Педагогическая психология

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2012 в 22:21, курс лекций

Краткое описание

Функции учителя в организации учебно-воспитательного процесса. Психологическая служба в школе и ее роль в оптимизации учебно-воспитательного процесса в школе. Программа изучения коллектива школьного класса. Деятельность, направленность личности и ее формирование.

Содержание

ЛЕКЦИЯ 1. ПРЕДМЕТ, ЗАДАЧИ И МЕТОДЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ 5
ПЛАН 5
1.ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ. ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА 5
2.ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ 6
3. СТРУКТУРА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ. СВЯЗЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ С ДРУГИМИ НАУКАМИ 17
4. ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ И ИХ КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА 19
5.ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МЕТОДОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ 21
ЛЕКЦИЯ 2. ПСИХОЛОГИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ЛИЧНОСТИ УЧИТЕЛЯ 24
ПЛАН 24
1. ПОНЯТИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. КОНЦЕПЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА И ИХ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ 24
2. СТРУКТУРА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 25
3. ФУНКЦИИ УЧИТЕЛЯ В ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА 27
4.ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ЛИЧНОСТИ УЧИТЕЛЯ 28
5. ПРОБЛЕМЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ 31
6. ПОНЯТИЕ ОБ ИНДИВИДУАЛЬНОМ СТИЛЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 33
7. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА 34
ЛЕКЦИЯ 3. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СЛУЖБА В ШКОЛЕ И ЕЕ РОЛЬ В ОПТИМИЗАЦИИ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ШКОЛЕ 36
ПЛАН 36
1.ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ В ШКОЛЕ 36
2.ЛОГИКА И ОРГАНИЗАЦИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИЗУЧЕНИЯ ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКА И КОЛЛЕКТИВА ШКОЛЬНОГО КЛАССА 38
3.ПРОГРАММА ИЗУЧЕНИЯ ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКА 38
4.ПРОГРАММА ИЗУЧЕНИЯ КОЛЛЕКТИВА ШКОЛЬНОГО КЛАССА 42
5.ПСИХОКОРРЕКЦИОННАЯ И ПРОСВЕТИТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ 45
6. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА УРОКА 46
ЛЕКЦИЯ 4. ПСИХОЛОГИЯ ВОСПИТАНИЯ ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКА 48
ПЛАН 48
1. ПОНЯТИЕ ЦЕЛИ ВОСПИТАНИЯ 48
2. СРЕДСТВА И МЕТОДЫ ВОСПИТАНИЯ 49
3. ОСНОВНЫЕ СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ ВОСПИТАНИЯ 52
4. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ ВОСПИТАНИЯ. ПРОБЛЕМА УСТОЙЧИВОСТИ ЛИЧНОСТИ 54
ЛЕКЦИЯ 5. УПРАВЛЕНИЕ ВОСПИТАНИЕМ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА И ЕГО ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ СМЫСЛ 56
ПЛАН 56
1.ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ СВОЙСТВ ЛИЧНОСТИ 56
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, НАПРАВЛЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ И ЕЕ ФОРМИРОВАНИЕ 57
РАЗВИТИЕ НРАВСТВЕННОЙ СФЕРЫ ЛИЧНОСТИ 60
2.СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВОСПИТАНИЯ 61
ОБЩЕНИЕ КАК ФАКТОР ВОСПИТАНИЯ 61
РОЛЬ КОЛЛЕКТИВА В ВОСПИТАНИИ УЧАЩИХСЯ 63
СЕМЬЯ КАК СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКТОР ВОСПИТАНИЯ 64
ВОСПИТАНИЕ И ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ УСТАНОВОК ЛИЧНОСТИ 66
3.ПРОБЛЕМА УПРАВЛЕНИЯ ВОСПИТАНИЕМ ЛИЧНОСТИ 67
4.ПОКАЗАТЕЛИ И КРИТЕРИИ ВОСПИТАННОСТИ ШКОЛЬНИКОВ 71

Вложенные файлы: 1 файл

Лекц по пед психологии.doc

— 545.00 Кб (Скачать файл)
  • во-первых, не известны все сензитивные периоды развития интеллекта и личности ребенка, их начало, деятельность и конец;
  • во-вторых, в жизни каждого ребенка они индивидуально своеобразны наступают в разное время и протекают по-разному. Трудности возникают и с определением психологических качеств ребенка, которые могут формироваться и развиваться в данном сензитивном периоде.

      Вторая  проблема касается связи, существующей между сознательно организуемым педагогическим воздействием на ребенка и его психологическим развитием. Ведет ли обучение и воспитание за собой развитие ребенка или нет? Всякое ли обучение является развивающим (развивает)? Как связаны между собой биологическое созревание организма, обучение и развитие ребенка? Это лишь некоторые вопросы, входящие в состав данной проблемы.

      Третья  проблема касается общего и возрастного  сочетания обучения и воспитания. Известно, что каждый возраст ребенка открывает свои возможности для интеллектуального и личностного роста. Одинаковы ли они для всех детей, как оптимально использовать эти возможности? Как соединить в педагогическом процессе воспитательные и обучающие воздействия, чтобы они стимулировали развитие?

      Следующей является проблема системного характера развития ребенка и комплексности педагогических воздействий. Суть ее заключается в том, чтобы представить развитие ребенка как прогрессивное преобразование множества его когнитивных и личностных свойств, каждое из которых можно развивать отдельно, но развитие каждого сказывается на становлении множества других свойств и в свою очередь зависит от них.

      Другой  проблемой является проблема  связи созревания и обучения, задатков и способностей, генотипической и средовой обусловленности развития психологических характеристик и поведения ребенка. В обобщенной форме она представляется в виде вопроса о том, как генотип и среда раздельно и совместно воздействуют на психологическое и поведенческое развитие ребенка.

      Шестой  является проблема психологической готовности детей к сознательному воспитанию и обучению. Решая ее, нужно определить, что означает психологическая готовность к обучению и воспитанию, в каком смысле слова следует эту готовность понимать:

  • в смысле наличия у ребенка задатков или развития способностей к воспитанию и обучению;
  • в смысле личного уровня развития;
  • в смысле достижения определенной ступени интеллектуальной и личностной зрелости.

      Важна и проблема педагогической запущенности ребенка (под которой подразумевается его не способность к усвоению педагогических воздействий и ускоренному развитию, вызванную устранимыми причинами, в частности тем, что на более ранних этапах своего развития ребенка плохо обучали и воспитывали).

      Восьмой проблемой является обеспечение индивидуализации обучения. Под ней понимается необходимость научно обоснованного разделения детей по группам в соответствии с имеющимися у них способностями и задатками, а так же применения к каждому ребенку методов обучения и воспитания, которые лучше всего подходят к его индивидуальным особенностям.

      Последняя из нашего списка - это проблема социальной адаптации и реабилитации. Здесь речь идет о приспособлении детей, которые оказались социально изолированными и неготовыми к нормальной жизни среди людей, к обучению и взаимодействию с ними на личностном и деловом уровнях. Например, дети много болевшие, из детских домов, интернатов и других закрытых учебных заведений. Социальная реабилитация - это восстановление нарушенных социальных связей и психики таких детей, чтобы они могли успешно учиться и развиваться как все нормальные дети в общении и взаимодействии с окружающими людьми.

      Решение перечисленных психолого-педагогических проблем требует от учителя высокой профессиональной квалификации, немалую часть которой составляют психологические знания, умения и навыки.

    5.Общая  характеристика методов педагогической психологии

      Достижением любой науки в значительной степени  определяется развитием ее методического аппарата, позволяющего добывать новые научные факты и на их основе строить научную картину мира. Принято выделять в психологии три уровня методологического1 анализа:

  • Общая методология - философский подход к анализу явлений действительности (у нас такими общими принципами являются исторический и диалектический материализм).
  • Частная (специальная) методология обеспечивает конкретную реализацию общефилософских подходов в виде методологических принципов применительно к объектам психологического исследования.
  • Совокупность конкретных методов, методик и процедур в психолого-педагогических исследованиях. Именно этот уровень непосредственно связан с практикой исследования.

      Педагогическая  психология используется все те методы, которые есть в арсенале других отраслей психологии (психологии человека, возрастной психологии, социальной психологии и др.): наблюдение, опрос, эксперимент и т.д.

      Кроме общих методов в педагогической психологии есть еще специальные методы. К ним относятся, например, психолого-педагогический эксперимент и специальное психолого-педагогическое тестирование, предназначенное для определения степени обученности и воспитанности ребенка. Особое место среди прочих методов занимает психолого-педагогический эксперимент - исследование, которое задумано и проведено со специальной развивающей целью – для установления эффекта тех или иных педагогических воздействий на ребенка.

      Все методы, используемые в педагогической психологии делятся на:

  • организационные (они касаются целей, содержания, структуры, организации проводимых исследований, их состава и подготовки).
  • процедурные (касаются форм реализации проводимого исследования в целом и его отдельных частей).
  • оценочные (включают в себя способы психолого-педагогического оценивания результатов исследования).
  • методы сбора данных и обработки (методы, с помощью которых собираются необходимая информация о испытуемом; методы, служащие для преобразования первичных качественных и количественных результатов исследования в теоретические и практические психолого-педагогические выводы и рекомендации).

      Кроме того, выделяют еще две группы методов, имеющие  целью оказание прямого  практического психологического воздействия на ребенка. Это психологическое консультирование и психологическая коррекция. Психологическое консультирование - оказание устной помощи ребенку в виде советов и рекомендаций на основе его предварительного обследования и знакомства с теми проблемами, с какими он столкнулся в процессе своего развития. Форма проведения консультации - беседа с ребенком, родителями или людьми, участвующими в его обучении и воспитании (носит рекомендательный характер).

      Коррекция предполагает непосредственное педагогическое воздействие психолога на заинтересованное лицо (методы психотерапевтического воздействия, социально-психологический тренинг, аутогенная тренировка2).

Лекция 2. Психология педагогической деятельности и личности учителя

    План

1. Понятие педагогической деятельности. Концепции педагогического процесса и их психологическое обоснование

2. Структура педагогической  деятельности 

3. Функции учителя  в организации  учебно-воспитательного  процесса

4.Психологические  требования к личности  учителя 

5.Проблемы педагогического общения

6. Стиль педагогического  руководства. Понятие  об индивидуальном  стиле педагогической  деятельности

7. Психологические  особенности педагогического  коллектива

    1. Понятие педагогической  деятельности. Концепции педагогического процесса и их психологическое обоснование

      Педагогическая  деятельность - это деятельность взрослых членов общества, профессиональной целью которых является воспитание подрастающего поколения. Педагогическая деятельность – объект исследования различных отраслей педагогической науки: дидактики, частных методик, теории воспитания, школоведения. Психологию педагогической деятельности можно определить как отрасль психологического знания, изучающую психологические закономерности труда учителя и то, как учитель воспринимает, трансформирует и реализует задаваемые обществом через институты воспитания цели и систему педагогической деятельности, как он осознает актуальность задач, форм и методов своей деятельности в зависимости от конкретных условий.

      Содержание  и психология педагогической деятельности определяется социальными факторами - местом и функциями учителя в обществе, требованиями общества к учителю; затем социально-психологическими факторами: социальными ожиданиями окружающих учителя людей по отношению к его личности и деятельности, его собственными ожиданиями и установками в сфере его педагогической деятельности.

    2. Структура педагогической  деятельности

      Выделяют  три компонента педагогической деятельности:

  • конструктивный;
  • организаторский;
  • коммуникативный.

      Конструктивный компонент. В работе учителя большое место принадлежит конструированию урока, внеклассного мероприятия, подбору учебного материала в соответствии со школьными программами, учебниками, различными методическими разработками и его переработка для изложения учащимся. Вся эта работа в итоге выливается в подробный конспект урока. Поиск путей активизации и интенсификации процесса обучения также неотъемлемая часть конструктивной деятельности.

      Организаторский компонент. Важное место в структуре педагогической деятельности занимает организаторская деятельность, составляющей единое целое с конструктивной. Все, что планирует учитель провести в течение урока, должно сочетаться с его умением организовать весь учебно-воспитательный процесс. Только в этом случае ученики будут вооружаться знаниями. Организаторский компонент включает три направления: организация своего изложения; организация своего поведения на уроке; организация деятельности детей; постоянная активизация их познавательной сферы. Если учитель проявляет мастерство лишь в одном аспекте организаторской деятельности, например, хорошо организовал изложение (умело подобрал учебный материал, словесную, предметную наглядность), но не привлек детей к активной мыслительной деятельности, то урок может носить только развлекательный характер, а полноценного усвоения знаний не будет. Это же относится и к остальным направлениям организаторского компонента структуры.

      Коммуникативный компонент. Он включает в себя установление и поддержание отношений с учениками, родителями, администрацией, учителями. Именно отношение учителя к ученикам определяет успех его конструктивной и организаторской деятельности и эмоциональное благополучие школьника в процессе обучения. Выделяют пять типов эмоциональных отношений учителей к учащимся: эмоционально-положительный активный, эмоционально-положительный пассивный, эмоционально-отрицательный активный, эмоционально-отрицательный пассивный, неуравновешенный.

      Оказывается, что взаимоотношения детей в  классе в большинстве случаев соответствует тому или другому эмоциональному стилю, которым характеризуется поведение учителя. Так, у учителя эмоционально-неуравновешенного, который то подозрителен и отрицательно настроен к ученикам, то сентиментален и необоснованно поощряет учеников, класс бывает нервозным, неровным в отношении друг к другу.

      Коммуникативная сторона педагогической деятельности проявляется во всем педагогическом процессе. Осуществление индивидуального  подхода, как одной из сторон коммуникативной  деятельности человека, также определяет успех его работы. Учитель должен заметить и учесть особенности школьника, которые мешают или помогают ему, и соответственно реагировать на них. Так, медлительность ученика, связанная с его темпераментом, требует терпения и такта учителя. Надо помнить, что именно коммуникативные компоненты деятельности учителя в большинстве случаев являются причиной отклонений в результатах обучения.

      А.И. Щербаков, кроме изложенных компонентов, выделяет психологические функции  педагогической деятельности. Это информационная функция (владение материалом и искусством его подачи); развивающая (управление развитием личности школьника в целом); ориентационная (направленность личности, ее мотивы, идеалы); мобилизационная (активизация умственной деятельности учащихся, развитие их самостоятельности); исследовательская (творческий поиск в педагогическом процессе, умение провести эксперимент, обобщить опыт и постоянно совершенствовать свое мастерство).

    3. Функции учителя  в организации  учебно-воспитательного процесса

      В «Толковом словаре» В. Даля слово «учитель» определяется как наставник, преподаватель, т.е. подчеркиваются две его основных функции - руководство приобретением и реализацией социального опыта ученикам и передача накопленных человечеством знаний. Эти функции были для учителя основными на всем протяжении истории человечества.

Информация о работе Педагогическая психология