Офицер как руководитель педагогического коллектива

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2013 в 13:23, реферат

Краткое описание

В развитии Вооруженных Сил, в решении стоящих перед ними задач особая роль принадлежит офицерскому корпусу. Офицеры представляют ядро человеческого фактора армии. Именно офицеры являются основой морального духа войск. От уровня их подготовки, от способности и готовности к руководству подчиненным личным составом, обучению и воспитанию военнослужащих в определенной роли зависит успех подразделений, частей, соединений.
Целью данной контрольной работы является определение основных педагогических аспектов деятельности офицера как руководителя педагогического коллектива подразделения (части), стилей управления педагогическим коллективом.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
ОФИЦЕР КАК РУКОВОДИТЕЛЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА………………………………………………………………….4
СТИЛЬ УПРАВЛЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИМ КОЛЛЕКТИВОМ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ (ЧАСТИ)………………………………………………….5
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КОМАНДИРА, ВОЕННОГО ПЕДАГОГА И МОРАЛЬНО – ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА…………………………………………………………………15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….21
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………….22

Вложенные файлы: 1 файл

контрольная по психологии труда.doc

— 102.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3

ОФИЦЕР КАК РУКОВОДИТЕЛЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА………………………………………………………………….4

СТИЛЬ УПРАВЛЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИМ КОЛЛЕКТИВОМ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ (ЧАСТИ)………………………………………………….5

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КОМАНДИРА, ВОЕННОГО ПЕДАГОГА И МОРАЛЬНО – ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА…………………………………………………………………15

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….21

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………….22

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

В развитии Вооруженных Сил, в решении стоящих перед ними задач особая роль принадлежит офицерскому корпусу. Офицеры представляют ядро человеческого фактора армии. Именно офицеры являются основой морального духа войск. От уровня их подготовки, от способности и готовности к руководству подчиненным личным составом, обучению и воспитанию военнослужащих в определенной роли зависит успех подразделений, частей, соединений.

Целью данной контрольной  работы является определение основных педагогических аспектов деятельности офицера как руководителя педагогического коллектива подразделения (части), стилей управления педагогическим коллективом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ОФИЦЕР КАК РУКОВОДИТЕЛЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА

Критерием деятельности коллектива командного состава воинской части выступает не только высокий уровень боевой и мобилизационной готовности части, но и слаженная работа по обучению и воспитанию подчиненных, высоконравственная атмосфера, которая способна обеспечить здоровое морально-психологическое состояние военнослужащих.

Для достижения целей обучения и воспитания военнослужащих командиры (начальники), офицеры-воспитатели, другие должностные лица воинской части должны действовать вместе, при этом необходимо представлять единую силу, объединенную общностью мировоззренческих, педагогических взглядов, учебно-воспитательных целей и задач, т. е. составлять педагогический коллектив подразделения, воинской части.

Процессуальная, динамическая сторона деятельности по управлению педагогическим коллективом определяется такими факторами, как личностными особенностями руководителя, уровнем его военно-профессиональной и психолого-педагогической подготовки.

Стиль руководства (управления) педагогическим коллективом является самым важным фактором, оказывающим влияние на эффективность военно-профессиональной (боевой, служебной, воспитательной, учебной, методической, научной) деятельности, на уровень межличностных отношений в педагогическом коллективе и его организованность.

 

 

 

 

 

 

СТИЛЬ УПРАВЛЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИМ КОЛЛЕКТИВОМ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ (ЧАСТИ)

Стиль управления педагогическим коллективом подразделения (части) представляет собой совокупность наиболее характерных и устойчивых методов решения типовых педагогических задач, выработки и реализации управленческих решений офицером – руководителем педагогического коллектива. [3, c. 45]

Это своего рода система психолого-педагогических воздействий офицера (руководителя) на подчиненных и их взаимодействия, которая обусловлена спецификой решаемых коллективом боевых, служебных, учебных, воспитательных и других задач, взаимоотношениями руководителя с подчиненными и объемом его должностных полномочий, личностными особенностями всех членов коллектива, а также своевременностью и целесообразностью применения тех или иных управленческих средств.

Следует отметить, что одна из первых и наиболее известных классификаций стилей руководства предложена американским социальным психологом К. Левиным. Автор выделял авторитарный, демократический и пассивный стили руководства.

В теории и практике управленческой деятельности существуют различные подходы к типологии стилей и методов руководства. Их можно сгруппировать по следующим основаниям:

• по природе, сущности воздействующих на группу (коллектив) или на личность факторов: экономические, административные, социально-психологические методы и, соответственно, прагматический, административный и морализаторский стили руководства;

• по целевому признаку (по характеру целей управленческой деятельности): деловой и бюрократический стили руководства;

• по характеру контактности, по степени применения формальных и неформальных способов воздействия на группу или на личность: директивный («формалистский»), коллегиальный («товарищеский») и попустительский («свойский») стили руководства;

• по преобладанию единоличных или групповых способов воздействия на производственный или воспитательный процесс, по степени проявления единоначалия и коллегиальности: автократический и демократический стили руководства. [4, c. 142]

Необходимо уточнить, указанные стили руководства в той или иной мере могут проявляться в деятельности офицеров – руководителей педагогических коллективов.

Педагогический анализ позволяет  охарактеризовать разные стили управления.

Прагматический стиль руководства предполагает применение методов стимулирования, с помощью которых руководитель достигает решения поставленных задач. Данные методы представляют собой совокупность приемов и способов материального и морального, позитивного и негативного стимулирования исполнителей в интересах достижения определенных целей.

Административный стиль характеризуется методами воздействия руководителей в качестве командиров, администраторов, субъектов власти, опирающихся на свои правовые, служебные полномочия. Это организационно-распорядительные приемы властного воздействия, основанные на общих установленных нормативах и правах.

Морализаторский стиль управления обусловлен тем, что руководитель использует психолого-педагогические методы воздействия на личность или группу, которые способны вызывать у членов коллектива различные социально-психологические состояния (определенный микроклимат, ценностные ориентации, групповые оценки и мнения), посредством чего достигаются воспитательные, учебные, служебные и другие цели.

Вторая группа – стили и методы руководства по целевому признаку.

В зависимости от того, на достижение каких целей ориентирован руководитель, складываются деловой и бюрократический стили. При деловом стиле важнее всего интересы основного дела, конечные цели. При бюрократическом стиле руководитель направляет все усилия коллектива на достижение вторичных, промежуточных целей, на решение вспомогательных задач, т. е. происходит так называемая деформация цели, когда руководитель заинтересован только в поддержании видимости порядка и дисциплины и ориентирует на это коллектив.

Следует выделить ряд основных психолого-педагогических черт делового стиля управления офицером педагогическим коллективом:

• ориентация на главную цель деятельности – результативность военно-педагогического процесса – с учетом всех моментов, опосредующих ее достижение по принципу: интересы дела превыше всего;

• стремление выбрать оптимальный путь к достижению цели, способность идти на эксперимент, в том числе и педагогический;

• самостоятельность мышления, инициативный и новаторский подход к делу;

• руководитель смело берет на себя ответственность при решении служебных и педагогических вопросов;

• критицизм практического мышления проявляется при столкновении в практической деятельности с неудачными распоряжениями или установками как вышестоящих, так и нижестоящих руководителей;

• оперативность решений и действий: деловой руководитель не терпит промедлений, чему помогает установка на скорейшее достижение цели, понимание сложившейся ситуации;

• способность к гибкой распорядительной деятельности вплоть до отмены ранее принятых решений. Это одна из важнейших черт делового стиля руководства. Не требуется большого времени для длительной проверки состоятельности и обоснованности решения: конкретная деятельность, динамика военно-педагогического процесса постоянно вносят поправки. В данном случае руководитель стоит перед дилеммой: либо признать ошибку (считая виновным себя или кого-то другого), либо продолжать упрямо проводить свою линию. Чем быстрее проанализирована и признана ошибка, тем быстрее отыскивается новое решение и обеспечивается успех его реализации;

• ориентация на компетентность подчиненных, что проявляется в доверии к своему заместителю, отсутствии мелочной опеки, делегировании некоторых полномочий. [4, c. 153]

Бюрократический стиль является прямой противоположностью деловому стилю.  Действия руководителя, стремящегося использовать бюрократический стиль, упорядочены, отвечают требованиям нормативных документов, но данный порядок рассчитан на инструктивную, усредненную ситуацию, а не на ту, которая складывается в реальной жизни.

Третья группа – стили по характеру контактности, применения формальных и неформальных способов воздействия на личность подчиненного. Они могут быть разделены на две подгруппы:

• руководитель главным образом ориентирован на организацию дисциплины и контроля; он стремится заботься в первую очередь о выполнении административных функций. По мнению такого руководителя, человека следует принуждать к работе. Дисциплинарная практика административного руководства ориентирует руководителя на формальные взаимоотношения;

• руководитель стремится наладить хорошие взаимоотношения, с пониманием относиться к подчиненным, учитывать особенности их личности. Это социально-психологический стиль, который является характерным для руководителей, успешно сочетающих административные и воспитательные функции. [4, c. 156]

На основе данной градации традиционно  выделяют три стиля руководства  – директивный, коллегиальный и  формальный.

Директивный стиль основывается на жестких и односторонних требованиях, которые предъявляются в форме приказов, распоряжений, а также указаний. Данный стиль выражается в стремлении руководителя к единовластию, единоличному принятию решений. Достоинство здесь заключается в том, что от всех членов коллектива руководитель требует дисциплинированности и исполнительности. Вместе с тем при определенных условиях директивный стиль порождает тип авторитарного руководителя. В педагогическом коллективе такой человек стремится сконцентрировать власть только в своих руках по принципу единоначалия. Обычно руководитель, который придерживается подобного стиля, считает себя наиболее компетентным в большинстве сфер деятельности коллектива.

Однако не стоит путать «авторитарность» как черту характера личности руководителя и «директивность» как способ влияния на коллектив и управления им. В ряде случаев директивный стиль руководства наиболее рационален: например, в новом коллективе, при необходимости быстрого достижения результата, при всестороннем личном контроле над выполнением той или иной работы, при наведении дисциплинарного порядка, при определении нагрузки, разработке документации и т. д.. Директивный стиль можно также оправдать и в тех случаях, когда заместитель – мягкий и нетребовательный человек. При этом создается взаимно уравновешенная управленческая группа: «жесткий» начальник -«мягкий» заместитель; деятельность такой группы оценивается в большинстве случаев как эффективная.

Следовательно, иногда руководителю полезно и необходимо прибегать к директивным методам. Применяя данный стиль, он должен учитывать, что, если его распоряжения обоснованы и адекватны ситуации, это не вызовет у всех членов коллектива отрицательного отношения, важно также соблюсти, чтобы дисциплинарные требования были объективны.

При коллегиальном стиле руководитель передает часть своих полномочий по организации военно-педагогического процесса заместителям, привлекает к его осуществлению всех членов педагогического коллектива и актив подразделения (части). Возникает коллегиальное управление, которое оказывает мощное психолого-педагогическое воздействие на развитие служебных взаимоотношений и личной инициативы. Это позволяет в зависимости от конкретной ситуации либо концентрировать власть в руках руководителя, либо распределять ее между другими должностными лицами.

Данный стиль руководства предполагает активное участие всех членов коллектива в принятии решений, расширяя таким образом возможности его воздействия. Однако при коллегиальном стиле руководитель всегда должен оставлять за собой право окончательного слова.

Коллегиальное управление основано на принципах свободной дискуссии и критики недостатков «сверху донизу» или «снизу доверху». Ответственные решения при этом принимаются обычно коллегиальными органами самоуправления – на служебных совещаниях, общих собраниях, заседаниях кафедр, предметно-методических комиссий.

Руководитель, который прибегает к коллегиальному стилю, как правило, обладает как должностным, так и моральным авторитетом. Он умеет найти нужный тон в своих взаимоотношениях с подчиненными. Предоставляет личному составу больше свободы и возможностей для проявления самостоятельности, но не идет на поводу у тех, кто стремится облегчить груз свои обязанностей. Как правило, руководитель не вникает в мелкие детали, не навязывает мелочной опеки, умеет дать нужный совет.

Информация о работе Офицер как руководитель педагогического коллектива