Оценка и прогнозирование профессиональной надежности педагогов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2014 в 10:36, курсовая работа

Краткое описание

Проблема комплексной психологической оценки профессиональной надежности субъекта труда особенно актуальна в связи с тем, в ряде операторских профессий, деятельность характеризуется экстремальными условиями, которые могут обуславливать снижение ее надежности, но также оказывать вредное и опасное воздействие на человека.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1 Научно-теоретическое исследование генезиса проблемы оценки профессиональной надёжности оператора 6
1.1 Психологическая интерпретация оценки и прогнозирования профессиональной надежности оператора 6
1.2 Профессиональная надежность педагогов и ее место в педагогической деятельности. 11
1.3 Психодиагностические методы изучения психофизиологических особенностей человека и их влияния на рабочий процесс педагогов 15
Глава 2 Эмпирическое изучение возможности оценки и прогнозирования профессиональной надежности педагогов 20
2.1 Содержание эмпирической работы 20
2.2 Статистический анализ полученных результатов 22
2.3 Обсуждение результатов 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24
ГЛОССАРИЙ 25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 26

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа по психологии надежности.doc

— 424.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Шифр

Пол

Возраст

Шкала СТ

Шкала ЛТ

«Праворукие»

1

А1

муж

30

32

33

2

С2

муж

34

44

40

3

Г3

муж

38

40

35

4

В4

муж

42

40

37

5

Е5

муж

45

44

44

6

Ж6

муж

31

31

34

7

А7

муж

48

39

40

8

В8

муж

45

41

44

9

Б9

муж

40

31

42

«Леворукие»

1

С1

муж

32

30

50

2

С2

муж

37

44

30

3

Н3

муж

44

27

34

4

П4

муж

45

38

41

5

А5

муж

50

39

44


 

 

Приложение 4

Результаты эмпирического исследования

 

Табл.1

Средние значения и стандартное отклонение показателей шкал тревожности  по методики  «Шкала тревожности» (Ч.Д. Спилбергера в адаптации Л.Ю. Ханина) у праворуких

 

 

 

Ситуативная тревожность

Личностная тревожность

Ср.значение

38

38,8

Станд.отклонение

4,99

3,97


 

 

Табл.2

Средние значения и стандартное отклонение показателей шкал тревожности  по методики  «Шкала тревожности» (Ч.Д. Спилбергера в адаптации Л.Ю. Ханина) у леворуких

 

 

 

Ситуативная тревожность

Личностная тревожность

Ср.значение

35,6

39,8

Станд.отклонение

6,22

7,11


 

 

 

Приложение 5

 

 

Табл.1

Данные результатов обследования группы «леворуких» по

U – критерию Манна – Уитни

 

 

 

 

Ситуативная тревожность

Личностная тревожность

 Uэмп

24,5

20,5


 

 

 

 

 

Табл.2

Данные результатов обследования группы «праворуких» по

U – критерию  Манна – Уитни

 

 

Ситуативная тревожность

Личностная тревожность

Uэмп

14,5

30,5


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Министерство образования и науки РОССИЙСКОЙ Федерации

ОБНИНСКИЙ ИНСТИТУТ АТОМНОЙ ЭНЕРГЕТИКИ – филиал

федерального государственного автономного образовательного учреждения

высшего профессионального образования

«Национальный исследовательский ядерный университет

 «МИФИ»

(ИАТЭ НИЯУ МИФИ)

Социально-экономический факультет

Кафедра психологии

 

 

 

ОЦЕНКА И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ

НАДЕЖНОСТИ педагогов

 

Курсовая работа

 

 

 

Выполнила:

 студентка  6 курса

 

 

Проверил:

 

Оценка _________________

 

 

 

 

 

 

 

 

Обнинск, 2014

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

В настоящее время эффективность любого производства всё в большей степени зависит от качества деятельности обслуживающего персонала, которое определяется уровнем их обученности, морально-психологических и физиологических характеристик, способностью использовать свои знания и умения на практике. Выполнение операторских функций в современных системах управления накладывает на специалиста чрезвычайно большую ответственность, так как от своевременности, точности, безошибочности и эффективности его действий в значительной степени зависит качество работы всей системы, сохранность оборудования, продуктов труда, транспортных средств и жизни людей.

 Технический прогресс в промышленном производстве, на транспорте, в энергетике и военном деле сопровождается непрерывным повышением роли человека-оператора в достижении высокой эффективности и качества деятельности. Комплексная механизация производственных процессов, автоматизация работы систем управления, широкое применение вычислительной техники, информационных моделей индивидуального и коллективного пользования коренным образом меняет характер труда и влечет за собой возникновение новых операторских профессий. Несмотря на постоянное совершенствование техники, автоматизацию процесса деятельности функции человека-оператора усложняются, а экономическая и социальная значимость результатов его труда и последствий различных нарушений трудового процесса возрастает.  

 Проблема комплексной психологической оценки профессиональной надежности субъекта труда особенно актуальна в связи с тем, в ряде операторских профессий, деятельность характеризуется экстремальными условиями, которые могут обуславливать снижение ее надежности, но также оказывать вредное и опасное воздействие на человека.       

Несмотря на то, что изучение профессиональной надежности проводилось в разных аспектах, все же проблема обеспечения профессиональной надежности остается как одна из основных и наибольшее значение приобретает в профессиях, связанных с повышенными требованиями к человеку, экстремальностью условий, ответственностью, высокой ценой ошибки, риском для здоровья и жизни.

Многие авторы (Зарковский, Зинченко, Ломов и др.) изучают проблему надежности в системе «Человек-Машина» или «Человек-Машина-Производственная среда». Человек в данной системе рассматривается преимущественно с точки зрения его психофизиологической и функциональной надежности. Это неприемлемо для деятельности педагога, где сотрудник является субъектом, личностью действующей в системе «Человек-Человек». Отсюда возникает практическая и теоретическая потребность в разработке данной проблемы. На сегодняшний лень уровень профессиональной надежности педагогических работников не в полной мере отвечает современным реалиям. Действия педагогов далеко не всегда оказываются целесообразными, современными, рациональными, продуктивными и подчас, как следствие, влекут за собой невосполнимый моральный ущерб. Это свидетельствует о том, что проблема профессиональной надежности педагогов в образовательной практике до сих пор остается нерешенной.

Несмотря на достаточно большое количество существующих методов изучения профессиональной надежности операторов, открытым остается вопрос об их адекватном применении к другим профессиональным группам, в том числе к педагогам. Отсутствует научно обоснованная модель оценки профессиональной надежности педагога. Видится необходимым сосредоточение усилий исследователей на определение методов, которые можно применять для оценки профессиональной надежности педагога, а также разработке специальных методов ее изучения.

В связи с этим проблема профессиональной надежности педагогов является одной из важных, и это определило выбор темы курсовой работы «Оценка и прогнозирование профессиональной надежности педагогов».

           Цель: изучить возможность оценки и прогнозирования профессиональной надежности педагогов.

Объект исследования: психологические аспекты профессиональной надежности педагогов.

Предмет: связь между показателями оценки и прогнозирования профессиональной надежности педагогов.

Гипотеза: по результатам методики «Определение уровня тревожности» разработанной Ч.Д.Спилбергом и адаптированной в русском переводе Ю.Л.Ханиным можно оценить и спрогнозировать профессиональную надежность педагогов. 

Задачи:

  1. Выявить основные факторы, определяющие процесс формирования профессиональной надежности педагогов и определить пути ее развития.
  2. Сформировать исследовательскую группу.
  3. Обосновать выбор методов и методик исследования, для изучения профессиональной надежности педагогов.
  4. Предложить надежный критерий оценки профессиональной надежности педагогов.
  5. Провести психологическое обследование группы в целях получения данных о надежности педагогов.
  6. Изучить возможности прогнозирования профессиональной надежности педагогов.

Методологическая основа исследования: явились исследования проблемы психологического обеспечения надежности деятельности оператора в работах В.А.Бодрова, Е.П.Ильина, Б.Ф.Ломова, В.Л.Марищука, В.Н.Машкова, Г.С.Никифорова. В.А.Пономаренко, В.П.Третьякова, Н.И.Фролова, В.Ю.Щебланова, и многих других авторов. 
            Методы исследования:

  1. Анализ литературы по теме исследования;
  2. Психодиагностические методы: методика «Определение уровня тревожности» разработанной Ч.Д.Спилбергом и адаптированной в русском переводе   Ю.Л.Ханиным;
  3. Математико-статистические методы обработки данных: обработка данных, выполнена с использованием пакета прикладных компьютерных программ универсальной обработки  табличных данных Microsoft Excel XP и пакета статистического анализа STATISTICA 6.0.

Исследовательская база – ГОУ СОШ №1 им.     города Байконур. Выборку составили (16 человек, все женщины, являлись педагогами ГОУ СОШ № 1  им. Г.М. Шубникова города Байконур, средний возраст испытуемых – 40 лет).

 

 

 

   
Глава 1 Научно-теоретическое исследование генезиса проблемы оценки профессиональной надёжности оператора

    1. Психологическая интерпретация оценки и прогнозирования профессиональной надежности оператора

 

Подавляющее большинство известных формулировок определяют надежность деятельности человека как свойство, характеризующее его способность безотказно, качественно, безошибочно выполнять какую-либо деятельность в течение определенного времени при заданных условиях (Венда, 1980, Губинский, Решетюк, 1985, Евграфов, 1977, Ломов, 1984; и др.). Свое признание и обретение статуса научной проблема надежности получила в инженерной психологии. Именно в русле инженерно-психологических задач начались целенаправленные исследования по этой проблеме, были предприняты первые попытки формирования ее понятийного базиса и теоретико-методических основ. Инженерная психология впервые поставила вопрос о надежности профессиональной деятельности, под которой принято понимать безошибочное выполнение человеком возложенных на него профессиональных обязанностей в течение требуемого времени и при заданных условиях деятельности. Достижение безошибочного и своевременного выполнения действий и деятельности в целом является результатом надежного функционирования различных подсистем организма и психики человека.

Своим утверждением в инженерной психологии проблема надежности во многом обязана тому обстоятельству, что человек-оператор по тем или иным причинам может допускать в процессе своей деятельности ошибки различного характера. Можно сказать, что проблема надежности оператора “выросла” из проблемы ошибок. Цена человеческих ошибок особенно остро стала ощущаться с появлением сложных автоматизированных систем управления. Подчас расплата за неправильные или несвоевременные действия оператора, управляющего такими системами, может последовать в виде не только снижения показателей ффективности и надежности системы управления, экономических потерь, но и гибели людей.

Поэтому в решении задачи обеспечения необходимой надежности автоматизированных систем управления важное, если не решающее, значение имеет то, насколько надежно выполняет свои функции ее интегральное, наиболее ответственное звено - человек. Не будет преувеличением сказать, что в конечном счете все инженернопсихологические разработки прямым или косвенным образом направлены на обеспечение надежной работы человека-оператора.

Информация о работе Оценка и прогнозирование профессиональной надежности педагогов