Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2012 в 22:21, курс лекций
Функции учителя в организации учебно-воспитательного процесса. Психологическая служба в школе и ее роль в оптимизации учебно-воспитательного процесса в школе. Программа изучения коллектива школьного класса. Деятельность, направленность личности и ее формирование.
ЛЕКЦИЯ 1. ПРЕДМЕТ, ЗАДАЧИ И МЕТОДЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ 5
ПЛАН 5
1.ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ. ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА 5
2.ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ 6
3. СТРУКТУРА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ. СВЯЗЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ С ДРУГИМИ НАУКАМИ 17
4. ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ И ИХ КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА 19
5.ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МЕТОДОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ 21
ЛЕКЦИЯ 2. ПСИХОЛОГИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ЛИЧНОСТИ УЧИТЕЛЯ 24
ПЛАН 24
1. ПОНЯТИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. КОНЦЕПЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА И ИХ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ 24
2. СТРУКТУРА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 25
3. ФУНКЦИИ УЧИТЕЛЯ В ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА 27
4.ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ЛИЧНОСТИ УЧИТЕЛЯ 28
5. ПРОБЛЕМЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ 31
6. ПОНЯТИЕ ОБ ИНДИВИДУАЛЬНОМ СТИЛЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 33
7. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА 34
ЛЕКЦИЯ 3. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СЛУЖБА В ШКОЛЕ И ЕЕ РОЛЬ В ОПТИМИЗАЦИИ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ШКОЛЕ 36
ПЛАН 36
1.ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ В ШКОЛЕ 36
2.ЛОГИКА И ОРГАНИЗАЦИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИЗУЧЕНИЯ ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКА И КОЛЛЕКТИВА ШКОЛЬНОГО КЛАССА 38
3.ПРОГРАММА ИЗУЧЕНИЯ ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКА 38
4.ПРОГРАММА ИЗУЧЕНИЯ КОЛЛЕКТИВА ШКОЛЬНОГО КЛАССА 42
5.ПСИХОКОРРЕКЦИОННАЯ И ПРОСВЕТИТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ 45
6. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА УРОКА 46
ЛЕКЦИЯ 4. ПСИХОЛОГИЯ ВОСПИТАНИЯ ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКА 48
ПЛАН 48
1. ПОНЯТИЕ ЦЕЛИ ВОСПИТАНИЯ 48
2. СРЕДСТВА И МЕТОДЫ ВОСПИТАНИЯ 49
3. ОСНОВНЫЕ СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ ВОСПИТАНИЯ 52
4. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ ВОСПИТАНИЯ. ПРОБЛЕМА УСТОЙЧИВОСТИ ЛИЧНОСТИ 54
ЛЕКЦИЯ 5. УПРАВЛЕНИЕ ВОСПИТАНИЕМ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА И ЕГО ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ СМЫСЛ 56
ПЛАН 56
1.ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ СВОЙСТВ ЛИЧНОСТИ 56
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, НАПРАВЛЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ И ЕЕ ФОРМИРОВАНИЕ 57
РАЗВИТИЕ НРАВСТВЕННОЙ СФЕРЫ ЛИЧНОСТИ 60
2.СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВОСПИТАНИЯ 61
ОБЩЕНИЕ КАК ФАКТОР ВОСПИТАНИЯ 61
РОЛЬ КОЛЛЕКТИВА В ВОСПИТАНИИ УЧАЩИХСЯ 63
СЕМЬЯ КАК СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКТОР ВОСПИТАНИЯ 64
ВОСПИТАНИЕ И ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ УСТАНОВОК ЛИЧНОСТИ 66
3.ПРОБЛЕМА УПРАВЛЕНИЯ ВОСПИТАНИЕМ ЛИЧНОСТИ 67
4.ПОКАЗАТЕЛИ И КРИТЕРИИ ВОСПИТАННОСТИ ШКОЛЬНИКОВ 71
Понятие о коллективе. Социализация личности школьника в условиях вариативного образования зависит как от состояния социальной среды, так и от позиции самой личности.
Наиболее значимой для ученика социальной средой является его школьный класс, в котором складывается сложная социально-психологическая атмосфера, непосредственно влияющая на развитие индивида и выступающая буфером между школой и ребенком.
Как отмечает А.В. Петровский, «... Источником развития и утверждения личности является противоречие между потребностью индивида в персонализации и субъективной заинтересованностью референтной для индивида группы принимать лишь те проявления его индивидуальности, которые соответствуют ее задачам, нормам и ценностям...».
В этой связи учителю необходимо знать, как личность принимает (или не принимает) на себя задачи совместной жизни класса и соответственно перестраивает себя, расставаясь с одними чертами и приобретая другие, либо, не найдя в себе сил для самоизменения, остается прежней, вступая тем самым в конфликт с классом. Да и сам класс имеет тенденцию к саморазвитию, как справедливо заметил А.В. Петровский: «Так же, как индивид в предметной деятельности преобразует окружающий мир и посредством этого изменяет себя, становясь личностью, ... так же и социальная группа в совместной социально значимой деятельности преобразует окружающее и посредством этого изменяет систему межличностных отношений, становясь коллективом». В процессе взаимодействия личности и группы происходит своеобразное «внедрение» личности в группу и группы в личность.
Определение понятия коллектив. Существует несколько довольно близких определений коллектива:
Основные свойства коллектива и методы их изучения. Интегративность группы ведет к согласованности актов поведения и деятельности членов группы. Коллектив - это система интегративных и дифференциальных признаков. Отличие коллектива от диффузной группы состоит в качественном своеобразии межличностных отношений и взаимодействия, а также уровнем развития таких общих характеристик, как направленность, организованность, интеллектуальная коммуникативность, психологический климат, которые и образуют структуру коллектива.
Кроме того, оценивается подготовленность группы как уровень знаний, навыков, умений в том или ином виде совместной групповой деятельности.
В
качестве основной методики изучения
уровня развития класса предлагается
«Карта-схема психолого-
Работа психологической службы в школе немыслима без формирующего педагогического воздействия на личность и коллектив. По итогам психодиагностики учитель в содружестве со школьным психологом может определить задачи по их дальнейшему формированию и психологической коррекции. Б.Ф. Ломов указывал, что использовать психологические знания напрямую, по принципу «короткого замыкания» не эффективно. Они должны послужить основой для создания таких условий жизнедеятельности, в рамках которых у человека будут формироваться необходимые (в соответствии с полученной психологической информацией) психологические качества. Для этого необходимо соответствующим образом организовать деятельность учащихся.
Помимо этого, психокоррекционная работа осуществляется через индивидуальные психологические консультации учащихся, учителей и родителей (по обращению), индивидуальную психокоррекционную работу. Необходимой частью работы по психологической коррекции является разработка задач, методов, критериев деятельности конкретной школы по управлению развитием и формированием личности школьника и коллектива учащихся. Необходимо, чтобы процесс психодиагностики, прогнозирования и управления развитием личности носил непрерывный характер, был целостным и завершенным. Для этого необходимо иметь эталоны для развития личности и коллектива как ориентиры для целенаправленного воздействия.
Одна
их важнейших функций
Урок является ведущей и общей формой школьного обучения и воспитания, центральным компонентом всей деятельности учителя. Именно на уроке происходит координация и интеграция всех действий учителя, именно на уроке учитель целостно выражает требования образования и воспитания.
На основе психологического анализа урока можно довольно точно прогнозировать психическое развитие школьников. Психологический анализ урока не есть простое указание на психологические моменты урока или замечания негативного характера. Цель психологического анализа урока не в простой констатации успехов и неудач, а в том, чтобы установить причины неудач и дифференцировать успех случайный и успех, заранее предвиденный и подготовленный. Такой успех может опираться только на понимание учителем психологических закономерностей обучения и воспитания, на учение использовать свои знания в осуществлении урока.
Эффективность обучения и воспитания на уроке зависит от внешних условий – педагогического мастерства учителя, рационального построения учебной программы, учебников, учебных пособий, методов обучения, оснащенности техническими средствами обучения и др.
Зависит эффективность и от внутренних условий, определяющихся личностью самих учащихся, а именно: уровнем их умственного развития, их отношением к учебе, особенностями самоорганизации умственной деятельности. Учитывая эти обстоятельства, психологический анализ урока следует вести по двум направлениям:
Важно также учитывать организацию познавательной деятельности учащихся учителем, психологический контакт учителя с классом и творческое рабочее самочувствие учителя.
Бывает, что на уроке многое происходит иначе, чем предполагал учитель. Как бы ни был опытен и подготовлен учитель, он никогда не сможет предусмотреть все, что произойдет на уроке, но он может и должен быстро и точно ориентироваться в возникающих ситуациях, перестраиваться в соответствии с обстановкой, не теряя при этом психологической цели урока и логической связи его структурных компонентов. Только четкая психологическая целенаправленность и совершенно свободное владение материалом помогут учителю сохранить свое хорошее рабочее самочувствие, остаться верным своему стилю, не потерять самого себя и добиться осуществления задуманного.
1. Понятие цели воспитания
2. Средства и методы воспитания
3. Основные социальные институты воспитания
4. Психологические теории воспитания. Проблема устойчивости личности
Процесс воспитания начинается с определения его целей. Главной целью воспитания является формирование и развитие ребенка как личности, которая обладает полезными качествами, необходимыми ей для жизни в обществе. Цель и задачи воспитания не могут устанавливаться раз и навсегда в любом обществе. Изменение общественного устройства и социальных отношений ведет к изменению и целей воспитания. Они задаются каждый раз в виде требований, предъявляемых новыми тенденциями развития общества к личности человека. Цели воспитания остаются относительно устойчивыми лишь в стабильные периоды развития общества. Во времена значительных социально-экономических преобразований они становятся неопределенными.
Задачи воспитания на всех этапах социальной истории определяются в первую очередь так называемыми общечеловеческими и нравственными ценностями. К ним мы относим понятия добра и зла, порядочности, гуманности и любви к природе, духовности, свободы, ответственности личности за то, что происходит с ней и вокруг нее, скромности, доброты и бескорыстности. Под духовностью мы понимаем приоритет нравственных идеалов над сиюминутными влечениями и потребностями, она проявляется в стремлении личности к самосовершенствованию. Под свободой мы понимаем стремление личности к внутренней и внешней независимости. Оно обязательно сопровождается признанием соответствующих прав за любой другой личностью, независимо от религиозной, национальной, социальной и иной принадлежности. Ответственность мы определяем как внутреннюю готовность человека добровольно взять на себя обязательства за судьбы других людей и общества в целом.
Общая цель современного воспитания - сделать детей высоконравственными, духовно богатыми, внутренне свободными и ответственными личностями. Кроме общей выделяют еще и специальные цели воспитания, которые ученые описывают лишь приблизительно. Это цели воспитания, которые могут стать другими, когда общество, завершив один этап своего развития, начинает двигаться дальше.
Специальные цели воспитания, соответствующие современным тенденциям общественного прогресса заключаются в том, чтобы вырастить школьников инициативными, предприимчивыми людьми, которые честолюбиво стремятся к достижению успехов.
В широком смысле слова под средствами воспитания понимают способы организованного и неорганизованного воздействия, при помощи которых одни люди (воспитатели) воздействуют на других людей (воспитанников) с целью выработать у них определенные психологические качества и формы поведения.