Память. Понятие и виды. Процессы памяти

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2013 в 22:04, контрольная работа

Краткое описание

Как отмечает Шапутье, если «научение - это процесс, позволяющий накапливать информацию в нервной системе», то память можно определить как «совокупность информации, приобретенной мозгом и управляющей поведением».
Мы уже знаем, каким образом рецепторы и особенно ретикулярная формация играет роль фильтров, выделяя в каждый момент времени те входные сигналы, которые признаются важными для организма. Только после этого мозг «обращает внимание» на эту важную информацию и решает, как ее обрабатывать и сохранять.

Содержание

Введение 2
1. Виды памяти
1.1 Сенсорная память. Кратковременная и долговременная память 2 - 4
1.2 Роль некоторых факторов в процессе запоминания 4 - 5
2. Процессы, связанные с памятью 5
2.1 Кодирование и хранение (архивизация) 5 - 7
2.2 Извлечение 7
2.3 Забывание и факторы на него влияющие 7 - 10
3. Память и ее развитие 10
Заключение 11 - 12
Список использованной литературы 12

Вложенные файлы: 1 файл

Память понятие и виды. процессы памяти..docx

— 40.20 Кб (Скачать файл)

 

Заключение

Без памяти не было бы возможно никакое научение. Можно добавить также, что без памяти не могло  бы существовать и мышление. Действительно, для того чтобы мыслить, нужно  что-то представлять себе, воображать, комбинировать образы или понятия, относящиеся к событиям, людям  или предметам, которых физически  в данный момент перед нами нет. Разумеется, это означает, что они должны присутствовать в памяти.

Память участвует и  в простом воспоминании, и в  других мыслительных процессах, например в мечтах или грезах наяву, а также - на более структурированном уровне - в планировании, решении проблем и принятии решений.

Когда мы предаемся фантазиям (при  воспоминаниях или в мечтах, а  также при некоторых сновидениях), у нас появляются в основном мысленные  образы. При этом возникают ассоциации, не управляемые какой-либо жесткой  организацией мысли. Иногда при столкновении с суровой действительностью  мы начинаем строить какие-то пожелания  или грезить наяву, например, вспоминаем о неких событиях (чаще всего происшедших  не с нами), которые могли бы быть решением проблемы. Так может сформироваться малореалистичная идея о том, что  мы обязательно получим крупный  выигрыш, купив лотерейный билет, или  что предстоящий завтра экзамен  будет перенесен по каким-то причинам, существующим лишь в нашем воображении.

Однако в большинстве случаев  нам приходится обрабатывать и упорядочивать  информацию так, чтобы наиболее логичным образом справляться с встающими  перед нами повседневными трудностями. При этом роль мышления состоит в  выработке умственных стратегий, опирающихся  на символические процедуры. Именно это происходит при формировании новых понятий, планировании нашей  деятельности, суждении о предметах, людях или событиях, поиске ответов  на различные вопросы или принятии необходимых решений.

Для всех перечисленных видов активности необходимо рассуждение, с помощью  которого мы можем как-то по-новому связать информацию о текущих  обстоятельствах с информацией, накопленной в памяти.

Представьте себе, что вы влюблены, но предмет ваших чувств об этом не знает. Вы можете, конечно, предаваться  мечтаниям, как бы осуществляя свои желания в грезах наяву, например, встречаясь с любимым человеком  в какой-то идиллической обстановке. Но на самом деле это всего лишь фантазия.

Несомненно, было бы реалистичнее обдумать возможность свидания в каком-нибудь общественном месте. Скажем, не пригласить ли любимого человека в кино? Это  всего лишь первое решение, которое  породит массу задач, требующих  планирования и оценки; здесь то и дело будет требоваться специфическая  информация, вызванная из памяти. Какой  фильм может заинтересовать предмет  вашего обожания? Какие фильмы вам  рекомендовали? Сколько денег вы можете потратить? В какие кинотеатры проще всего попасть? Далеко ли они  расположены от вашего дома или от центра города? Как туда добраться? Пешком или на автобусе? Где назначить  место свидания? Как одеться? И  т.д.

Разумеется, это только начало вашего романа, и вам предоставляется  возможность строить в воображении  дальнейшее развитие событий и находить умственные (и иные) стратегии, которые  могут быть реализованы для того, чтобы привести вас к успеху.

Этот очень простой пример позволяет  понять, насколько необходима долговременная память для дальнейших попыток мышления. Совершенно ясно, что в большинстве  случаев она играет чрезвычайно  важную роль в поиске новых решений  тех или иных проблем.

Существуют, однако, случаи, когда  долговременная память не помогает найти  решение проблемы, а, наоборот, затрудняет его нахождение. Так бывает, в  частности, тогда, когда какие-то предвзятые идеи о назначении предметов, образе действий того или иного человека или о том, как может произойти  какое-то событие, мешают нам увидеть  все это по-иному, нежели в свете  бывшей у нас до сих пор информации.

Такая функциональная ригидность проявляется, например, когда нам нужно закрутить  винт, а отвертки нет, и нам даже не приходит в голову воспользоваться  лежащим на столе ножом. Тот же механизм действует, когда приходится иметь дело с изменениями терминологии, единиц измерения или денежной системы. Трудности, которые возникают у  многих жителей Северной Америки  при переходе от английских мер к  метрическим или у французов, когда они рассчитывают цену покупки  в «новых франках» (тогда как старых франков не существует, по крайней  мере, официально, уже более 30 лет), - вот два очевидных примера  функциональной ригидности.

Список использованной литературы

1. Немов Р.С. Психология: Учеб. для  студ. высш. пед. учеб. Заведений:  В 3 кн. - 4-е изд. - М.: Гуманит. изд.  центр ВЛАДОС, 2001. - Кн. 1: Общие основы  психологии.

2. Годфруа Ж. Что такое психология: В 2-х т. Т. 1: Пер. с франц.-М.: Мир 1992.

3. Психология под ред. А.А.  Крылова - М., 1998.

4. Психология и педагогика под  ред. А.А. Радудин. Изд-во Проспект, 2004.

5. Введение в психологию под  ред. Петровского А.В. - Спб. 2004.

 


Информация о работе Память. Понятие и виды. Процессы памяти