Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2014 в 20:51, реферат
Память лежит в основе способностей человека, является условием учения, приобретения знаний, формирования умений и навыков. Без памяти невозможно нормальное функционирование ни личности, ни общества. Благодаря своей памяти, ее совершенствованию человек выделился из животного царства и достиг тех высот, на которых он сейчас находится. Цель работы:
1. Рассмотреть природу человеческой памяти.
2. Изучить ее структуру и механизм запоминания.
Введение………………………………………………………………...….3
1.История изучения памяти…………………………………………..…...4-6
2.Виды памяти…………………………………………………………...…7-9
3.Основные процессы и механизмы памяти……………………………..9-11
3.1Индивидуальные особенности памяти…………………………………12
3.2 Типологические особенности памяти…………………………….…12-13
Заключение……………………………………………………………….14-15
Список литературы…………………………………………………….……16
Оперативной называют память, рассчитанную на хранение информации в течение определенного, заранее заданного срока, в диапазоне от нескольких секунд до нескольких дней. Срок хранения сведений этой памяти определяется задачей, вставшей перед человеком, и рассчитан только на решение данной задачи. После этого информация может исчезать из оперативной памяти. Этот вид памяти по длительности хранения информации и своим свойствам занимает промежуточное положение между кратковременной и долговременной.
Долговременная –это память, способная хранить информацию в течение практически неограниченного срока. Информация, попавшая в хранилища долговременной памяти, может воспроизводиться человеком сколько угодно раз без утраты. Более того, многократное и систематическое воспроизведение данной информации только упрочивает ее следы в долговременной памяти. Последняя предполагает способность человека в любой нужный момент припомнить то, что когда-то было им запомнено. При пользовании долговременной памятью для припоминания нередко требуется мышление и усилия воли, поэтому ее функционирование на практике обычно связано с двумя этими процессами.
Генетическую память можно определить как такую, в которой информация хранится в генотипе, передается и воспроизводится по наследству. Основным биологическим механизмом запоминания информации в такой памяти являются, по-видимому, мутации и связанные с ними изменения генных структур. Генетическая память у человека –единственная, на которую мы не можем оказывать влияние через обучение и воспитание.
Зрительная память связана с сохранением и воспроизведением зрительных образов. Она чрезвычайно важна для людей любых профессий, особенно для инженеров и художников. Хорошей зрительной памятью нередко обладают люди с эйдетическим восприятием, способные в течение достаточно продолжительного времени «видеть» воспринятую картину в своем воображении после того, как она перестала воздействовать на органы чувств. В связи с этим данный вид памяти предполагает развитую у человека способность к воображению. На ней основан, в частности, процесс запоминания и воспроизведения материала: то, что человек зрительно может себе представить, он, как правило, легче запоминает и воспроизводит.
Слуховая память — это хорошее запоминание и точное воспроизведение разнообразных звуков, например музыкальных, речевых. Она необходима филологам, людям, изучающим иностранные языки, акустикам, музыкантам. Особую разновидность речевой памяти составляет словесно-логическая, которая тесным образом связана со словом, мыслью и логикой. Данный вид памяти характеризуется тем, что человек, обладающий ею, быстро и точно может запомнить смысл событий, логику рассуждений или какого-либо доказательства, смысл читаемого текста и т. п. Этот смысл он может передать собственными словами, причем достаточно точно. Этим типом памяти обладают ученые, опытные лекторы, преподаватели вузов и учителя школ.
Двигательная память представляет собой запоминание и сохранение, а при необходимости и воспроизведение с достаточной точностью многообразных сложных движений. Она участвует в формировании двигательных, в частности трудовых и спортивных, умений и навыков. Совершенствование ручных движений человека напрямую связано с этим видом памяти.
Эмоциональная память — это память на переживания. Она участвует в работе всех видов памяти, но особенно проявляется в человеческих отношениях. На эмоциональной памяти непосредственно основана прочность запоминания материала: то, что у человека вызывает эмоциональные переживания, запоминается им без особого труда и на более длительный срок.
Осязательная, обонятельная, вкусовая и другие виды памяти особой роли в жизни человека не играют, и их возможности по сравнению со зрительной, слуховой, двигательной и эмоциональной памятью ограничены. Их роль в основном сводится к удовлетворению биологических потребностей или потребностей, связанных с безопасностью и самосохранением организма.
По характеру участия воли в процессах запоминания и воспроизведения материала Немов Р.С делит память на: непроизвольную и произвольную.
В первом случае имеют в виду такое запоминание и воспроизведение, которое происходит автоматически и без особых усилий со стороны человека, без постановки им перед собой специальной мнемической задачи (на запоминание, узнавание, сохранение или воспроизведение).
Во втором случае такая задача обязательно присутствует, а сам процесс запоминания или воспроизведения требует волевых усилий.
Непроизвольное запоминание не обязательно является более слабым, чем произвольное, во многих случаях жизни оно превосходит его. Установлено, например, что лучше непроизвольно запоминается материал, который является объектом внимания и сознания, выступает в качестве цели, а не средства осуществления деятельности. Непроизвольно лучше запоминается также материал, с которым связана интересная и сложная умственная работа и который для человека имеет большое значение. Показано, что в том случае, когда с запоминаемым материалом проводится значительная работа по его осмыслению, преобразованию, классификации, установлению в нем определенных внутренних (структура) и внешних (ассоциации) связей, непроизвольно он может запоминаться лучше, чем произвольно. Это особенно характерно для детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Основные процессы и механизмы памяти.
Память, как и любой другой познавательный
психический процесс, обладает определенными
характеристиками. Основными характеристиками
памяти являются: объем, быстрота запечатления, точность
воспроизведения, длительность сохранения,
готовность к использованию сохраненной
информации.
06ъем памяти — это важнейшая интегральная
характеристика памяти, которая характеризует
возможности запоминания и сохранения
информации,
Быстрота
воспроизведения характеризует способность
человека использовать
в практической
деятельности имеющуюся у него информацию.
Как правило,
встречаясь
с необходимостью решить какую-либо задачу
или проблему, человек обращается к информации, которая хранится
в памяти.
Точность воспроизведения отражает способность
человека точно сохранять, а самое главное, точно воспроизводить
запечатленную в памяти информацию.
Длительность сохранения отражает способность
человека удерживать
определенное
время необходимую информацию. Например,
человек готовится к экзамену. Запоминает одну учебную тему,
а когда начинает учить следующую, то вдруг обнаруживает,
что не помнит то, что учил перед этим.
Иногда бывает по-другому. Человек запомнил всю необходимую
информацию, но когда потребовалось ее воспроизвести,
то он не смог этого сделать, Однако спустя
некоторое время он с удивлением отмечает, что помнит все,
что сумел выучить. В данном случае мы сталкиваемся
с другой характеристикой памяти - готовностью
воспроизвести запечатленную в памяти информацию.
Запоминание
Запоминание — это процесс запечатления
и последующего сохранения
воспринятой
информации. По степени активности протекания
этого процесса принято выделять два вида запоминания: непреднамеренное
(или непроизвольное) и пред
намеренное (или произвольное).
Непреднамеренное
запоминание — это запоминание без заранее
поставленной цели, без использования каких-либо приемов
и проявления волевых усилий. Это простое
запечатление того, что воздействовало
на нас и сохранило некоторый след от возбуждения
в коре головного мозга. Лучше всего запоминается
то, что имеет жизненно важное значение для человека:
все, что связано с его интересами и потребностями,
с целя ми и задачами его деятельности.
В отличие от непроизвольного запоминания
произвольное (или
преднамерен
ное) запоминание характеризуется тем,
что человек ставит перед собой определенную цель — запомнить
некую информацию — и использует специальные приемы
запоминания.
Механическое запоминание — это запоминание без осознания логической связи
между различными
частями воспринимаемого
запоминания являются ассоциации по смежности.
В отличие от этого осмысленное запоминание основано на понимание внутренних логических связей между отдельными частями материала.
Сохранение
Сохранение — процесс активной переработки, систематизации, обобщения материала, овладения им. Сохранение заученного зависит от глубины понимания. Хорошо осмысленный материал запоминается лучше.
Динамическое сохранение проявляется в оперативной памяти, а статическое – в долговременной. При динамическом сохранении материал изменяется мало, при статическом, наоборот, он обязательно подвергается реконструкции и определенной переработке.
Воспроизведение и узнавание
Воспроизведение и узнавание—
процессы восстановления прежде
воспринятого. Различие между ними заключается
в том, что узнавание происходит при повторной
встрече с объектом, при повторном его
восприятии, воспроизведение же — в отсутствие
объекта.
Воспроизведение может быть
непроизвольным и произвольным.
Непроизвольное — это ненамеренное воспроизведение,
без цели вспомнить, когда образы всплывают
сами собой, чаще всего по ассоциации.
Произвольное воспроизведение — целенаправленный
процесс восстановления в сознании прошлых
мыслей, чувств, стремлений, действий.
Сознательное воспроизведение,
связанное с преодолением известных затруднений,
требующее волевых усилий, называется
припоминанием.
Забывание
Забывание
— естественный процесс. Многое из того,
что закреплено в памяти, со временем
в той или иной степени забывается. И бороться
с забыванием нужно только потому, что часто забывается
необходимое, важное, полезное.
Забывается в первую очередь то, что не
применяется, не повторяется, к чему нет интереса,
что перестает быть для человека существенным.
Детали забываются скорее, обычно доль ше сохраняются в
памяти общие положения, выводы.
Забывание проявляется в двух основных
формах:
а) невозможность
припомнить или узнать;
б) неверное
припоминание или узнавание.
Забывание протекает
во времени неравномерно. Наибольшая потеря
материала происходит
сразу же после его восприятия, а в дальнейшем
забывание идет медленнее.
Забывание может быть полным или частичным,
длительным или временным.
При полном забывании закрепленный материал
не только не воспроизводится, но и не узнается.
Частичное забывание материала происходит
тогда, когда человек воспроизводит его не весь или с ошибками,
а также тогда, когда только узнает, но не может
воспроизвести.
Длительное (полное или частичное) забывание
характеризуется тем, что
человеку
на протяжении долгого времени не удается
воспроизвести, припомнить что-либо. Часто забывание бывает временным,
когда человек не может воспроизвести нужный мате риал в данный
момент, но спустя некоторое время все же воспроизводит
его.
Индивидуальные особенности
Во-первых,
индивидуальные особенности памяти связаны
с особенностями
личности.
Даже люди с хорошей памятью запоминают
не всё, а люди с плохой памятью не все забывают. Это объясняется
тем, что память носит избирательный характер. То,
что соответствует интересам и потребностям
человека, запоминается быстро и прочно.
Во-вторых, индивидуальные
различия обнаруживаются
в качествах памяти. Можно характеризовать
память человека в зависимости от того, насколько развиты
у него отдельные процессы памяти. Мы говорим, что
у человекахорошая память, если он отличается:
1)быстротой
запоминания,
2) прочностью
сохранения,
3) точностью
воспроизведения
4) так называемой
готовностью памяти.
Но память может быть хорошей в одном отношении
и плохой — в другом.
Отдельные качества памяти могут сочетаться
по-разному.
1. Наилучшим
является сочетание быстрого запоминания
с медленным
забыванием.
2. Медленное
запоминание сочетается с медленным забыванием.
3. Быстрое
запоминание сочетается с быстрым забыванием.
4. Наиболее
низкой продуктивностью отличается память,
характеризующаяся
медленным запоминанием и быстрым забыванием.2
Типологические особенности
С особенностями личности, с особенностями
деятельности человека связано преимущественное формирование одного
из видов памяти. Так, у артистов хорошо развита
эмоциональная память, у композиторов
— слуховая, у художников— зрительная
память, у философов — словесно-логическая.
Преимущественное развитие образной или словесной памяти
находится в связи с соотношением первой и второй
сигнальных систем, с типологическими
особенностями высшей нервной деятельности. Художественный
тип отличается преимущественным развитием образной
памяти, мыслительный тип — преобладанием
словесной памяти.
Развитие
памяти зависит также от профессиональной
деятельности человека, так как в деятельности психика не только
проявляется, но и формируется: композитор
или пианист лучше всего запоминает мелодии,
художник — цвет предметов, математик — типы задач, спортсмен
— движения.
Тип памяти определяет то, как человек
запоминает материал,— зрительно, на слух или пользуясь
движением. Некоторые люди, для того чтобы
запомнить, нуждаются в зрительном восприятии того, что они
запоминают. Это люди так называемого зрительного типа памяти. Другим для
запоминания нужны слуховые образы.
Данная
категория людей обладает слуховым типом
памяти. Кроме того,
существуют
люди, которые, для того чтобы запомнить,
нуждаются в движениях и особенно в речевых движениях. Это люди,
обладающие двигательным типом памяти (в частности,
рече-двигательным).
Необходимо
обратить внимание на то, что типы памяти
следует отличать от видов памяти. Виды памяти определяются тем,
что мы запоминаем. А так как любой человек запоминает
все: и движения, и образы, и чувства, и
мысли, — то разные виды памяти присущи всем людям и не составляют
их индивидуальной особенности.
В
то же время тип памяти характеризует
то, как мы запоминаем: зрительно, на слух или двигательно.
Поэтому тип памяти представляет собой
индивидуальную особенность данного человека. У всех
людей есть все виды памяти, но каждому человеку присущ
какой-либо определенный тип памяти.
Принадлежность к тому или иному типу
в значительной мере определяется
практикой
заучивания, т. е. тем, что именно приходится
запоминать данному
человеку
и как он приучается запоминать. Поэтому
память определенного типа может быть развита с помощью соответствующих
упражнений.
Само
по себе развитие памяти не происходит.
Для этого необходима целая
система
воспитания памяти. Воспитанию положительных
свойств памяти в
значительной
степени содействует рационализация умственной
и практической работы человека: порядок на рабочем
месте, планирование, самоконтроль, использование
разумных способов запоминания, соединение
умственной работы с практической, критическое отношение
к своей деятельности, умение отказаться от неэффективных
приемов работы и заимствовать у других
людей эффективные приемы. Некоторые индивидуальные различия
в памяти тесно связаны со
специальными
механизмами, защищающими мозг от лишней
информации. Степень активности указанных механизмов у разных
людей различна. Защитой мозга от ненужной информации
объясняется, в частности, явление гипнопедии,
т. е. обучение
во сне. В состоянии сна некоторые механизмы,
защищающие мозг от избыточной информации, выключаются,
поэтому запоминание происходит быстрее.3