Память и процесс обучения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2012 в 23:20, реферат

Краткое описание

Поэтому развитие и совершенствование памяти происходит параллельно с развитием человека, а те или иные этапы памяти –это следствие изменения взаимоотношения человека с внешним миром и людьми.
Память, как и все психические процессы, имеет особенности возрастные и индивидуальные.
В настоящее время в науке нет единой теории памяти. Поэтому изучение функционирования памяти в процессе обучения остается одной из главных проблем психологии.

Содержание

Введение: актуальность проблемы………………………………………3
Общие понятия о памяти…………………………………………………3
Характеристика процессов памяти, их особенности в младшем школьном возрасте…………………………………………………….….4
Факторы, влияющие на запоминание…………………………………....8
Виды и типы памяти…………………………………………..……….…12
Список литературы……………………………………………………….17

Вложенные файлы: 1 файл

Содержание.docx

— 30.87 Кб (Скачать файл)


Содержание.


  1. Введение: актуальность проблемы………………………………………3
  2. Общие понятия о памяти…………………………………………………3
  3. Характеристика процессов памяти, их особенности в младшем школьном возрасте…………………………………………………….….4
  4. Факторы, влияющие на запоминание…………………………………....8
  5. Виды и типы памяти…………………………………………..……….…12
  6. Список литературы……………………………………………………….17

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.ВВЕДЕНИЕ

 

 

Уже в  глубокой древности люди придавали  большое значение памяти. Память не является какой-то самостоятельной  функцией, а чистейшим образом  связана с личностью, ее внутренним миром, интересами, стремлениями.

Поэтому развитие и совершенствование памяти происходит параллельно с развитием  человека, а те или иные этапы  памяти –это следствие изменения  взаимоотношения человека с внешним  миром и людьми.

Память, как  и все психические процессы, имеет  особенности возрастные и индивидуальные.

В настоящее время  в науке нет единой теории памяти. Поэтому изучение функционирования памяти в процессе обучения остается одной из главных проблем психологии.

 

 

2.ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ О ПАМЯТИ

 

Память  есть одна из форм отражения реального  мира. При этом в отличии от восприятия, память есть отражение того, что  действовало на нас раньше, что  уже ранее было для нас предметом  нашего восприятия, мысли, чувства, с  чем мы уже имели дело в своей  действительности, в наших действиях  и поступках. Память служит основой  накопления и использования опыта, сохранения знаний, что обуславливает  возможность более широкого и  глубокого познания действительности, возможность предвидения и творчества.

      Отражение мира не есть зеркальный, пассивный процесс. Оно неразрывно связано с особенностями личности человека, осуществляется в активной деятельности людей, зависит от направленности и характера деятельности.

        Память-это форма отражения действительности, заключающаяся в закреплении,  сохранении и последующем воспроизведении  человеком своего опыта. Благодаря  памяти человек усваивает общественный  опыт и накапливает свой, индивидуальный, а также приобретает и использует  знания, ум, навыки и впечатления  об окружающем мире. Среди многих  способностей, которыми одарен каждый  нормальный человек, одной из  важнейших функций является возможность  закреплять, сохранять и воспроизводить  свой опыт. Эта способность составляет  функцию памяти.

        Память – важнейшая, познавательная  функция. Она создает возможность  для обучения и развития. Память  лежит в основе формирования  речи, мышления, эмоциональных реакций,  двигательных навыков, творческих  процессов.

        Физиологической основой памяти  является образование временных  нервных связей, способных восстанавливаться,  актуализироваться в дальнейшем  под влиянием различных раздражителей. 

 

3.ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОЦЕССОВ ПАМЯТИ

 

 

Память  не представляет собой чего-либо однородного: она заключает в себе ряд сложных  процессов. Это запоминание, сохранение, воспроизведение и забывание.

        . Процессы памяти неразрывно  связаны со всеми другими процессами  отражения реального мира, в том  числе и с процессами мышления. Человеческая память – это  сознательная, осмысленная память.

         Запоминание – это закрепление тех образов и впечатлений, которые возникают под воздействием предметов и явлений действительности в процессе ощущения и восприятия. 

       Запоминание – необходимое условие  получения индивидом новых знаний, форм поведения, оно всегда  избирательно. В соответствии с  целями деятельности различают  непроизвольное и произвольное  запоминание.

         Непроизвольное запоминание – это продукт и условие осуществления познавательных и практических действий. Человек при этом  не ставит цели запомнить, не затрачивает волевых усилий.       

         Произвольное  запоминание – это продукт специальных мнемических действий. Человек ставит перед собой цель – запомнить, т.е. затрачивает волевые усилия.

         До школы ребёнок в основном  занят игрой, интересующей его.  В это время  ребёнок запоминает  легко и быстро то, что ему  интересно. Замечено, что стихи,  рассказы, картинки, события, которые  произвели на него большее  впечатление, вызвали сильные  чувства, дети запоминают, а то, что их оставило равнодушными, они легко забывают. Без особых  усилий запоминается тот материал, с которым ребёнок действует.  Наряду с яркостью содержания  имеет значение настроенность  человека, т.е. его интересы, желания,  эмоции, ожидания. Продуктивность запоминания  повышается, если в процессе восприятия  включается мыслительная активность. Это условие успеха у школьников. В исследованиях П.И. Зинченко, А.А. Смирнова показано: то, что  испытуемые запоминали непроизвольно  в процессе активной интеллектуальной  деятельности в памяти прочнее,  чем то, что запоминалось произвольно,  но в обычных условиях выполнения  мнемической задачи. Таким образом,  умственная работа – условие  прочного запоминания.

          Запоминание определяет полноту  и прочность восприятия материала,  длительность его сохранения. Основные  условия продуктивности запоминания  связаны с тем, протекает ли  оно в форме непроизвольного  или произвольного процесса.

Наиболее  простой формой является узнавание, осуществляемое в условиях повторного восприятия  объектов закрепившихся  ранее в памяти. Более сложным является воспроизведение таких объектов прошлого опыта, которые в данный момент не воспринимаются нами.

У детей, поступающих  в школу произвольное запоминание  развито слабо. Учебная деятельность требует от ученика волевых усилий. Чтобы запомнить, удержать в памяти учебный материал, независимо от того, интересует он его или нет. Продуктивность зависит от условий, которые создаются  учителем  и способов, которыми ребёнок  пользуется для запоминания. Чем  меньше дети, тем большую роль играет чувственное восприятие. Поэтому  для запоминания используется наглядный  материал (где это возможно).

При это макеты, пособия, картины  следует использовать не только при запоминании, но и при  воспроизведении.

Как и все процессы, процессы памяти изменяются в связи  с общим развитием ребёнка. К  числу таких изменений относятся, прежде всего, увеличение скорости заучивания и рост объёма памяти. При необходимости  запомнить один и тот же материал маленький ребёнок тратит более  времени и больше повторений, чем  дети старшего возраста, а последние  больше чем взрослые.

Наиболее существенные перемены происходят по мере развития ребёнка, в качественных особенностях его памяти.

Приступая к учению в школе, дети уже умеют запоминать произвольно. Так первоклассник  часто не помнит то, что было задано на дом (для этого требуется произвольное запоминание), хотя легко и быстро запоминают то, что интересно, что  вызывает сильные чувства (непроизвольно).

Чувства оказывают  очень большое влияние на быстроту и прочность запоминания. Поэтому  дети легко запоминают песни, сказки и сильные переживания.

Непроизвольное запоминание  играет большую роль в учебной  деятельности младшего школьника.

Как показывают исследования к третьему-четвёртому классам непроизвольное запоминание становится более продуктивным.

Продуктивность произвольного  запоминания проявляется в том, что  с возрастом увеличивается  объём запоминания; ребёнок рассказывает больше подробностей и относительно глубоко передаёт содержание. Непроизвольное запоминание становится более осмысленным.

В зависимости от понимания  детьми запоминаемого материала  выделяют:

    • осмысленное (логическое),
    • механическое запоминание.

Основой первого  является понимание, основой второго  механическое повторение. При осмысленном - возникают обобщенные связи, отражающие существенные стороны и отношения;  при механическом -  отдельные  единичные связи, отражающие несущественные стороны. Исследования Смирнова, Зинченко и других показывают, что механическое заучивание у детей, как и у  взрослых, менее эффективно, чем  осмысленное; запомнить бессмысленный  материал в детском возрасте труднее. Это объясняется тем, что заучивание без осмысления требует больших  волевых усилий,

а для детей  это трудно. Продуктивность запоминания  зависит от побуждений, мотивов для  запечатления материала ребёнок  должен узнать, для чего он запоминает материал, и хотеть этого добиться.

Объём запоминаемого  материала увеличивается если, если он включен в игровую или трудовую деятельность и с ним выполнялись  какие-либо действия. Психологи говорят: “Память ребёнка – это интерес”. Для детей младшего школьного  возраста очень важна интенсивность  эмоционального фона обучения, этот фон  должен быть предложен обучающим.

В тоже время известны такие факторы: дети легко запоминают непонятное (объективно-бессмысленное), учебный материал нередко заучивается  буквально. А.А.Смирнов считает, что  основная причина лёгкого запоминания непонятного и бессмысленного связана с особым отношением к нему детей. Часто непонятное делается особенно значимым для ребёнка. Оно привлекает к себе повышенное внимание, будет любознательность, заставляет доискиваться смысла, узнавать, что значит услышанное, а для этого запоминать его - запоминать даже невольно, незаметно, несмотря на полную непонятность того, что запоминается.” Объективно – бессмысленный материал заинтриговывает детей своей звуковой стороной: своеобразием сочетания звуков, чётко выраженным ритмом, который сам по себе облегчает заучивание.

Механическое запоминание, к которому прибегает школьник,  объясняется тем, что он не владеет  рациональными приемами запоминания.

      

4.ФАКТОРЫ ВЛИЯЮЩИЕ НА ЗАПОМИНАНИЕ

 

Можно выделить несколько  факторов влияющих на запоминание. Это, во-первых, особенности самого материала, подлежащего запоминанию: чем  более  осмысленной и значимой  для  субъекта является информация, тем  лучше она запоминается. Поскольку  не существует двух индивидуумов деятельность которых была бы во всём тождественна, имеет свои особенности. Это означает, что один и тот же запоминаемый элемент для каждого человека имеет свой смысл и значение. Важную роль играет повторение, позволяющее  увеличивать время обработки  поступающего в память материала.   

Сохранение – одна из традиционно выделяемых составляющих  целостного акта памяти. Под сохранением понимается способность удерживать материал в течении  более или менее длительного времени, вплоть до момента его актуализации при вспоминании.

Сохранение тесно связано  с забыванием. По сути дела, это две  стороны единого процесса (например, при неполном сохранении говорят  о частичном забывании, и наоборот). Поэтому факты, закономерности и  гипотезы, привлекаемые для характеристики  забывания, с полным правом могут быть отнесены и к сохранению.

Возможны две точки  зрения на сохранение. Первая рассматривает  сохранение как достаточно пассивный  процесс хранения следа впечатлений. Вторая трактует сохранения более широко – как сложный, динамический и  активный процесс, включающий в себя наряду с собственно хранением многообразные  операции по переработки материала: его классификацию, систематизацию, обобщение  и тому подобное.

Забывание - процесс, приводящий к утрате чёткости и уменьшению объёма  закреплённого в памяти материала, невозможности воспроизвести, а в крайних случаях даже и узнать то, что было известно из прошлого опыта.

Забывается, как правило, то, что не приобрело или утратило жизненное значение для человека  и в дальнейшем не играет роли в  его деятельности.

Забывание особенно интенсивно происходит в первое время после заучивания. Эта закономерность является общей, хотя содержательный зрительный  или  вербальный материал забывается более  медленно, чем, например, последовательности цифр или бессмысленности слогов. Наличие интереса к запоминаемому  материалу ведёт к более длительному  его сохранению. Материал связанный  потребностями, с целями действий человека, забывается медленнее, а многое из того, что имеет для данного субъекта особое значение, не забывается совсем. Забывание не сводится только к количественному  уменьшению объёма заученного материла, наиболее полно и прочно сохраняется  основное содержание материала; в связи  с этим сохраняемый в памяти материал приобретает со временем всё более  обобщённый, схематичный характер.

Процесс забывания  зависит от того, как дети запоминают, какие приёмы используют. На протяжении всего младшего школьного возраста  учащиеся нуждаются в том, чтобы  их работа по запоминанию направлялась учителем, так как сами они ещё  затрудняются поставить перед собой  определённую, конкретную задач: запомнить  точно или запомнить, чтобы передать своими словами и так далее. Часто ученик забывает  то, что он долго и, казалось бы, хорошо заучил, так как:

  1. Ученики стремятся запоминать  без предварительного осмысления материала.
  2. Не владеют рациональными приёмами заучивания.            

Воспроизведение – один из процессов памяти, при котором актуализируются известные по прошлому опыту мысли, образы, чувства, движения.

Информация о работе Память и процесс обучения