Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2015 в 10:31, реферат
Изучение памяти началось много веков назад, когда человек стал, хотя и смутно, догадываться о том, что он способен запоминать и хранить информацию. При этом память всегда связывалась с процессом обучения, а попытки объяснения памяти всегда совпадали с известными на данном историческом отрезке методами хранения информации.
1.Введение.
2.Общая характеристика памяти. Виды.
3. Основные процессы и механизмы памяти.
4.Методы исследования.
5.Заключение.
6.Список используемой литературы.
Аналитическое задание
по предмету:
Психология
«Память как познавательный психический процесс»
2014 г.
Содержание.
1.Введение.
2.Общая характеристика памяти. Виды.
3. Основные процессы и механизмы памяти.
4.Методы исследования.
5.Заключение.
6.Список используемой литературы.
Введение.
Изучение памяти началось много веков назад, когда человек стал, хотя и смутно, догадываться о том, что он способен запоминать и хранить информацию. При этом память всегда связывалась с процессом обучения, а попытки объяснения памяти всегда совпадали с известными на данном историческом отрезке методами хранения информации.
Память лежит в основе способностей человека, является условием научения, приобретения знаний, формирования умений и навыков. Без памяти невозможно нормальное функционирование ни личности, ни общества. Благодаря своей памяти, её совершенствованию человек выделился из животного царства и достиг тех высот, на которых он сейчас находится. Да и дальнейший прогресс человечества без постоянного улучшения этой функции немыслим.
Человек, чтобы грамотно общаться, должен иметь развитыми все познавательные процессы, а именно : ощущение, восприятие, представление, воображение, мышление, память, внимание, наблюдательность, интеллект.
Однако
у многих людей эти качества сильно дают
знать о себе при взаимодействии с миром
вещей и слабо проявляются с людьми, например,
внимание и наблюдательность. Многие люди
поразительно слепы и не тренируют
свою наблюдательность, лишая себя возможности
увидеть множество интересных вещей. Как
много, к примеру, могут сказать о человеке
его манеры, его речь, одежда. Наша память
, обращенная к другим людям, тоже условие
нашего успешного общения с ними. Запоминать
их имена и отчества, помнить их лица, не
забывать, что выводит их из себя, что наоборот
успокаивает, что каждый из них умеет ,
а что не умеет – в этом и во многом другом
подобном проявляется такая память.
Общая характеристика памяти.
Любое переживание, впечатление или движение оставляют в памяти известный след, который может сохраняться достаточно длительное время и при соответствующих условиях проявляться вновь и становиться предметом сознания. Психическое развитие возможно потому что человек в состоянии накапливать информацию, не теряя прежних знаний и навыков.
Память – форма психического отражения, заключающаяся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении следов прошлого опыта.
Память связывает прошлое субъекта с его настоящим и будущим и является важнейшей познавательной функцией, лежащей в основе развития и обучения.
Память – основа психической деятельности. Без нее невозможно понять основы формирования поведения, мышления, сознания, подсознания. Следует отметить, что память занимает особое место среди психических познавательных процессов. Многими исследователями память характеризуется как “сквозной” процесс, обеспечивающий преемственность психических процессов и объединяющий все познавательные процессы в единое целое. Память позволяет человеку накапливать и впоследствии использовать личный жизненный опыт, в ней хранятся знания и навыки. Физиологической основой памяти является пластичность нервной системы. Пластичность нервной системы выражается в том, что каждый нервно-мозговой процесс оставляет после себя след, изменяющий характер дальнейших процессов и обусловливающий возможность их повторного возникновения, когда раздражитель, действовавший на органы чувств, отсутствуют.
Основные виды памяти.
Виды памяти различают в зависимости
от того, как, что и насколько долго запоминается,
сохраняется и воспроизводится.
Классификация памяти по времени сохранению материала выглядит следующим образом: мгновенная память, кратковременная память, оперативная память, долговременная память и генетическая память.
Мгновенная память (иконическая память) – удержание точной и полной картины только что воспринятого органами чувств без какой бы то ни было переработки полученной информации. Это память–образ. Ее длительность от 0.1 до 0.5 секунды.
Кратковременная память – память, обеспечивающая сохранение и воспроизведение материала спустя несколько секунд после его однократного и непродолжительного восприятия. Воспроизведение при этом характеризуется высокой точностью, однако после непродолжительного времени впечатления исчезают, и человек обычно оказывается неспособным что - либо вспомнить из воспринятого. Длительность удержания мнемических следов составляет в среднем около 20 секунд (без повторения). Кратковременную память характеризует такая величина, как объем. Говоря об объеме кратковременной памяти, следует отметить ее малую емкость . Даже такая простая задача, как запоминание номера телефона, перенапрягает память большинства людей- они вынуждены, набирая номер, обращаться к записной книжке. Количество информации, которое человек может сохранить в кратковременной памяти, ограниченно. Миллер приводил по этому поводу такую отдаленную аналогию: «Это похоже на то, как если бы нам пришлось носить все наши деньги в кошельке, который может вместить только семь монет. Кошельку совершенно безразлично, будут ли эти монеты пенсами или серебряными долларами…».
Оперативная память обслуживает непосредственно
осуществляемые человеком действия или
операции. Когда человек какую – либо
сложную деятельность, то делает это по
частям (одно действие за другим). При этом
в памяти удерживаются некоторые промежуточные
цели и результаты. хранение информации
происходит в диапазоне от нескольких
секунд до нескольких дней. Срок хранения
рассчитан на решение поставленной задачи.
После чего информация может быть стерта
из оперативной памяти.
Долговременная память способна хранить информацию
в течение неограниченного срока. Она
характеризуется длительностью и прочностью
сохранения воспринятого материала.
Генетическая память: информация хранится в генотипе, передается и воспроизводится по наследству. На генетическую память невозможно оказывать влияние через обучение и воспитание.Биологическим механизмом запоминания информации являются мутации и связанные с ними изменения генных структур.
По способу запоминания память
делят на непроизвольную
и произвольную. Непроизвольное запоминание и
воспроизведение осуществляется без специальных
волевых усилий, когда не ставятся цели, задачи
запоминания или воспроизведения материала,
оно осуществляется как бы само собой.
Непроизвольно запоминается многое из
того, с чем сталкивается человек в жизни.
Другой характеристикой процесса
запоминания является степень осмысления
запоминаемого материала. Поэтому принято
выделять осмысленное и механическое
запоминание.
Доказано, что эффективность
осмысленного запоминания в 20 раз выше
механического. Механическое запоминание
неэкономно, требует многих повторений.
Механически заученное человек не всегда
может припомнить к месту и ко времени. Осмысленное
же запоминание требует от человека значительно
меньше усилий и времени, но является более
действенным. При механическом запоминании
в памяти через один час остается только
40% материала, а еще через несколько часов
— всего 20 %, а в случае осмысленного запоминания
40 % материала сохраняется в памяти даже
через 30 дней. Важнейшей характеристикой
памяти является ее временная характеристика.
В зависимости от продолжительности закрепления
и сохранения информации выделяют следующие
виды памяти. Сенсорная (следовая),
или непосредственная память обеспечивает
сохранение воспринятого образа на протяжении
долей секунды.
Основные процессы и механизмы памяти.
Память — это сложный психический
процесс, который объединяет целый ряд
психических процессов. Перечисленные
характеристики памяти в той или иной
степени присущи всем процессам, которые
объединяет понятие “память». Запоминание — это
процесс запечатления и последующего
сохранения воспринятой информации. Каждый
процесс, происходящий в коре мозга вследствие
воздействия внешнего раздражителя, оставляет
после себя следы, хотя степень их прочности
бывает различна. Лучше всего запоминается
то, что имеет жизненно важное значение
для человека: все, что связано с его интересами
и потребностями, с целями и задачами его
деятельности. Воспроизведение,
узнавание. Извлечение материала из
памяти осуществляется с помощью двух
процессов- воспроизведения и узнавания. Воспроизведение
— это процесс воссоздания образа предмета,
воспринятого человеком ранее, но не воспринимаемого
в данный момент. Физиологической основой
воспроизведения является возобновление
нервных связей, образовавшихся ранее
при восприятии предметов и явлений. Помимо воспроизведения существует
процесс узнавания. Узнавание
какого-либо объекта происходит в момент
его восприятия и означает, что происходит
восприятие объекта, представление о котором
сформировалось у человека или на основе
личных впечатлений (представление памяти),
или на основе словесных описаний (представление
воображения).
Забывание выражается в невозможности
восстановить ранее воспринятую информацию.
Физиологической основой забывания являются
некоторые виды коркового торможения,
мешающего актуализации временных нервных
связей. Чаще всего это так называемое
угасательное торможение, которое развивается
при отсутствии подкрепления. В настоящее
время известны факторы, влияющие на скорость
протекания процессов забывания. Так,
забывание протекает быстрее, если материал
недостаточно понят человеком. Кроме того,
забывание происходит быстрее, если материал
неинтересен человеку, не связан непосредственно
с его практическими потребностями. Этим
объясняется тот факт, что взрослые люди
лучше помнят то, что относится к их профессии,
что связано с их жизненными интересами,
а школьники хорошо помнят материал, который
их увлекает, и быстро забывают то, что
их не интересует. Скорость забывания
также зависит от объема материала и степени
трудности его усвоения: чем больше объем
материала или чем он труднее для восприятия,
тем быстрее происходит забывание. Другим
фактором, ускоряющим процесс забывания,
является отрицательное влияние деятельности,
следующей сразу после заучивания. Это
явление называют ретроактивным торможением.
Указанную закономерность необходимо
иметь в виду при организации учебной
работы. Особенно важно соблюдать перерывы
в занятиях, чередовать учебные предметы
так, чтобы между ними были значительные
отличия, — предметы, трудные для усвоения,
ставить раньше, чем легкие. Другим существенным
фактором, влияющим на скорость забывания,
является возраст. С возрастом отмечается
ухудшение многих функций памяти. Запоминать
материал становится труднее, а процессы
забывания, наоборот, ускоряются.
Информация о работе Память как познавательный психический процесс