Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2014 в 10:36, курсовая работа
Проблема комплексной психологической оценки профессиональной надежности субъекта труда особенно актуальна в связи с тем, в ряде операторских профессий, деятельность характеризуется экстремальными условиями, которые могут обуславливать снижение ее надежности, но также оказывать вредное и опасное воздействие на человека.
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1 Научно-теоретическое исследование генезиса проблемы оценки профессиональной надёжности оператора 6
1.1 Психологическая интерпретация оценки и прогнозирования профессиональной надежности оператора 6
1.2 Профессиональная надежность педагогов и ее место в педагогической деятельности. 11
1.3 Психодиагностические методы изучения психофизиологических особенностей человека и их влияния на рабочий процесс педагогов 15
Глава 2 Эмпирическое изучение возможности оценки и прогнозирования профессиональной надежности педагогов 20
2.1 Содержание эмпирической работы 20
2.2 Статистический анализ полученных результатов 22
2.3 Обсуждение результатов 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24
ГЛОССАРИЙ 25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 26
Шифр |
Пол |
Возраст |
Шкала СТ |
Шкала ЛТ | |
«Праворукие» | |||||
1 |
А1 |
муж |
30 |
32 |
33 |
2 |
С2 |
муж |
34 |
44 |
40 |
3 |
Г3 |
муж |
38 |
40 |
35 |
4 |
В4 |
муж |
42 |
40 |
37 |
5 |
Е5 |
муж |
45 |
44 |
44 |
6 |
Ж6 |
муж |
31 |
31 |
34 |
7 |
А7 |
муж |
48 |
39 |
40 |
8 |
В8 |
муж |
45 |
41 |
44 |
9 |
Б9 |
муж |
40 |
31 |
42 |
«Леворукие» | |||||
1 |
С1 |
муж |
32 |
30 |
50 |
2 |
С2 |
муж |
37 |
44 |
30 |
3 |
Н3 |
муж |
44 |
27 |
34 |
4 |
П4 |
муж |
45 |
38 |
41 |
5 |
А5 |
муж |
50 |
39 |
44 |
Приложение 4
Результаты эмпирического исследования
Табл.1
Средние значения и стандартное отклонение показателей шкал тревожности по методики «Шкала тревожности» (Ч.Д. Спилбергера в адаптации Л.Ю. Ханина) у праворуких
Ситуативная тревожность |
Личностная тревожность | |
Ср.значение |
38 |
38,8 |
Станд.отклонение |
4,99 |
3,97 |
Табл.2
Средние значения и стандартное отклонение показателей шкал тревожности по методики «Шкала тревожности» (Ч.Д. Спилбергера в адаптации Л.Ю. Ханина) у леворуких
Ситуативная тревожность |
Личностная тревожность | |
Ср.значение |
35,6 |
39,8 |
Станд.отклонение |
6,22 |
7,11 |
Приложение 5
Табл.1
Данные результатов обследования группы «леворуких» по
U – критерию Манна – Уитни
Ситуативная тревожность |
Личностная тревожность | |
Uэмп |
24,5 |
20,5 |
Табл.2
Данные результатов обследования группы «праворуких» по
U – критерию Манна – Уитни
Ситуативная тревожность |
Личностная тревожность | |
Uэмп |
14,5 |
30,5 |
Министерство образования и науки РОССИЙСКОЙ Федерации
ОБНИНСКИЙ ИНСТИТУТ АТОМНОЙ ЭНЕРГЕТИКИ – филиал
федерального государственного автономного образовательного учреждения
высшего профессионального образования
«Национальный исследовательский ядерный университет
«МИФИ»
(ИАТЭ НИЯУ МИФИ)
Социально-экономический факультет
Кафедра психологии
ОЦЕНКА И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ
НАДЕЖНОСТИ педагогов
Курсовая работа
Выполнила:
студентка 6 курса
Проверил:
Оценка _________________
Обнинск, 2014
В настоящее время эффективность любого
производства всё в большей степени зависит
от качества деятельности обслуживающего
персонала, которое определяется уровнем
их обученности, морально-психологических
и физиологических характеристик, способностью
использовать свои знания и умения на
практике. Выполнение операторских функций
в современных системах управления накладывает
на специалиста чрезвычайно большую ответственность,
так как от своевременности, точности,
безошибочности и эффективности его действий в
Технический прогресс в промышленном
производстве, на транспорте, в энергетике
и военном деле сопровождается непрерывным
повышением роли человека-оператора в
достижении высокой эффективности и качества
деятельности. Комплексная механизация
производственных процессов, автоматизация работы систем
Проблема комплексной психологической оценки профессиональной надежности субъекта труда особенно актуальна в связи с тем, в ряде операторских профессий, деятельность характеризуется экстремальными условиями, которые могут обуславливать снижение ее надежности, но также оказывать вредное и опасное воздействие на человека.
Несмотря на то, что изучение профессиональной надежности проводилось в разных аспектах, все же проблема обеспечения профессиональной надежности остается как одна из основных и наибольшее значение приобретает в профессиях, связанных с повышенными требованиями к человеку, экстремальностью условий, ответственностью, высокой ценой ошибки, риском для здоровья и жизни.
Многие авторы (Зарковский, Зинченко, Ломов и др.) изучают
проблему надежности в системе «Человек-Машина»
или «Человек-Машина-
Несмотря на достаточно большое количество существующих методов изучения профессиональной надежности операторов, открытым остается вопрос об их адекватном применении к другим профессиональным группам, в том числе к педагогам. Отсутствует научно обоснованная модель оценки профессиональной надежности педагога. Видится необходимым сосредоточение усилий исследователей на определение методов, которые можно применять для оценки профессиональной надежности педагога, а также разработке специальных методов ее изучения.
В связи с этим проблема профессиональной
надежности педагогов является одной
из важных, и это определило выбор темы курсовой работы
«Оценка и прогнозирование профессиональной надежности
Цель: изучить возможность оценки и прогнозирования профессиональной надежности педагогов.
Объект исследования: психологические аспекты профессиональной надежности педагогов.
Предмет: связь между показателями оценки и прогнозирования профессиональной надежности педагогов.
Гипотеза: по результатам методики «Определение уровня тревожности» разработанной Ч.Д.Спилбергом и адаптированной в русском переводе Ю.Л.Ханиным можно оценить и спрогнозировать профессиональную надежность педагогов.
Задачи:
Методологическая основа
исследования: явились исследования проблемы психологического
обеспечения надежности деятельности
оператора в работах В.А.Бодрова, Е.П.Ильина, Б.Ф.Ломова, В.Л.Марищука,
В.Н.Машкова, Г.С.Никифорова. В.А.Пономаренко,
В.П.Третьякова, Н.И.Фролова, В.Ю.Щебланова, и
Методы исследования:
Исследовательская база – ГОУ СОШ №1 им. города Байконур. Выборку составили (16 человек, все женщины, являлись педагогами ГОУ СОШ № 1 им. Г.М. Шубникова города Байконур, средний возраст испытуемых – 40 лет).
Подавляющее большинство известных формулировок определяют надежность деятельности человека как свойство, характеризующее его способность безотказно, качественно, безошибочно выполнять какую-либо деятельность в течение определенного времени при заданных условиях (Венда, 1980, Губинский, Решетюк, 1985, Евграфов, 1977, Ломов, 1984; и др.). Свое признание и обретение статуса научной проблема надежности получила в инженерной психологии. Именно в русле инженерно-психологических задач начались целенаправленные исследования по этой проблеме, были предприняты первые попытки формирования ее понятийного базиса и теоретико-методических основ. Инженерная психология впервые поставила вопрос о надежности профессиональной деятельности, под которой принято понимать безошибочное выполнение человеком возложенных на него профессиональных обязанностей в течение требуемого времени и при заданных условиях деятельности. Достижение безошибочного и своевременного выполнения действий и деятельности в целом является результатом надежного функционирования различных подсистем организма и психики человека.
Своим утверждением в инженерной психологии проблема надежности во многом обязана тому обстоятельству, что человек-оператор по тем или иным причинам может допускать в процессе своей деятельности ошибки различного характера. Можно сказать, что проблема надежности оператора “выросла” из проблемы ошибок. Цена человеческих ошибок особенно остро стала ощущаться с появлением сложных автоматизированных систем управления. Подчас расплата за неправильные или несвоевременные действия оператора, управляющего такими системами, может последовать в виде не только снижения показателей ффективности и надежности системы управления, экономических потерь, но и гибели людей.
Поэтому в решении задачи обеспечения необходимой надежности автоматизированных систем управления важное, если не решающее, значение имеет то, насколько надежно выполняет свои функции ее интегральное, наиболее ответственное звено - человек. Не будет преувеличением сказать, что в конечном счете все инженернопсихологические разработки прямым или косвенным образом направлены на обеспечение надежной работы человека-оператора.
Информация о работе Оценка и прогнозирование профессиональной надежности педагогов