Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2014 в 10:36, курсовая работа
Проблема комплексной психологической оценки профессиональной надежности субъекта труда особенно актуальна в связи с тем, в ряде операторских профессий, деятельность характеризуется экстремальными условиями, которые могут обуславливать снижение ее надежности, но также оказывать вредное и опасное воздействие на человека.
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1 Научно-теоретическое исследование генезиса проблемы оценки профессиональной надёжности оператора 6
1.1 Психологическая интерпретация оценки и прогнозирования профессиональной надежности оператора 6
1.2 Профессиональная надежность педагогов и ее место в педагогической деятельности. 11
1.3 Психодиагностические методы изучения психофизиологических особенностей человека и их влияния на рабочий процесс педагогов 15
Глава 2 Эмпирическое изучение возможности оценки и прогнозирования профессиональной надежности педагогов 20
2.1 Содержание эмпирической работы 20
2.2 Статистический анализ полученных результатов 22
2.3 Обсуждение результатов 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24
ГЛОССАРИЙ 25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 26
Если рассматривать профессиональную надежность педагога со стороны профессионально-важных качеств, то можно говорить о единстве личностных, субъектных и индивидных свойств, которые могут быть рассмотрены в трех аспектах: на уровне общего можно говорить о системе профессиональной надежности; на уровне особенного выделить личностную, деятельностную и функциональную подсистемы надежности; на уровне единичного описать свойства их составляющие.
Личностная надежность характеризует педагога как социальную
личность: характер и степень выраженности
его ценностей, установок, потребностей,
мотивов профессиональной деятельности,
индивидуальные стратегии решения трудовых
задач. Личностный компонент системы профессиональной
надежности включает такие свойства педагога,
как долг, ответственность, честность,
организованность, дисциплинированность.
Деятельностная
надежность описывает педагога как субъекта
профессиональной деятельности: его психические
функции, параметры процесса и результатов
деятельности. Деятельностный компонент
системы профессиональной надежности
представляют такие характеристики педагога,
как готовность к деятельности, точность,
своевременность, безошибочность действий,
устойчивость функций, стабильность результатов.
Функциональная
надежность представляет педагога как
биологического индивида: отражает функциональное
состояние его организма (состояние здоровья,
наличие утомления, нервно-психического
напряжения, «трудных» психических состояний
и т.п.), объем энергетических ресурсов,
необходимых для эффективного выполнения
трудовой деятельности. Функциональный
компонент системы профессиональной надежности
педагога составляют психофизиологическая
«цена» деятельности, работоспособность
и восстанавливаемость организма.
Успешность, безопасность, эффективность любой деятельности зависит от физиологического функционального состояния человека. Огромную роль во владении специальностью играет комплекс психофизиологических особенностей личности. Практика профессиональной подготовки показывает, что наибольшая эффективность обучения достигается, если будущий специалист обладает некой совокупностью психофизиологических качеств, необходимых для овладения конкретной специальностью, выявление которых осуществляется на основе психофизиологического отбора.
К методическим приемам, рекомендуемым для использования в процедуре психофизиологического отбора, предъявляется ряд требований главными из которых являются следующие:
а) валидность - комплексная характеристика
методики (теста), включающая сведения
об области исследуемых
б) надежность методики - это мера стабильности (постоянства, устойчивости) результатов, полученных с помощью конкретной методики при повторных исследованиях одного и того же испытуемого;
в) дифференцированность методик - это требование означает, что каждая методика должна быть направлена на оценку определенной функции или совокупности функций.
Подсчитано, что в мире существует более 3000 профессий. Поэтому в психологии труда создаются различные классификации профессий. Наиболее известными являются подходы К.М.Гуревича, Е.А.Климова, К.К.Платонова.
«В этих подходах отражается не только содержательно-операциональная специфика той или иной профессии, сколько психологические особенности осуществляемой в ней трудовой деятельности. Отсюда методологический подход состоит в изучении влияния типологических особенностей человека на эффективность деятельности, обладающей той или иной спецификой (монотонной деятельности, деятельности в экстремальных условиях и т.д.)» [19].
Имеется много профессий, где деятельность
носит экстремальный характер, где присутствуют, по выражению К.М.Гуревича
[19], «катастрофогенные» ситуации. Это и
оперативные дежурные энергосистем, водители
авто-, авиа-, и морского транспорта, это
и космонавты, и ряд военных
Е. П.Ильин [20], рассматривая влияние типологических характеристик человека на деятельность человека в экстремальных ситуациях, выявил, что определенное сочетание типологических особенностей свойств нервной системы обуславливает возникновение неблагоприятных эмоциональных состояний, проявление волевых качеств и других моментов, связанных с деятельностью человека.
Ученый экспериментально показал, что устойчивость к неблагоприятным состояниям определяется комплексом особенностей проявления различных свойств нервной системы…«Одна и та же типологическая особенность может обеспечить устойчивость к одному состоянию и облегчить возникновение другого состояния. Например, слабая нервная система, повышая устойчивость к монотонному фактору, является в тоже время неблагоприятным фактором для экстремальных условий. Да и устойчивость лиц со слабой нервной системой к монотонному фактору является сочетанием этой типологической особенности с другими: при определенном сочетании с другими типологическими особенностями лица со слабой нервной системой становятся неустойчивыми к монотонному фактору, так как у них быстро развивается состояние психического пресыщения [20,с.114]».
Взаимоотношение между свойствами нервной системы и особенностями поведения человека очень сложно. Из ряда исследований мы видим, что силы нервной системы в отношении возбуждения следует, что она должна сказываться в работоспособности человека. Однако было бы ошибочно полагать, что о силе нервной системы можно судить по продуктивности работы. Продуктивность деятельности человека зависит, прежде всего, от таких факторов, как его отношение к труду, его интересы, его знания и навыки, в частности его умение организовать свою работу. Все эти факторы не зависят от силы нервной системы. Поэтому человек со слабой нервной системой может давать высокую продуктивность работы. О силе или слабости нервной системы говорит не продуктивность деятельности, а то, как протекает эта деятельность, сколь быстро и в чем проявляется утомление, какие способы помогают человеку бороться с утомлением, какой режим работы для него наиболее благоприятен. Таким образом, сила нервной системы проявляется не в том, какова продуктивность деятельности данного человека, а в том, какими способами и при каких условиях он достигает наибольшей продуктивности. Сила нервной системы обеспечивает эмоциональную, психологическую устойчивость человека к воздействию сверхсильных раздражителей и тем самым повышает надежность в экстремальных ситуациях. Обычно в сложной обстановке лицам с сильной нервной системой легче сохранить самообладание, они способны принять правильное решение в условиях дефицита времени, не растеряться. В ряде профессий это необходимо для обеспечения безаварийной работы всей системы «человек - машина».
Еще одним свойством нервной системы является уравновешенность, которая зависит от степени соответствия силы возбуждения силе торможения, от их баланса. Чрезмерная возбудимость при слабых процессах торможения нежелательна в тех профессиях, где часто нервное напряжение. Такой человек предрасположен к самым неожиданным срывам, поэтому ему нужна более спокойная работа. И, наоборот, чрезмерная тормозимость плоха там, где нужны быстрый темп, частые перестройки и т.д.
Врожденные особенности строения и деятельности нервной системы, какими являются такие свойства нервных процессов, как возбуждение и торможение, а именно: их сила, подвижность и уравновешенность. На этих качествах основывается темперамент. Российские психологи считают, что особенности темперамента нельзя рассматривать оторвано от профессии. Не каждый тип темперамента годен для любой работы. В. Мерлин [14] утверждает, что имеются профессии, для которых не подходят люди с определенными качествами темперамента. Так, например, для профессии оператора пульта управления противопоказана слабость нервных процессов, свойственная меланхолику.
Обобщая можно сказать, что свойства нервной системы накладывают глубокий отпечаток на все поведение человека. Но в чем именно выражается этот отпечаток - этого нельзя вывести из простого переноса слов “сила” - “слабость”, “возбудимость” - “тормозимость”, “подвижность” - “инертность” с характеристики физиологических процессов на характеристику поведения. Это надо изучать. Отсюда возникает специальная научная проблема - изучение психологических проявлений основных свойств нервной системы.
Анализ деятельности педагогов позволил выявить ряд профессиональных качеств, от которых зависит надежность их работы. От сформированности профессионально важных качеств личности педагога зависит и продуктивность педагогической деятельности. К ним относятся: активность личности, целеустремленность, уравновешенность, желание работать со школьниками, способность не теряться в экстремальных ситуациях, обаяние, честность, справедливость, современность, педагогический гуманизм, эрудиция, педагогический такт, толерантность, дисциплинированность, педагогический оптимизм. Кроме того, сюда следует включить такие качества, как требовательность, ответственность, коммуникабельность.
Профессиональная надежность педагога рассматривается нами как его интегративное профессиональное качество, характеризующее способность сохранять нормативно заданные параметры педагогического труда независимо от складывающихся условий. Мы полагаем, профессиональная надежность педагога может быть представлена тремя подсистемами: личностной, деятельностной и функциональной.
Личностная надежность характеризует педагога как социальную личность: характер и степень выраженности его потребностей, установок и мотивов профессиональной деятельности, индивидуальные стратегии и способы решения трудовых задач. В личностной надежности проявляется отношение педагога к содержанию целей и результатам профессиональной деятельности, индивидуальное своеобразие особенностей их достижения.
Деятельностная надежность описывает педагога как субъекта профессиональной деятельности: его психические процессы, конечный результат деятельности, точность, своевременность, безошибочность действий в трудовом процессе. Деятельностная надежность определяется особенностями содержания трудовой деятельности, ее целевыми ориентирами, а также профессиональными характеристиками педагога: его подготовленностью, профессиональным опытом, уровнем развития, пластичностью, устойчивостью специальных знаний, умений и навыков.
Функциональная надежность представляет педагога как биологического индивида: отражает функциональное состояние его организма (состояние здоровья, наличие утомления, нервно-психического напряжения, «трудных» психических состояний и т.п.), объем энергетических ресурсов, необходимых для эффективного выполнения трудовой деятельности.
Одним из эффективных путей повышения качества профессиональной деятельности педагогов является прогноз их профессиональной надежности по психологическим показателям, который может быть оперативным и долгосрочным.
Основу такого прогноза должны составить надежные, валидные и практичные психологические тесты и диагностические алгоритмы их применения.
Установление таких психологических средств позволит надежно оценить профессиональную пригодность специалиста, дать достоверный оперативный прогноз надежности его деятельности; выработать дифференцированные подходы и рекомендации по формированию необходимого уровня психологической готовности и профессионализма [9].
Для диагностики выделенных профессионально
важных психологических качеств педагогов рекомендуется использовать
методики «Методика изучения эмоциональной
напряженности», «Методика изучения структуры темперамента Я.
В нашем исследовании
мы воспользовались методикой «Определение
уровня тревожности» разработанная Ч.Д.Спилбергом
и адаптированная в русском переводе
Ю.Л.Ханиным. Так как чрезмерно высокий
уровень тревожности рассматривается
как дезадаптивная реакция, проявляющаяся
в общей дезорганизации поведения и деятельности.
Как показали исследования, высокий уровень
тревожности снижает успешность профессиональной
деятельности и как следствие влияет на
надежность.
Единственной методикой, позволяющей дифференцированно измерять тревожность и как личностное свойство, и как состояние является методика, разработанная Ч.Д.Спилбергом и адаптированная в русском переводе Ю.Л.Ханиным [19]. Данная методика принадлежит к числу методик, исследующих психологический феномен тревожности. Этот опросник состоит из 20 высказываний, относящихся к тревожности как состоянию и из 20 высказываний на определение тревожности как личностной особенности. Тревожность как черта личности означает мотив или приобретенную поведенческую диспозицию, которая обязывает индивида к восприятию широкого круга объективно безопасных обстоятельств, как содержащих угрозу, побуждая реагировать на них состояниями тревоги, интенсивность которых не соответствует величине реальной опасности. Шкала реактивной и личностной тревожности Ч.Д.Спилбергера является единственной методикой, позволяющей дифференцированно измерять тревожность и как личностное свойство, и как состояние. В нашей стране употребляется в модификации Ю.Л.Ханина (1976), которая им же была адаптирована к русскому языку. Реактивная (ситуативная) тревожность - состояние субъекта в данный момент времени, которая характеризуется субъективно переживаемыми эмоциями: напряжением, беспокойством, озабоченностью, нервозностью в данной конкретной обстановке. Это состояние возникает как эмоциональная реакция на экстремальную или стрессовую ситуацию, может быть разным по интенсивности и динамичным во времени.
Информация о работе Оценка и прогнозирование профессиональной надежности педагогов