Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2012 в 13:41, контрольная работа
Педагогическая действительность это та часть общей действительности, которая включена в педагогическую деятельность. Это ученик, учитель, их действия, методы обучения и воспитания, учебники, то, что в них написано и т. д. Такая деятельность может найти отражение не только в науке. Наука это лишь одна форма общественного сознания. Действительность может отражаться также и в обыденном (стихийно-эмпирическом) процессе познания, и в художественно-образной форме.
Введение…………………………………………………………………………...3
Охарактеризуйте предмет и объект педагогики как науки……………...5
Перечислите основные категории педагогики…………………………...8
Соотнесите понятие и их характеристики:………………………….......11
Социализация;
Образование;
Процесс освоения в специально созданных учреждениях или в результате самосовершенствования системы знаний, умение и навыков, творческого опыта, эмоционально-ценностных ориентаций на основе совокупности образовательных программ, а так же итог, результат этого процесса.
Усвоение человеком духовных ценностей, норм, установок, образцов поведения, присущих данному обществу, группе.
Заключение……………………………………………………………………….13
Литература……………………………………………………………………….14
Содержание
Введение…………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Литература……………………………………………………
Введение
Слово
«педагогика» происходит от греческого παιδαγωγική,
что означает буквально «детоведение,
деторождение». В Древней Греции «педагог» — раб ,
наблюдающий за ребёнком, отвечающий за
посещение им школы (часто — неспособный
к физическому труду). Развитие педагогики
неотделимо от истории человечества. Педагогическая
мысль зародилась и на протяжении тысячелетий
развивалась в древнегреческой, древневосточной
и средневековой теологии и
Актуальность
темы данной работы не вызывает сомнения.
В современном мировом
Слово
"педагогика" имеет несколько
значений. Во-первых, им обозначают педагогическую
науку. Во-вторых, есть и такое мнение,
что педагогика это искусство, и
тем самым она как бы приравнивается
к практике. Иногда под педагогикой
понимают систему деятельности, которая
проектируется в учебных
Педагогическая
действительность это та часть общей
действительности, которая включена
в педагогическую деятельность. Это
ученик, учитель, их действия, методы обучения
и воспитания, учебники, то, что в них написано
и т. д. Такая деятельность может найти
отражение не только в науке. Наука это
лишь одна форма общественного сознания.
Действительность может отражаться также
и в обыденном (стихийно-эмпирическом)
процессе познания, и в художественно-образной
форме.
Охарактеризуйте
предмет и объект
педагогики как науки.
Современная педагогика (от греч. Paidos - дитя, ago - веду, воспитываю) занимает особое место в системе наук о человеке. Она изучает и решает проблемы воспитания, обучения, образования и развития человека, возникающие на разных этапах его жизни в различных условиях социально-экономического и научно-технического развития общества, которое постоянно ставит новые задачи в области образования и воспитания.
Предметом
педагогики является целостный гуманистический
процесс воспитания и образования,
развития социально-активной личности,
подготовки ее к жизни и труду,
общественной деятельности с учетом
общественно-экономической
Объектом
изучения и исследования в педагогике
является реальный процесс передачи
новому поколению социально-
Объект - предмет познания и деятельности человека, субъекта.
Психология - наука о психическом отражении действительности в процессе деятельности человека и поведении животных.
Объект педагогики. А. С. Макаренко - ученый и практик, которого трудно обвинить в пропаганде "бездетной" педагогики, в 1922 г. сформулировал мысль о специфике объекта педагогической науки. Он писал, что многие считают объектом педагогического исследования ребенка, но это неверно. Объектом исследования научной педагогики является "педагогический факт (явление)". При этом ребенок, человек не исключаются из внимания исследователя. Напротив, являясь одной из наук о человеке, педагогика изучает целенаправленную деятельность по развитию и формированию его личности.
Следовательно,
в качестве своего объекта педагогика
имеет не индивида, его психику (это объект
психологии), а систему педагогических
явлений, связанных с его развитием. Поэтому
объектом педагогики выступают те явления
действительности, которые обусловливают
развитие человеческого индивида в процессе
целенаправленной деятельности общества.
Эти явления получили название образования.
Оно и есть та часть объективного мира,
которую изучает педагогика.
Предмет педагогики. Образование
изучает не только педагогика. Его изучают
философия, социология, психология, экономика
и другие науки. Например, экономист, изучая
уровень реальных возможностей "трудовых
ресурсов", продуцируемых системой
образования, пытается определить затраты
на их подготовку. Социолог хочет знать,
готовит ли система образования людей,
способных адаптироваться к социальной
среде, содействовать научно-техническому
прогрессу и социальным преобразованиям.
Философ, в свою очередь, применяя более
широкий подход, задается вопросом о целях
и общем предназначении образования -
каковы они сегодня и какими должны быть
в современном мире? Психолог изучает
психологические аспекты образования
как педагогического процесса и т.д.
Предмет
педагогики - это образование как реальный
целостный педагогический процесс, целенаправленно
организуемый в специальных социальных
институтах (семье, образовательных и
культурно-воспитательных учреждениях).
Педагогика в этом случае представляет
собой науку, изучающую сущность, закономерности,
тенденции и перспективы развития педагогического
процесса (образования) как фактора и средства
развития человека на протяжении всей
его жизни. На этой основе педагогика разрабатывает
теорию и технологию его организации,
формы и методы совершенствования деятельности
педагога (педагогическая деятельность)
и различных видов деятельности учащихся,
а также стратегий и способов их взаимодействия.
К проблемам, которые
исследует педагогика, относятся:
· изучение сущности и закономерностей
развития и формирования личности;
· определение целей воспитания;
· разработка содержания воспитания;
· исследования методов и форм организации
учебно-воспитательной деятельности.
Особенностью
предмета и объекта педагогики является
то, что на первое место выступает
во—первых, процесс формирования высоко
гуманистических отношений
Перечислите основные категории педагогики.
В период становления педагогики как науки были определены три фундаментальные категории (основные понятия педагогики) - "воспитание", "обучение", "образование".
Образование - процесс и результат овладения обучающимися системой научных знаний, умений, навыков, формирование на их основе мировоззрения, нравственных, духовных, эстетических и других качеств личности, развитие ее творческого потенциала, гуманных межличностных и общественных отношений.
На протяжении веков оформлялись разные воспитательные и образовательные учреждения. К ним относятся: детские сады, школы-гимназии, школы-интернаты, лицеи, колледжи, институты, университеты, академии, дома молодежи, дворцы творчества, центры развития, комнаты школьника
"Обучение" - понимается как процесс взаимодействия учителя и учащихся, в результате которого обеспечивается развитие ученика.
В зависимости от особенностей реализации процесса взаимодействия преподавания и учения в науке и практике выделяют разные дидактические системы: развивающее, проблемное, модульное, программированное обучение.
Самообразование - целенаправленный процесс самостоятельного овладения целостной системой знаний, умений и навыков, взглядов, убеждений прогрессивным опытом в определенной сфере деятельности под воздействием личных и общественных интересов.
Воспитание - целенаправленный организованный процесс, обеспечивающий всестороннее развитие личности и подготовку ее к трудовой и общественной деятельности, как явление общественной жизни оно возникло в процессе труда. Воспитание может быть активно и результативно управляемым человеком и использовано для совершенствования личности.
"Воспитание"
как всеобщая категория
В современной науке под "воспитанием"
как общественным явлением понимают передачу
исторического и культурного опыта от
поколения к поколению.
Накопление и передача опыта культуры и цивилизации во взаимосвязи с ростом научного знания стали не только неотъемлемой функцией общества, но и условием его развития. В настоящее время образование и воспитание рассматриваются как основные факторы формирования общества и государства, науки и культуры.
Педагогика
– это наука о воспитании человека
на всех возрастных этапах его развития.
Объектом педагогики принято считать
воспитание (в широком педагогическом
смысле) как сознательно и
Обучение
- это специально организованный, целенаправленный,
систематический процесс
Образование
- это, с одной стороны, целостный
процесс обучения и воспитания личности,
в ходе которого происходит ее формирование
и развитие, с другой - это результат
обучения и воспитания, т.е. тот объем
систематизированных знаний, умений,
навыков, способов мышления, а также
личностных качеств, которыми овладел
школьник по окончании обучения в учебно-воспитательном
учреждении.
Соотнесите понятия и их характеристики.
а) социализация – усвоение человеком духовных ценностей, норм, установок, образцов поведения, присущих данному обществу, группе.
Пример:
поступая в Вуз, будущие студенты,
попадают в определённую группу (группу
студентов), тем самым они проходят
социализацию. В этой группе формируется
определённый стиль поведения, появляется
лидер группы и т.д. Получив определённые
знания, и поступив на практику, студент
вновь попадает в определённую группу
людей и социализацию уже будет проходить
в трудовом коллективе.
Невозможно обучиться социальной роли
по книжкам или методом деловой игры, хотя
усовершенствовать себя в ней таким образом
можно. Наследник трона готовится к роли
монарха многие годы; его воспитывает
окружение, практика принятия управленческих
решений, которую приходится осваивать,
реально став королем или вождем. Каждая
социальная роль включает множество культурных
норм, правил и стереотипов поведения,
незримыми социальными нитями — правами,
обязанностями, отношениями — она связана
с другими ролями. И все это надо осваивать.
Вот почему к социализации применимо не
слово «обучение», а слово «освоение».
Оно шире по содержанию и включает в себя
обучение как одну из частей.
б) образование – процесс
освоения в специально созданных учреждениях
или в результате самосовершенствования
системы знаний, умений и навыков, творческого
опыта, эмоционально – ценностных ориентаций
на основе совокупности образовательных
программ, а также итог, результат этого
процесса.
Пример: среднее образование, полученное
выпускниками учебных учреждений различных
видов: школ, лицеев, гимназий, позволяет
учащимся овладеть определёнными знаниями,
умениями и навыками. Они позволяют в дальнейшем
определить направление последующего
образования среднего специального или
высшего.
В последнее время говорят о компетентностном
подходе в образовании. Это предполагает
формирование у учащихся в процессе образования
коммуникативной, проблемной, культурологической
и других компетентностей.