Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2013 в 16:09, отчет по практике
Цель практики – закрепление и углубление теоретических знаний психодиагностических методов (наблюдения, анкетирования, интервью, контент-анализ) исследования, совершенствование организационного, технологического и интерпретационного аспектов диагностической работы; формирование профессионально значимых качеств личности студента-психолога. Задачи практики: Изучение системы психологической работы на базах практики, содержания деятельности психолога; Приобретение и совершенствование психологических знаний, навыков и умений, приобретенных в период обучения в университете; применение их в практической деятельности;
Второй раздел значительно более трудоемок и многообразен. Он требует длительного изучения при помощи наблюдения и соответствующих диагностических методик каждой группы детского сада, определение особенностей взаимоотношений воспитателя с детьми и детей между собой, оценки уровня умтсвенного развития и индивидуально-психологических качеств отдельных детей и определения на этой основе дифференциации обучения и воспитания, выработки рекомендаций для воспитателей и родителей, а в отдельных случаях – и разработки приемов коррекционной работы с детьми. Следует, однако, иметь в виду, что психолог не может и не должен выполнять функции, относящиеся к компетенции медицины и специальной педагогики, когда это требуется, он лишь рекомендует обратиться к соответствующему специалисту - педиатру, детскому психоневрологу, дефектологу, логопеду, или сам привлекает их для консультации и принятия нужных решений.
Таким образом, в детском саду педагог-психолог присутствует в перу ю очередь для того. Чтобы всеми сторонами «соблюдались интересы ребенка». Его труд, как правило, не всегда очевиден родителю, но малышу он, поверьте, необходим.
Приложение 1.
Должностная инструкция педагога-психолога
Общие положения
Педагог-психолог относится к категории специалистов, принимается и освобождается от должности приказом.
На должность педагога-
Педагог-психолог должен знать:
Конституцию РБ.
Законы РБ, постановления и решения Правительства РБ и орагнов управления образованием по вопросам образования.
Декларацию прав и свобод человека.
Конвенцию о правах ребенка.
Нормативные документы, регулирующие вопросы охраны труда, здравоохранения, профориентации и социальной защиты детей.
Общую и педагогическую психологию, общую педагогику, психологию личности и дифференциальную психологию, детскую и возрастную психологию, социальную психологию, детскую нейропсихологию, патопсихологию, психосоматику.
Основы дефектологии, психотерапии, психогигиены, психодиагностику.
Методы активного обучения, социально-психологического тренинга общения.
Современные методы индивидуальной и групповой профконсультации, диагностики и коррекции нормального и аномального ребенка.
Правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты.
Правила внутреннего трудового распорядка ДОУ.
Производственные инструкции и инструкции по охране труда согласно Перечню на допуск к самостоятельной работе.
Характеристики обслуживаемого оборудования (ПК, аудио-видеоаппаратура и др), опасные и вредные факторы по своему рабочему месту, способы защиты от их воздействия.
Правила оказания первой доврачебной помощи пострадавшему и порядок обращения за помощью при получении травмы.
Стандарты безопасности труда, правила, нормы, положения, инструкции и другие нормативные документы по охране труда.
«Положение об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях».
Настоящую инструкцию и трудовой договор.
На время отсутствия педагога-психолога (отпуск, болезнь и др.) его обязанности исполняет лицо, назначенное приказом руководителя ДОУ. Данное лицо приобретает соответствующие права и несет ответственность за качественное и своевременное исполнение возложенных на него обязанностей.
Должностные обязанности Педагога-психолога:
Осуществляет профессиональную деятельность, направленную на сохранение психического, соматического и социального благополучия детей в процессе воспитания и обучения.
Содействует охране прав личности в соотвествии с Конвенцией по охране прав ребенка.
Определяет факторы, препятствующие развитию личности детей и принимает меры по оказанию различного вида психологической помощи (психокоррекционной, реабилитационной и консультативной).
Оказывает помощь детям, родителям (или лицам, их заменяющим), педагогическому коллективу в решении конкретных проблем.
Составляет психолого-
Ведет документацию по установленной форме и использует ее по назначению.
Участвует в планировании и разработке развивающих и коррекционных программ образовательной деятельности с учетом индивидуальных особенностей личности детей.
Осуществляет педагогическую поддержку одаренных детей, содействует их развитию и поиску.
Определяет степень отклонений (умственных, физических, эмоциональных) в развитии детей, а также различного вида нарушений социального развития и проводит их психолого-педагогическую коррекцию.
Формирует психологическую культуру детей, педагогических работников и родителей.
Консультирует работников ДОУ по вопросам практического применения психологии.
Ежедневно перед началом работы осуществляет самоконтроль за соответствием рабочего места или порученной работы требованиям охраны труда и своевременно принимает меры по устранению выявленных отклонений от них.
Выполняет только ту работу, которая входит в должностные обязанности, не приступает к работе, если не известны безопасные способы ее выполнения.
Соблюдает установленные правила, нормы и инструкции по охране труда.
Следит за исправным состоянием и правильной эксплуатацией оборудования, приспособлений, инвентаря.
Немедленно сообщает вышестоящему руководителю об обнаруженных нарушениях, о возникновении травмоопасных, аварийноопасных и пожароопасных ситуаций и несчастных случаях с людьми.
В любом случае получения
травмы на производстве, по пути с работы
или на работу (даже самой незначительной),
а также при ухудшении
Систематически совершенствует свои знания по вопросам безопасности труда путем самостоятельной подготовки.
В установленном порядке
проходит обучение по охране труда
и предусмотренные
Проводит диагностику детей, связанную с определением уровня психологического развития и подготовкой их к школе.
Права. Педагог-психолог вправе:
Знакомиться с проектами решений руководства ДОУ, касающимися его деятельности.
По вопросам, находящимся в его компетенции, вносить на рассмотрение руководства ДОУ предложения по улучшению деятельности и совершенствованию методов работы, замечания по деятельности работников ДОУ, предлагать варианты устранения имеющихся недостатков.
Запрашивать лично или по поручению руководства ДОУ от структурных подразделений и специалистов информацию и документы, необходимые для выполнения его должностных обязанностей.
Привлекать специалистов всех структурных подразделений к решению задач, возложенных на него.
Требовать от руководства ДОУ оказания содействия в исполнении им его должностных обязанностей и прав.
Повышать свою квалификацию.
Ответственность. Педагог-психолог несет ответственность:
За правонарушения, совершенные в процессе своей деятельности – в пределах, определенных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством РБ.
За причинение материального
ущерба – в пределах, определенных
действующим административным, уголовным
и гражданским
За применение, в т.ч. однократное, методов воспитания, связанных с психологическим и физическим насилием над личностью детей. В данном случае педагог-психолог может быть освобожден от должности в соответствии с ТК и Законом «Об образовании», увольнение не является мерой дисциплинарного взыскания.
За нарушение правил пожарной безопасности, охраны труда, санитарно-гигиенических правил.
Контент анализ
Цели психодиагностического исследования: изучение тревожности дошкольников и особенностей развития дестко-родительских отношений в семье.
Задачи: 1.определить уровень тревожности детей старшего дошкольного возраста.
2. определить уровень
знаний и представлений у
3. определить удовлетворенность
своим положением в семье
4. выяснить родительское отношение к ребенку.
Для исследования применялись следующие методы:
- рисуночный тест «Кинетический рисунок семьи»;
- методика «выбери нужное лицо»;
- тестирование родителей:
«Родительское отношение к
- анкета для родителей.
Исследование проводилось на базе ГУО №432 г. Минска. Было обследовано 10 детей старшего дошкольного возраста и их семьи.
Тест Р.Бернса и С. Коуфмана "Кинетический рисунок семьи".
Цель: - исследование межличностных отношений в семье (глазами ребёнка);- выявление отношений в семье.
Методика проведения: ребёнку предлагается лист бумаги, карандаши. Ставится условие: необходимо нарисовать свою семью так, чтобы её члены были чем-либо заняты.
Формативными особенностями считается качество изображения: тщательность прорисовки или небрежность в рисовании отдельных членов семьи, красочность изображения, положение объектов на листе, заштриховка, размеры.
Содержательными характеристиками рисунка являются: изображение деятельности членов семьи, их взаимное расположение по отношению друг к другу и к ребёнку, присутствие или отсутствие членов семьи и самого ребёнка, а также соотношение людей и вещей на рисунке.
Анализ результатов рисунков осуществлялся по следующим показателям:1. Наличие беспокойства у детей об отношении к ним взрослых.2. Эмоциональное напряжение и дистанция.3. Дискомфорт.4. Наличие враждебности по отношению к взрослым. На основании этих показателей выявили уровни влияния семейных отношений на ребёнка. К высокому уровню детско-родительских отношений относим рисунки, где ребёнку комфортно в семье, на рисунке присутствуют все члены семьи, в центре рисунка – сам ребёнок в окружении родителей; изображает себя и родителей нарядными, тщательно прорисовывает каждую линию, на лицах взрослых и ребёнка – улыбка, прослеживается спокойствие в позах, движениях. Средний уровень детско-родительских отношений: отсутствие кого-либо из членов семьи, наличие беспокойства, ребёнок рисует себя грустным, вдали от родителей, наличие враждебности по отношению к взрослым через штриховку деталей, отсутствие некоторых частей тела (рук, рта).Низкий уровень детско-родительских отношений: наличие одного из родителей с предметом, угрожающим для ребёнка (ремень), запуганное выражение лица ребёнка, ощущение эмоционального напряжения через использование в рисунке тёмных красок. Наличие враждебности по отношению к родителям прослеживается через прорисовку таких деталей, как разведённые руки, растопыренные пальцы, оскаленный рот и т.д.
Анализ рисунков показал, что из 10 семей к высокому уровню детско-родительских отношений можно отнести только 4 семьи (40%). В качестве примера разберём несколько рисунков. Оля С. помещает себя в центр в окружении папы и мамы. Изображает себя и родителей весёлыми, счастливыми, все линии чётко прорисовывает, на рисунке много цветов. Всё это свидетельствует о благополучии в детско-родительских отношениях. К среднему уровню детско-родительских отношений можно отнести 6 семей (60%). В качестве примера рассмотрим рисунок Сергея С. Ребёнок нарисовал всю семью, все члены семьи улыбаются, кроме самого Сергея (у него вообще отсутствует рот). Руки у всех расставлены в стороны. Всё говорит о том, что ребёнку не очень комфортно в этой семье. К низкому уровню детско-родительских отношений нельзя отнести ни один из рисунков. Результаты теста представлены в диаграмме 1.
После того, как дети нарисовали
семью, мы предложили ряд вопросов,
ответы на которые позволили нам
выявить причины, вызывающие у детей
тревожность в системе детско-
-физическое наказание;-
-неблагополучная обстановка в семье (алкоголизм одного из родителей);
-общение с ребёнком на повышенных тонах.
По результатам этого
теста мы можем судить, что далеко
не во всех семьях царит атмосфера
положительных детско-
Методика «Выбери нужное лицо» (Диагностика тревожности ребенка)
Эта методика представляет
собой детский тест
Тревожность, испытываемая
человеком по отношению к