Педагог как субъект педагогической деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2013 в 11:40, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы – изучение психологической культуры педагога. Исходя из цели исследования, были поставлены следующие задачи: Анализ существующих по изучаемой проблеме литературных источников. Провести теоретический анализ понятий «личность педагога», «социальный интеллект», «эмоциональный интеллект», «эмоциональное выгорание». Провести теоретический анализ понятия «психологическая культура педагога». Рассмотреть психологические особенности синдрома эмоционального выгорания в профессиональной деятельности педагога. Изучить влияние психологической культуры педагога на личностный рост ребёнка.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. Педагог как субъект педагогической деятельности……………..5
Личность педагога………………………………………………5
Педагог как субъект педагогической деятельности…………..7
ГЛАВА 2. Психологическая культура педагога……………………………11
2.1. Психологическая культура педагога………………………..11
2.2. Социальный интеллект педагога…………………………….12
2.3. Эмоциональный интеллект педагога………………………..17
2.4. Психологические особенности развития синдрома эмоционального выгорания в профессиональной деятельности педагога…20
2.5. Влияние психологической культуры педагога на личностный рост ребёнка……………………………………………………………………..24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………28
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………..31

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовик 3курс.doc

— 151.50 Кб (Скачать файл)

Если исходить из сущности и содержания профессии  педагога, то первая основная личностная черта то – интерес к жизни. Влияние этой личностной черты на содержание и характер работы  педагога чрезвычайно сильное, и тем более сильное, что оно незаметно даже самому учителю. Детство, так неравнодушное к жизни не прощает равнодушия к жизни кого-либо, тем более, если такое равнодушие проявляет педагог. Интерес к жизни – условие работы с детством, это условие эффективности воспитания, так как воспитание непременно ориентировано на формирование способности быть счастливым, а в основе такой способности лежит принятие жизни как таковой в качестве великого дара природы.

Вторая личностная характеристика, способствующая успешности работы с детьми это – интерес  к человеку как к таковому. Под  ним подразумевается такое общее  отношение к человеку как феномену в системе живых организмов на земле. Когда внимание к разного рода личностным проявлениям «Я» человека связанно с познанием человеческой души, с уважением индивидуальности, с признанием права на особенности и несходство с другими людьми и когда в отношении к человеку сохраняется позиция вне зависимости от конкретных характеристик этого человека. Если педагогу интересен человек как таковой, решается или легко снимается целый ряд проблем. Решается пресловутый вопрос «любви к ребёнку», потому что педагогу при наличии интереса к человеку интересен каждый воспитанник. Нельзя любить сотни и тысячи людей, с которыми приходится работать педагогу в течение своей профессиональной жизни: для этого не хватит духовных и физических сил. Но, имея интерес к человеку, работать с множеством маленьких детей, при всей сложности и тонкости этой работы легко, если обеспечена профессиональная компетентность. Интерес к человеку помогает обрести профессиональное равновесие и устоять на профессиональной высоте, а значит, трезво искать решение проблемы.

Третья важная личностная характеристика это – интерес к культуре. Как личностная характеристика он, с одной стороны, является условием успешности профессиональной работы педагога, а с другой стороны та черта личности развивается в процессе воспитания. В понятие культуры входит всё, что возделывается человеком, всё, что стало преобразованием натуры. Когда речь идёт об интересе к культуре педагога, то имеется в виду палитра его интересов к технике, науке, искусству, устройству быта, политическому устройству общества, морали, экономике, гигиене и других форм созидания в этом мире.

Одно из самых  сильных противоречий воспитания состоит  в том, что педагог является представителем вчерашней культуры, ему же приходится выступать в роли представителя  сегодняшней, хотя он ею владеет в недостаточной степени, а иногда далёк от неё. Однако это противоречие преодолевается: приобщая детей к культуре, педагог сам овладевает тем, что прививает им [27,c.116].

Выявленные  личностные качества профессионально целостны, они необходимы как условие, они достаточны для педагога, но они обладают одной важной ролью: сберегают физическое, психическое здоровье педагога, укрепляют его духовные силы.

 ГЛАВА 2. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ПЕДАГОГА

 

2.1. Психологическая  культура педагога

Рост и развитие личности всегда осуществляется в определённом психологическом, педагогическом  и культурном пространстве. Такое определение обычно используется в педагогической литературе. Важно понять, как отдельные компоненты этого пространства (психологический климат, педагогическая система, социальное окружение) влияют на становление личности. Но, в конечном итоге, анализ компонентов всегда сводится к определению уровня культуры данного пространства: психологическая культура, педагогическая и социальная культура, в которой растёт человек [3, с.68].

Известно, что  существует несколько сотен определений  понятия «культура», десятки подходов к её изучению, теоретических концепций, моделей и видов. Возникла вполне самостоятельная система знаний, оформившаяся как наука культурология. Не смотря на простоту всем знакомого понятия, оно хранит в себе огромное смысловое многообразие. Л.С. Колмогорова, анализируя различные подходы к пониманию психологической культуры, пишет: « остаётся проблемой определение понятия «психологическая культура» личности, выделение её параметров, уровней. Отметим , что термин «психологическая культура» не попал ни в один из отечественных психологических словарей. В справочной литературе представлены определения отдельных её составляющих (коммуникативной культуры, культуры поведения, культуры мышления)».1

Культура вообще и психологическая культура в  частности, как любая сложноорганизованная система, обладает способностью к самоорганизации  в обществе. Изменения, происходящие с жизни, незамедлительно отражаются на уровне преходящих ценностей, возрождают забытые смыслы, нормы. Социум как единый организм должен присвоить их и наделить эти эталоны характеристиками.

Психологическая культура как часть общей культуры в процессе своего развития постепенно проникает в разные слои и сферы бытия. Сензитивность к рождающимся ценностям, способность к их формулированию в ситуации неопределённости «идеальной формы» -  один из признаков включённости в культуру [7, с.81].

На волне  демократизации гуманистическая парадигма  современной философии образования вызвала резонанс в широких кругах общественности. Всплеск интереса к психологии получил распространение как в среде педагогов, так и в среде родителей. К изучению способов оптимизации развития психических функций, процессов общения с целью достижения определённого статуса в социуме добавился интерес к личности ребёнка как к субъекту собственного жизнетворчества. Постепенно приходит осознание того, что «разумное, доброе, вечное» автоматически не присвоится ребёнком. В лучшем случае оно станет оболочкой, чтобы казаться «хорошим», получить признание, похвалу, и которую можно убрать оставшись наедине с собой.

Настоящей миссией  Педагога является направление и  поддержка подлинной, аутентичной  личности, которая вступила в процесс  диффузии с культурой, приняла вызов культуры и во взаимодействии с ней в лице педагога участвует в процессе развития. В этом процессе ребёнок осваивает идеальную форму, овладевает ею, она становится его собственной субъективной , реальной формой. Последняя в свою очередь, может и должна быть способной к порождению новых идеальных форм, иначе остановится развитие культуры. В процессе культуроосвоения и культуротворчества ребенка формируется его смысложизненая ориентация.

2.2. Социальный интеллект  педагога

Критерии уровня интеллектуального развития личности связанны с тем, как человек воспринимает, понимает и объясняет действительность – от этого зависят и особенности интеллектуального овладения ситуацией, и особенности поведения в этой ситуации. Это не значит, что интеллект – это механизм адаптации к своему окружению. Напротив, умные люди, как правило, ведут себя неадаптивно.  Они в силу специфики организации своего ментального опыта видят происходящее по-другому, их поведение соответствует их глубинным, заситуативным закономерностям, вступая при этом в противоречия с актуальными ситуативными требованиями. Проблема интеллекта с одной стороны является изучаемой и распространённой, с другой стороны остаётся самой дискуссивной. До настоящего момента не сложилось однозначного определения интеллекта, хо особенностей тя это понятие активно используется в различных областях психологической науки. [28, с.143].

Отсутствие однозначности  в определениях интеллекта связанно с многообразием проявлений интеллекта. Однако всем этим проявлениям присуще - то общее, что позволяет отличать их от других особенностей поведения, а именно – активизация в любом интеллектуальном акте мышления, памяти, воображения, - всех тех психических функций, которые отвечают за познание окружающего мира.

Психометрический интеллект. Он измеряется тестами интеллекта. За понятием психометрического интеллекта стоит основополагающий фактор человеческой психики, организующий ментальный опыт человека и отвечающий за эффективность переработок поступающей информации.

Биологический интеллект. Со времён сера Ф. Гальтона было предположено, что высоким интеллектом отличаются люди, имеющие какое-либо природное, физиологическое превосходство над другими. Например, быстрейшую проводимость раздражителя от рецепторов в мозгу, либо скорость обработки информации, либо низкий или высокий порог чувствительности к уровню раздражения. Г. Айзенг, полагает, что именно измерение уровня биологического интеллекта отвечает современной научной парадигме, т.к., по его мнению, все остальные виды интеллекта, социальный и психометрический, являются лишь следствием, внешним проявлением биологического интеллекта, который и является его основной детерминантой.

Социальный интеллект. Его  рассматривают, как проявление социально-полезной адаптации. Определение интеллекта имеет  давнюю традицию. Приспособительный акт – решение жизненной задачи с помощью интеллекта – осуществляется посредством действия с мысленным (ментальным) эквивалентом объекта, посредством действия в уме при доминирующей роли сознания над бессознательным. Благодаря этому решение проблемы может быть осуществлено здесь и теперь без внешних поведенческих проб, правильно и одноразово: пробы, проверка гипотез, осуществляется во “внутреннем плане действия“. В данном случае “критерием интеллектуального поведения является не преобразование среды, а открытие возможностей среды для адаптивных действий индивида в ней” [4 с.51].

Социальный интеллект  – способность правильно понимать поведение людей. Эта способность  необходима для эффективного межличностного взаимодействия и успешной социальной адаптации. Он обеспечивает переработку информации, необходимой для прогнозирования результатов деятельности. С одной стороны, человек получая информацию о характере деятельности других людей, осознаёт её и происходит подчинение ей выполняемых умственных операций. А с другой стороны, в процессе переработки информации происходит формирование суждений о значении происходящего [2, с. 69].

 В зависимости от  своих интеллектуальных возможностей  и сложившихся социальных условий приобретает опыт приобретения целей, что позволяет отобрать значимую информацию адекватную сложившимся условиям для реализации себя как субъекта, сформировать оценочные суждения о происходящем, непосредственно включая ученика в процесс целеполагания. Однако  эта функция не позволяет определить ценностный смысл её достижения.

 Коммуникативно-ценностная функция социального интеллекта связанна с потребностью понимать окружающих и в свою очередь быть понятным ими. Познавая себя в постоянном общении с другими людьми, начинается процесс, при котором человек активно выделяет и усваивает нормы и эталоны взаимоотношений.

Коммуникация с одной  стороны рассматривается, как способ установления связи между человеком  и социальной средой, с другой стороны  – как процесс поиска смыслов среди ценностей жизни. Выделяют два основных проявления коммуникативно-ценностной функции [26, с.138].

  1. Создание идеально-содержательного плана, связанного с определением ситуации социального действия (мыслекоммуникация) способствует пониманию данного человека. Человек не просто контактирует и воспринимает информацию, но и преобразует её, выдвигая задачи, проблемы, касающиеся социальных отношений.
  2. Акт обнаружения себя в другом человеке (экзистенциональная коммуникация) реализуется в способности понимать, воспринимать личностные и социально-психологические позиции людей, в анализе особенностей поведения, представить другого человека на своём месте.

Очевидна взаимосвязь  познавательно-оценочной функции  социального интеллекта и коммуникативно-ценностной функции. Система ценностей не может рассматриваться как результат оценочного познания. Цель приобретает смысловое значение в определении средств её достижения при реализации коммуникативно-ценностной функции. Коммуникация позволяет получить достоверную информацию о социальной среде  и осуществить обратную связь в форме ценностных представлений о ней. Ценностный компонент рассматриваемой нами функции позволяет установить отношение к окружающей действительности, что предполагает активность в определении им позиции к происходящему в социальной среде. С коммуникативно-ценностной функцией тесно связана рефлексивно-коррекционная функция социального интеллекта, которая находит с одной стороны свое отражение в самопознании и в осознании достоинств недостатков учебно-познавательной деятельности, с другой обеспечивает внесение изменений в процесс взаимодействия, направленного на уменьшение внутреннего конфликта, позволяющего контролировать эмоции, потребности.

Коррекционный аспект функции  социального интеллекта выражается в обеспечении устойчивости внутреннего мира, во взаимоотношении с социальной средой, так как социальный интеллект оказывает направляющее действие на творчество, затрагивает смысловые образовательные процессы. Корректирующая роль социального проявляется не только в области мыслительных процессов, но опосредует установление динамического равновесия между интеллектуальной и эмоциональной сферами личности. Социальный интеллект сдерживает порыв отрицательных эмоций, помогает выйти из состояния стресса, позволяет определить выбор механизма психологической самозащиты, направленной на сохранение самоуважения личности. В результате этого определяется повеление личности. Кроме этого коррекция проявляется в процессе становления личностной позиции и выражается в определении своих действий и поступков. Проблема заключается в том, кого хотят видеть окружающие.

Структура указанных  выше функций проявляется в их соподчинении. Проявление социального интеллекта зависит от содержания деятельности, определяющей доминирование той или иной функции. В процессе целеполагания ведущей становится познавательно-оценочная функция, а остальные две создают условия. Определение направленности целей опосредуется реализацией коммуникативно-ценностной функции. Установление индивидуальных темпов реализации своих возможностей приводит к доминированию рефлексивно-коррекционной функции над остальными. В целом взаимообусловленность функций отражает роль составляющих социального интеллекта по отношению к рассматриваемому нами свойству как целостной системы [26, с.94].

Информация о работе Педагог как субъект педагогической деятельности