Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2014 в 12:16, курсовая работа
В настоящее время существует огромное количество исследований роли матери, влияния материнства на развитие личности женщины и ребенка. Эти исследования имеют достаточно широкий спектр направленности: от исследования беременности до исследования влияния принятия матерью ребенка и ее эмоционального отношения на развитие ребенка. Вопрос о роли отца в развитии ребенка, его воспитании и социализации, различные аспекты роли отца мало изучены, хотя являются актуальными и практически значимыми при составлении программ психологического сопровождения семьи.
Введение
Глава 1. Отцовство как психологический феномен
1.1 Формирование и становление отцовства в истории развития человечества
1.2 Различия отцовства и материнства
1.3 Роль отца в развитии ребенка
1.4 Структура феномена отцовства
Выводы к главе 1
Глава 2. Эмпирическое исследование динамики изменения уровня заботы и осознания родительства у отцов разновозрастных детей
2.1 Организация и проведение исследования
2.2 Описание методов и методик исследования
2.3 Описание и анализ полученных результатов
Выводы к главе 2
Заключение
В России же с ее культурными и историческими особенностями, наблюдается несколько иная ситуация, чем на Западе. Данные социологических исследований 90-х гг., хотя и отмечают рост приоритета семьи среди российских мужчин, все же не выявляют трансформации образа отца в общественном сознании. Так, российские мужчины в большой мере сохраняют традиционный образ отца-кормильца и реализуют архаическую мужскую роль, продолжая считать уход за маленькими детьми и их воспитание преимущественно женским занятием. Этим, отчасти, социологи объясняют обнаруженную в результате опроса сильную скрытую конкуренцию и рассогласованность ожиданий мужчин и женщин относительно женской роли в обществе .
Тем не менее, полученные данные показывают также, что не только на Западе, но и в России отцы все чаще привлекаются к уходу за грудными детьми и участвуют в их воспитании, в семьях возникает сотрудничество, какого прошлые поколения не знали. Таким образом, функции отца в семье претерпевают сравнительно быстрые изменения, складывается новая модель отцовства, сочетающая в себе две формы эмоционального отношения к ребенку – условную отцовскую и безусловно-принимающую материнскую любовь.
Психологами хорошо изучены ситуации патернальной депривации (т.е. ситуации «лишения отца» – ред.), где отец хотя и присутствует физически, но в воспитательном отношении либо бездействует, либо действует искаженно. В таких семьях обычно наблюдается инверсия ролей – строгий авторитет здесь чаще представляет мать. В результате доминирования матери и отчуждении отца нарушается положительная идентификация ребенка с родительскими моделями .
При нормальных условиях отец значительно влияет на половую идентификацию ребенка. Для сына уже в раннем возрасте он является своеобразным примером, моделью для подражания, следовательно, влияет на формирование половой идентичности. Как замечает И.С. Кон, пассивные, отстраненные отцы мало влияют на формирование собственно мужских черт у своих сыновей. Недостаточный опыт общения с отцом ослабляет формирование отцовских чувств у мальчика и юноши, часто неблагоприятно сказывается в будущем на воспитании своих собственных детей .
Психиатр Р.Кэмпбелл отмечает, что влияние отца на половую идентификацию девочки наиболее значительно проявляется в период юности. Половая идентичность девочки есть одобрение себя самой как достойной представительницы женского пола. Именно в этом возрасте 13-15 лет она должна получить признание своей значимости как будущей женщины в основном от отца. Отец способствует формированию у дочери позитивной самооценки, выражая одобрение ее действий, способностей, внешности. У девочек, воспитывающихся без отцов, при отсутствии реальной модели отношений между мужчиной и женщиной может сформироваться нереалистичное отношение к лицам мужского пола .
Многие исследователи подчеркивают исключительную важность поведения родителей в первые годы жизни ребенка для развития его самооценки. Установки родителей, благодаря которым ребенок чувствует, что его любят, относятся к нему с уважением, вызывают у него аналогичную установку, приводящую к ощущению собственной ценности и успешности. Таким образом, тепло, забота родителей и их требовательность, продиктованная любовью, должны способствовать развитию положительной самооценки, а холодные, враждебные отношения приводят к противоположному эффекту.
В наши дни любовь отца к ребенку чаще всего выражается в покупке дорогой игрушки. Но гораздо больше даже самой привлекательной игрушки ребенку нужны отцовское внимание, участие, понимание, дружба, общность интересов. Папа не просто кормилец, он так же человек, открывающий ребенку мир, помогающий ему расти умелым, уверенным в себе .
Еще одна негативная черта нашей современной тенденции воспитания – преобладание порицания над похвалой. Многие папы думают, что воспитывать – значит делать замечания, запрещать, наказывать и именно в этом видят свою родительскую функцию. В результате к 4-5 годам у ребенка складывается представление об отце как человеке, который, в отличие от матери, ожидает от ребенка «неправильного», «плохого» поведения, низко его оценивает – не только тот или иной конкретный поступок, но и личность ребенка в целом. В дальнейшем это представление распространяется на других людей – ребенок становится неуверенным в себе, ожидает от окружающих негативных оценок своих способностей и умений.
1.4 Структура феномена отцовства
Феномен отцовства тесно связан с такими понятиями, как эмоциональная, мотивационная и ценностно-смысловая сферы, самооценка, самосознание, Я-концепция, удовлетворенность жизнью и стиль жизни, а также социальная роль отца, различающаяся в зависимости от общественной системы, социальной, экономической и политической сфер общества, статуса мужчины в данном социуме, социальных стереотипов, предписывающих определенные правила выполнения этой роли, в том числе и гендерных стереотипов.
С этих позиций определение отцовства как врождённого чувства, которое побуждает мужчину поступать в отношении своего ребёнка (или своих детей) с сопереживающей ответственностью не является удовлетворительным. Предлагается рассматривать отцовство как интегральную совокупность социальных и индивидуальных характеристик личности, включающую в себя все уровни жизнедеятельности человека, одной из важнейших характеристик которой является комплексность, а также социальная детерминированность .
В процессе теоретического анализа работ Ш. Барта, Э. Фтенакиса, Г. Г. Филипповой была разработана структурная модель феномена отцовства. По предположению, в структуру отцовства входят следующие компоненты: потребностно-эмоциональный, включающий биологические, социальные аспекты мотивации, потребность в контакте, эмоциональные реакции, переживания; операциональный, как осведомленность и умения, операции по уходу за ребенком и общение с ним; и ценностно-смысловой, как отношение отца к ребенку, включая экзистенциальные переживания. Кроме того, в данную структуру включается интегральный сквозной компонент – оценочный, в который входят 1) самооценка как элемент Я-концепции, принятие или непринятие роли отца и рациональная и эмоциональная оценка себя как отца и своего ребенка; 2) социальная оценка окружающих, базирующаяся на принятых в данном конкретном обществе социальных стереотипах и предписаниях по выполнению роли, требованиях, которые необходимо соблюдать для соответствия статусу. Социальная оценка является базой для формирования собственной оценки, так как через социальные стереотипы формирует образы Я-идеального. Оценочный компонент является интегральным, так как пронизывает и влияет на все остальные компоненты структуры .
Вывод к главе 1:
Таким образом, отцовство – это интегральная совокупность социальных и индивидуальных характеристик личности, включающая в себя все уровни жизнедеятельности человека, одной из важнейших характеристик которой является комплексность, а также социальная детерминированность.
Исторически роль отца постоянно изменялась в зависимости от условий существования, культуры, в рамках которой существовала семья, социальных идеологических принципов и норм поведения .
Многие современные психологи утверждают, что особой разницы между материнством и отцовством не существует, что отец вполне способен выполнять те же функции что и мать ничуть не хуже.
Глава 2. Эмпирическое исследование динамики изменения уровня заботы и осознания родительства у отцов разновозрастных детей.
2.1 Организация и проведение
Исследование проводилось на базе Мелеузовского молочно-консервного комбината. В исследовании приняли участие 45 мужчин:
Все методики проводились единовременно. Последовательность предъявления методик:
Испытуемым потребовалось 20-30 минут на выполнение комплекса методик.
Этапы проведения исследования:
2.2 Описание методов и методик исследования
В нашем исследовании мы
1) диагностическую,
2) рефлексивную,
3) стимулирующую.
Опросник состоит из 48 вопросов, подразумевающих варианты ответа. Так же в опроснике создана шкала лжи, для проверки достоверности полученных данных.
Опросник состоит из 15 утверждений, каждое из которых испытуемый должен оценить в баллах по следующей шкале:
2.3 Описание и анализ полученных результатов
Мы использовали опросник «
Результаты, полученные нами с помощью данной методики, мы представили в таблице.
Таблица 1 Результаты методики «Сознательное родительство»
Высокий уровень |
Средний уровень |
Низкий уровень | |
1 группа |
6 ч (40%) |
6 ч (40%) |
3 ч (20%) |
2 группа |
6 ч (40%) |
5 ч (33%) |
4 ч (27%) |
3 группа |
6 ч (40%) |
6 ч (40%) |
3 ч (20%) |
Проанализировав полученные данные, мы можем сказать, что результаты первой и третьей групп абсолютно идентичны, т.е. высокий уровень в обеих группах у 40% испытуемых, средний уровень в обеих группах так же у 40% испытуемых, и соответственно у 20% испытуемых в обеих группах низкий уровень. Во второй группе результаты несколько отличаются, но, на наш взгляд, эта разница не настолько велика, чтобы сказать, что между этими группами есть различия.
Так же можно отметить, что во всех трех группах больше испытуемых с высоким и средним уровнем осознанности родительства. Таким образом, мы можем сказать, что больших различий между тремя группами испытуемых нет. Следовательно, возраст ребенка никак не влияет на уровень осознания родительства отца.
Так же мы изучали уровень заботы в этих же трех группах. Родительская забота выступает в качестве ведущей формы воспитания ребенка. Уровень заботы, или протекции, определяет, сколько сил и времени уделяют родители воспитанию ребенка. Можно выделить две крайние степени протекции: чрезмерную (гиперпротекция) и недостаточную (гипопротекция) (Эйдемиллер, Юстискис, 1999). При гиперпротекции, или гиперопеке, родители уделяют ребенку очень много времени и сил. Фактически воспитание становится для них смыслом всей жизни. Гиперопека выражается в стремлении родителей окружить ребенка повышенным вниманием, во всем защищать его, даже если в этом и нет реальной необходимости, сопровождать каждый его шаг, предохранять от мнимых опасностей, беспокоиться по поводу и без повода, удерживать ребенка возле себя, «привязывать» его к своим настроениям и чувствам, требовать от него определенных поступков (Захаров, 1988). Как правило, забота нужна не столько детям, сколько самим родителям, восполняя у них нереализованную и нередко невротически заостренную потребность в привязанности и любви. Для диагностики уровня заботы мы воспользовались опросником «Меры заботы». Полученные результаты представлены в таблице 2.