вертикальном направлении по возрастной лестнице: снизу вверх (диада «ребенок - родители») и сверху вниз (диада «родители - ребенок»), определяемых совместной деятельностью и общением между членами семейной группы.
Дисгармоничное воспитание
возникает когда неверно
Гиперопека - чрезмерная забота о детях. Гиперопека выражается в стремлении родителей окружать ребенка повышенным вниманием, защищать даже при отсутствии реальной опасности, постоянно удерживать около себя, «привязывать» детей к своему настроению и чувствам, обязывать их поступать определенным, наиболее безопасным для родителей способом. При этом ребенок избавлен от необходимости разрешения проблемных ситуаций, поскольку решения либо предлагаются ему готовыми, либо достигаются без его участия. В результате ребенок лишается возможности не только самостоятельно преодолевать трудности, но даже их трезво оценить. Он теряет способность к мобилизации своей энергии в трудных ситуациях, он ждет помощи от взрослых, прежде всего от родителей; развивается так называемая выученная беспомощность - условно-рефлекторная реакция на любое препятствие как на непреодолимое.
Гипоопека — эмоциональное отвержение ребенка своими родителями (в том числе скрытое), недостаток тепла, любви и заботы, предоставление ребенка самому себе, лишение его всяческой поддержки и помощи. Для маленьких детей, не получающих должного внимания от своих родителей, характерно проявление непослушания. Они специально ломают игрушки, грубят, дерутся, замыкаются в себе и придумывают мнимых друзей. Постоянное чувство отверженности рождает равнодушие к окружающим, жестокости, приводит к серьезным нарушениям в социальном и эмоциональном развитии. Познавательная активность ребенка гасится.
В рамках курсовой работы была проведена диагностика детско-родительких отношений и поведения детей старшей группы МБ ДОУ №52. Диагностика показала, что в группе 4 ребенка воспитываются по типу гиперопеки и 3 ребенка по типу гипоопеки.
Наблюдение в течение недели за этими детьми выявило ряд отклонений в поведении: беспомощное поведение (неумение одеться, умыться, завязать шнурки), тревожность, неумение отстаивать свою точку зрения, агрессию (специально ломали игрушки, грубили воспитателям, дрались). Проведенный тест с помощью методики «Выбери нужное лицо» подтвердил гипотезу, выдвинутую в начале исследования, что гиперопекаемые и гипоопекаемые дети имеют высокий уровень тревожности.
Гипотеза исследования, что при гиперопеке и гипоопеке у детей наблюдаются отклонения в поведении такие, как тревожность, неуверенность в себе, подтвердилась.
Были даны рекомендации по коррекционно-педагогической работе с данными детьми и их родителями.
Таким образом, выводы очевидны: всем понятно, что детей нужно любить и любить безусловной любовью — такими, какие они есть, и просто за то, что они у нас вообще есть.
О качественном общении с ребенком нельзя говорить, когда мать целый день с малышом дома, но при этом она постоянно занята, а на него отвлекается только для удовлетворения его естественных надобностей: покормить, переодеть, помыть, погулять. Это количество.
А качество, — когда мама и папа уделяют время для совместных игр, чтения книг, разговорам, занятием творчеством. На прогулке, если ребенок уже не спит, общаться не с подругами, а со своим ребенком. Побуждать его познавательную активность, ведь ребенок столько всего может узнать от родителей. И много времени для этого не нужно. А при правильной организации своего времени, его будет хватать на большое количество дел.
И очень важно, как можно чаще обнимать, целовать своего кроху, говорить ему, что вы его любите.
Будущее наших детей — в наших руках. Только родительские отношение и воспитание определят, как будут ориентированы наши дети в жизни, что от нее будут ждать, что от нее будут получать, как добиваться поставленных целей и будут ли вообще у них эти цели. Это большая ответственность и нужно всегда об этом помнить.
Информация о работе Отклонения в поведении гиперопекаемых и гипоопекаемых детей дошкольного возраста